Методическое сообщение "Способы пробуждения у детей интереса к занятиям музыкой и театром"

 

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Различные способности и умение учиться.

2. Восприятие информации и выполнение задания.

3. Личный пример.

4. Подходящее окружение.

5. Свобода в творчестве.

6. Практическое применение навыков.

7. Методики.

8. Театрализованная деятельность.

III. Заключение.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Учреждение Дополнительного Образования

Вяземская школа искусств

им. А. С. Даргомыжского

Методическое сообщение

на тему: «Способы пробуждения у детей интереса к занятиям

 музыкой и театром»

Преподаватель, концертмейстер Алексеева Н. В.

Смоленская область

г. Вязьма 2018г.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Различные способности и умение учиться.
  2. Восприятие информации и выполнение задания.
  3. Родители – первые помощники дома.
  4. Личный пример.
  5. Подходящее окружение.
  6. Свобода в творчестве.
  7. Ролевая игра.
  8. Практическое применение навыков.                                              
  9. Методики:

-В.В. Кирюшин.

-Ш. Сузуки.

- К. Орф.                                                                                                        

    10.Театрализованная деятельность - большой простор для творчества.  

     III. Заключение.              


Основной вид деятельности дошкольников - игра, поэтому различные развивающие занятия должны основываться на игре. В этом случае ребенок будет с удовольствием заниматься, поскольку основанное на игре занятие для него интересно и вызывает положительные эмоции. Если отделить занятие от игры и предложить его детям как отдельный вид деятельности, то такое занятие ими будет восприниматься отрицательно в силу специфики развития в этом возрасте:

- Они не могут находиться в сосредоточенном состоянии длительное время

- Имеют большую восприимчивость к окружающему миру и всему новому, проявляя любознательность

-“Медленное” мышление, мышление в наглядных образах

- Неустойчивое внимание и быстрое забывание того, что им недавно объяснялось

- Подвижность

- Подражание взрослым

Занятие, отделенное от игры, предполагает, что ребенок умеет учиться. Но в дошкольном возрасте он не обладает данным умением. Игры должны развивать его различные способности и умение учиться.

  • Хорошо использовать игровой, наглядный материал, включающий в себя не только красочные изображения, но и предметы, которые можно потрогать, взять в руки. Например, нарисованная нота и нота , вылепленная из пластилина или вырезанная из бумаги – это разные вещи. На нарисованную ноту можно только смотреть и сочинять о ней истории. А с нотой-предметом можно совершать действия. Так же звук ребёнком воспринимается абстрактно, так как его нельзя потрогать или увидеть. Представление о звуке можно развить, связывая его с объектами, о которых ребёнок имеет представление. Например: медведь ходит тяжело, рычит – низкий регистр инструмента, звуки с паузами; зайчик маленький и лёгкий, быстро бегает – в высоком регистре быстрые нотки. Таким образом связь звуков с изображением, рассказом и действием позволяет ребёнку «увидеть» музыку и то, как она взаимосвязана с окружающим миром.
  • Хорошо посещать с детьми детские театральные спектакли, музыкальные представления, детские концерты-лекции, что что позволит расширить их кругозор. Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает информацию и выполняет задания. Одни дети способны быстро воспринимать информацию и задания, другие медленно. Кто-то выполняет задание быстро, но поверхностно, а кто-то медленно, но качественно. Индивидуальные подход как раз и заключается в том, чтобы учесть эти особенности. Индивидуальный подход особенно важно обеспечить в групповых занятиях – сольфеджио, ритмика, хор, азбука театра, поскольку скорость и восприятие у разных детей различна. Если ребенок “не успевает понять или сообразить”, то это не всегда говорит о том, что он слабо развит. Просто у данного ребенка иная природа мышления.
  • Чем меньше по возрасту человек, тем быстрее ему нужно увидеть готовый результат, положительный, конечно. Для этого ребёнку надо помочь.

Родители – первые помощники дома, их заинтересованность в успехах ребёнка проявляется в совместных играх и занятиях. Если родители не обращают внимание на занятия ребёнка, значит оно не такое уж важное и необходимое, тогда зачем ему этим заниматься. Например: вместе поучить песню, танец, роль в сказке. Дело даже не в том, что оказать помощь, а в том, что уделить внимание. Некоторые дети прекрасно знают, что нужно делать, но не будут этого делать, пока им не уделят внимания. Ребёнок познаёт мир и хочет, чтобы его успехи оценивались родителями. Поэтому, лучше уделить 15-20 минут на то, чтобы вместе с ребёнком интересно и эффективно провести занятие.

