Дополнительная профессионально ориентированная общеобразовательная программа «Народные инструменты» по учеб.предмету «Специальность (баян)» .
Программа предусматривает целенаправленную работу по подготовке обучающихся 14-16 лет к поступлению в средне - специальные музыкальные учебные заведения. Срок реализации данной программы составляет один год. В программе изложены цели, задачи, содержание и методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профес.ориентированная программа по учеб.предмету«Специальность (баян)» | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая 33 недели
Данная программа составлена с учётом ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №162)
Характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Специальность (баян) » является одним из основных предметов, участвующих в реализации дополнительной профессионально ориентированной общеобразовательной программы «Народные инструменты». Предусматривает целенаправленную работу по подготовке к поступлению в средне - специальные музыкальные учебные заведения.
Предмет ориентирован на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности, а так же на формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Обучение осуществляется на базе индивидуального плана. Учебный предмет «Специальность» тесно связан и интегрирован с предметами области инструментального исполнительства (ансамбль, оркестр).
Область применения программы. В соответствии с федеральными государственными требованиями программа учебного предмета «Специальность (баян) » является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
Срок реализации данной программы для обучающихся 14-16 лет, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, составляет один год.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося _214,5_часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 82,5 часа;
самостоятельной работы обучающегося __132_ часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – урок (академический час), проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.
Цели программы:.
- Воспитание культуры сольного исполнительства.
- Подготовка к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Задачи программы:
- Развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, ритма, мелодического, ладогармонического и тембрового слуха).
- Формирование технического комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.
- Знакомство с баянным репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров. Формирование художественного представления о характере и стиле изучаемых произведений.
- Воспитание слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения.
- Овладение музыкальной терминологией.
Материально-технические условия реализации учебного предмета. Реализация программы учебного предмета «Специальность (баян) » обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей. Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебные аудитории для индивидуальных занятий не менее 9 кв.м. (кабинет оборудуется стульями соответствующей высоты, а также регулирующими по высоте пультами для нот);
- для проведения занятий в кабинете необходимо для обучающихся наличие инструментов (концертный многотембровый баян в том числе);
- концертный зал со звукотехническим оборудованием,
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (для просмотра и прослушивания аудио и видеозаписей).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объём времени (в часах) | ||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
Организация игрового аппарата | Индивидуальный урок | 20,8 | 12,8 | 8 | ||
Учебно-техническая работа | Индивидуальный урок | 104 | 64 | 40 | ||
Учебно - художественная работа | Индивидуальный урок | 53,3 | 32,8 | 20,5 | ||
Музыкально-теоретическая подготовка | Индивидуальный урок | 20,8 | 12,8 | 8 | ||
Чтение с листа | Индивидуальный урок | 15,6 | 9,6 | 6 | ||
214,5ч | 132ч | 82,5ч |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Организация игрового аппарата. Рациональная организация движений в различных видах техники (работе мехом, использовании различных приёмов игры). Работа с различными видами «туше» в соответствии с характером музыки.
История исполнительства Современное искусство игры на клавишных и кнопочных аккордеонах (баянах) нового поколения в России и за рубежом. Прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей с Международных конкурсов.
Учебно-техническая работа. Работа над совершенствованием технического развития обучающихся, то есть над звукоизвлечением: артикуляция, метроритмическая и штриховая ровность исполнения в умеренных и быстрых темпах. Закрепление приёмов игры мехом (виды тремоло, рикошет). Работа над формированием техники левой руки как на готовой системе клавиатуры, так и на выборной.
Учебно-художественная работа. Работа над стилем и формой музыкальных произведений. Крупная форма (вариации, сонаты, сюиты), произведения полифонического цикла (прелюдия с фугой). Проникновение в особенности авторского текста и детальная работа над ним. Постижение закономерностей развития музыкальной речи, интонационных особенностей, своеобразие языка музыки разных эпох.
