Методическая разработка «Импрессионизм в музыке и других искусствах: творчество Клода Дебюсси»

Филиппова Радмила Сергеевна

Импрессионизм, открывший перед искусством новые горизонты, стал началом грандиозной художественной революции, отделившей классическое искусство от того комплекса явлений, которые принято называть современным искусством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filippova_r.s.impressionizm.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«КОЛЛЕДЖ  «ЗВЁЗДНЫЙ» 

СПб ГБ ПОУ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

Методическая разработка

«Импрессионизм в музыке и других искусствах:                                   творчество Клода Дебюсси»

Преподаватель специальных дисциплин

Р.С. Филиппова

Санкт-Петербург,

2020 г.

Содержание

Импрессионизм как новое направление в искусстве

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм в литературе

Импрессионизм в скульптуре

Импрессионизм в музыке

Заключение

Литература

Импрессионизм как новое направление в искусстве

«Импрессионизм – это система в живописи, заключающаяся в простом и непосредственном воспроизведении впечатления таким, каким оно физически воспринято художником», – такое толкование дал новому живописному направлению французский «Большой универсальный словарь» в 1878 году [1,10].

Действительно, импрессионизм произвел настоящий переворот в восприятии человеком внешнего мира и понимания прекрасного.  

К середине XIX века для многих представителей искусства реалистическое направление перестает быть тем незыблемым эталоном, на который следует равняться. Начинает рождаться новая субъективная реальность, в которой важно, каким видит мир каждый человек. Роль же творца состоит в фиксации подвижности и изменчивости окружающей действительности, правдивой передаче мгновений скоротечной жизни.

Не смотря на высокую степень изученности его отдельных аспектов «импрессионизм не имеет однозначной и всеобъемлющей дефиниции.  Само понятие «импрессионизм» распадается на отдельные нюансы и только при взгляде издали складывается некий образ реальности» [4,3].

Импрессионизм, зародившись в живописи, нашел отражение и в других видах искусства – литературе, скульптуре, музыке. Его родиной стала Франция, в творческой жизни которой после Великой французской революции шли интенсивные поиски новых изобразительных и выразительных средств и приемов.  

        Эти открытия позволили сделать эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности и богатстве, запечатлев видимый мир в его постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его природы.

Импрессионизм в живописи

Становление молодых художников, которых в будущем назовут импрессионистами, относится к 1860  годам, когда каждый из них самостоятельно ищет новые пути развития своего стиля.

Из-за этого их работы не принимают  в Парижский Салон, являющийся одной из самых престижных художественных выставок Франции, официальной экспозицией парижской Академии изящных искусств.

Тогда некоторые из них принимают решение сначала участвовать в Салоне Отверженных, а затем в 1874 году, объединившись, организуют   независимую выставку в ателье фотографа Феликса Надара (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон), на бульваре Капуцинок в Париже.

Было представлено 30 художников со 165 работами. Именно после открытия этой выставки малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Поводом стал  холст  Клода Моне «Впечатление. Восход  солнца» (Impression, soleil levant).

Художники, хотя и не сразу, но приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.

К импрессионистам относили себя такие художники, как Клод Моне, Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Каммиль Писарро, Берта Моризо, Фредерик Базиль и другие.

Импрессионисты впервые в истории изобразительного искусства стали работать не в мастерской, а под открытым небом – на   берегу реки, в поле, в лесу, то есть, на пленэре (франц. en plein air — на свежем воздухе).

Это стало возможным благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, которые заменили старые, готовившиеся вручную из масла и порошковых пигментов.  

Так как движение солнца быстро меняло освещение и колорит выбранного пейзажа, то художники ускорили процесс работы над картиной, ведь за сеанс нужно было запечатлеть не только ускользающий миг, но и смену одного мгновения другим. Так, в структуру картины помимо трёх измерений – высоты, длины и глубины вошло четвертое – время.  Введение в искусство живописи этого понятия стало важнейшим эстетическим открытием французского импрессионизма.

Большое влияние на импрессионистов оказало японское искусство. Благодаря прошедшим в Париже в 1854 году выставкам, молодые художники открыли для себя мастеров японской гравюры и начали использовать смещённую композицию или композицию с наклоном, схематическую передачу формы,  художественный синтез.

Также импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теорией цвета М.Э. Шеврёля и Г.Л. Гельмгольца, сводившейся к следующему: солнечный луч, расщепляется на составляющие цвета, и, соответственно, две положенные на холсте краски усиливают живописный эффект, а при смешении краски теряют интенсивность. Все цвета разделяются на основные, или первичные, и производные. При этом каждый производный цвет является дополнительным по отношению к основному.

 Руководствуясь открытиями современной им науки, изучив реакцию на краски человеческого зрения, импрессионисты стали пользоваться приемом оптической смеси, ведь ими было замечено, что многие цвета становятся более яркими по соседству друг с другом.

Разнообразие цветов и оттенков в наблюдаемых рефлексах навело художников на мысль передавать светотень через цветовые контрасты и выбросить из палитры темные тона и черный цвет, которыми обычно писались тени. Именно таким образом, они сделали свою палитру светлой и прозрачной.

