открытый урок "Разбор нового произведения"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Открытый урок в классе баяна
Разбор нового произведения
Преподаватель ДШИ №1
Тарасова О.Н.
г. Элиста
2019
Дата проведения урока: 11.10.2019
Ф.И. учащегося: Очиров Артём
Класс, отделение: 3 класс, отделение русских народных инструментов.
Предмет: баян
Ф.И.О. преподавателя: Тарасова Ольга Николаевна
Тема урока: «Разбор нового произведения»
Цель урока: определение основных принципов и методов работы над новым произведением.
Задачи урока:
Образовательные:
- Создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие в целом.
- работа над звуком
- фразировка, динамика
- техническое овладение произведением
- выявление целостности произведения
Развивающие:
- развитие слуха, ритма
- координации движений
- развитие творческой активности на уроке
Воспитывающие:
- привить любовь к народной музыке
- воспитание собранности и самоконтроля
Используемые педагогические технологии
Здоровьесберегающие:
- контроль правильной посадки, установки инструмента, меховедения.
- снятие мышечных зажимов, правильное положение руки и корпуса в целом, в том числе головы.
- чередование различных видов деятельности (работа над произведением сменяется пояснительной беседой, ритмическими упражнениями (хлопки, ходьба), сольфеджированием разучиваемого материала.
Технология личностно-ориентированного обучения: на уроке создаются условия для самореализации учащегося, развития индивидуальных познавательных способностей творческого воображения.
Технология проблемного обучения: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся учебных проблем (предварительные подготовительные упражнения), малые объемы для лучшего усвоения.
Методические приемы: словесный, наглядный, практический.
План урока:
- Создание общего представления о произведении
- прослушивание в исполнении педагога
- знакомство с характером, строением произведения
- Анализ произведения
- характер вариаций и соотношение между ними
- характерные технические приемы (штрихи, артикуляция)
- темп, тональность
- Выбор аппликатуры
- Выявление кульминаций
- Работа над технически сложными местами
- Оценка. Домашнее задание.
Ход урока
В работе пьеса «Утушка луговая» обработка Н. Чайкина. Педагог исполняет пьесу, знакомя с ней ученика для создания общего представления о произведении. Также предлагает прослушать данное произведение в аудио, видеозаписи. Далее рассказывает учащемуся о стиле произведения, требуемой манере исполнения, характере, сюжете. Утушка в русском фольклоре - образ девушки:
«Ах, утушка моя, луговая,
Молодушка моя, молодая....
Головушка твоя удалая,
Головушка твоя удалая,
Ох, лёли лёли лёли лёли, удалая,..»
Образ девушки какой?- удалой, шустрый, веселый, значит и характер мелодии такой - плясовой.
Особенности русской народной мелодии:
- Плавное и скачкообразное развитие мелодии
- Сочетание мажора и минора
- Распев - отличная особенность русских песен (распев гласного звука)
- Параллель с природой
- Припевы после куплетов
- Уменьшительно-ласкательная форма
У народных мелодий нет автора. Самобытность народной музыки обусловлена тем, что она по преимуществу вокальная музыка.
- Строение пьесы – вариационное.
Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких измененных воспроизведений (вариаций) не менее 2х. Сначала идет тема, затем её 1 вариация в арпеджированном виде, 2 вариация – мелодия звучит в басу и гаммаобразном движении, затем повтор темы и кода. Обращается внимание на различное динамическое соотношение частей.
- Обсуждается строение фразы, в которой смысловая вершина приходится на 3й такт и вокруг которой группируются окружающие звуки, объединяя их в единую мысль.
- Исходя из характера пьесы, подбираются штрихи. Сначала уверенный, разудалый характер – играть нужно тенуто в чередовании со staccato. Во втором предложении смена тональности, штрих мягкое, легкое staccato.
В первой вариации выбираем артикуляционный прием –legato на грани staccato.
Во 2й вариации мелодия в левой руке, в правой легкий аккомпанемент на staccato в первой фразе. Во второй фразе – legato.
- Выбирается аппликатура – удобная аппликатура способствует техническому и художественному воплощению содержания. В выборе аппликатуры предоставляется возможность участвовать учащемуся.
- Ритм. В пьесе необходимо достигнуть темпового единства, основным средством для этого служит ощущение учащимся счетной единицы или ритмического пульса. Единицей служит длительность, положенная в основу строения произведения, в нашем случае это четвертная нота.
Это важно в исполнении вариаций различающихся длительностями ( тема - четверти с восьмыми, 1-я вариация – шестнадцатые, 2-я вариация – восьмые длительности). Поэтому предлагается прохлопать или простучать ритм одновременно с пением. Также предлагается пропеть каждую ноту – это помогает добиться чистой интонации и хорошей артикуляции в быстром темпе.
Ознакомившись с произведением, учащийся приступает к его разбору в медленном темпе. Обращается внимание на:
а) метроритмическую точность
б) использование точной аппликатуры
в) применение верных штрихов
г) осмысленную фразировку и динамику
д) контролируется ритмичное исполнение, темп (на крещендо стараться не ускорять).
е) трудные места предлагается проиграть медленно, расчленяя по тактам, делая остановки между ними. Затем играем цельно, мысленно расчленяя и четко проговаривая, добиваясь хорошей артикуляции.
В работе важно умение играть с любого места в пьесе. Все указания педагог поясняет ученику, чтобы он выполнял задания осознанно и мог самостоятельно поработать над этим дома. Выставляется оценка за работу в классе, дается домашнее задание.