  • Интерес к успехам ребёнка. Дети не в состоянии оценивать, какова на самом деле польза от того, что они делают, но быстро замечают, как к этому относятся родители и взрослые вообще. Если его хвалят за выученную песенку, это труд и ребёнок понимает, что он сделал что-то стоящее. А если он ещё и спел – отлично!
  • Личный пример. Ребёнок старается подражать взрослым. Если родители не проявляют интерес к музыке и музыкальному искусству, творчеству, то и у ребёнка особого интереса заниматься не будет. Родители у телевизора и компьютера – в скором времени и ребёнок будет там же.
  • Подходящее окружение. Если ребёнок находится в кругу детей, которые так же занимаются музыкой, то он спокойнее относится к занятиям по сравнению с детьми, которые кроме общеобразовательной школы ничем не занимаются. Желательно детей привлекать к организации домашних концертов.
  • Соревнование. Можно попробовать заинтересовать ребёнка, используя небольшое соревнование, например, кто быстрее выучит песню, стих, затем вручить сладкий приз.
  • Свобода в творчестве. Музыкальный инструмент – это не игрушка. Но можно попробовать позиционировать его, как предмет в игре, например в придуманной сказке. Интерпретировать текст в звуках.
  • Ролевая игра. Этот способ можно использовать, когда ребёнок уже умеет играть в различные игры. При этом надо учитывать пол ребёнка, его увлечения. Мальчики склонны придумывать что-то новое, девочки – копировать. Мальчики играют с техникой, девочки – гуманитарии. Музыкальные инструменты используются как учебный материал.
  • Практическое применение навыков. Ценность любого обучения заключается в возможности применить на практике полученные знания и умения. Дети любят получать подарки и дарить подарки, оэтому можно подсказать ребёнку, что исполнение песенки на инструменте – это очень хороший подарок для взрослых.

Методики, как способы пробуждения и поддержки у детей интереса к занятиям музыкой и театром.

МЕТОДИКА В. В. КИРЮШИНА

Методика Владимира Викторовича Кирюшина основана на понимании того, что все дети от рождения талантливы, необходимо только развивать у них эмоционально-образные чувства. Развитие творческого, эмоционального и музыкального интеллекта В.В. Кирюшин предлагает осуществлять посредством волшебных сказок-мифов, написанных им в жанре, понятным даже самым маленьким слушателям. Это сказки о животных, которые имеют разные характеры, пребывают в разных эмоциональных состояниях, что и отражается в музыке. Дети включаются в мир «говорящей музыки».

Серия состоит из 40 книг в прозаическом и стихотворном вариантах. Эти книги можно читать в любой последовательности, так как каждая представляет собой отдельную законченную историю, а персонажи и образы большинства сказок переходят из книги в книгу. В каждой книге имеются приложения, где даны вопросы и ответы на них, чтобы родители могли проверить знания, приобретённые детьми в процессе слушания или чтения сказок, а также краткий словарь музыкальных терминов, с помощью которого всегда можно свериться с общепринятой в музыкальной педагогике терминологией. В приложениях так же помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить  строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих «премудростей» музыкального языка. Тот, кто по той или иной причине не пожелает специально заниматься по этим приложениям, может ими не пользоваться. Основного текста и его иллюстраций будет достаточно для того, чтобы ребёнок подсознательно освоил практически все основы музыкальной грамотности. Если ребёнок поступит затем в музыкальную школу, основной материал, который будут ему объяснять в течение почти всего курса обучения за восемь лет, ему уже знаком.

МЕТОДИКА  Ш. СУЗУКИ

Ш. Сузуки открыл для себя факт, что дети с невероятной легкостью овладевают как иностранным, так и родным языком. Если так, то почему бы не попытаться с самого раннего возраста обучать детей музыке, в том числе игре на скрипке и других музыкальных инструментах, причем не индивидуально, а в группах? При этом доктор Сузуки исходил из убеждения, что малыши любят подражать и, увидев, как играют профессиональные скрипачи, непременно захотят копировать их движения. Свой метод будущий педагог назвал достаточно образно — «Рождение таланта».

Шиничи Сузуки удалось успешно реализовать свою идею. Уже через несколько лет занятий был создан ансамбль маленьких скрипачей — сначала из десяти, а позже из двадцати и более малышей. Четырех- и пятилетние музыканты на крошечных скрипочках чисто и синхронно играли концерты Вивальди, а также музыку, специально написанную для них учителем.

