Приемы использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе.

Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приемы использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе.

Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях.

  1. Дети сидят с закрытыми глазами и определяют высоту звуков или узнают инструмент по тембру. Ответ они дают с помощью движений - символов (например, под низкие звуки «танцуют» ноги, под высокие – кисти рук, а под ритм барабана ребята имитируют игру на этом инструменте).
  2. Учащиеся встали. Первый получает большой мяч. Если мелодия звучит в высоком регистре, то его передают через голову по кругу, а если сопровождение построено на низких звуках – мяч от ребенка к ребенку перекатывается между ногами.

Вариант (сидя за партами): если слышен звук среднего регистра, дети хлопают в ладоши на уровне груди, а если высокого – над головой.

Вариант (на импровизацию) при сопоставлении регистров в произведении простой трёхчастной формы руки «танцуют» при звучании «прозрачной» мелодии, а тело – когда музыка звучит в среднем регистре. Под импровизацию движений одного ученика другой импровизирует ритмическое сопровождение на простейших музыкальных инструментах. Класс оценивает качества выполнения такого творческого задания.

  1. Ученик получает задание нарисовать мелом на доске направление движения услышанной мелодии, затем два или три ученика «рисуют»его в воздухе на воображаемой доске и изображают движением.

Приемы активизации ритмического чувства в музыкально-ритмических движения.

  1. Дети сидят в кругу или за партами. Тот, у кого мяч, на четверть с точкой перекладывает его из руки в руку, а на половинную длительность передает по кругу или товарищу по парте. Вначале это задание выполняется с некоторым запозданием во времени, а затем точно в соответствии с ритмом звучащей музыки.
  2. Ребята свободно бегают по помещению под мелодию с ярко выраженным острым, пунктирным ритмом и, как только услышат плавную, нежную музыку, кружатся парами, взявшись за руки. Появление первой мелодии – сигнал к бегу. В этом упражнении музыкальный материал сначала исполняет учитель, а затем учащиеся на простейших музыкальных инструментах.
  3. Игра «Эхо» в движении: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т. д.; затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
  4. Учащиеся получают задание: прохлопать или спеть ритмический рисунок, переданный движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем вызванный ученик, а класс передает его хлопками или прищелкиванием пальцев и т. д.

Приемы формирования представлений о тембре и динамике в музыкально-ритмических движениях.

  1. Ходьба и бег под музыку разного тембра, которую педагог играет или поет.
  2. Непроизвольные изменения тембра в инсценирование шуток, прибауток. Например, учитель может использовать сказку «Кошкин дом» или песню В. Калинниковова «Тень-тень». Важно, чтобы учащиеся, передавая образы зверей, двигались в тембре, характеризующем персонажи.
  3. Один из учеников «дирижирует» группой детей при выполнении хорошо известного двигательного упражнения, первая часть которого представляет, например, легкие прыжки бельчат по дереву, а вторая – имитацию качающихся тяжелых веток деревьев после шалостей бельчат.
  4. Импровизацию движений зверей: медленных – слонов, черепах; быстрых – зайца, собаки и т. д.
  5. Передача в движении под музыку ускорения и замедления: переход от ходьбы к бегу, от бега к прыжкам и т. д.. Можно, например, передавать мяч из рук в руки сначала на близком расстоянии, затем – на большом.
  6. Импровизация под музыку ускорения движения и остановки, например, автомобиля, паровоза, качелей, карусели. Импровизация сцены: гномики спешат домой, но, подходя к нему, не видят Белоснежку, поэтому замедляют шаг и наконец останавливаются разочарованные.
  7. Передать под музыку динамику: пиано двигаться на пальцах, на меццо форте – целой стопой, на форте – плотно или соответственно динамике меняя длину шага (мелкий, средний, широкий).
  8. В танцевальной импровизации реагировать на изменение динамики движением пальцев рук, головы, плеч и т. д. Например, на меццо форте «танцуют» кисти, а на форте – руки.
  9. Передать в движении под музыку крещендо и диминуэндо: при ослаблении звучания круг, который образуют учащиеся, сужается, а при усилении – расширяется.
  10. Импровизируя танец цветов, дети передают изменения динамики в музыке. Учитель использует ассоциации: цветок растет, цветет, вянет или тянется к солнцу, неожиданно гнется под ветром и т. д.

Приемы формирования представлений о способе звуковедения в музыкально-ритмических движениях.

  1. Дети сидят на ковре или стоят за партами, у каждого мягкий мяч или другой предмет. На стаккато ребята ударяют мячом об пол, а при плавном звуковедении – перекатывают его из рук в руки.
  2. Учитель держит большой легкий мяч: на стаккато ударяет его об пол, на легато чертит полукруг в воздухе. Затем предлагает ребятам прыгать словно мяч под отрывистую мелодию, а на легато двигаться плавно и одновременно выполнять руками мягкие движения изстороны в сторону.
  3. Под плавную мелодию дети кружатся в парах, держась за руки. На отрывистое звучание опускаются руки и легко, ритмично прыгают, пока не услышат легато в звуковедении. Для импровизации учитель использует образные сравнения: воробей на земле прыгает и клюет, а в воздухе – летает; рыба на суше бьется, а в воде – плавает.

Приемы формирования представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.

  1. При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала выполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.
  2. Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с мячом под музыку внутри круга. В конце фразы Гн передает мяч следующему ребенку и т. д.
  3. Ученик рисует на воображаемой доске «кривую» фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.
  4. На доске или на бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детям. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию.



Предварительный просмотр:

Приемы использования музыкально-ритмических движений на уроках музыки в начальной школе.

