Технологическая карта открытого урока "Формирование навыка работы над полифонией на уроке специальности"

Лизун Людмила Федоровна

На уроке показано и последовательно рассказано о работе с полифонией в классе баяна ДШИ, ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

Технологическая карта открытого урока  «Формирование навыка работы над полифонией на уроке специальности»

  1. Преподаватель: Лизун Людмила Фёдоровна
  2. Ученик: Талканбаев Дастан
  3. Класс: 3 класс, ОП Народные инструменты, баян, 5-летний срок обучения
  4. Дата: 14.10.2016г.
  5.  Предмет: Специальность (баян)

Тема открытого урока: «Формирование навыка работы над полифонией на уроке специальности»

  1. Цель  урока: дать представление о последовательной работе с полифонией, закрепить элементы артикуляционной техники через синтез практических умений и теоретических знаний
  2. Задачи:

Образовательные:

 - обучить ученика принципам работы с полифонией, активизируя его знания, память,

внимание;

- обучить

- продолжить   закрепление следующих специальных умений по предметам «сольфеджио»,    

«специальность»: одновременное сольфеджирование одного голоса, с исполнением другого.

- создать условия для отработки навыков и умений по теме урока;

Развивающие

 -развить у ученика практические навыки в освоении инструмента, включая в процесс работы внимание, слуховой контроль, теоретические знания;

--содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

-  привить умение обобщать увиденный нотный материал и анализировать его;

Воспитательные:

- воспитание внимания и работоспособности на уроке;

- воспитание умения работать в нестандартных условиях;

- воспитать у ученика самостоятельность в применении полученных навыков.

9.  Дидактические средства:

для преподавателя:   нотный музыкальный материал:

  • И.С.Бах Инвенция двухголосная  До мажор
  • К.Черни Этюд Ре-мажор
  • Упражнение, гамма

для ученика:  баян, пюпитр, стул, нотный материал для работы на уроке.

10. Методы обучения:

  • Словесный
  • Практический
  • Наглядный
  • Эвристический
  • Проблемный
  • Исследовательский
  • Репродуктивный
  • Объяснительно - иллюстративный

11.Пояснительная записка к  открытому уроку

«Формирование навыка работы над полифонией на уроке специальности»

Работа над  полифоническим произведением является одним из важнейших разделов в методике обучения игре на баяне.  

Полифония это вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий (голосов). Полифония бывает подголосочной, контрастной и имитационной. Баян – многоголосный инструмент, который часто называют портативным органом. Если на баяне играть сразу несколько мелодий, то возникнут проблемы с интонированием и фразировкой на единственном мехе.  Выход из этой ситуации нашли в своё время органисты, - искусство артикуляции. На баяне артикуляция может быть разнообразной благодаря раздельному и связному исполнению музыкальных звуков, различным способам ведения меха, скорости нажима на клавиши или интенсивности удара по ним.

Как мы знаем, методически грамотная работа с полифонией связана с такими факторами, которые требуют от исполнителя особого музыкального мышления. В полифонической музыке логика линеарного развёртывания материала требует от исполнителя научиться слышать каждый голос, раскрывая динамикой интонационную выразительность каждой мелодической линии. Поэтому учащемуся нужно освоить основные элементы артикуляционной техники. Необходимо обратить внимание на звучание баяна в высокой тесситуре, начиная со второй октавы, где динамическая яркость заметно уменьшается. Можно компенсировать недостаточную силу звучания в одноголосной фактуре более интенсивной работой мехом. Однако усиление звучания  при помощи ускоренного ведения меха повлияет на динамику другого голоса. Вот здесь на помощь приходит искусство контрастного артикулирования каждого голоса при помощи различных способов  туше и более тонкой, рафинированной работы мехом.

