проект Программы внеурочной деятельности

Корнишин Игорь Владимирович

проект  Программы внеурочной  деятельности "Музыка  сегодня" 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti_2020.docx32.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект  Программы внеурочной  деятельности «Музыка - сегодня» для учащихся младшего  подросткового  возраста  на  основе  договоров  о  ресурсном  взаимодействии  образовательных  организаций  МБОУ СОКШ 4 и МБОУ ДОД ДМШ им.В.В.Андреева.

                        Выполнил:

Корнишин Игорь Владимирович,

Педагог  Дополнительного  образования

МБОУ СОКШ №4

Информационная  карта  проекта.

Название: Проект  Программы внеурочной  деятельности «Музыка - сегодня»

Задачи проекта:  социализация  учащихся  во внеурочной  деятельности  в  процессе  музыкально-эстетического воспитания.  

Краткое  описание проекта:  Программа работы творческой группы педагогических работников общего и   дополнительного  образования по реализации совместных программ внеучебной деятельности МОУ ДОД «Детская  музыкальная  школа им. В.В.Андреева» и МОУ СОКШ № 4 на 2020 – 2021 учебный год.

Особенности  проекта:

1.        Содержит основные требования ФГОС к  методике  преподавания:

1) Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная, в сфере личностного самоопределения) – комплексный характер (универсальные учебные действия);

2) Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности;

3) Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании;

4) Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования.

5) Акцент на активную деятельность и результативность;

6) Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции);

7)Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций);

8) Повышение мотивации к образованию (в т.ч. к самообразованию).

Б) к разработке ОП;

В) к   планируемым результатам образовательной деятельности.

2.        Учитывает основные задачи развития образования в регионе:  Разработана на  основе  нормативных документов Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030года» от 18.05.2013 года № 185-п; «Концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года.

3.        Учитывает требования образовательной программы общего образования  по предмету «Музыка»;  требования  Образовательных  программ  дополнительного  образования МБОУ СОКШ №4; предпрофессиональных  - МБУ ДО Детская  музыкальная  школа им.В.В. Андреева»: «Музыкальнывй  инструмент .Фортепиано», «Коллективное  музицирование. Ансамбль», «Коллективное музицирование. Хор», «Коллективное музицирование. Оркестровый класс»

4.        Учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан: разработан в  соответствии с требованиями к  начальному  уровню  образования  в  соответствии собразовательной программой  по предмету «Музыка»  с  использованием  возрасто-сообразующего  подхода.

5. Предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся  посредством:

 - современных интерактивных личностноориентированных форм обучения (консультация, тренинг, дискуссионный клуб, лекция-концерт, деловая игра, диспут, экскурсия, конференция, профпроба и т.д.), которые способствуют развитию творческих способностей, ключевых и базовых профессиональных компетенций обучающихся, (в первую очередь информационной, коммуникативной и проектной компетенции).

 - создания  единого  образовательного пространства внеурочной  деятельности в  рамках интеграции материально-технических, кадровых, организационных ресурсов МОУ СОКШ № 4, и МОУ ДОД «Детская  музыкальная  школа им. В.В.Андреева» согласно   Договору о  соц. Партнерстве  и Плану-графику  работ.

6.        Предусматривает использование современных учебных материалов  в  рамках использования разработанных партнёрских программ и   собственных Образовательных программ  дополнительного  образования  детей.

7.        Предусматривает использование современных образовательных технологий:

1) Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;

2) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов);

3) Технология  на  основе  работы  с  одаренными  учащимися ( по методике Е.И.Щеблановой);

4)Технологии уровневой дифференциации;

5) Групповые технологии;

6) Технологии развивающего обучения: Технология  совершенствования  общеучебных  умений   в  начальной  школе ( В.Н.Зайцев), Система  развивающего  обучения ( Л.В.Занкова). Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

7) Системы  развивающего  обучения  с  напправленностью  на  развитие  творческих  качекств  личности ( И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П.Иванов)

8) Технология  сапоразвивающего  обучения ( Г.К.Селевко) и др.

 

8.        Предусматривает использование современных оценочных средств,  разработанных с  участием  социальных  партнёров: психолого-педагогическая оценка,  разработанные контрольно- измерительные  материалы.

9.        Предусматривает развитие образовательной среды школы   за  счёт   материально-технической, кадровой, ресурсной  интеграции с целью  создания  единого  образовательного  пространства внеурочной  деятельности на  основе  партнёрских взаимоотношений участников  программы  в  соответствие  с  заключенными Договорами о ресурсном  взаимодействии.

