открытый урок "Разбор нового произведения"

Тарасова Ольга Николаевна

открытый урок "Разбор нового произведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_artem.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Открытый урок в классе баяна

Разбор нового произведения

Преподаватель ДШИ №1

Тарасова О.Н.

г. Элиста

2019

Дата проведения урока: 11.10.2019

Ф.И. учащегося: Очиров Артём

Класс, отделение: 3 класс, отделение русских народных инструментов.

Предмет: баян

Ф.И.О. преподавателя: Тарасова Ольга Николаевна

Тема урока: «Разбор нового произведения»

Цель урока: определение основных принципов и методов работы над новым произведением.

Задачи урока: 

      Образовательные:

  • Создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие в целом.
  • работа над звуком
  • фразировка, динамика
  • техническое овладение произведением
  • выявление целостности произведения

Развивающие:

  • развитие слуха, ритма
  • координации движений
  • развитие творческой активности на уроке

Воспитывающие:

  • привить любовь к народной музыке
  • воспитание собранности и самоконтроля

Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающие:

  • контроль правильной посадки, установки инструмента, меховедения.
  • снятие мышечных зажимов, правильное положение руки и корпуса в целом, в том числе головы.
  • чередование различных видов деятельности (работа над произведением сменяется пояснительной беседой, ритмическими упражнениями (хлопки, ходьба), сольфеджированием разучиваемого материала.

Технология личностно-ориентированного обучения: на уроке создаются условия для самореализации учащегося, развития индивидуальных познавательных способностей творческого воображения.

Технология проблемного обучения: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся учебных проблем (предварительные подготовительные упражнения), малые объемы для лучшего усвоения.

Методические приемы: словесный, наглядный, практический.

План урока:

  • Создание общего представления о произведении

- прослушивание в исполнении педагога

- знакомство с характером, строением произведения

  • Анализ произведения

- характер вариаций и соотношение между ними

- характерные технические приемы (штрихи, артикуляция)

- темп, тональность

  • Выбор аппликатуры
  • Выявление кульминаций
  • Работа над технически сложными местами
  • Оценка. Домашнее задание.

Ход урока

В работе пьеса «Утушка луговая» обработка Н. Чайкина. Педагог исполняет пьесу, знакомя с ней ученика для создания общего представления о произведении. Также предлагает прослушать данное произведение в аудио, видеозаписи. Далее рассказывает учащемуся о стиле произведения, требуемой манере исполнения, характере, сюжете. Утушка в русском фольклоре - образ девушки:

«Ах, утушка моя, луговая,

Молодушка моя, молодая....

Головушка твоя удалая,

Головушка твоя удалая,

Ох, лёли лёли лёли лёли, удалая,..»

Образ девушки какой?- удалой, шустрый, веселый, значит и характер мелодии такой - плясовой.

Особенности русской народной мелодии:

  • Плавное и скачкообразное развитие мелодии
  • Сочетание мажора и минора
  • Распев - отличная особенность русских песен (распев гласного звука)
  • Параллель с природой
  • Припевы после куплетов
  • Уменьшительно-ласкательная форма

У народных мелодий нет автора. Самобытность народной музыки обусловлена тем, что она по преимуществу вокальная музыка.

  • Строение пьесы – вариационное.

Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких измененных воспроизведений (вариаций) не менее 2х. Сначала идет тема, затем её 1 вариация в арпеджированном виде, 2 вариация – мелодия звучит в басу и гаммаобразном движении, затем повтор темы и кода. Обращается внимание на различное динамическое соотношение частей.

  • Обсуждается строение фразы, в которой смысловая вершина приходится на 3й такт и вокруг которой группируются окружающие звуки, объединяя их в единую мысль.
  • Исходя из характера пьесы, подбираются штрихи. Сначала уверенный, разудалый характер – играть нужно тенуто в чередовании со staccato. Во втором предложении смена тональности, штрих мягкое, легкое  staccato.

В первой вариации выбираем артикуляционный прием –legato на грани staccato.

Во 2й вариации мелодия в левой руке, в правой легкий аккомпанемент на staccato в первой фразе. Во второй фразе –  legato.

  • Выбирается аппликатура – удобная аппликатура способствует техническому и художественному воплощению содержания. В выборе аппликатуры предоставляется возможность участвовать учащемуся.
  • Ритм. В пьесе необходимо достигнуть темпового единства, основным средством для этого служит ощущение учащимся счетной единицы или ритмического пульса. Единицей служит длительность, положенная в основу строения произведения, в нашем случае это четвертная нота.

Это важно в исполнении вариаций различающихся длительностями ( тема - четверти с восьмыми, 1-я вариация – шестнадцатые, 2-я вариация – восьмые длительности). Поэтому предлагается прохлопать или простучать ритм одновременно с пением. Также предлагается пропеть каждую ноту – это помогает добиться чистой интонации и хорошей артикуляции в быстром темпе.

Ознакомившись с произведением, учащийся приступает к его разбору в медленном темпе. Обращается внимание на:

а) метроритмическую точность

б) использование точной аппликатуры

в) применение верных штрихов

г) осмысленную фразировку и динамику

д) контролируется ритмичное исполнение, темп (на крещендо          стараться не ускорять).

е) трудные места предлагается проиграть медленно, расчленяя по тактам, делая остановки между ними. Затем играем цельно, мысленно расчленяя и четко проговаривая, добиваясь хорошей артикуляции.

        В работе важно умение играть с любого места в пьесе. Все указания педагог поясняет ученику, чтобы он выполнял задания осознанно и мог самостоятельно поработать над этим дома. Выставляется оценка за работу в классе, дается домашнее задание.