Доклад на семинаре." Ученик, преподаватель, концертмейстер" (обобщение опыта работы)
" Ученик, преподаватель, концертмейстер" (обобщение опыта работы)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное
Учреждение Дополнительного Образования
Вяземская школа искусств
им. А. С. Даргомыжского
Доклад на семинаре:
«Ученик, преподаватель, концертмейстер»
(обобщение опыта работы)
Преподаватель, концертмейстер Алексеева Н. В.
Смоленская область
г. Вязьма 2017г.
Содержание
- Введение.
- Рабочий процесс, как первая составляющая творческой деятельности концертмейстера.
- Некоторые особенности работы концертмейстера на разных отделениях ДМШ.
- Концертное выступление, как вторая составляющая творческой деятельности концертмейстера.
- Заключение.
«Ученик, преподаватель, концертмейстер» (совместная работа на уроке). Так называлась тема открытого урока на Оркестровом отделении с ученицей 6-го класса Пискуновой Дарьей, преподаватель - Перцева Н. А. Я, как концертмейстер, рассматривала урок, как совместную работу при изучении музыкальных произведений, основанную на согласии и взаимопонимании трёх сторон. При этом педагог выполняет активную функцию, «ведёт» урок, «доносит» материал, концертмейстер поддерживает пожелания педагога, своим аккомпанементом помогая ученику освоить необходимые навыки игры на скрипке.
Сегодня я рассмотрю эту тему с другого ракурса.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное выступление.
Рабочий процесс можно условно разделить на 3 этапа:
- Знакомство с произведением, разбор формы, замысла, характера.
- Индивидуальная работа над партией аккомпанемента: разучивание, отработка технических трудностей, работа над динамикой, фразировкой, а так же проработка партии солиста.
- Работа с солистом, совмещение музыкально-исполнительских действий. (Этот этап был раскрыт мною на отдельном открытом уроке с одним учеником).
Сегодня пойдёт речь о специфике работы на данном этапе на различных отделениях ДШИ. При работе с солистами-инструменталистами внимание и сосредоточенность необходимы на данном этапе, так как концертмейстер помогает преодолевать трудности, возникающие у солиста. Например:
- Взятие нужного темпа при отсутствии вступления.
- Совместное начало по кивку головы (причём солиста, а не концертмейстера). Многие ученики не умеют показать начало, дать auftakt. Это зависит от его скованности или раскрепощённости.
- Фразировка: одно дело, когда педагог покажет, споёт, концертмейстер аккомпанементом подведёт, а другое дело, когда ученик сам почувствует движение, дыхание музыки и сумеет выразить его в своём исполнении.
- Работаем над единством ритмического пульса и темпа. Чаще всего случается так, что ученик «дома всё так хорошо выучил», а на уроке с концертмейстером постоянно сбивается, так как слышит то, на что внимание не обратил(сильные доли, ровный счёт, единый темп).
- Работа над динамикой – это обоюдный процесс – здесь надо учитывать степень подготовленности ученика: его технические, звуковые, эмоциональные возможности.
На каком бы отделении не работал концертмейстер (оркестровом, вокальном, народном, хореографическом), он должен знать специфику предмета, инструмента. У скрипачей фактурные трудности в партиях: двойные ноты, флажолеты, ломаные аккорды, паузы, которые не хватает терпения досчитать, фермато, которое не хватает терпения додержать. Концертмейстеру надо на всё чутко реагировать. Необходимо владеть сведениями о строе инструмента, тембровых, технических, динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения. Это способствует более грамотному и чуткому сопровождению.
В хореографии свои особенности. Концертмейстер сам составляет сборник произведений или в готовом сборнике чётко определяет последовательность произведений, согласно порядку упражнений классического танца. Этот порядок практически одинаков для юных танцоров и для взрослых артистов. Каждый урок начинается у балетного станка, затем переносится на середину зала, потом следуют адажио и прыжки. Упражнения выстраиваются от простого к сложному. Медленные движения чередуются с быстрыми. Упражнения идут без остановки, а значит у концертмейстера нет времени на поиск музыкального сопровождения. Очерёдность пьес или фрагментов из балетных клавиров должна быть продумана заранее.
Есть ещё одна особенность аккомпанемента в классе хореографии: это смещение сильных долей и выделение слабых, когда надо отработать какой-то определённый экзерсис. Не всегда можно подобрать соответствующую музыку, поэтому меняем двудольное произведение до неузнаваемости. Здесь уже речь не о грамотной подаче текста, а о способности концертмейстера чувствовать, передавать и поддерживать характер движения.
У духовиков и вокалистов основополагающим фактором работы является дыхание, организация дыхания. Это надо учитывать. Концертмейстер должен уметь «дышать» вместе с солистом, чутко реагируя на момент вдоха.
Как было сказано, творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное выступление. Задача концертмейстера совместно с преподавателем подготовить ученика к концертному выступлению или экзамену. Отношения с юными солистами во время уроков и репетиций складываются по вертикали: творческие предложения старших выполняются младшими. Другое дело на сцене. Здесь концертмейстер – «друг, товарищ и брат», он не просто сотоварищ по творчеству, а надёжный тыл для солиста. Всегда! «Поймай, подхвати, подскажи!». То есть нервная система, психологический настрой концертмейстера, играющего с учеником-солистом, постоянно должны быть направлены на партнёра. (В этом плане с партнёрами-преподавателями играть легче, снимаются некоторые психологические моменты).
Таким образом, можно сказать, что концертмейстер, работающий к музыкальных учебных заведениях, выступает в нескольких ипостасях. На первом этапе работы над музыкальным произведением он, наряду с преподавателем по специальности выступает в роли наставника, а далее – помощник ученику в интерпретации замысла музыкального произведения, и, наконец, - равноправный участник ансамбля.