10.        Предусматривает привлечение социальных партнеров:  социальным  партнером МБОУ СОКШ № 4  в рамках осуществления деятельности по Программе является  МБУ  ДО «Детская музыкальная школа  им. В.В.Андреева» на основании  Договоров о  социальном  партнерстве  и ресурсном  взаимодействии с целью создания единой  образовательной среды внеурочной  деятельности.

Идея  проекта: интеграция  образовательного  процесса   и  внеурочной  деятельности  образовательных  организаций  общего  и  дополнительного  образования  в  обеспечениии  предметного  изучения  детьми  музыки,  как  явление ,  на  образцах  «живого» её исполнения  силами  учащихся  и  педагогов-  в  рамках  проведения  концертов  для  детей  и  родителей  МБОУ СОКШ и МБУ ДО ДМШ на  основе  составления концертных  программ  согласно  рекомендаций  Министерства  образования   и  науки  РФ для  общеобразовательных  организайий  в  сочетании  с  занятостью  в  работе  проекта  педагогов-  психологов   для  осущесвления  психолого -  педагогического  сопровождения  и  поддержки  деятельности  участников  проекта.

Актуальность  проекта.

С изменениями условий  деятельности учреждений ДО,  в  современной  школе.  Наряду  с  прежней  залачей развития  творческих  способностей  детей.  Подготовки  будущих  увадифицированных  профессиональных  кадров  и  выполнением конкретных  учебных  задач, возрасла  роль  внеурочной  деятельности, назначение  которой -  социализация   ребенгка и  профилактика  воздействия  на  него  негативных  влияний  среды.Формы  внеурочной  деятельности - различны. Разнообразие  форм  призвано  способствовать  развитию  творческих  способностей.  Ключевых  и  базовых  профессиональных  компетенций  обучающихся,  в  первую  очередь информационной, коммуникативной  и  проектной  компетенции.   Центральным  компонентом  предлагаемой  программы   внеучебной (внеурочной)  деятельности  детей  (и  подростков) является  деятельность  по  формированию  здорового  жизненного  стиля. Традиционные  формы  профилактической  работы  имеют  массовый  характер,  негативный  эмоциональный  фон, детям  малоинтересны -  возможно, поэтому  имеют  низкий  КПД . Программа  использует  конструктивно -  позитивный  подход  в  организации  работы  по  формированию  здорового жизненного  стиля  обучающихся,  формы  и  методы  соответствуют  возрастным  особенностям  детей. В понятие «здоровый  жизненный  стиль» нами  вкладываются , в  том  числе, те  компоненты,  утрата  которых  ведет  к  деградации личности  или    к  ущербу  для  ее  формирования. К  таковым  компонентам  мы  относим   - прежде  всего – знания  и  любовь  к  истории  своей  страны,  семьи, самоидентификацию  человека, как  носителя  языковой  культуры,  ощущение  связи  индивида  с  национальной,  мировой  культурой,  искусством  и  музыкой, - т.е. той  средой,  которая, питая  самосознание  человека,  и , выполняя  стабилизирующую  функцию,  делают  его  внутреннюю организацию – цельной. Это  не  только  самодостаточная  цель,  но и  особенно  важное  условие  сохранения  человеческих  ценностей  в условиях реформирования  системы  образования и  несогласованности  процессов модернизации  дополнительного,  общего  и  высшего  образования,  создающих  для  неокрепшего  человека  поле  определенного   дискомфорта. Таким образом, в известных условиях современной агрессивной информационной медиа – среды, (естественной для цивилизации), наша программа призвана частично компенсировать тот недостаток базисного комфорта, надежности, устойчивости, спокойствия, который необходим растущему человеку для уверенного освоения зоны ближайшего развития, формирования ценностных ориентиров. К сожалению растущий человек не всегда может компенсировать самостоятельно в условиях возможностей современного малого северного города этот недостаток. В осознании этого обстоятельства заключается понимание смысла профессиональной педагогической поддержки специалистом современного ребёнка в его урочной и главным образом во внеурочной его деятельности.

Цель проекта: формирование единого образовательного пространства внеучебной деятельности для решения задач социализации, воспитании здорового жизненного стиля, обучающегося посредством организации их внеучебной деятельности.

Задачи:

  1. Разработка и реализация современных программ внеучебной деятельности обучающихся на основе договоров о ресурсном взаимодействии.
  2. Развитие здорового жизненного стиля обучающегося в процессе личностного и профессионального самоопределения (социализации).