Одним из излюбленных жанров художников-импрессионистов стал пейзаж, который позволял создавать единый поэтический образ городского вида или сельской местности.  Художники стремились к тому, «чтобы сделать картину подобной открытому окну, сквозь которое виден реальный мир» [3,24].

Ощущению остановившегося мгновения способствовало необычное построение картины — фрагментарное, заменившее прежние строгие композиционные схемы, основанные на равновесии. Композиция стала напоминать «кадр», выхваченный взглядом из природы или из реальной жизни.  

Благодаря импрессионистам в живопись впервые полноправно вошла новая тема – большого современного города, полного красот, огней и повседневных событий.

Появился также и новый жанр, которому остроумные соотечественники художников дали название «портрет толпы». Это изображения горожан, гуляющих, отдыхающих, общающихся в кафе, на берегу реки, в парке.

Одной из проблем, связанных с историей импрессионизма в живописи, которая до сих пор не всегда получает точное и обоснованное разъяснение, является распространенное мнение об импрессионизме как о художественном течении, развивавшемся не только в конце XIX века, но и в начале XX столетия.

Но в 1886 году состоялась последняя восьмая выставка импрессионистов, в которой приняли участие далеко не все последователи этого направления. Некоторые из художников уже ощущали в себе влечение к новой эстетике, в основе которой лежали бы не только ощущения и случайные находки.

Обращение импрессионистов к различным сторонам действительности, к жизни улиц, вокзалов, кафе, к образам современников различных сословий и профессий расширило рамки реалистического искусства. Стремление передать быстрый ритм жизни большого города, уловить мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к поискам новых средств художественной выразительности, к остроте восприятия, к просветленной красочной гамме.

Тем не менее. со временем, ясно обозначились и черты ограниченности творческого метода и мировоззрения импрессионистов, ведь точность передачи мгновенного зрительного ощущения все чаще вытесняет в их произведениях глубину и всесторонность познания мира, а также темы высокого общественного значения.  

После выставки 1886 года каждый из художников выбирает свой творческий путь, но именно с этого времени возрастает воздействие импрессионизма на развитие искусства других стран, а спустя десятилетие начинает расти слава импрессионистов, получающих официальное признание.

Импрессионизм в литературе

Вслед за художниками, открывшими импрессионизм, предпочтение ему стали отдавать писатели и поэты, которых также «влекли такие темы, как солнце, свет, дрожащие отблески, вода, ветер, дождь» [5,18].

В опубликованной в 1897 году книге Андре Жида «Яства земные» есть фразы, свидетельствующие об интересе к тончайшим нюансам ощущений и мимолетным впечатлениям. «Я сидел в саду; солнца не было видно, но воздух был пропитан рассеянным светом, словно синь небес расплавилась и превратилась в мелкий дождик… Да, действительно можно было сказать, что в этой большой аллее струился свет, а на кончиках ветвей, после того, как по ним стекали лучи света, оседала золотистая пена».

Однако импрессионизм, распространившийся в литературе в конце 19-начале 20 века, так и не сложился как отдельное направление.

Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего, внутри символизма.

Символизм стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности. Окружающий мир пронизан бесчисленными намеками на эту скрытую сущность – таков главный постулат символизма.

Но поскольку идеальное открывается поэту через видимые объекты в мгновенном впечатлении, импрессионистические приемы оказались подходящим способом передачи идеального содержания.

Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма – сборник стихов П.Верлена «Романсы без слов», вышедший в 1874 году. Верлен провозгласил требование «музыки прежде всего» и сам культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». Это означало стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения.

Ярким воплощением импрессионизма в прозе был Марсель Пруст, наделивший чертами художников-импрессионистов (Клода Моне и Огюста Ренуара) героя своего многотомного цикла «В поисках утраченного времени» –  художника Эльстира.

Здесь импрессионистические черты проявили себя в особом принципе строения текста на ассоциациях, нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания».

Импрессионизм изначально предполагал отсутствие законченного сюжета, и поэтому ярче всего проявлялся в новеллах, описывающих небольшое по времени и по значительности событие.

Такими импрессионистическими «впечатлениями» стали новеллы Ги де Мопассана, образы которых сотканы из множества деталей и нюансов.  

В литературе более последовательно, чем в живописи, делались попытки обосновать импрессионизм теоретически (Э. Золя, Ж. Лафорг, Э. и Ж. де Гонкур).

Этот стиль нашел свое воплощение и в художественной критике.  В 1873 году английский искусствовед У. Пейтер в книге «Ренессанс: очерки искусства и поэзии» говорил о «впечатлении», как об основе восприятия произведения искусства. Следовательно, по его мнению, оценка должна даваться не с точки зрения известных канонов, а на основе личного взгляда и вкуса автора.

Импрессионизм в скульптуре

Следует отметить, что некоторые художники-импрессионисты занимались и скульптурой. Эдгар Дега лепил из воска танцовщиц и лошадей, а Огюст Ренуар выполнил несколько этюдов обнаженных фигур.

