Особенности раннего обучения музыки 3-4 лет
Певческая деятельность - один из любимых видов деятельности для детей 3-4 лет. Методы, которые педагог использует на музыкальном занятии и их практические примеры. Игровой метод, наглядно слуховой метод, наглядно-зрительный метод, словесный метод, практический метод, фонопедический метод, музыкальное сопровождение. Особенности развития ребенка 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_rannego_obucheniya_muzyki_3-4_let.docx | 20.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: Особенности раннего обучения музыки».
Аннотация: Певческая деятельность - один из любимых видов деятельности для детей 3-4 лет. Методы, которые педагог использует на музыкальном занятии и их практические примеры. Игровой метод, наглядно слуховой метод, наглядно-зрительный метод, словесный метод, практический метод, фонопедический метод, музыкальное сопровождение. Особенности развития ребенка 3-4 лет.
Ключевые слова: методы музыкального развития, певческое дыхание.
Для детей данного возраста один из самых доступных и любимых видов деятельности всегда была певческая деятельность. Каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно - голосом. Во время пения ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. С самого младшего возраста в процессе обучения пению развивается детская душа.
При раннем обучении музыки развивается тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. Певческая деятельность способствует развитию интонационного звуковысотного слуха.
Всем известно о взаимосвязи слуха и голоса. Голос не может успешно развиваться без участия голоса, также и слух формируется с участием голоса.
С помощью каких методов педагогу проводить музыкальное воспитание детей в таком юном возрасте?
Основным методом на занятии является игровой. Игровой метод включает в себя: игровые моменты, игровые ситуации, применение игрушек, элементов костюма, действия в воображаемых ситуациях, музыкально дидактичекие игры и пособия, обыгрывание содержания песен с использованием атрибутов
Наглядно-слуховой метод, я применяю для того, чтобы разбудить фантазию ребенка, проиллюстрировать незнакомые явления и образы. Зрительно наглядные образы помогают слуховому восприятию. Этот метод предполагает: исполнение песен педагогом, просмотр видеозаписей, наглядное обучение певческому дыханию, музыкальное сопровождение. Например: педагог исполняет песню, а ребенок вслушивается в голос взрослого и развивает слуховое внимание.
Наглядно-зрительный метод всегда применяется с детьми младшего дошкольного возраста. Я его использую для того, чтобы разбудить фантазию ребенка и конкретизировать незнакомые явления. К наглядно-зрительному методу относится: репродукции картин, использование игрушек, наглядный материал (картинки, карточки). Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. К примеру, я использую прием моделирования. Этот прием помогает освоить музыкальное пространство и время. Я показываю детям графическое изображение звуков по высоте и их ритмическое соотношение. И это помогает развитию координации голоса и слуха.
Словесный метод. С помощью этого метода я углубляю восприятие музыки. Особенность словесного метода состоит в том, что необходимо использовать не разговорную, а образную речь, для пояснения содержания песен. В качестве примера, я использую сюжет на занятии: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в деревню к бабушке Агафьи». Словесный метод уводит детей от будничности, способствует проявлению творчества.
Словесный метод включает в себя: выразительные средства искусства слова, метафоры, сравнения, слова-символы. Например: о голосе можно сказать, что он звучит как колокольчик, порхает как бабочка с цветка на цветок. Об исполнении песни можно сказать: - спой медленно, как черепаха, или легко, как мотылек, высоко, как дудочка, отрывисто и легко, как колокольчик. Образные сравнения сопровождаю движениями: упруго, как мячик; хитренькая , как лисичка; светло, как солнышко; легко, как ветерок; отрывисто, как дождик. О звуке - мягкий, как пушистый котенок. О песенке - как цветок, тянущийся к свету. К словесному методу относится: прием произношения текста песни вполголоса, который вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру; декламация текстов песен; стихотворный текст, это помогает детям освоить навык выразительности.
Практический метод – это основа занятия. Я показываю детям исполнительские приемы в дикции, звукообразовании, дыхании, артикуляции. Дети повторяют все за педагогом. Этот метод мы используем в работе над чистотой интонирования: поем без сопровождения, ребенок подстраивается к интонации взрослого.
Фонопедический метод развития голоса совершенно незаменим. Этот метод, как тренажер развития голоса. Дети выполняют разнообразные забавные упражнения, которые им к тому еще и очень нравятся. Упражнения направлены на развитие здорового сильного и выразительного голоса. Я использую фонопедический метод В.В. Емельянова в некоторых упражнениях. Эти упражнения специально составлены для дошкольников. Они особенно помогают в работе с трудно интонирующими детьми.
Упражнения включают в себя: формирование гласных и согласных звуков, гимнастику лицевых мышц, координацию слуха и голоса, «разжатие» нижней челюсти. С помощью этих специальных упражнений я создаю игровые ситуации, в которых дети непринужденно и естественно проявляют свои голосовые функции. В процессе игры дети легче познают возможности своего голоса и учатся управлять им.
Что же это за игры упражнения? Дети пищат, воют в фальцетном регистре, скрипят (штро-бас) в грудном регистре, что помогает им различать звуковысотность в пении. Упражнения доречевой коммуникации помогают ребенку запоминать свои ощущения в многократном повторении и затем переносить их в песенный материал. При выполнении фонопедических упражнений с детьми 3-4 лет, помните: они не должны быть утомительными, должны сохранять положительный и эмоциональный настрой, использовать их дозировано и соблюдать последовательность от простого к сложному.
Музыкальное сопровождение - один из методов работы с детьми.
Я своими пояснениями и примером помогаю детям приобрести умение начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Всегда подбираю детям интересный репертуар, который несет в себе эмоции.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие может длиться дольше. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. В этом возрасте у малышей уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлении. Дети различают контрастные регистры, темп, динамические оттенки. Воспроизводят низкие и высокие звуки нефиксированной высоты, так как в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой интонации.
Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий. Поэтому они легко заучивают понравившиеся стихи и песенки. Моя задача и задача музыкальных руководителей состоит в том, чтобы сделать занятие интересным и ярким. В этом случае ребенок легко запомнит данный материал.
Список используемой литературы:
- Алексеева Л.Н. «Игровое сольфеджио для малышей» /В помощь педагогам и родителям/2004 г.
- Багадуров, В.А. Начальные приемы развития детского голоса [Текст] / В.А. Багадуров, Н.Д. Орлова. – М. : ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 634 с.
- Ветлугина, Н. Музыкальный букварь [Текст] / Н. Ветлугина. – М. : Музыка, 1989. – 112 с.
- Емельянов, Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст]/ Е.В. Емельянов. – 5- изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. – 72 с.
- Золотая нотка: Дополнительная общеразвивающая программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе певческой деятельности / Л.В. Суворова [ и др.]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - 267 с.
- Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей [Текст] / И.О. Исаева – М. : АСТ; Астрель, 2007. – 341 с.
- Каплунова, И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб .: Невская НОТА, 2010. – 261 с.
- Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. – М. : Скрипторий, 2010. –213 с.
- Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие. [Текст] / О.В. Кацер. – СПб : Музыкальная палитра, 2005. – 41 с. нот.
- Крылов, А. А. Психология. [Текст] / А.А. Крылов. – М. : Проспект, 2005. – 345 с.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2000. – 203с. (Развитие и воспитание дошкольника)
- Радынова, О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. [Текст] / О.Радынова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Ч. 1.– 608 с., нот.
_________________________________________________________
Шепилова Римма Григорьевна – музыкальный руководитель высшей категории АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №188 «Степашка», г. Тольятти, Самарская область, Россия