Музыкально-теоретическая подготовка. Орнаментика в различных стилях – умение самостоятельно расшифровать мелизмы: мордент, форшлаг, трель. Освоение упражнений на полиритмию. Изучение исполнительской терминологии.
Чтение с листа. Развитие углублённого слышания читаемого текста, автоматизация аппликатурных навыков.
Внеаудиторная нагрузка.
В соответствии с федеральными государственными требованиями данная учебная программа реализуется, в том числе и через внеаудиторную деятельность. Внеаудиторная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации обучающихся. Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся. Она способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.
Цель внеаудиторной нагрузки:
- развитие индивидуальности обучающихся в процессе социального и профессионального самоопределения;
- создание своеобразной эмоционально наполненной среды;
- обеспечение возможности обучающихся проявить себя, творчески раскрыться в области исполнительского искусства;
- развитие приемов исполнительского мастерства;
- формирование у обучающихся рефлексивной адекватной самооценки.
Виды внеаудиторной нагрузки:
- самостоятельная работа;
- инструментальное музицирование дома, в кругу друзей и сверстников;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей и т.п.;
- активное и пассивное участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения;
- участие в конкурсах, фестивалях, мастер-классах и т.п.;
- прослушивание музыкальных аудио и видеозаписей.
В ходе реализации программы обучающиеся участвуют в различных концертах, лекциях для общественных организаций города, для учащихся общеобразовательных школ, воспитанников детских садов. Проделывая эту работу, учащиеся приобретают навыки не только исполнительской, но и музыкально-просветительской деятельности. Они выступают перед аудиторией своих сверстников. Это положительно сказывается на процессе обучения, так как обучающиеся используют приобретенные знания и умения, полученные во время аудиторной нагрузки в практической деятельности.
Основой внеаудиторной деятельности являются следующие принципы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Самостоятельная работа обучающихся рассматривается как важнейшая составляющая в освоении данной учебной программы. Осуществляется без непосредственного руководства преподавателя, но обязательно направляемая им. Самостоятельная работа предполагает обязательную ежедневную практическую работу за музыкальным инструментом.
Самостоятельная работа не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено. Представляет собой индивидуальную форму внеаудиторных занятий с определяющими требованиями.
Обучение игре на инструменте может быть эффективным только при условии, если аудиторная работа на уроках специальности подкрепляется хорошо организованной самостоятельной работой дома. Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков приходится на самостоятельную работу обучающегося.
На каждом аудиторном занятии обучающийся получает задание для самостоятельной работы, которая подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, аудио и видео материалы. Каждое предлагаемое домашнее задание подробно обосновывается.
Возможность эффективной реализации самостоятельной работы обучающихся должна быть обеспечена организацией рабочего места. Очень важно, чтобы для самостоятельной работы обучающегося отводилось рекомендуемое время и было своё постоянное рабочее место.
Объем домашних заданий определён в соответствии с предельными нормами времени. Усвоение материала и отработка навыков в силу индивидуальных особенностей у каждого ребёнка идут в своем темпе. В результате научных исследований определено, что дети приблизительно одинаковой успеваемости тратят на самостоятельную работу дома разное количество времени. Разница может быть очень велика: двадцатиминутное занятие одного может другим производится в течение сорока минут и даже часа. Поэтому каждому из обучающихся в одном классе, понадобится разное количество времени на усвоение и отработку домашних заданий. Развитие индивидуальности каждого обучающегося – требование, в реализации которого самостоятельной работе отводится особая роль. Самостоятельную работу нужно по мере необходимости дифференцировать. Выбор оптимального объема самостоятельных занятий является важной педагогической задачей и в то же время нелегкой проблемой. Необходимо тщательно продумывать объем и сроки выполнения самостоятельной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
- художественно-эстетические и технические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне;
- музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- грамотно исполнять музыкальные произведения на баяне;
- самостоятельно разучивать на баяне музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- Иметь представление о наиболее рациональной аппликатуре;
- Самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на баяне;
- В исполнении на баяне создавать художественный образ музыкальных произведений различных стилей и жанров;
В результате освоения предмета обучающийся должен владеть навыками:
- владения различными видами техники игры на баяне;
- использования художественно оправданных технических приемов;
- чтения с листа на баяне несложных музыкальных произведений;
- подбора по слуху;
- слухового контроля, управления процессом исполнения музыкального произведения;
- по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
- теоретического анализа исполняемых произведений;
- репетиционно-концертной работы в качестве солиста;
- публичных выступлений.