Методика С. Судзуки работает с учетом следующих принципов: 1) терпение и повторение; 2) обязательный интерес ребенка к предмету изучения; 3) обучение музыки как средство к взращиванию духовной, интеллектуальной личности.   

Главная мысль Шиничи Сузуки: воспитание отнюдь не сводится лишь к овладению музыкальными навыками, оно имеет в виду саму судьбу маленького человека, который осознанно вступает в большой мир.

«Моя цель— сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». (Ш. Сузуки)

        Как происходит обучение детей музыке в школах Сузуки.

Обычно в течение первого года дети посещают группу общей музыкальной подготовки. Там они учатся петь мелодии музыкальных произведений, которые будут выучены позже, на уроках по специальности, осваивают различные традиционные «детские» инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Дети знакомятся с различными музыкальными инструментами, чтобы в конце года сделать сознательный выбор специальности. Все эти уроки проводятся при активном участии родителей. Многие школы первые 2—3 месяца проводят курсы для родителей так, чтобы те смогли в будущем помогать ребенку в занятиях дома.

Урок по специальности, особенно на начальных этапах, коллективный. Это объясняется тем, что маленьким детям (2—4 лет) трудно выдержать «взрослый» урок, длящийся по меньшей мере 40 минут. Дети учатся наблюдать за игрой других, извлекать полезное из комментариев учителя. По очереди они исполняют свои отрывки. Чем старше дети, тем больше времени уделяется индивидуальным занятиям параллельно с работой в оркестре.

Кстати, для школ Сузуки сегодня разработаны специальные сборники по инструментам, которые включают известные произведения композиторов разных стран. Однако обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что предлагаемые произведения являются единственно достойными изучения, сколько принципом коллективности исполнения.

Помимо этого школы Сузуки проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50,100,1000 маленьких детей из разных стран исполняют вместе одно произведение. Это возможно только благодаря единому репертуару. В старших классах кроме обязательных произведений дети (вместе с педагогом) могут выбрать несколько произведений по своему вкусу.

В среднем школа Сузуки состоит из 7—8 классов и обучение заканчивается к 12—14 годам (зависит от инструмента). Дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего вручается Диплом Сузуки. Затем дети поступают в традиционные учебные заведения (музыкальные училища, школы, консерватории и т. д.).

 МЕТОДИКА К. ОРФА

Методика Карла Орфа «Музыка для детей» основана на таких средствах раскрытия музыкальных талантов, как движение, пение, импровизация и игра на музыкальных инструментах. Пробудить интерес ребенка к музицированию, по мнению К. Орфа. , могут народные инструменты: ксилофоны, кастаньеты, барабан, бубен, колокольчик и т.д.                             К. Орф разработал ряд игровых упражнений:  речевые упражнения, поэтическое музицирование, музыкально-двигательные упражнения, игры с инструментами и элементарный музыкальны театр. Все эти упражнения призваны не только развивать музыкальные способности ребенка, но и его творческий талант. Дети на таких уроках–занятиях вовлечены в развитие и раскрытие своих речевых, музыкальных и танцевальных способностей. Наряду с этим также идет развитие форм поведения: внимательность, сосредоточенность, терпение, самостоятельность и включение в группу, что является важным для каждого вида игр.
Обучение пению, танцевальным движениям, собрание элементарного музыкального опыта и опыта движения. Ускорение индивидуальной любознательности как основной предпосылки для дальнейшего всестороннего развития творческой активности (например, игра на музыкальных инструментах, танцы, театр). Особая ценность возлагается на развитие фантазии, а также на рост и развитие социальной характеристики.
Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
Основные задачи уроков по методике К. Орфа: научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми.               Урок состоит из:
- движение и танец (традиционный и художественный; 
- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»); 
- пение; 
- речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур , на выдуманном языке); 
- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
На Орф-уроке используются инструменты:
- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко); 
- ксилофоны; 
- звучащие жесты (body percussion) - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы. 
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
Каковы принципы Орф-обучения? 
1. Обучение нужно для развития. 
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются. 
3. Процесс важнее результата. 
4. Практика важнее теории (нот).
В музыкальной школе все наоборот: 
1. Обучение оторвано от развития. 
2. Все предметы сразу отдельные - движения вообще нет, дети сидят весь урок. 
3. Важен только результат 
4. Сначала теория – ноты.                                                                                 Значит ли это, что Орф-подход противоречит академическому? Нет. Просто академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами не работает. Орф-уроки дополняют, предваряют и готовят к академическому образованию.                                        Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

      С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.