открытый урок "Работа в ансамбле"

Тарасова Ольга Николаевна

открытый урок "Работа в ансамбле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок "Работа в ансамбле"19.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Открытый урок ансамбля в классе баяна

Работа в ансамбле

Преподаватель ДШИ №1

Тарасова О.Н.

г. Элиста

2020

Дата проведения урока: 16.03.20.

Ф.И. учащихся: Ланцынов Байр 2 класс, отделение русских народных инструментов; Очиров Артем 3 класс, отделение русских народный инструментов.

Предмет: баян

Ф.И.О. преподавателя: Тарасова Ольга Николаевна

Тема урока: Работа в ансамбле.

Цель урока: Обучение навыкам ансамблевой игры.

Задачи урока:

Образовательные:        

  • Техническое овладение произведением
  • Работа над звуком
  • Фразировка, работа над динамической и ритмической синхронностью
  • Знать и выполнять главные особенности ансамблевого музифицирования: синхронность, единство темпа, ритма, штрихов и динамики.

Развивающие:

  • Развивать музыкальный слух и память, внимание во время работы в ансамбле, чувство ритма.
  • Развивать у обучающихся интерес к коллективной исполнительской деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать музыкальный слух.
  • Воспитывать чувство уважения к труду друг друга, ответственность за результаты своего исполнения.
  • Воспитывать навыки самоконтроля.
  • Воспитывать культуру исполнения.

Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающие:

  • Контроль правильной посадки, постановка инструмента
  • Правильное положение рук, снятие мышечных зажимов
  • Чередование различных видов деятельности (работа каждой рукой отдельно, партнер исполняет партию правой руки, а другой учащийся партию левой, пояснительные беседы)

Технология личностно-ориентированного обучения:

Уделяется внимание каждому из учащихся, партия исполняемая каждым учеником, одинаково важна.

Технология проблемного обучения:

  • Работа над малыми объемами материала (мотивы, фразы) для лучшего усвоения.
  • Поочередное исполнение своей мелодии под аккомпанемент партнера, чтобы учащиеся знали не только свою партию, но и то, что играет партнер для облегчения слухового восприятия.

Методические приемы: словесный, практический, репродуктивный (исполнение с поставленными преподавателем задачами).

План урока:

  1. Знакомство с характером и строением произведения
  2. Отработка фрагментов произведения, фразировочные связки
  3. Работа над ритмом, штрихом и синхронностью исполнения
  4. Работа над звуковым балансом партий и единстве в динамике обеих партий

                

Ход урока

В работе В. Баканов «Грустная песенка»:

1 партию исполняет Очиров Артем

2 партию Ланцынов Байр

Обсуждается характер пьесы - медленный, спокойный. Уже первый мотив начинается с малой секунды, что создает жалостливое настроение.

Рассматривается строение пьесы: 4х тактовая фраза, куплетная форма 2 часть  повторяется.

Сложность в исполнении составляет аккомпанемент в партии левой руки: чередование (синкопированное) восьмая-четверть-восьмая, необходимо обратить внимание на точное исполнение ритмического рисунка – синкопированную четвертную нужно взять и снять одновременно.

В обеих партиях встречается такое ритмическое сочетание: в партии правой руки ровные четвертные, а в партии левой восьмая-четвертная-восьмая. Все это должно быть точно высчитано.

Начало мотивов и их окончания нужно исполнить одновременно вступив и закончив.

Обращается внимание на соблюдение единой артикуляции особенно в похожем материале в обеих партиях. В ансамбле важен контакт, умение начинать игру вместе (сигнал - вдох в сочетании с кивком головы). Чувство ритма и темпа у учащихся разное, поэтому темп задается педагогом, который просчитывает и простукивает пустой такт. При игре без счета – ориентиром служат сильные доли, т.е. необходимы совпадения звуков в начале каждой доли. Обращается внимание учащихся на синхронное усиление и ослабление звучности и соблюдении при этом звукового баланса. Сопровождающая партия помогает мелодии звучать ярче, интереснее поддерживая её, при этом звучать тише, не заглушая основную музыкальную тему.

Далее в работе пьеса В.Жигалова «Русский танец».

Характер пьесы удалой, исполняется широко с акцентами в первых двух тактах. Вторая часть исполняется чуть живее, игриво здесь чередование стаккато с легато и скачки. Обращается внимание на одновременное взятие и снятие акцентируемых нот, а также на единую артикуляцию в партии левой руки. Рекомендуется обратить внимание на одинаковый штрих в обеих партиях и одновременное окончание звуков объединенных лигой, заканчивающихся на стаккато.

Далее исполняется пьеса целиком в медленном темпе.

Анализируя исполнение, учащиеся формулируют самостоятельно домашнее задание, а также обсуждают с преподавателем приемы и методы работы над изучаемыми пьесами.