В результате освоения предмета обучающийся должен иметь:
- развитую музыкальную память, мелодический, ладогармонический, тембровый слух;
_ сформированные представления о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
________ Все одноголосные мажорные и минорные гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении в подвижном темпе различными штрихами и группировками (используется весь диапазон). Мажорные и минорные гаммы до трёх знаков в ключе: терциями, секстами и октавами в правой руке и с одноголосным изложением от основного (тонического) звука в левой в прямом движении, в среднем темпе.
Короткие, ломаные и длинные арпеджио. Тонические (четырёхзвучные) аккорды и доминантсептаккорд с обращениями во всех тональностях двумя руками вместе. Длинные арпеджио правой рукой от заданного звука на основе мажорных, минорных трезвучий, доминантсептаккорда, малого вводного септаккорда, уменьшённого септаккорда с обращениями в непрерывном движении вверх и вниз в подвижном темпе (используется весь диапазон). Группировки мехом – дуоли, триоли, квартоли; тремоло мехом, различные виды вибрато.
- В течение года обучающийся должен выучить 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 разнохарактерных пьесы; 1-2 обработки народных песен и танцев; 1-2 произведения для самостоятельной работы; 1-2 этюда концертного плана.
На заключительном экзамене учащийся исполняет программу из четырёх различных по стилю и жанру произведений: полифоническое произведение, крупную форму, обработку народной мелодии, произведение русской или зарубежной классики, кантилену, виртуозное произведение или оригинальное сочинение.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды контроля по учебному предмету «Специальность»:
- текущий контроль (поурочные оценки, контрольные уроки);
- промежуточная аттестация (четвертные оценки, академические концерты, технические зачёты);
- итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков обучающихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий, повышению уровня усвоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические и физические особенности учащегося. Текущий контроль осуществляется регулярно (каждые два-три урока).
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки. Контрольный урок с анализом результатов развития проводится в конце каждой четверти.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок. В соответствии с ФГТ экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, выступлениях на конкурсах.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Технический зачет – это проверка технической подготовки обучающихся, а также их умения читать ноты с листа, знание терминов, исполнение этюдов и гамм, умение грамотно рассказать об исполняемом произведении,.
Технический зачет у обучающихся проводится один раз в учебном году:
в первом полугодии (ноябрь) или во втором полугодии (март). Исполняются мажорные и минорные гаммы, арпеджио, аккорды и этюд, также проверяется чтение нот с листа и знание музыкальных терминов
Оценка не дифференцируется.
Академический концерт – итоговое выступление учащихся за полугодие. Исполняется два разнохарактерных произведения и один этюд либо виртуозное произведение. В подготовке этой программы учитывается дифференцированный подход к каждому ученику, исходя из его музыкальных данных.
Академические концерты проводятся систематически два раза в учебном году, по одному в каждом полугодии – с оценкой. Участие в конкурсах, фестивалях, открытых концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТАХ.
Оценка 10 баллов (5+) ставится за неординарно яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы ДМШ. В интерпретации произведений должны присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя.
Оценка 9 баллов (5) ставится за артистичное, технически качественное, продуманное и прослушанное исполнение программы. В интерпретации произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка 8 баллов (5-) ставится за артистичное, стилистически грамотное и прослушанное исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата). В интерпретации произведений допускаются недочёты, не нарушающие в целом основной художественной идеи. Учащийся должен продемонстрировать достаточно высокую звуковую культуру и индивидуальное отношение к исполняемой музыке.
