Методическая разработка: Работа над звуковысотностью и свободой звукоизвлечения

Евстафьева Татьяна Юрьевна

     

Работа над звуковысотностью и свободой звукоизвлечения раскрывает следующие аспекты:

                 -Развитие  голосового аппарата и  голосовой функции ребёнка для  подготовки к певческой  деятельности.

                  -Развитие  показателей певческого  голосообразования по таким критериям как: усиление насыщенности звука, увеличение его полетности, достижение большей певучести звука, раскрепощенности певческого звучания

                   -Развитие эмоциональных качеств у детей за счет простоты и доступности при освоении фонопедических распевок, в соединении с яркими образами и поставленными актерскими задачами.

                   -Расширение диапазона.

                    -Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение фонопедических упражнений

 на занятиях  эстрадно-хорового вокала в эстрадной студии «ФантаZёры»

Автор:

Евстафьева Татьяна Юрьевна

ФИО, должность, место работы

ГБУ ДО ДДЮТ "На Ленской"

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2018

Работа над звуковысотностью и свободой звукоизвлечения.

Пояснительная записка.

     В Эстрадной студии «ФантаZёры», кроме урока сольного вокала, который посещают дети, обладающих ярко выраженными вокальными данными, существует предмет – «Эстрадно - хоровой вокал». Этот предмет  предназначен для тех  детей студии, которые поступили в студию, продемонстрировав яркие хореографические данные. Основной сложностью при работе с этими детьми является не столько раскрытие скрытого потенциала, сколько погружение этих детей в музыкальную среду, вокальное и эмоциональное раскрепощение, снятие оценочного режима восприятия себя и окружающих детей.

С этой задачей, волшебным образом   справляются фонопедические  упражнения.

Фонопедические упражнения  помогают в решении координационных и тренажных задач при работе над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические  упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий),  певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для  действия механизма саморегуляции.

Данная методика  особенно актуальна в  Санкт-Петербурге, в большом мегаполисе с его особенным климатом Ухудшающая  экологическая обстановка, вынуждающая слизистую оболочку верхних дыхательных путей и в т. ч. голосовой аппарат работать в  режиме  "фильтра-отстойника"; неравномерность развития  голосового аппарата и  голосовой функции в условиях спонтанного формирования речи в семье; агрессивность звуковой среды обитания, отсутствие в  обществе в целом и в средствах массовой информации в частности эталона  голосообразования и речи, обилие в популярной музыке, в т. ч. детской физиологически  нецелесообразных, травмирующих способов  голосообразования, отсутствие  традиций семейного музицировали, информационная избыточность и много вариантность фонетики русского языкоданной  методики, как только ребенок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: «не говори громко, не кричи — это неприлично». К возрасту, когда ребенок попадает в нашу студию, перед нами зачастую оказывается «воспитанный ребенок», для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребенка подавлена естественнейшая из функций психической деятельности — имитационная: «Не дразнись!» Но именно через имитацию («делай, как я») происходит обучение уже у высших животных.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ:

  1. развитие  голосового аппарата и голосовой функции ребёнка как носителей речи.
  2.  развитие  эмоционального и  звуковысотного слуха и способности эмоционального и звуковысотного интонирования
  3. профилактика расстройств  голосовой функции и  заболеваний  голосового аппарата.

     4.  развитие  голосового аппарата и  голосовой функции ребёнка для подготовки к певческой  деятельности. Развитие  показателей певческого  голосообразования.

ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ:

1.Образовательные:

- Обучить навыкам  координации управляемых мышечных систем,  участвующих в  голосообразовании.

-Обучить навыкам разборчивой, выразительной речи.

-Овладеть простейшими навыками  управления  режимами работы  гортани .

2.Развивающие:

                 -Развитие  голосового аппарата и  голосовой функции ребёнка для                   подготовки к певческой  деятельности. 

                  -Развитие  показателей певческого  голосообразования по таким критериям как: усиление насыщенности звука, увеличение его полетности, достижение большей певучести звука, раскрепощенности певческого звучания

 -Развитие эмоциональных качеств у детей за счет простоты и доступности при освоении фонопедических распевок, в соединении с яркими образами и поставленными актерскими задачами.