На следующем этапе надо научиться вести две мелодические линии различными штрихами в партиях правой и левой руки, т. е левая рука исполняет гамму штрихом staccato, а правая рука штрихом legato. Затем, наоборот. Далее, можно усложнить, разнообразить штрихи, т.е. применить противоположные комбинированные (одной рукой по два звука штрихами legato и staccato, другой рукой наоборот).

В работе над Инвенциями баянисту нужно объяснить, что это имитационная полифония, в которой тема проходит в каждом голосе. В первую очередь научить обучающегося исполнять её одинаково в каждом голосе, чтобы в момент вступления тема узнавалась. Добиться выразительного исполнения голосов каждой рукой отдельно на память. Во вторую очередь обратить внимание исполнителя на цезуры в каждом голосе, которые играют формообразующую роль.

Основная трудность для исполнителя в полифонии это сочетание кистевого стаккато одной руки с пальцевыми движениями другой, исполняющей  шестнадцатые ноты штрихом легато или нон легато, и этой  работой  следует заниматься систематически с самого начала занятий, включая соответствующие задания по артикуляции на уроках специальности.

В условиях музыкальной школы, где учатся дети с разной степенью одаренности, нельзя надеяться на то, что обучающиеся с легкостью  будут разбирать и исполнять полифоническую музыку. Для формирования этого навыка нужна кропотливая работа преподавателя и обучающегося.

 Можно выделить основные направления в работе над полифонией:

- понимание вида полифонии;

- умение следить за ведением и сменой меха;

- практическое знание аппликатурных формул мажорных и минорных гамм, аккордов, арпеджио на выборной клавиатуре;

- практическое знание звукоизвлечения, интонирования (твердая и мягкая атака звука);

- практическое владение элементами артикуляционной техники;

- осознавать - различать структуру построения (тема-ответ, секвенция, противосложение, интермедия);

 - умение осознанно разбирать текст по голосам;

- умение проводить тему в каждом голосе.

        Очень полезна ансамблевая игра с преподавателем. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся многие необходимые навыки: умение хорошо слушать партнера, регулировать звучности партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время.

Работа над полифонией открывает перед учениками широкое поле деятельности, и знания, полученные ими по теоретическим дисциплинам, прочно закрепляются в специальном классе.

Систематическая продуманная работа над полифонией, ее правильное соотношение с прохождением репертуара основной программы  не только способствует более быстрому продвижению ученика, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, воочию убеждает в его необходимости.

  1. Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание  этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация

Организационный этап.

Вводная беседа

Приветствие ученика, сообщение ему темы и структуры урока.

Приветствие преподавателя.

Ученик настраивается на работу, ставит перед собой цель: «Что я хочу узнать и показать сегодня на уроке».

Концентрирует внимание, получает позитивный настрой на урок, раскрепощается в условиях проведения урока в нестандартной форме.

2.

Актуализация знаний

Представление исполнительских и технических возможностей ученика.

Исполнение произведения.

Представляет исполнительские, технические возможности ученика через исполнение произведения И.С.Баха Инвенция двухголосная До мажор по голосам.

1. Слушает задание, готовится к исполнению произведения.

2. Настраивается на характер пьесы, готовит исполнительский аппарат.

3.Исполняет произведение  И.С.Баха двухголосную Инвенцию До мажор отдельно каждой рукой.

4. Исполнение пьесы с динамическими оттенками, свободно и уверенно.

3.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемы: тема и цель урока

Рассказ преподавателя о следующих этапах работы с Инвенцией. Ученик внимательно слушает.

Обозначает проблему артикуляции каждого голоса, соединения голосов двумя руками,.

1. Ученик внимательно слушает информацию, анализируя  применительно к себе, извлекает необходимые отправные точки для дальнейшей работы на уроке.

 2. Далее концентрируется на обозначенной проблеме урока. 3.Готовится применять умения и навыки, полученные в специальном классе и на уроках сольфеджио.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверка усвоения знаний теоретической базы. Открытие нового умения слышать и вести одновременно 2 мелодии. Первичное применение нового знания. Самостоятельная работа по артикуляции.

1. Преподаватель рекомендует как упражнение одновременно сольфеджировать тему и играть ответ.

2. Опрос ученика на предмет повторения гаммы в одну октаву противоположными штрихами.

3. Путем подводящего диалога побуждает ученика к работе, обращает внимание на:

 _артикуляцию темы, всей мелодической линии (исполнение шестнадцатых пальцевыми движениями, восьмых длительностей кистью);

 _цезуры;

 _интонирование;

 _длинные звуки, на которых останавливается развитие, укорачивать, (для удобства смены меха);

 _ровное ведение меха;

 _смена меха не мешает развитию мелодических линий.

4. Создает условия для отработки навыков и умений в начале второго и третьего раздела инвенции, на примере нотного материала

Этюда К.Черни (D-dur)

1. Внимательно слушает задания, активизирует мышление.

2. Настраивается на применение знаний, накопленных в процессе совместной с преподавателем работы с нотными текстами за инструментом.

3. Готовится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

4. Ставит перед собой цель справиться с заданиями  на основе имеющегося запаса теоретических и практических знаний.

5. Готовится  анализировать нотный текст, сравнивать, делать выводы, планирует свою деятельность, применяет знания теоретической базы и демонстрирует результат.

6. Самостоятельно выполняет действия по заданному алгоритму.

7. Работает индивидуально и в паре с преподавателем.

8. Сотворчество с преподавателем,  контроль и коррекция своих действий в заданиях по смене меха.

9. Вступает в диалог с преподавателем  во время   работы, отвечает на вопросы,  рассуждает, демонстрирует практические навыки на инструменте.

10. Взаимодействует в практической и теоретической деятельности  с  преподавателем,  учитывает  и координирует свои действия.

11. Самостоятельное прочтение произведения.

12. Применяет умения и навыки, полученные в специальном классе и на уроках сольфеджио.

13. Контроль за своей работой, оценка и коррекция деятельности.

14. Контролирует правильность выполнения заданий, осознает качество и уровень усвоения материала.

15. В ситуации затруднения регулирует свою деятельность. Проявляет познавательную инициативу. Контролирует свои действия. 

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итога урока

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу на будущее.

1.Определяет степень своего продвижения к цели.

2. Осознает значимость применения полученных умений и навыков по чтению с листа.

3. Выражает готовность использовать полученные навыки в практической деятельности обучения игре на инструменте.

4. Планирует дальнейшую работу, использует критерии для обоснования своих суждений.

5. Контроль,  выделение  и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Проводит самооценку.

6.

Домашнее задание.

Запись домашнего задания в дневник.

Диалог преподавателя с учеником.

Предлагается две части домашнего задания для закрепления полученных навыков:

 Вариативная часть – пьеса повышенного уровня. - инвенцию играть и петь одновременно по одному из голосов; 1-ый раздел соединить двумя руками и проставить смену меха;

Инвариантная часть, соответствующая базовому уровню ученика, Этюд Черни двумя руками выучить без остановок по нотам.

1. Определяет степень  соответствия своих умений, навыков, знаний для выполнения домашнего задания.

2.Самостоятельно применяет полученные навыки урока, инициативно использует дополнительные источники информации для восполнения недостающих знаний.

Используемая литература:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Г.Коган,  книга «Работа пианиста», изд. «Классика ХХI», 2004г.;
  • Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М.,2001;
  • Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учеб. Для вузов. Сб. Питер, 2000г.;
  • Методическая разработка Кубаревой О.М. по теме «Метод Х. Хайнер», 2014г.;
  • А.О.Аракелова, сборник материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств», Москва, 2012г.;
  • Семёнов В.А. «Современная школа игры на баяне», «Музыка», Москва, 2003г.
  • Власов В.П. «Методика работы баяниста над полифоническими произведениями», Москва, 2004.