Открытый урок "Работа концертмейстера с учеником в классе народного вокала"

Тарасова Ольга Николаевна

Работа концертмейстера с учеником в классе народного вокала

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

 «Детская школа искусств №1»

Открытый урок

Работа концертмейстера с учеником в классе народного вокала

        Концертмейстер вокального отделения

Тарасова О.Н.

Г. Элиста

2020

Дата проведения: 07.10.2020г.

Ф.И. учащегося: Лиджиева Деляш

Класс, отделение: 2 класс, вокальное отделение, класс народного пения.

Педагог: Бурлакова Татьяна Дмитриевна.

Концертмейстер: Тарасова Ольга Николаевна.

Тема урока: Приобретение навыков и умений в освоении музыкального материала в процессе работы на уроке.

Цель урока: Показ основных принципов и методов работы концертмейстера-баяниста с учащимся.

Задачи:

Образовательные: формировать вокально-технические навыки: звуковедение, звукопроизношение текста.

Воспитательные: развитие навыков совместной работы с концертмейстером, привитие любви к народной музыке.

Обучающие: умение грамотно и осмысленно использовать средства музыкальной выразительности в пении при работе над вокальным произведением.

Тип урока: комбинированный (исправление ошибок, повторение, закрепление, изучение нового материала).

Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающая:  рациональная организация урока (чередование различных видов деятельности).

Технология личностно-ориентированного обучения:  на уроке создаются условия для самореализации учащегося, развития творческого воображения, учет уровня музыкального развития учащихся и индивидуальных психологических особенностей.

Технология проблемного обучения: последовательное выдвижение перед обучающимся учебных задач.

Ход урока:

Организационный момент.

        Беседа о теме занятия, концертмейстер создает благожелательную атмосфер, налаживает контакт с учащейся, настраивает на положительный результат.

Вокальные упражнения.

        Концертмейстер играет вокальные распевки, предложенные педагогом по вокалу. Упражнения включают в себя элементы наиболее часто встречающиеся в народном музыкальном материале.

        Лю(у)-Ле(о)-Ля(а)-Ле(э)- Ли(и) – на одном звуке от «ми» до «ля» вниз. Поется на одном дыхании (смена меха производится со сменой ноты).

        «Думали мы думу» - делается акцент на первом слоге фразы. От «ми» до  «ля» вниз.

        «Ой, сад-виноград»- от «ля» до «си» очень плавно, распевая длинные звуки, следим за звукообразованием. Вдох быстрый и короткий. Исполняется в народной манере.

Работа над вокальным произведением

        Hурвн альмн – калмыцкая народная песня.

Концермейстер проигрывает эту мелодию учащемуся для ознакомления с  характером, темпом. Выбор этого произведения поможет овладеть протяжным звукоизвлечением,  научиться петь legato. Кантилена – непрерывно льющийся звук, когда последний звук  как бы  «выливается» из предыдущего.

 Диапазон данной песни от «соль» малой октавы до «си» первой, тональность g-moll . Для удобства исполнения транспонируем в тональность a-moll , что позволит учащейся без вреда для голосового аппарата справиться с поставленной задачей.

 Далее идет работа над точным интонированием мелодии по фразам, соблюдая динамические оттенки, кульминационные выделения «главных слов» текста. Обращается внимание учащейся  на то, что дыхание нужно брать по окончании мелодической фразы, при этом следить за распределением дыхания на длинные фразы. Для концертмейстера вопрос дыхание существенен. Основной закон ансамбля – дышать одновременно с певцом. Характер и длительность цезур зависит от литературного и музыкального текста. Обращается внимание учащейся на совпадение моментов дыхания.  Далее идет работа над протяженностью гласных, ученица должена их пропеть до последнего момента, а концертмейстер выдержать точно длительности, помогая ей.  

        «Зуркнэ дун» - (муз. Л.Анжаевой).

 Песня авторская, но написана в народной манере. Эта песня в другом характере, более подвижная.  Играя вступление, концертмейстер сразу же определяет темп. Нужно помочь учащейся  почувствовать сильную долю, основной пульс произведения, акцентируя начало фраз. Обратить нужно внимание на точное исполнение синкоп и  воспроизведение мелодической линии,  особенно на   правильное интонирование нижних нот. Также нужно следить за ровным звукоизвлечением каждой фразы , дикции и артикуляции.

        Закрепление материала

Учащейся необходимо самостоятельно воспроизвести изученный материал, без подсказки педагога и концертмейстера. Проверка результата проводится в концертной форме.  В процессе разбора  перед учащейся были поставлены задачи: правильная передача художественного образа, внимание  пропеванию фразы и ритмических нюансов, логических ударений и кульминаций. Итог совместной работы солиста с концертмейстером сводится к тому, чтобы закрепить разбор произведения, полученные знания и навыки.  Важно осознание учащейся, потребности слушать себя и концертмейстера, научиться анализировать собственное исполнение в составе ансамбля.

Домашнее задание: петь самостоятельно свою партию с игрой на инструменте.