Приемы формирования звуковысотного слуха в музыкально-ритмических движениях.

  1. Дети сидят с закрытыми глазами и определяют высоту звуков или узнают инструмент по тембру. Ответ они дают с помощью движений - символов (например, под низкие звуки «танцуют» ноги, под высокие – кисти рук, а под ритм барабана ребята имитируют игру на этом инструменте).
  2. Учащиеся встали. Первый получает большой мяч. Если мелодия звучит в высоком регистре, то его передают через голову по кругу, а если сопровождение построено на низких звуках – мяч от ребенка к ребенку перекатывается между ногами.

Вариант (сидя за партами): если слышен звук среднего регистра, дети хлопают в ладоши на уровне груди, а если высокого – над головой.

Вариант (на импровизацию) при сопоставлении регистров в произведении простой трёхчастной формы руки «танцуют» при звучании «прозрачной» мелодии, а тело – когда музыка звучит в среднем регистре. Под импровизацию движений одного ученика другой импровизирует ритмическое сопровождение на простейших музыкальных инструментах. Класс оценивает качества выполнения такого творческого задания.

  1. Ученик получает задание нарисовать мелом на доске направление движения услышанной мелодии, затем два или три ученика «рисуют»его в воздухе на воображаемой доске и изображают движением.

Приемы активизации ритмического чувства в музыкально-ритмических движения.

  1. Дети сидят в кругу или за партами. Тот, у кого мяч, на четверть с точкой перекладывает его из руки в руку, а на половинную длительность передает по кругу или товарищу по парте. Вначале это задание выполняется с некоторым запозданием во времени, а затем точно в соответствии с ритмом звучащей музыки.
  2. Ребята свободно бегают по помещению под мелодию с ярко выраженным острым, пунктирным ритмом и, как только услышат плавную, нежную музыку, кружатся парами, взявшись за руки. Появление первой мелодии – сигнал к бегу. В этом упражнении музыкальный материал сначала исполняет учитель, а затем учащиеся на простейших музыкальных инструментах.
  3. Игра «Эхо» в движении: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т. д.; затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
  4. Учащиеся получают задание: прохлопать или спеть ритмический рисунок, переданный движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем вызванный ученик, а класс передает его хлопками или прищелкиванием пальцев и т. д.

Приемы формирования представлений о тембре и динамике в музыкально-ритмических движениях.

  1. Ходьба и бег под музыку разного тембра, которую педагог играет или поет.
  2. Непроизвольные изменения тембра в инсценирование шуток, прибауток. Например, учитель может использовать сказку «Кошкин дом» или песню В. Калинниковова «Тень-тень». Важно, чтобы учащиеся, передавая образы зверей, двигались в тембре, характеризующем персонажи.
  3. Один из учеников «дирижирует» группой детей при выполнении хорошо известного двигательного упражнения, первая часть которого представляет, например, легкие прыжки бельчат по дереву, а вторая – имитацию качающихся тяжелых веток деревьев после шалостей бельчат.
  4. Импровизацию движений зверей: медленных – слонов, черепах; быстрых – зайца, собаки и т. д.
  5. Передача в движении под музыку ускорения и замедления: переход от ходьбы к бегу, от бега к прыжкам и т. д.. Можно, например, передавать мяч из рук в руки сначала на близком расстоянии, затем – на большом.
  6. Импровизация под музыку ускорения движения и остановки, например, автомобиля, паровоза, качелей, карусели. Импровизация сцены: гномики спешат домой, но, подходя к нему, не видят Белоснежку, поэтому замедляют шаг и наконец останавливаются разочарованные.
  7. Передать под музыку динамику: пиано двигаться на пальцах, на меццо форте – целой стопой, на форте – плотно или соответственно динамике меняя длину шага (мелкий, средний, широкий).
  8. В танцевальной импровизации реагировать на изменение динамики движением пальцев рук, головы, плеч и т. д. Например, на меццо форте «танцуют» кисти, а на форте – руки.
  9. Передать в движении под музыку крещендо и диминуэндо: при ослаблении звучания круг, который образуют учащиеся, сужается, а при усилении – расширяется.
  10. Импровизируя танец цветов, дети передают изменения динамики в музыке. Учитель использует ассоциации: цветок растет, цветет, вянет или тянется к солнцу, неожиданно гнется под ветром и т. д.

Приемы формирования представлений о способе звуковедения в музыкально-ритмических движениях.

  1. Дети сидят на ковре или стоят за партами, у каждого мягкий мяч или другой предмет. На стаккато ребята ударяют мячом об пол, а при плавном звуковедении – перекатывают его из рук в руки.
  2. Учитель держит большой легкий мяч: на стаккато ударяет его об пол, на легато чертит полукруг в воздухе. Затем предлагает ребятам прыгать словно мяч под отрывистую мелодию, а на легато двигаться плавно и одновременно выполнять руками мягкие движения изстороны в сторону.
  3. Под плавную мелодию дети кружатся в парах, держась за руки. На отрывистое звучание опускаются руки и легко, ритмично прыгают, пока не услышат легато в звуковедении. Для импровизации учитель использует образные сравнения: воробей на земле прыгает и клюет, а в воздухе – летает; рыба на суше бьется, а в воде – плавает.

Приемы формирования представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.

  1. При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала выполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.
  2. Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с мячом под музыку внутри круга. В конце фразы Гн передает мяч следующему ребенку и т. д.
  3. Ученик рисует на воображаемой доске «кривую» фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.
  4. На доске или на бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детям. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию.