Доклад на семинаре." Ученик, преподаватель, концертмейстер" (обобщение опыта работы)

 

" Ученик, преподаватель, концертмейстер" (обобщение опыта работы)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Учреждение Дополнительного Образования

Вяземская школа искусств

им. А. С. Даргомыжского

Доклад на семинаре:

«Ученик, преподаватель, концертмейстер»

(обобщение опыта работы)

                                               Преподаватель, концертмейстер Алексеева Н. В.

Смоленская область

г. Вязьма 2017г.

Содержание

  1. Введение.
  2. Рабочий процесс, как первая составляющая творческой деятельности концертмейстера.
  3. Некоторые особенности работы концертмейстера на разных отделениях ДМШ.
  4. Концертное выступление, как вторая составляющая творческой деятельности концертмейстера.
  5. Заключение.

«Ученик, преподаватель, концертмейстер» (совместная работа на уроке). Так называлась тема открытого урока на Оркестровом отделении с ученицей 6-го класса Пискуновой Дарьей, преподаватель - Перцева Н. А. Я, как концертмейстер, рассматривала урок, как совместную работу при изучении музыкальных произведений, основанную на согласии и взаимопонимании трёх сторон. При этом педагог выполняет активную функцию, «ведёт» урок, «доносит» материал, концертмейстер поддерживает пожелания педагога, своим аккомпанементом помогая ученику освоить необходимые навыки игры на скрипке.

Сегодня я рассмотрю эту тему с другого ракурса.

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное выступление.

 Рабочий процесс можно условно разделить на 3 этапа:

  1. Знакомство с произведением, разбор формы, замысла, характера.
  2. Индивидуальная работа над партией аккомпанемента: разучивание, отработка технических трудностей, работа над динамикой, фразировкой, а так же проработка партии солиста.
  3. Работа с солистом, совмещение музыкально-исполнительских действий. (Этот этап был раскрыт мною на отдельном открытом уроке с одним учеником).

Сегодня пойдёт речь о специфике работы на данном этапе на различных отделениях ДШИ. При работе с солистами-инструменталистами внимание и сосредоточенность необходимы на данном этапе, так как концертмейстер помогает преодолевать трудности, возникающие у солиста. Например:

-  Взятие нужного темпа при отсутствии вступления.

- Совместное начало по кивку головы (причём солиста, а не концертмейстера). Многие ученики не умеют показать начало, дать auftakt. Это зависит от его скованности или раскрепощённости.

-  Фразировка: одно дело, когда педагог покажет, споёт, концертмейстер аккомпанементом подведёт, а другое дело, когда ученик сам почувствует движение, дыхание музыки и сумеет выразить его в своём исполнении.

- Работаем над единством ритмического пульса и темпа. Чаще всего случается так, что ученик «дома всё так хорошо выучил», а на уроке с концертмейстером постоянно сбивается, так как слышит то, на что внимание не обратил(сильные доли, ровный счёт, единый темп).

- Работа над динамикой – это обоюдный процесс – здесь надо учитывать степень подготовленности ученика: его технические, звуковые, эмоциональные возможности.

На каком бы отделении не работал концертмейстер (оркестровом, вокальном, народном, хореографическом), он должен знать специфику предмета, инструмента. У скрипачей фактурные трудности в партиях: двойные ноты, флажолеты, ломаные аккорды, паузы, которые не хватает терпения досчитать, фермато, которое не хватает терпения додержать. Концертмейстеру надо на всё чутко реагировать. Необходимо владеть сведениями о строе инструмента, тембровых, технических, динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения. Это способствует более грамотному и чуткому сопровождению.

В хореографии свои особенности. Концертмейстер сам составляет сборник произведений или в готовом сборнике чётко определяет последовательность произведений, согласно порядку упражнений классического танца. Этот порядок практически одинаков  для юных танцоров и для взрослых артистов. Каждый урок начинается у балетного станка, затем переносится на середину зала, потом следуют адажио и прыжки. Упражнения выстраиваются от простого к сложному. Медленные движения чередуются с быстрыми. Упражнения идут без остановки, а значит  у  концертмейстера нет времени на поиск музыкального сопровождения. Очерёдность пьес или фрагментов из балетных клавиров должна быть продумана заранее.

Есть ещё одна особенность аккомпанемента в классе хореографии: это смещение  сильных долей и выделение  слабых, когда надо отработать какой-то определённый экзерсис. Не всегда можно подобрать соответствующую музыку, поэтому меняем двудольное произведение до неузнаваемости. Здесь уже речь не о грамотной подаче текста, а о способности концертмейстера чувствовать, передавать и поддерживать характер движения.

У духовиков и вокалистов основополагающим фактором работы является дыхание, организация дыхания. Это надо учитывать. Концертмейстер должен уметь «дышать» вместе с солистом, чутко реагируя на момент вдоха.

Как было сказано, творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное выступление. Задача концертмейстера совместно с преподавателем подготовить ученика к концертному выступлению или экзамену. Отношения с юными солистами во время уроков и репетиций складываются по вертикали: творческие предложения старших выполняются младшими. Другое дело на сцене. Здесь концертмейстер – «друг, товарищ и брат», он не просто сотоварищ по творчеству, а надёжный тыл для солиста. Всегда! «Поймай, подхвати, подскажи!». То есть нервная система, психологический настрой концертмейстера, играющего с учеником-солистом, постоянно должны быть направлены на партнёра. (В этом плане с партнёрами-преподавателями играть легче, снимаются некоторые психологические моменты).

Таким образом, можно сказать, что концертмейстер, работающий к музыкальных учебных заведениях, выступает в нескольких ипостасях. На первом этапе работы над музыкальным произведением он, наряду с преподавателем по специальности выступает в роли наставника, а далее – помощник ученику в интерпретации замысла музыкального произведения, и, наконец, - равноправный участник ансамбля.