Конспект урока по музыке для 4 класса

Кудряшова Снежана Владимировна

Раздел: "Музыка мира сквозь "призму" русской классики" Подраздел: "Интонационные особенности народной музыки мира в творчестве русских композиторов" Тема урока: "Традиционное обращение русских композиторов -классиков к музыке других народов. Русские в Италии. П.И. Чайковский - "Итальянское каприччио" Разработано учителем музыки Кудряшовой С.В.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема четверти: «Музыка мира сквозь «призму» русской классики».

Тема урока: «Традиционное обращение русских композиторов – классиков к музыке других народов. Русские в Италии».

Метод: Сочинение сочиненного.

Конспект урока в 4 классе

1. - Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.

Распевание – пальчиковая гимнастика (2 упражнения) –  «Солнце», «Пальчики здороваются».

Песня – «Карамельная страна» Д. Воскресенского.

2. - Мы продолжаем исследовать обращение русских композиторов к музыке других народов.

Сегодня мы с вами перенесемся в Италию.

- Где находится Италия? (в Европе – на юге)

- Если это юг, то какая природа, погода? (солнце, много зелени, море)

- Как вы думаете, а какие по характеру люди – итальянцы? (гордые, вспыльчивые, жизнерадостные, темпераментные)

- А как вы думаете, на итальянской музыке отразился темперамент итальянцев? (конечно, ведь музыка – это язык души каждого человека, отражение жизни)

3. - В этой стране побывал и наш соотечественник – великий русский композитор П.И. Чайковский, который сочинил известные всему миру музыкальные произведения – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пиковая дама» и др. Как человек творческий, он не мог не восхитится красотой этой страны. Как композитор, он не мог не сочинить музыку об этой стране. Итальянское слово «capriccio» означает каприз, прихоть. В музыкеоно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению,капризного, изменчивого характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное подвпечатлением его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы разнообразные народныенапевы и ритмы, благодаря которым создается красочная картина веселого итальянского карнавала. Иногдаупотребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина -- каприс (caprice). Широко известныскрипичные каприсы Паганини -- виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприсРубинштейна, написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.

   - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 58. Читаем вместе и обсуждаем прочитанное.(Задаются вопросы по содержанию текста в учебнике)

4. – Представьте себе, что никакого каприччио ещё не существует. Композитор ищет помощи для создания произведения об этой стране. Кто же ему может помочь? (музыканты, художники, поэты).

Представьте себе, что я - П.И. Чайковский и буду сейчас говорить от его имени:

- Приветствую вас. Я пришел к вам с просьбой – помогите мне сочинить красочное музыкальное полотно о замечательной стране – Италии. Проблема состоит в том, что мне хотелось бы соединить в этом произведении 2 художественные линии: простые народные мелодии этой музыкальной страны и величие римского Колизея, Ватикана, Капитолия и др. достопримечательностей. А как это сделать, я не знаю. Прощайте, надеюсь, вы мне поможете?

- Как вы думаете, какие именно люди могут помочь композитору решить эту проблему? (творческие личности: писатели, поэты, музыканты, художники)

5. – Итак, за работу.  Давайте поделимся на 3 группы: музыканты, художники, поэты (по рядам).

1

У музыкантов – задание: попробовать сочинить музыку при помощи средств музыкальной выразительности (планшет «Средства музыкальной выразительности» выдается учащимся). Продукт труда – мелодия или интонация, характеризующая Италию и народ, который в ней живет. Необходимо либо пропеть, либо исполнить на инструменте.

-  Но, не забывайте про просьбу Петра Ильича. А как вы это сделаете?

- Народные интонации –  какие будут? (легкие, веселые, радостные, «витаминные»).

- А интонации, которые будут показывать величие такого «вечного» города как, например,  Рим? (горделивые, торжественные, величественные)

- Все это отразится в музыке? (да)

 - А как? (музыка будет контрастная, разная)

- Выбираем руководителя группы. Именно руководитель будет оценивать вашу помощь в работе над решением проблемы.

2

У художников -  задание: подобрать цветовую гамму, которая может изобразить эту страну и выбрать картины, которые, по вашему мнению, характеризуют эту страну. (Ученикам выдаются: набор разноцветного картона и иллюстрации картин русских и зарубежных художников). Все это прикрепить к доске. Продукт труда -  рисунок на итальянскую тему (можно на доске или на альбомном листе – выдаются краски, кисточки и ватман небольшого формата).

Тоже 2 линии направление творчества – простота и величие Италии – должны быть отражены в художественном плане.

3

У поэтов – задание: подобрать слова (прилагательные, существительные, глаголы, наречия и др.), характеризующие общую атмосферу Италии. (Ребятам выдается «Словарь эмоций, чувств, настроений»). Продукт труда – стихотворение об Италии. В стихе также должны быть 2 содержательные линии: простота и величие «вечного» города Рима. Это может быть «белый» стих, не обязательно – рифма.

6. Подведение итогов работы.

Группы представляют свой продукт труда: читают стихотворения, объясняют выбор картин, цветов, показывают свой рисунок; играют на инструменте или голосово исполняют собственное сочинение.

Учащиеся выступают в таком порядке: 1 – художники, 2 – поэты, 3 – музыканты.

 - Как вы думаете, получилось ли у нас то, к чему мы стремились? (Да, наверное, может быть)

7. Сравнение сочинений.

 - Петр Ильич Чайковский благодарит вас за работу и за помощь.                                                      Он хочет представить вам свое произведение. Интересно послушать? (Да)                                                                                                           – Давайте проверим, помогли ли мы с вами П.И. Чайковскому в создании музыкального произведения «Итальянское каприччио», а заодно и сравним наше сочинение и сочинение Чайковского.  ( Прослушивание музыки)

- Справились мы со своим заданием, помогли композитору? Можно ли сравнить сочинения? (Да, немного. Но П.И. Чайковский – гениальный композитор, поэтому сравнить невозможно)

- Как вы думаете, есть ли в каприччио русские интонации? Можно ли понять, что это произведение написал именно русский композитор? Почему? (Да. Протяжная, лирическая интонация, напоминает распевные русские народные интонации. Потому что Италия и итальянский народ здесь, в этом произведении, представлены и видятся глазами русского человека с русской душой)

- Молодцы! О чем говорили и что делали сегодня на уроке? Какую музыку мы с вами исследовали?

8. Выставление оценок.

 

Цель урока:

Знакомство с музыкой Италии в «интерпретации» П.И. Чайковского – «Итальянское каприччио». Исследование интонационных стилистических особенностей музыкальной культуры Италии.

Задачи урока:         

  1) ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их     организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (интонация, развитие, национальные особенности и пр.)

  2)  понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности.

  3)  понимание взаимодействия и взаимопроникновения различных художественных культур: поэзия, живопись, музыка.