Участники проекта.  Участниками проекта являются педагогические работники МБОУ СОКШ№4, МБУ ДО «ДМШ им. В.В. Андреева» и их ученики.

  1. Корнишин И.В., ПДО – обязанности по проекту: разработка образовательных модулей, руководство проектом, подготовка концертных номеров.
  2. Чернова К.М. – заведующая отделением вокально-хорового пения МБУ ДО «ДМШ им. В.В. Андреева», преподаватель класса академического вокала. Обязанности по проекту – подготовка концертных номеров, внешняя экспертиза деятельности.
  3. Андрианова И.А. – преподаватель класса эстрадного вокала. Обязанности по проекту -  подготовка концертных номеров, экспертная оценка деятельности.
  4. Шинкаренко Д.А. – педагог - психолог МБОУ СОКШ№4, организация психоло-педагогического сопровождения.
  5. Скубченко Т.Г. – педагог - психолог МБУ ДО «ДМШ им. В.В, Андреева», организация психоло-педагогического сопровождения.
  6. Корнишина А.Р. – заместитель директора по организационно-массовой работе МБУ ДО «ДМШ им. В.В. Андреева».
  7. Коровина А.С. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОКШ№4.

Возраст участников, задействованных в проекте. Возраст детей 7 – 17 лет.

Целевая аудитория. Учащиеся МБОУ СОКШ№4, учащиеся МБУ ДО «ДМШ им. В.В. Андреева» и их родители, учащиеся школ города Нефтеюганска.

Описание проекта.

Программа внеурочной деятельности расширяет познания детей по предмету «Музыка» с помощью включения «живого» исполнения музыки в содержательную часть программы. Таким образом, дети получают возможность непосредственно ознакомиться с музыкальными произведениями, изучаемыми ими в курсе предмета «Музыка», и – которые они услышат в «живом» концертном исполнении в рамках интеграции обеих программ: общеобразовательной и внеурочной. Расширение представлений детей об изучаемом предмете выражается в том, что учащиеся:

  1. могут структурировать свое свободное время, участвуя в различных видах учебной деятельности проходящих в рамках осуществления предметных задач;
  2. имеют возможность близко наблюдать «живой» процесс исполнения музыкального произведения;
  3. сравнивать исполнение с ранее услышанным (например в записи);
  4. задавать вопросы исполнителю при обсуждении музыки;
  5. обсуждать услышанное со сверстниками, с родителями, в сетевых сообществах;
  6. составлять и собственное мнение на основе широко спектра впечатлений;
  7. расширять музыкальный кругозор в процессе деятельности;
  8. самим участвовать в исполнении музыкальных произведений;
  9. получить ресурс мотивации для более углубленного изучения школьного предмета с позитивно-конструктивных формах внеурочной деятельности.

Внеучебная деятельность детей ориентирована на ведущие виды деятельности этого возрастного периода.

Предполагаемые результаты.

  1. Организованно психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной программы обучающихся, обнаруживших мотивацию к учебной деятельности в направлении конкретной предметной области творчества, и/или оказана помощь в формировании образовательного заказа;
  2. Организована помощь учащемуся в овладении способами освоения культуры (элементами исследования, проектирования, творчества) через организацию рефлексии учащегося над его деятельностью;
  3. Подготовлено включение школьников на более поздник этапах в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защита творческих проектов);
  4. Оказана помощь в осознании возможностей и образовательных перспектив, связанных с профессиональным будущим;
  5. Организовано расширение образовательное пространство учащегося, как пространства пробы себя, своих возможностей. Организация пространства встреч учащегося с культурными очагами и персональными носителями Культуры (преподавателями ВУЗов,

мастерами – профессионалами и т.д.);

  1. Созданы мотивационные условия для последующей организации исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся с учетом индивидуальных программ;
  2. Подготовлено встраивание учащихся в социально значимые программы городского, областного, регионального, федерального и международного уровня;
  3. Сформирована творческая группа детей с высокими учебными возможностями по предмету, для которой намечена подготовка к конкурсным, в том числе грантовым программам.

Направление внеучебной деятельности.

При организации работы по внеучебной деятельности коллектив участников Программы расширяет свои ресурсные возможности для формирования единого образовательного пространства внеучебной деятельности, для решения задач социализации, воспитания здорового жизненного стиля, обучающихся посредством организации внеучебной деятельности, направленной на реализацию городских программ, в которых активно принимают участие дети, обучающиеся в МБОУ СОКШ№4, МБУ ДО «ДМШ им. В.В. Андреева» («Мы этой памяти верны», «Диалоги о культуре», Детская филармония «Твой друг музыка» и др.).

