Слушание музыки с детьми дошкольного возраста.

Римма Шепилова

Музыка влияет на внутренний мир человека. В процессе усвоения музыкального репертуара, ребенок заинтересованно слушает музыку, чувствует ее характер, узнает знакомые произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_muzyki_c_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx18.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки c детьми дошкольного возраста.

Каждый из видов деятельности своеобразен,

                                              обладает своими особыми качествами и

                               поэтому оказывает свое ничем

                 не заменимое влияние.

А.П. Усова

Музыка влияет на внутренний мир человека. В процессе усвоения музыкального репертуара, ребенок заинтересованно слушает музыку, чувствует ее характер, узнает знакомые произведения.

У детей формируется элементарный навык слухового восприятия - ребенок воспринимают музыку, дослушивая ее до конца. При прослушивании произведения до конца, ребенок понимает общий характер произведения, чувствует настроение пьесы. Если произведение имеет яркую мелодию, то целостное восприятие станет более содержательным.

Для того, чтобы развить у ребенка навык запоминания песен или пьес, педагог напевает песню без текста и сопровождения. В инструментальной песне педагог проигрывает только мелодию.

Репертуар для слушания следует тщательно выбирать, так как методика обучения развивает восприятие музыки, вызывает у детей эмоциональный отклик. Каждое новое произведение это впечатление, переживание, открытие.

Например, когда я знакомлю ребенка с произведением, сначала проигрываю его. Затем загадываю музыкальную загадку: о ком рассказывает музыка? В пьесе М. Красева «Воробушки» игривый характер, высокий диапозон, легкие форшлаги, отрывистое звучание. Если ребенк затрудняется ответить на вопрос о ком рассказывает музыка, то можно спросить: кто поет, маленькие воробушки или большие птицы?

Мир животных, мир природы находит отражение в музыки. Характерные интонации, звучание различных инструментов передают образы животных. Чтобы музыка лучше усвоилась, необходимо подготовить соответствующие иллюстации, игрушки, музыкальные загадки. Каждое новое призведение для ребенка – это впечатление переживание, открытие.

Каждое занятие педагог ведет работу по развитию навыков слушания. Дети понимают, что музыку надо дослушивать до конца, нельзя прерывать ее исполнение и задавать вопросы. Дети уже знают, что в конце прослушивания произведений им зададут вопросы, о чем рассказывает музыка, что вам понравилось в этой песне, какое настроение звучит.

В младшем возрасте дети лучше воспринимают небольшие, яркие произведения, особенно песни. Их увлекают выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – восхищение, удивление, прихлопавание.

Дети 5-7 лет уже умеют сосредотачиваться. У них развито произвольное внимание.

Программа по слушанию музыки включает в себя три основных элемента:

  • Знакомит с музыкальными произведениями, воспитывает любовь к ним
  • Прививает навык культутры слушания
  • Формирует музыкальный вкус

При составлении программы по слушанию музыки необходимо разработать целую систему, так как в произведениях нужно последовательно усложнять музыкальные образы, разнообразными должны быть чувства, настроения.

Основные темы программы, которые следует рассматривать с детьми:

  • «Какие чувства передает музыка?» Эта тема раскрывает эмоциональное содержание музыки.
  • «О чем рассказывает музыка?» Дети знакомятся с изобразительностью музыки. Музыка может рассказать о характере героя, его настроении.
  • «Как рассказывает музыка?» Оказывается музыка имеет свой язык и свою речь, т.е. мелодия неповторима, ритм, динамические оттенки, темп. Постепенно дети начинают приобщаться к музыкальной речи.

Как выбрать репертуар для слушания музыки?

Огромную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей. Это, конечно же, «Детский альбом» П. И. Чайковского. В этих произведениях переданы картины детской жизни, веселых игр: «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», сказочные сюжеты мы находим в пьесах – «Баба Яга», «Нянина сказка». Фрагменты в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане («Белка», «Море», «Полет шмеля») очень интересны. Музыка зарубежных классиков также используется на слушании музыки: Э. Григ «Птичка», «Смелый наездник» Р. Шуман, марши Ф Шуберта.

Какие методы использует педагог на занятиях по слушанию музыки?

  • Наглядный метод (изобразительные иллюстрации, игрушки, пособия
  • Живое исполнение музыки (выразительность, простота, точность). При исполнении музыки не допускаются упрощения.
  • Слово педагога. Слово педагога о музыке должно быть кратким, точным, образным. Если беседа о музыки сводится только к тому, что педагог говорит музыка громкая или тихая, быстрая или медленная – такая беседа лишена педагогического смысла. Задача педагога объяснить и раскрыть чувства, настроение. О колыбельной песни педагогу следует рассказывать тепло и ласково, о марше торжественно, о пляске весело и игриво.

Для того, чтобы укрепить навыки восприятия используем и дидактические игры.