Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся младших классов фортепиано

«…одна из главных задач педагога - скорее быть ненужным ученику…, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания, умения добиваться цели».

(Г. Нейгауз).

 

Формирование исполнительских навыков уже в начальный период обучения игре на фортепиано необходимо сочетать с формированием навыков самостоятельной работы. Перед каждым педагогом встают вопросы, касающиеся того, как привить учащемуся любовь к самостоятельному труду за инструментом, как научить его продуктивно заниматься и рационально использовать своё время. Ведь большую часть работы над произведением ученики проводят дома, самостоятельно.

Стремление к самостоятельному прочтению нотного текста активизируется у учащегося к третьему-четвертому году обучения, тогда как у учащихся первого-второго года обучения возможности самостоятельной работы крайне ограничены. Но очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик, самостоятельно разбирая произведение, грамотно и добросовестно делал это.

Основные принципы организации самостоятельной работы ученика:

  1. Индивидуальный подход в применении методов, приёмов и способов работы – это фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Он необходим, так как не существует универсальных приёмов, которые работали бы на всех учеников без исключения. В процессе изучения ученика, педагог направляет его внимание на поиск и применение таких методов работы, которые являются особенностями его характера, музыкальными способностями.
  2. Формирование у учащегося умения анализировать свои действия, развитие самостоятельности мышления - наиболее трудоёмкий и долго формируемый процесс, требующий постоянных усилий педагога и ученика. Анализ своего исполнения способен сделать даже начинающий ученик, если педагог работает в этом направлении.
  3. Осознание учеником целей и задач своей работы. Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но ещё и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна – ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, активно участвует в проведении урока.
  4. Формирование умения концентрировать внимание – это умение необходимо развивать внимание с самого начала обучения. Ученик контролирует ритмическую точность, вслушивается в качество звучания, музыкальное содержание, проверяет правильность текста и здесь же рекомендуется самооценка своей игры, находить ошибки, неточности. Все эти действия и активизируют его внимание. Очень важно научить подрастающего музыканта распределять внимание, выделять главное.
  5. Трудолюбие, мотивация к занятиям музыкой. Привлечь внимание ученика и вдохновить его на труд – каждодневная задача педагога, и решить эту задачу удается далеко не всем. Осознаёт ли педагог, что для ребёнка освоение инструмента чрезвычайно сложная задача? Ведь ноты надо не просто читать как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управлять при этом двигательными процессами.

Учитель игры на фортепиано должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Он должен донести до ученика не только, так называемое, «содержание» произведения, не только заразить его музыкальным образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, то есть он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.

 «…как бы далек ни был ученик по слабости и неумению от верного художественного исполнения, как бы ни увязали еще его достижения в тине первичных «ремесленных» преодолений, он всё-таки должен знать и помнить о «стратосфере», в которую ему когда-нибудь надлежит проникнуть, должен угадывать отделенную путеводную звезду, пусть еще скрытую туманами и облаками, к которой он будет беспрерывно стремиться. Тем более об этом должен помнить учитель…» (Г. Нейгауз).

 

Литература

  1. Мельникова Л.Н. «Организация самостоятельной работы ученика в классе фортепиано» http://artschool-krkam.ucoz.ru/Konferencii/2017/melnikova_l.i-organizacija_samostojatelnoj_raboty_.pdf
  2. Назаркина М.Н. «Воспитание самостоятельности учащихся на уроках фортепиано» https://egdshi.ru/metodicheskie-rabotyi-prepodavatelej/vospitanie-samostoyatelnosti-uchashhixsya-na-urokax-fortepiano.html
  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся младших классов фортепиано

«…одна из главных задач педагога - скорее быть ненужным ученику…, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания, умения добиваться цели».

(Г. Нейгауз).

Формирование исполнительских навыков уже в начальный период обучения игре на фортепиано необходимо сочетать с формированием навыков самостоятельной работы. Перед каждым педагогом встают вопросы, касающиеся того, как привить учащемуся любовь к самостоятельному труду за инструментом, как научить его продуктивно заниматься и рационально использовать своё время. Ведь большую часть работы над произведением ученики проводят дома, самостоятельно.

Стремление к самостоятельному прочтению нотного текста активизируется у учащегося к третьему-четвертому году обучения, тогда как у учащихся первого-второго года обучения возможности самостоятельной работы крайне ограничены. Но очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик, самостоятельно разбирая произведение, грамотно и добросовестно делал это.

Основные принципы организации самостоятельной работы ученика:

  1. Индивидуальный подход в применении методов, приёмов и способов работы – это фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Он необходим, так как не существует универсальных приёмов, которые работали бы на всех учеников без исключения. В процессе изучения ученика, педагог направляет его внимание на поиск и применение таких методов работы, которые являются особенностями его характера, музыкальными способностями.
  2. Формирование у учащегося умения анализировать свои действия, развитие самостоятельности мышления - наиболее трудоёмкий и долго формируемый процесс, требующий постоянных усилий педагога и ученика. Анализ своего исполнения способен сделать даже начинающий ученик, если педагог работает в этом направлении.
  3. Осознание учеником целей и задач своей работы. Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но ещё и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна – ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, активно участвует в проведении урока.
  4. Формирование умения концентрировать внимание – это умение необходимо развивать внимание с самого начала обучения. Ученик контролирует ритмическую точность, вслушивается в качество звучания, музыкальное содержание, проверяет правильность текста и здесь же рекомендуется самооценка своей игры, находить ошибки, неточности. Все эти действия и активизируют его внимание. Очень важно научить подрастающего музыканта распределять внимание, выделять главное.
  5. Трудолюбие, мотивация к занятиям музыкой. Привлечь внимание ученика и вдохновить его на труд – каждодневная задача педагога, и решить эту задачу удается далеко не всем. Осознаёт ли педагог, что для ребёнка освоение инструмента чрезвычайно сложная задача? Ведь ноты надо не просто читать как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управлять при этом двигательными процессами.

Учитель игры на фортепиано должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Он должен донести до ученика не только, так называемое, «содержание» произведения, не только заразить его музыкальным образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, то есть он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.

 «…как бы далек ни был ученик по слабости и неумению от верного художественного исполнения, как бы ни увязали еще его достижения в тине первичных «ремесленных» преодолений, он всё-таки должен знать и помнить о «стратосфере», в которую ему когда-нибудь надлежит проникнуть, должен угадывать отделенную путеводную звезду, пусть еще скрытую туманами и облаками, к которой он будет беспрерывно стремиться. Тем более об этом должен помнить учитель…» (Г. Нейгауз).

Литература

  1. Мельникова Л.Н. «Организация самостоятельной работы ученика в классе фортепиано» http://artschool-krkam.ucoz.ru/Konferencii/2017/melnikova_l.i-organizacija_samostojatelnoj_raboty_.pdf 
  2. Назаркина М.Н. «Воспитание самостоятельности учащихся на уроках фортепиано» https://egdshi.ru/metodicheskie-rabotyi-prepodavatelej/vospitanie-samostoyatelnosti-uchashhixsya-na-urokax-fortepiano.html 
  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».