 -Расширение диапазона.

 -Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка.

3.Воспитательные:

-Воспитать речевую и вокальную культуры.  

-Развить понятие ансамбля, как в вокальной, так и в эмоциональной сферах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 В процессе игровой деятельности с предлагаемыми упражнениями дети должны:

 -познать режимно-энергетические возможности  голосового аппарата и сформировать простейшие навыки управления  режимами работы  гортани и  энергетики дыхания.

  -осознать управляемость артикуляционной мускулатуры и соединить  артикуляционные действия с  голосообразованием;

 - осознать  связь движений и положений корпуса и конечностей с  голосообразующими движениями и работой дыхания.

  -активизировать имитационный уровень голосовых возможностей.

  -соединить голосообразущие действия с представлениями  об изменениях пространства, времени, света, цвета, поверхности, консистенции, плотности, температуры, эмоциональных оценок и самочувствия.

        -устранить неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции.

                                             ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Наша студия развивает детей по трем направлениям: вокал, хореография и актерское мастерство. Мы стремимся к формированию многогранных артистов. В связи с нашей многопрофильностью, на нашем пути встречается достаточное количество сложных задач, одна из которых – работа над формированием яркого, эмоционального  способа голосообразования, который нужен в вокальной и актерской сценической практике. Именно в этом вопросе мы и используем фонопедические упражнения, как основной способ его решения.

 Речевое голосообразование формируется в раннем детстве сугубо подражательно. Образцами выступают члены семьи, которые могут иметь весьма несовершенные и даже проблемные голоса. Всё это впитывается ребёнком, накладывается на процесс роста и взросления. Подключаются образцы социума: воспитатели, учителя, соученики, средства массовой информации, молодёжная субкультура. Подросткам - юношам приходиться самостоятельно, т.е. стихийно, хаотично осваивать новый мужской голос. Этот процесс идёт также неосознанно - подражательно.

В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы до речевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.

           

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

В начале урока предлагаю детям артикуляционную гимнастику.

  1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза (по четыре). (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
  2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
  3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
  4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.
  5. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
  6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками. Игровое задание: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко.)
  7. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
  8. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
  9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
  10. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
  11. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
  12. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
  13. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.
  14. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».
  15. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.
  16. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.
  17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.
  18. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.
  19. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
  20. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
  21. Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
  22. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Эти упражнения могут использоваться полным комплексом, а могут и выборочно, это зависит от конкретных целей и задач урока.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнение 1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта (губная комиссура) не должны напрягаться, но только натягиваться (натяжение тканей можно проверить пальцами), рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой [А]. В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе - одновременно ртом и носом). Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков:

Каждый звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох (условно обозначаемый знаком цезуры над «А» в квадратных скобках). Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

Особенности произношения: звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкою губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ»» и «БУХ» (можно уточнить и так: звуки «П» и «Б» произносятся влажными частями губ). Звуки «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В», и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых складок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха (примерно: «В-В-В-Ы!», «3-3-3-Ы!», «Ж-Ж-ЖЫ» этого быть не должно!). Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продленных согласных «Ф», «С», «Ш». Целесообразно вне рамок настоящего задания осознать тот самый момент смены направления движения воздуха, т.е., момент перехода выдоха во вдох. Это полезно сделать на озвученном вдохе (инспираторная фонация) на гласной «А», добиваясь одинакового по высоте, тембру и силе звука на выдохе и вдохе, причем ориентиром должен быть звук, получающийся на вдохе. (Принцип самоимитации).

Упражнение 2. «Страшная сказка». Исходное положение: рот открыт движением челюсти вперед-вниз, губы расслаблены, пальцами рук проверьте мягкость губной коммисуры, проткнув щеки, т.е. поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица - испуганное. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», т.к. последовательности гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы

Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.

У…..УО….УОА….УОАЭ…..УОАЭЫ……

Ы….ЫЭ….ЫЭА…ЫЭАО….ЫЭАОУ….