К рубежу XIX—XX веков постепенно сформировалось новое поколение скульпторов, которые противостояли реалистическому направлению, отдавая предпочтение не тщательной детализации формы, а художественному обобщению.

Как и в картинах импрессионистов придавалось большое значение поверхности, именно поэтому для скульптур выбирались особенные материалы: дерево, природный камень, глина и даже пластилин, сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Это позволяло создать сложную игру света на выбранном для работы материале.

Скульптуры часто казались не законченными, состоящими из текучих линий, но в позах точно уловлен момент движения, развития, словно фигуры   сфотографированы с помощью скрытой камеры.

Возросло внимание к мелкой пластике, которая должна была не просто украшать интерьер, но стать органичной частью единого ансамбля.

Ярким выразителем импрессионистических приемов стал Огюст Роден. Еще в молодости он начал переосмыслять классическое наследие – средневековую скульптуру и образцы искусства Возрождения.

В своих работах Родену удалось соединить   желание заглянуть во внутренний мир человека и «живописную» манеру лепки, которая являлась следствием влияния на него ровесников-импрессионистов.

Его искусство актуально и сегодня. «Мыслитель» заставляет людей задуматься, «Граждане Кале» зовут к подвигу, а «Бронзовый век» наводит на мысль, что человечество всё ещё молодо и не вышло ещё из своей предыстории».

 

Импрессионизм в музыке

Расцвет импрессионизма в изобразительном искусстве не мог не оказать влияния на формирование отдельных его принципов в других видах искусства. Однако в них он не стал целостной художественной системой.

Применение термина «импрессионизм» к музыке во многом условно, так как музыкальный импрессионизм не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним во временных границах.

Истоки этой музыки лежат в позднем романтизме 19 века, в произведениях Ференца Листа, Рихарда Вагнера, Эдварда Грига, Жоржа Бизе и других.

Если сравнивать импрессионистическую живопись с импрессионистической музыкой, то можно отметить, что первая из них стремилась отобразить впечатление, а вторая – передать настроение композитора и эмоции, которые являются для него самого и слушателей определенными символами.

С живописной линией  музыкальный импрессионизм также роднит восторженное отношение к жизни, а моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

        Музыкальный импрессионизм наиболее ярко представляют два композитора – Клод Дебюсси и Морис Равель.

В их фортепианных и оркестровых произведениях с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные шумом морского прибоя, плеском ручья, шелестом леса, шагами на снегу. Всё это сливается с глубоко личными переживаниями музыкантов, влюбленных в красоту окружающего мира.

Здесь же образы народной музыки – французской, испанской, восточной –  восхищающей своей неповторимой красочностью.

Традиции импрессионизма, созданные французскими мастерами, нашли свое продолжение в творчестве композиторов различных национальных школ.

Заключение 

Импрессионизм, открывший перед искусством новые горизонты, стал началом грандиозной художественной революции, отделившей классическое искусство от того комплекса явлений, которые принято называть современным искусством.

Это направление зародилось в искусстве последней трети XIX-начале XX веков.

Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности, простоты и живой достоверности изображения, сделал эстетически значимой современную жизнь в её естественности.

Из импрессионизма в живописи выросли пуантилисты Жорж Сёра и Поль Синьяк, грандиозные фигуры Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Многие мастера авангарда прошли через увлечение этим направлением, прежде чем найти собственный путь в искусстве.

Импрессионизм в скульптуре, одним из основоположников которого является французский мастер Огюст Роден, отличают тенденции, сходные с импрессионизмом в живописи.   Любой материал скульптуры   становится словно бы текучим, рождая живые и трепетные образы.  Многие выдающиеся скульпторы, работавшие на рубеже XIX-XX веков, испытали на себе его влияние посредством знакомства с произведениями французского искусства.

Применительно к литературе импрессионистические черты  рассматриваются как отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого, своё скрытое единство и связь.

Применение термина «импрессионизм» к музыке не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически.

Главное в музыкальном импрессионизме – передача настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности, фантастическим образам, поэтизация старины, интерес к тембровой и гармонической красочности.

Эти черты проявились не только в творчестве К. Дебюсси, но и в произведениях других композиторов – М. Равеля, М. де Фалья, А. Казелла, О. Респиги в Италии, К. Шимановского.

Таким образом, не смотря на всё внутреннее разнообразие этого течения, обилие его последователей, всех их объединяло стремление к передаче эмоций, впечатлений, каждого мгновения жизни, каждого самого незначительного изменения окружающего мира.

Литература:

  1. Абеляшева Г.В. Импрессионизм: науч.-поп. изд. [Текст]/ Г.В. Абеляшева. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.
  2. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.: Музыка, 1965.

3. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

4. Ревалд Д. История импрессионизма. – Л.: Искусство, 1959.

5. Седова Т.И. Феномен импрессионизма и проблема его дефиниции: статья https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-impressionizma-i-problema-ego-definitsii-1

6. Энциклопедия импрессионизма/ Под ред. М. и А.Серюлля. – М.: Республика, 2005.

7. Яроциньский С. Дебюсси: импрессионизм и символизм. – М.: Прогресс, 1978.