открытый урок "Работа в ансамбле"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Открытый урок ансамбля в классе баяна
Работа в ансамбле
Преподаватель ДШИ №1
Тарасова О.Н.
г. Элиста
2020
Дата проведения урока: 16.03.20.
Ф.И. учащихся: Ланцынов Байр 2 класс, отделение русских народных инструментов; Очиров Артем 3 класс, отделение русских народный инструментов.
Предмет: баян
Ф.И.О. преподавателя: Тарасова Ольга Николаевна
Тема урока: Работа в ансамбле.
Цель урока: Обучение навыкам ансамблевой игры.
Задачи урока:
Образовательные:
- Техническое овладение произведением
- Работа над звуком
- Фразировка, работа над динамической и ритмической синхронностью
- Знать и выполнять главные особенности ансамблевого музифицирования: синхронность, единство темпа, ритма, штрихов и динамики.
Развивающие:
- Развивать музыкальный слух и память, внимание во время работы в ансамбле, чувство ритма.
- Развивать у обучающихся интерес к коллективной исполнительской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать музыкальный слух.
- Воспитывать чувство уважения к труду друг друга, ответственность за результаты своего исполнения.
- Воспитывать навыки самоконтроля.
- Воспитывать культуру исполнения.
Используемые педагогические технологии
Здоровьесберегающие:
- Контроль правильной посадки, постановка инструмента
- Правильное положение рук, снятие мышечных зажимов
- Чередование различных видов деятельности (работа каждой рукой отдельно, партнер исполняет партию правой руки, а другой учащийся партию левой, пояснительные беседы)
Технология личностно-ориентированного обучения:
Уделяется внимание каждому из учащихся, партия исполняемая каждым учеником, одинаково важна.
Технология проблемного обучения:
- Работа над малыми объемами материала (мотивы, фразы) для лучшего усвоения.
- Поочередное исполнение своей мелодии под аккомпанемент партнера, чтобы учащиеся знали не только свою партию, но и то, что играет партнер для облегчения слухового восприятия.
Методические приемы: словесный, практический, репродуктивный (исполнение с поставленными преподавателем задачами).
План урока:
- Знакомство с характером и строением произведения
- Отработка фрагментов произведения, фразировочные связки
- Работа над ритмом, штрихом и синхронностью исполнения
- Работа над звуковым балансом партий и единстве в динамике обеих партий
Ход урока
В работе В. Баканов «Грустная песенка»:
1 партию исполняет Очиров Артем
2 партию Ланцынов Байр
Обсуждается характер пьесы - медленный, спокойный. Уже первый мотив начинается с малой секунды, что создает жалостливое настроение.
Рассматривается строение пьесы: 4х тактовая фраза, куплетная форма 2 часть повторяется.
Сложность в исполнении составляет аккомпанемент в партии левой руки: чередование (синкопированное) восьмая-четверть-восьмая, необходимо обратить внимание на точное исполнение ритмического рисунка – синкопированную четвертную нужно взять и снять одновременно.
В обеих партиях встречается такое ритмическое сочетание: в партии правой руки ровные четвертные, а в партии левой восьмая-четвертная-восьмая. Все это должно быть точно высчитано.
Начало мотивов и их окончания нужно исполнить одновременно вступив и закончив.
Обращается внимание на соблюдение единой артикуляции особенно в похожем материале в обеих партиях. В ансамбле важен контакт, умение начинать игру вместе (сигнал - вдох в сочетании с кивком головы). Чувство ритма и темпа у учащихся разное, поэтому темп задается педагогом, который просчитывает и простукивает пустой такт. При игре без счета – ориентиром служат сильные доли, т.е. необходимы совпадения звуков в начале каждой доли. Обращается внимание учащихся на синхронное усиление и ослабление звучности и соблюдении при этом звукового баланса. Сопровождающая партия помогает мелодии звучать ярче, интереснее поддерживая её, при этом звучать тише, не заглушая основную музыкальную тему.
Далее в работе пьеса В.Жигалова «Русский танец».
Характер пьесы удалой, исполняется широко с акцентами в первых двух тактах. Вторая часть исполняется чуть живее, игриво здесь чередование стаккато с легато и скачки. Обращается внимание на одновременное взятие и снятие акцентируемых нот, а также на единую артикуляцию в партии левой руки. Рекомендуется обратить внимание на одинаковый штрих в обеих партиях и одновременное окончание звуков объединенных лигой, заканчивающихся на стаккато.
Далее исполняется пьеса целиком в медленном темпе.
Анализируя исполнение, учащиеся формулируют самостоятельно домашнее задание, а также обсуждают с преподавателем приемы и методы работы над изучаемыми пьесами.