Оценка 7 баллов (4+) ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений, а также – заинтересованным отношением к их исполнению. Оценка 7 баллов может быть поставлена за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также – погрешностей стилистического характера (метроритмической неустойчивости).
Оценка 6 баллов (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в котором более очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя, нежели самого ученика. Оценка 6 баллов может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали техническая неряшливость и недостатки в культуре обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений.
Оценка 5 баллов (4-) ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы, в целом соответствующей программным требованиям обучения. Оценкой 5 баллов может быть оценено выступление, в котором отсутствовала исполнительская инициатива при наличии достаточной стабильности игры и наоборот. Несмотря на допущенные погрешности, учащийся всё-таки должен проявить в целом понимание поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками.
Оценка 4 балла (3+) ставится за технически некачественную игру без проявления исполнительской инициативы при условии исполнения произведений, соответствующих программе класса. Оценкой 4 балла может быть оценена игра, в которой отсутствует стабильность исполнения, но просматривается какая-то исполнительская инициатива, выстроенность формы; оценка 4 балла может быть также поставлена за ограниченную в техническом и художественном отношении игру при наличии стабильности.
Оценка 3 балла (3) ставится в случае исполнения учеником программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должного исполнительского качества; также оценкой 3 балла оценивается достаточно музыкальная и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями при условии соответствия произведений уровню класса.
Оценка 2 балла (3-) ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям), исполнения не всех требуемых произведений; оценкой 2 балла может быть оценена игра ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также – технически несостоятельная игра.
Оценка 1 балл (2) ставится в случае фрагментарного исполнения произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне; также – в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученной программы.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с учебным планом в форме экзамена в выпускном классе. Определяет качество освоения образовательной программы. Публично исполняемые произведения должны представлять законченные и полноценные в эстетическом отношении результаты учебно-творческой деятельности учащихся и оцениваются коллегиально. На выпускном экзамене учащийся должен представить программу: произведение полифонического склада, произведение крупной формы (концерт, соната, части сюиты, вариации), обработка народной мелодии, пьеса русского или зарубежного композитора (одна из них, желательно кантиленного характера).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Диагностика Критерии | Точность и осмысленность текста | Ясность звукоизвлечения, динамическая яркость | Техника исполнения, ритмичес-кая и темповая устойчивость | Эмоциональность и образность исполнения | Примечания |
Оптимальный 5 | Верность авторскому тексту, верные штрихи, аппликатура, яркая динамика, выдержанность формы, слуховой контроль и осмыслен-ность. | Умение играть музыкальное произведение с различными тембродинамическими изменениями. Постоянный слуховой контроль. | Пальцевая беглость, ловкость и изящество, точный ритмический рисунок, устойчивый темп, соответствующая агогика | Яркий художественный образ в исполняемых произведениях, эмоциональная насыщенность. | Перевыполнение учебной программы, самостоятельность, саморазвитие, самоконтроль. |
Достаточный 4 | Точное воспроизведение текста, верные штрихи, соответствующая аппликатура, яркая динамика, выдержанность формы. | «Пение» на инструменте, яркое звукоизвлечение, динамическое развитие. | Исполнение произведений в соответствующем темпе, точный ритм, аппликатура и фразировка. | Образность в исполнении произведений, понимание содержания, самоконтроль. | Выполнение учебной программы, учение с увлечением. |
Удовлетворительный 3 | Целостное исполнение произведений, наличие помарок, ошибок. | Применение разнообразных приемов звукоизвлечения, вялость, динамическое однообразие. | В основном точный ритмический рисунок, пульс, недостаточно устойчивый темп. | Исполнение произведений в характере. | Недостаточная подготовка к урокам, обучение без желания. |
Критический 2 | Исполнение произведений с ошибками, помарками, остановками. | Поверхностное, «точечное» звукоизвлечением, динамическое однообразие. | Неритмическое исполнение произведений в несоответствующем темпе. | Исполнение произведений вне характера, безжизненно | Невыполнение учебной программы. |
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям реализация программы учебного предмета «Специальность» предусматривает проведение консультаций – 40 часа (за весь курс обучения). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения. Объём консультаций для обучающихся дополнительного года обучения (9 класс) составляет 8 часов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Методические рекомендации. Необходимо отметить, что избранная преподавателем программа в отношении каждого конкретного ученика может меняться в зависимости от физиологического развития. Каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, с первых уроков достаточно точно оценивший уровень общих музыкальных и двигательных способностей обучающегося, непрерывно прогнозирует путь технического роста и музыкального развития. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки (организации целесообразных игровых движений) в процессе формирования техники игры. Правильное положение корпуса, инструмента, освоение целесообразных движений, обусловленных художественно-техническими задачами — все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и обучающегося.
Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем воспроизведения с помощью технических средств. Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с ее наблюдением по нотам. Знакомство с великими мастерами исполнительства и прослушивание музыки в их исполнении может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте.
Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Для расширения музыкального кругозора обучающихся, помимо произведений детально изучаемых в классе, следует знакомить их с целым рядом разнообразных пьес, не требуя обязательного заучивания наизусть. При подборе репертуара необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащихся рационально использовать время, отведенное для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. Выполнение любого задания требует трудового напряжения. Умение правильно распределять трудовые усилия, мобилизуя свою волю, настойчивость, чтобы добиваться результатов, оттачивая постепенно, приучая трудиться ежедневно. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполнялись в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь самостоятельной работы с аудиторными занятиями в классе, быстрее вспомнить особенности выполнения заданий данного типа. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами. Это означает, что после выполнения задания необходимо сделать перерыв на 10-15 минут, и после этого повторить отработанный материал. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выработке у обучающегося навыка быстрого переключения.
На аудиторном занятии преподаватель отводит необходимое время на объяснение домашнего задания, содержание которого продумывает предварительно при составлении перспективного плана и разрабатывает окончательно накануне урока. От того, насколько четко будет разъяснено задание, часто зависит успешность его выполнения. Поэтому целесообразно продумать не столько содержание и объем самостоятельной работы обучающихся дома, но и определить, на каком этапе уроке дать задание, сколько на это потратить времени и на что обратить особое внимание. При разъяснении задания преподаватель учит рациональным способам и приемам самостоятельной работы, навыкам самообразования, демонстрирует образцы выполнения упражнений.
Домашнее задание дается на занятии тогда, когда его полезность и необходимость обусловлены дидактическими задачами занятия. Если характер работы новый, то на занятии требуется научить учащихся выполнять это новое задание. Для этого преподаватель не только разъясняет его содержание, но и вооружает учащихся познавательными умениями и навыками, обеспечивающими успех выполнения домашней работы.
Дополнительным стимулом к музыкальным занятиям может служить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря исполнению на баяне он становится интереснее и значительнее в глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.
Методы. При реализации программы учебного предмета используются традиционные методы обучения.
Так, при практическом методе используются такие приёмы как технические упражнения, гаммы, что служит для развития беглости пальцев. С помощью многократных повторений музыкальных отрезков формируется специальная мышечная память рук, что в дальнейшем значительно облегчает воспроизведение музыкального материала. У обучающихся вырабатывается необходимый комплекс игровых, двигательно-технических умений и навыков.
При наглядном методе приёмы иллюстрации и демонстрации (исполнение) музыкального материала наблюдения обучающимся за действиями исполнителя дают возможность обучающемуся целостно охватить как художественную, так и техническую сторону музыкального материала.
С помощью объяснения, разъяснения, беседы, убеждения, сравнения (приёмы словесного метода) обучающиеся получают возможность осознать необходимость исполнения музыкального материала тем или иным способом. Также этот метод даёт возможность самостоятельно сформулировать проблему и добыть знания в процессе разрешения
Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой аудиторной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность обучающегося.
Основные требования к организации учебного процесса:
- Четко определять объем знаний и навыков, обязательных для овладения учениками игрой на инструменте в каждом классе;
- Наиболее продуктивно использовать время на уроке;
- Заранее планировать меж предметные связи в учебном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студентов высших музыкальных учебных заведений. М., 1981.
- Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1981.
- Акимов Ю.Т. Школа игры на баяне. М., 1981.
- Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство: Справочник. М., 2001.
- Басурманов А.П. Искусство игры на баяне. Абакан, 1979.
- Бардин Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре. Начальный курс. М., 1978.
- Беляков В.Ф., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. Освоение выборной клавиатуры. М., 1978.
- Беньяминов Б.Г. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов. М.; Л., 1964.
- Галактионов В.М. Движение меха в работе баяниста. М.,1990.
- Говорушко П.И. Школа игры на баяне. Л., 1969.
- Демченко В.А. Технические упражнения для баяна. М., 1967.
- Завьялов В.Р. Баян и вопросы педагогики. Методическое пособие. М., 1971.
- Завьялов В.Р. Баянное искусство. Воронеж, 1995.
- Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л.; М., 1975.
- Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
- Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М., 1998.
- Липс Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции. Москва; Курган, 1999.
- Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.
- Народник: Информационный бюллетень. М., 1993-2002.
- Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.,1978.
- Платонов В.А. Чтение нот с листа: Пособие для баянистов. М., 1970.
- Полетаев А.И. Пятипальцевая аппликатура на баяне. М., 1962.
- Ризоль Н.И.Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. М., 1977.
- Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. М., 1978.
- Сурков А.А. Пособие для начального обучения игре на баяне. М., 1973.
- Шаров В.П. Динамика баяна. О двигательных навыках левой руки баяниста. Кишинев, 1976.
- Ястребов Ю.Г. Основы баянной аппликатуры. Владивосток, 1984.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста» 3- 5 класс ДМШ, выпуск 9. - Москва: «Музыка», 1980 г.
- Акимов Ю., Талакин А. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 класс ДМШ. - Москва: «Музыка», 1979 г.
- Алексеев И., Корецкий В. – составители сборника «Баян 5 класс. - Киев: «Музична Украина», 1987 г.
- Алексеев И., Корецкий Н. – составители сборника «Баян 1 класс» - Киев: «Музична Украина», 1987г.
- Алексеев И., Корецкий Н. – составители сборника «Баян 3 класс для ДМШ» - Киев: «Музична Украина», 1981г.
- Алёхин В. – составитель сборника «Полифонические пьесы для баяна» выпуск 5. - Москва: «Советский композитор», 1978г.
- Алёхин Е., Павин С., Шашкин П. «Хрестоматия баяниста» 3-5 класс ДМШ, выпуск 1. - Москва: «Музыка», 1973г.
- Бажилин Р. – составитель сборника «Аккордеон в джазе». – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
- Бажилин Р. – составитель сборника «Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет» - Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
- Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 4. – Москва: Издательство Катанского В., 2005г
- Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» популярные песни в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 1. – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
- Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
- Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона «В стиле популярной музыки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
- Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
- Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне), аккомпанемент песен». – Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
- Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
- Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне» - Москва: «Советский композитор», 1979г.
- Бах И.С. «Избранные произведения в переложении для готово-выборного баяна», выпуск 1. Составитель сборника Ковтонюк В. – Москва: «Всероссийское музыкальное общество», 1996г.
- Бах И.С. «Инвенции для фортепиано» Редакция Бузони Ф. – Москва: «Музыка», 1991г.
- Беляев А. Концертные обработки для баяна «Моя любимая» - Москва: Московская типография, 2000г.
- Бережков В. «Пьесы для баяна» – Санкт-Петербург: «Композитор», 2004г.
- Бесфамильнов В., Зубарев А. – редакторы - составители сборника «Выборный баян 3 класс» - Киев: «Музична Украина», 1982г.
- Бланк С. «Двенадцать пьес и одна сюита» аккордеон, баян – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001г.
- Бойцова Г.«Юный аккордеонист» 1, 2 часть – Москва: «Музыка», 1994г.
- Бонаков В. «Пьесы для готово-выборного баяна» - Москва: «Советский композитор», 1977г.