.

Упражнение 3. «Вопросы – ответы». Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении.

Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным «переломом» голоса, который условимся называть «регистровым порогом». Условно этот момент срабатывания регистрового порога обозначается буквой «П». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация).

Упражнение 4. Вибрант гортани (штро-бас-регистр).

Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности. (Только штро-бас!)

х х х КРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК –

х х х ОН НЕ НИЗОК, НИ ВЫСОК…

х х х РОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ…

х х х ПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ…

Упражнение 5. «Бронтозаврик». Упражнение не требует какого-либо специального исходного положения и состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Издается легкий высокий звук в фальцетном регистре, через нисходящую глиссирующую интонацию и регистровый порог переводится на том же гласном в грудной регистр. В грудном регистре гласные переводятся из одной в другую в установленной последовательности с последующим переходом в штро-бас.

В эмоцинально-образном отношении это упражнение может быть ключом к начальному этапу работы над голосом в раннем возрасте. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями. В качестве примера такой деятельности дается задание нарисовать голосом бронтозавра при помощи разных регистров и разных гласных, разной звуковысотности и разной силы звука. Имея в виду перспективу выразительного естественного пения, на начальном этапе формирования голоса в раннем возрасте целесообразно воспитать у ребенка способность передавать голосом следующие антиномии незвукового характера: долгий-краткий, длинный-короткий, толстый-тонкий, много-мало, большой-маленький, высокий-низкий (не о звуке!), твердый-мягкий, теплый-холодный, острый-тупой, темный-светлый, блестящий-матовый, гладкий-шершавый.

Упражнение 6. «Канючим». Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский, расслабленный - лежит на нижней губе. Глаза - полусонные. Расслабленное выражение лица связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности, а представляющего собою шумовой, низкий шуршащий-трещащий-скрипящий-рокочущий звук (в немецкой терминологии - «штро-бас»). Штро-бас надо издавать на гласном «А», хотя указанное положение языка будет этому препятствовать. Надо добиться чистого гласного «А» на штро-басе с расслабленным, плоско лежащим на нижней губе языком. Условное обозначение (в т.ч. и в нотной записи) - три косых крестика, стоящих друг за другом.

Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и, затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного. Эмоционально-образное задание для детей может состоять в настойчивом безнадежном выпрашивании чего-либо и радостном восходящем возгласе (с переходом через порог на фальцет) при неожиданном получении просимого

Ходит, ходит пропроШАЙКА,

х х х х х х х х х х х

Просит, просит попроШАЙКА.

х х х х х х х х х х х

Дайте, дайте пропроШАЙКЕ

х х х х х х х х х х х

Всё, что просит попроШАЙКА!

х х х х х х х х х х х

Упражнение 7. «Вопросы-ответы с согласными». Исходное положение такое же, как в упражнении 2. Упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении. Педагог на каждом занятии может выбрать какой-либо вариант прочтения какой-либо строчки, что создает видимость разнообразия и включает в тренаж разные согласные.

Упражнение 8. «Вопросы-ответы трехсложные». Аналогичное предыдущему с включением звонких согласных.

Упражнение 8. «Бегемот». На этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого нёба. Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп).

Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.

Сладко спит в своей постели бегемот -        [ХР]-[ХР]

Видит он во сне морковку и компот -        [ХР]-[ХР]

Спит он широко разинув рот -                 [ХР]-[ХР]

И во сне он громким голосом поёт: -        [ХР]-[ХР]

Упражнение 9. «Губной вибрант».

(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ А МАМЕ -        (Р)

(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ -        (Р)

(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ -        (Р)

(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ -        (Р)

(р) – ты, моя машина, не рычи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не урчи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не фырчи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не ворчи -        (р)

Упражнение 10. «Выдувание». На этом упражнении дети учатся получать звук голоса в грудном, фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха (дуем на свечку).

(У)        ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР,        (У)

(У)        ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ:        (У)

(У)        «ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ, ДЕТИ, (У)

(У)        ПЕСЕНКУ МОЮ!»        (У)

(у)        вейся, вейся, ветерок        (у)

(у)        вейся, вейся, озорной        (у)

(у)        ты нам расскажи стишок, (у)

(у)        песню нежную пропой        (у)

Упражнение 11. «Сонорные согласные». Упражнение не требует какого-либо специального исходного положения. Кроме появления в контексте упражнений сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издаванием звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только грудным регистром. Тренировочный материал также изложен в виде матрицы. Само упражнение записано условными обозначениями. Основная цель двух новых приемов - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

        

        х х х У-МУ-МУ -        МЫЧИТ КОРОВА

              (У)-МУ-МУ -        ЗОВЁТ КОГО-ТО

            (Р)У-МУ-МУ -        БЕЖИМ МЫ К НЕЙ

        х х х У-МУ-МУ -        ТЕЛЁНОК С НЕЙ

        

            Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по  выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе  изложен комплекс упражнений для начального этапа работы. Эти упражнения, претерпевая изменения остаются на всех этапах обучения эстрадно-хоровому вокалу в нашей студии. Благодаря их воздействию, дети безбоязненно расширяют диапазон и вовлекаются в эмоциональное проживание любых произведений.

 Появление показателей певческого голосообразования позволяет включить в работу более сложные приемы, вести более тонкое самонаблюдение ,как традиционными методами, так и принципиально новыми.

Основным и безоговорочным плюсом данной методики является то, что любой ребенок, вне зависимости от исходных природных данных, может развивать весь диапазон вокальных и певческих навыков.

 Умение преодолевать регистровый порог, снимает «боязнь» детей перед звуковысотностью музыкальных фраз; расширение диапазона – вне певческих характеристик, происходит в зоне детского психологического комфорта.

И главное: решение вопросов, связанных с характеристикой певческого звука, путем «непевческого», но звукового  эмоционального проживания различных  мини-актерских ситуаций, делает опыт использования данной методики в нашем коллективе – бесценным.

Результаты, достигнутые при применении данной методики:

 - расширение диапазона, даже у детей не обладающих природными данными.

  - создание интонационного и эмоционального  ансамблей, что особенно важно у детей занимающихся в классе эстрадно-хорового вокала.

 - значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка

 - усиление насыщенности звука

 - полетность, улучшение вибрато, большая певучесть звука, свобода раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

- развитие и раскрытие эмоционально-актерского вокального потенциала, путем снятия оценочного восприятия.

Литература:

  1. Агаров. Постановка голоса.
  2. Баранов Б.В. Курс хороведения. - М., 1991.
  3. Вербов А. Техника постановки голоса. - М., 1962.
  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000.
  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000.
  2. Как научится петь. Основы вокальной техники. О церковном пении. - М.: Казак, 1998. – 128 с.
  1. Кочнева, Яковлева. Вокальный словарь. – Л.: Музыка, 1988.
  2. Комяков С. Вокальная настройка хора: Методические рекомендации. - Астрахань.
  1. Краснощеков. Вопросы хороведения.
  1. Ломяков. Вокальная настройка хора, 1991.
  2. Мухин В. Вокальная работа в хоре. - М.: Профиздат, 1984.
  3. Назаренко. Искусство пения.
  4. Новиков А. Регистр и резонация в пении // Научно-методические записки Уральской консерватории. - Вып. 3. - Свердловск, 1959.
  1. Новиков А. Формы верхнего участка диапазона мужских голосов. Вып. 7.
  1. Павлищева О. Методика постановки голоса: Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения. - М.-Л.: Музыка, 1964.
  1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. - Л.: Музыка, 1972.
  2. Рудаков Е. О регистрах певческого голоса и переходах к прикрытым звукам // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. - М., 1970.
  3. Сборник статей «Работа в хоре». (Алмазов, Мухина. Вокальная работа в хоре.)
  4. Сборники вокальной педагогики. Вып. 5 и 7.
  1. Силкачева Л.М. Хороведение: Учебно-методическое пособие. - Кемерово, 1996.
  2. Соколов. Работа с хором. 1967.
  1. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
  1. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1981.
  2. Яковлева А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. - М., 1984.