Функции специалистов МБОУ СОКШ№4 и МБУ ДО «ДМШ им В.В. Андреева».

В обязанности педагогов-психологов входит:

  1. психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной программы обучающихся, помощь в формировании образовательного заказа;
  2. помощь учащемуся в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) через организацию рефлексии учащегося над его деятельностью;
  3. включение старшеклассников в различные формы публичных презентаций;
  4. помощь в осознании возможности и образовательных перспектив, связанных с профессиональным будущим;
  5. проведение психологических тренингов профессиональных и личностных консультаций;
  6. расширения образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей.

Педагоги дополнительного образования, педагоги – организаторы выполняют функции:

  1. организация пространства встреч учащегося с культурными очагами и персональными носителями Культуры (преподавателями ВУЗов, мастерами-профессионалами и т.д.);
  2. создание условий для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся с учетом индивидуальных программ;
  3. встраивание учащихся в социально значимые программы городского, областного, регионального, федерального и международного уровня;
  4. подготовка учащихся и педагогов к конкурсным, в том числе грантовым программам.

Формы внеучебной деятельности.

Осуществляется внеучебная деятельность посредством современных интерактивных лично-ориентированных форм обучения (консультации, тренинг, дискуссионный клуб, лекция – концерт, диспут, экскурсия, конференция и т.д.), которые способствуют развитию творческих способностей, ключевых и базовых профессиональных компетенций обучающихся, в первую очередь информационную, коммуникативной и проектной компетенции.

План – график работы.

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Для педагогов

1.

Заключение договоров о ресурсном взаимодействии

24.08.2020 – 14.09.2020

Административная группа

2.

Городской семинар для классных руководителей «Внеучебная деятельность педагога по формированию индивидуальной образовательной программы обучающихся среднего и старшего школьного возраста».

26.08.2020

Зам. Директора по ОМР МБУДО «ДМШ им. В.В. Андреева», зам. Директора по УВР МБОУ СОКШ№4, педагоги-психологи

Для родителей

1.

Семинар «Возможности ДО в условиях исполнения стандартов второго поколения»

Сентябрь 2020

Зам. Директора по ОМР МБУДО «ДМШ им. В.В. Андреева», зам. Директора по УВР МБОУ СОКШ№4

2.

 Родительское собрание «Развитие социального опыта старшеклассников в процессе участия во внеучебной деятельности. Итоги совместной работы»

Март 2021

Административная группа

Для обучающихся

1.

Начальная диагностика социально-психологического и учебно-профессионального статуса обучающегося

01.10.2020 – 30.10.2020

ПДО, педагоги-психологи

2.

Проведение городских мероприятий («Диалоги о культуре», Детская филармония «Твой друг музыка»).

08.10.2020 – 31.05.2021

Административная группа, ПДО, педагоги-психологи

3.

Психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС) предпрофильной подготовки

08.10.2020 – 31.05.2021

 педагоги-психологи

4.

ППС проектной деятельности

08.10.2020 – 31.05.2021

ПДО, педагоги-психологи

5.

ППС исследовательской деятельности

08.10.2020 – 31.05.2021

педагоги-психологи

6.

ППС одаренных детей

педагоги-психологи

ПДО, педагоги-психологи

7.

Тренинг «Мотивация на реализацию индивидуальной образовательной программы»

Октябрь 2020

Административная группа, педагоги-психологи

8.

Фестиваль проектных идей

Ноябрь 2020

Административная группа, ПДО

9.

Фестиваль реализованных проектов

Апрель 2021

Административная группа, ПДО

10.

Концертная деятельность учащихся

В течении года по плану

Административная группа

11.

Концертная деятельность преподавателей

В течении года по индивидуальным планам преподавателей

Зав. Отделениями

12.

Личностное и профоринтационное консультирование

31.05.2021

ПДО, педагоги-психологи

13.

Комплексная программа «Родитель м ребенок – успешное будущее России»

08.10.2020 – 31.05.2021

педагоги-психологи

14.

Итоговая диагностика социально-психологического и учебно-профессионального статуса обучающегося

01.05.2021 – 30.05.2021

педагоги-психологи

15.

Итоговый семинар – совещание для администрации МБОУ СОКШ№4, МБУ ДО «ДМШ им. В.В. Андреева»

Июнь 2021

Административная группа

Приложение 1.

Концерты  для  учащихся  4- х  классов. Проводятся  в  рамках  п.5 Плана-графика:

Проведение городских  мероприятий МБОУ СОКШ 4, МБУ ДО «ДМШ им В.В.Андреева». Концертные площадки: конференц-зал МБОУ СОКШ 4, МЦ «Юность»,концертный зхал МБУ ДО «ДМШ им В.В.Андреева»

 Цель: изучение  школьной и  родительской  слушательской  аудитории в  процессе внеурочной  деятельности. Работа  в  рамках  проекта  ведется  по  трём  направлениям: 1) Академическая  вокальная  музыка. 2)   инструментальная  музыка, 3)  музыкальное  искусство  эстрады.

Объектом  исследования является воспитательный  процесс. Запланировано 9 концертов (сентябрь-  май) 7 концертов  камерной  и фортепианной  музыки для  учащихся  и родителей  классов «К» и «А» из произведений  изучавшихся  детьми  в курсе  предмета  «Музыка»; слушательская  аудитория  изучается с помощью анкетирования,  опросов,  наблюдений. Дополнительным  диагностическим  материалом  служат сочинения учащихся,  рисунки  учащихся,. результаты суммируются, обрабатываются психологами,  педагогам Данные  диагностики целевой  аудитории используются  в  качестве обратной  связи для  корректировки работы  педагогов  и  их  учащихся. Результаты  публикуются.

Приложение 2. Примерные концертные программы согласно Плану  концертной  работы  и  подготовки  концертного  репертуара (Проект «Музыка - сегодня» 2020-2021 уч.год)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

И.С.Бах. Маленькие прелюдии. Прелюдии и фуги Хорошо- темперированного клавира. Органная Токката ре-минор. Сицилиана из сонаты для флейты  и  клавесина.

 В.А.Моцарт. Фантазия  ре-минор. Фантазия  д-  минор. Рондо из сонаты Ля  мажор

Л.ван Бетховен. К Элизе. Вариации ор.34 Соната  ор. 110

Декабрь

Январь

Февраль

Ф.Лист

Этюд №3 Кампанелла. Рапсрдии №6 , №12. Ноктюрн №3

Ф.Шопен. Этюды ор.10№ 1,2. Ноктюрн до # минор. Вальс ре- бемоль мажор.

А.Скрябин Прелюдии ор.2,11,13. Этюд №8 Прелюдия для левой руки. Поэма ор.32.

Март

Апрель

Май

С.Рахманинов. Прелюдии (избр.)

Сирень. Весенние воды.  П.И.Чайковский. Детский альбом. Времена года (избр.)

 Программа класса академического вокала (объявляется  особо)

Программа класса эстрадного вокала (объявляется  особо)

Использованная литература.

  1. «Об образовании  в  Российской  федерации» 273-ФЗ.
  2. Концепция  развития Дополнительного  образования в  ХМАО-Югре  до 2020 г;
  3. «Стратегия  развития культуры в  ХМАО-Югре до 2020 года  и на  период до 2030 года» от 18.05.2013 года № 185-п;
  4. Учебник для  общеобразовательных школ «Музыка» 4 кл.авт.: Школяр
  5. Образовательные  программы  ДО ( МБОУ СОКШ №4, г.Нефтеюганск);
  6. Образовательные программы  МУ ДО « ДМШ им.В.В.Андреева»;
  7. Григорьев Д.В. Степанов П.В. ст.: «Методические  рекомендации по организации внеучебной  деятельности учащихся основной школы» (1-9 кл.) М.2014;
  8. Евладова Е.Б. (д.п.н, главный научный  сотрудник ГОУ Российская  академия  образования « Институт семьи  и воспитания»), Ст.: «Внеурочная  деятельность и  дополнительное  образование  детей  в  условиях  реализации  ФГОС»  М.2014.
  9. Евладова Е.Б, Логинова Л.Б. Дополнительное  образование  детей. М. Владос, 2015
  10.   Евладова Е.Б, Логинова Л.Б.   Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. М.Русское слово- учебник.2015
  11. Материалы Второго регионального конкурса программ внеурочной деятельности для основной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС. Орел – ИРО – 2016;
  12.  Сборник примерных рабочих программ по внеурочной деятельности. Учебное пособие для образовательных организаций. Москва. Просвещение.2020 г.

Подпись работника:______________________ И.В.Корнишин