- Бушуев Ф. – составитель сборника «Сонатины и вариации для баяна», выпуск 11 - Москва: «Советский композитор», 1979г.
- Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе», выпуск 64, 1-3 класс. – Москва: «Советский композитор», 1991г.
- Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе», выпуск 7, 1-2 класс. – Москва: «Советский композитор», 1971г.
- Векслер Б. «Концертные пьесы для аккордеона», выпуск 2. – Москва: Издательство Катанского В., 2001г.
- Власов В. «Альбом для детей и юношества» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2000г.
- Власов В. «Эстрадно-джазовые композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1. Составитель сборника В.Ушаков. - Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
- Гаврилов Л.В. «Этюды для баяна». – Москва: «Советский композитор», 1985г.
- Гамаюнов О. «Баян-эксцентрик». Концертные пьесы для детей. – Тула, 2000г.
- Герасимов В. «Пьесы для готово-выборного баяна». - Санкт-Петербург: «Композитор», 1998г.
- Говорушко П. – редактор- составитель сборника «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна, выпуск 2 - Ленинград: «Музыка», 1987г
- Говорушко П. – составитель сборника «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна, выпуск 4 - Ленинград: «Музыка», 1989г.
- Говорушко П. «Репертуарная тетрадь юного баяниста». – Ленинград: «Музыка», 1989г.
- Грачёв В. – составитель сборника «Хрестоматия баяниста», ДМШ 5 класс. – Москва: «Музыка», 1990г.
- Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.
- Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.
- Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 – 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
- Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
- Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна. – Москва: «Музыка», 1983г.
- Двилянский Е. – составитель сборника «Мой друг – баян», выпуск 19. - Москва: «Композитор», 1994.
- Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор «Хрестоматия аккордеониста» издание второе, 2 курс музыкальных училищ – Москва: «Музыка», 1985г.
- Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор сборника «Хрестоматия аккордеониста» 2 курс музыкальных училищ. - Москва: «Музыка», 1981г.
- Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7 – Москва: «Музыка», 1991г.
- Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 22. – Москва: «Советский композитор», 1989г.
- Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 20. – Москва: «Советский композитор», 1987г.
- Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 58. – Москва: «Советский композитор», 1989г.
- Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. – Москва: «Советский композитор», 1990г.
- Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона – Москва: «Музыка», 1985г.
- Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1981г.
- Дербенко Е. «Детская музыка для баяна» Шесть сюит – Москва: «Музыка», 1989г.
- Дербенко Е. «Альбом для юношества» - Тула, Тульская типография, 2000г.
- Дербенко Е. «Сюита в классическом стиле в семи частях» для баяна ДМШ - Москва: «Престо», 1996г.
- Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
- Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
- Дмитриев А. и Лихачёв Ю. – составители сборника «Хорошее настроение» для баяна или аккордеона – Ленинград: «Музыка», 1990г.
- Доренский А. «Виртуозные пьесы», педагогический репертуар баяниста, выпуск 3, 4-5 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
- Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2 для 2-3 классов – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
- Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 1-3 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007г.
- Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 3-5 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008г.
- Завальный В. «Музыкальная мозаика», альбом для детей и юношества (для баяна и аккордеона). Составление и исполнительская редакция Родина В. – Москва: «Кифара», 1999г.
- Коробейников А. «Альбом для детей и юношества», пьесы для баяна и аккордеона, часть 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г.
- Коробейников А. «Детский альбом» для баяна и аккордеона. – Москва: «Русское музыкальное товарищество», 2004г.
- Кузнецов В. «Пьесы, обработки и этюды для баяна» – Москва: «Музыка», 1973г.
- Куклин А.М. «Сон Золушки» пьесы для баяна – Слободской: «Слободские куранты», 1999г.
- Куликов В. «Ча-ча-ча», популярные мелодии в латиноамериканских ритмах. – Москва: « Музыка», 1994г.
- Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1985г.
- Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 15. – Москва: «Советский композитор», 1986г.
- Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 3. – Москва: «Музыка», 1986г.
- Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 7 – Москва: «Музыка», 1990г.
- Лихачёв Ю. – составитель сборника «Полифонические пьесы И.С. Баха и его сыновей» в переложении для готово-выборного баяна или аккордеона - Ленинград: «Музыка», 1988г.
- Лондонов П. «Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона». – Москва: «Советский композитор», 1985г.
- Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1990г.
- Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1989г.
- Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Советский композитор», 1987г.
- Мотов В.Н., Шахов Г.Н. – составители сборника «Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» – Москва: «Кифара», 2005г.
- Накапкин В. – составитель сборника «Готово- выборный баян в музыкальной школе», выпуск 35, пьесы для 1-5 класса – Москва: «Советский композитор», 1988г.
- Накапкин В. «Альбом для юношества», выпуск 4, произведения для баяна. – Москва: «Советский композитор», 1988г.
- Онегин А.«Школа игры на баяне» - Москва: «Музыка», 1990г.
- Павин С. «Народные песни и танцы» в обработке для аккордеона – Москва: «Советский композитор», 1985г.
- Пономарёва Т.Б. – составитель сборника «Карусель», сборник детских сочинений для баяна или аккордеона – Санкт-Петербург: ДМШ им. Андреева, 2006г.
- Самойлов Д. «Баян 3 – 5 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
- Самойлов Д. «Баян 5 – 7 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
- Семёнов В. «Детский альбом», две сюиты для баяна – Москва: «Престо», 1996г.
- Семёнов В. «Современная школа игры на баяне». – Москва: «Музыка», 2003г.
- Скуматов Л. – составитель сборника «Лёгкие пьесы русских и советских композиторов» для готово-выборного баяна, нотная тетрадь баяниста, выпуск 7 – Ленинград: «Музыка», 1976г.
- Скуматов Л.С. – составитель сборника «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 6 часть: «Оригинальная музыка и обработки», 1-3 годы обучения – Санкт-Петербург: «Композитор», 2007г.
- Солохин Б. «Пьесы для аккордеона» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г.
- Стативкин Г. «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» - Москва: «Музыка», 1989г.
- Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне», методическое пособие – Москва: «Советский композитор», 1982г.
- Талакин «Хрестоматия аккордеониста», этюды 4-5 класс – Москва: «Музыка», 1988 г.
- Талакин А. «Аккордеонисту-любителю», выпуск 24 – Москва: «Советский композитор», 1990г.
- Ушаков В. - составитель сборника «Композиции для аккордеона», выпуск 3. - Санкт-Петербург: «Композитор», 1998г.
- Фролов Е. Детская сюита для баяна «Приключения Буратино» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2002г.
СБОРНИКИ КОМПОЗИТОРОВ СИБИРИ И УРАЛА
- В. Брызгалин Три русские песни
- А. Бызов Виртуозные произведения
- А. Мордухович Страдания
- Е. Дербенко Цыганский танец
- В. Мачула Позарастали стежки-дорожки
- Е. Дебренко Шесть русских песен к третьему конкурсу «Друг баян» выпуск 2
- А. Сапалов Калейдоскоп. Пьесы для баяна и аккордеона. Тетрадь 7
- Е. Дербенко Из фольклорного источника Выпуск 4
- Е. Дербенко Из фольклорного источника Выпуск 5
- Е. Дербенко Из фольклорного источника Выпуск 6
- Е. Дербенко Из фольклорного источника. Русский калейдоскоп. Выпуск 7
- Е. Дербенко Концертные миниатюры
- Е. Дербенко Гармонь. Баян. Аккордеон. Выпуск 1
- Е. Дербенко Гармонь. Баян. Аккордеон. Выпуск 2
- Е. Дербенко Гармонь. Баян. Аккордеон. Выпуск 3
- Е. Дербенко Гармонь. Баян. Аккордеон. Выпуск 4 (в эстрадном стиле)
- Е. Дербенко Гармонь. Баян. Аккордеон. Выпуск 5 (в классическом стиле)
- Е. Дербенко Гармонь. Баян. Аккордеон. Выпуск 6 (в русском стиле)