конспект открытого урока хора младших классов КАРАМЕЛЬ

Красивое хоровое произведение требует  не только чистого интонирование мелодии, но и душевного, проникновенного исполнения. Объясняю учащимся, что каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя. Предлагаю прослушать стихотворения о матери и материнстве. Любое музыкальное произведение вызывает у ребенка свои личные душевные ощущения и переживания, эмоциональные ассоциации. Задача руководителя привести всех к единому художественному образу. Необходимо создать такой образ матери, который был бы близок каждому участнику коллектива.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_hora_v_mladshih_klassah.docx20.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока хора младших классов «Карамель»

по теме: «Формирование эмоциональной отзывчивости и творческого самовыражения на занятиях хора»

Автор: Попова Наталья Сергеевна, преподаватель хора МБУДО «ФДМШ № 2».

Тема урока: «Формирование эмоциональной отзывчивости и творческого самовыражения на занятиях хора»

 Цель: Способствовать формированию  творческого подхода, самовыражения в процессе изучения музыкального произведения,  на разных этапах  у учащихся в младшем хоре».
Задачи: 
1. Работа над выразительным произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие творческого самовыражения через музыкально-слуховые представления в процессе разучивания музыкального произведения.
3. Воспитание  культуры исполнения на примере произведений для хора современных композиторов В. Бобкова и Н. Русу – Козулиной.

Ход урока
1. Актуализация певческих навыков. Дыхание как основа хорового пения.
2. Распевание. Упражнения на артикуляцию.
3. Упражнения на пение легато и «отрывисто»
4. Работа над фразами музыкального произведения, которые вызывают трудности при исполнении.
5. Работа над музыкальным образом хорового произведения.
6. Анализ работы на уроке.  Домашнее задание.

Последовательность предлагаемых заданий:
1.Урок начинается с актуализации певческих знаний по темам «Дыхание», «Артикуляция».  Напоминаю учащимся о важности правильной певческой постановки при пении. Правила цепного дыхания.

2.1 Следующие  упражнения «Да-де-ди-до-ду» способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать активное дыхание.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы, поступенное движение вверх и вниз,  исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто,  легатто.  Повторяю упражнения «Кузнечик»; «Петя  - петушок ». При исполнении прошу петь очень выразительно, активно используя мимику лица.

2.2 Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»
«Барашеньки -  крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения. Cлог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
3. 1 Пение в унисон, все вместе как один, закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма», по полутонам , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
3. 2 Пение на одном звуке «ми-ме-ма-мо-му», постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на «легато». Напоминаю, что упражнение исполняется мягкими губами,  не совсем плотно сомкнуты, это упражнение поется ровно, без толчков. Согласная «м» активизирует работу губ. Все внимание переносится на гласные «а» и «у», которые необходимо  петь на легато, аккуратно спеть слог «ле», опираясь на гласную «е», тем самым думая про «о». Повторяю с учащимися приемы цепного хорового дыхания.
3. 3 Пение на гласные и согласные. За основу берется знакомая ребятам песенка например «Воздух будто недвижим, он золотой, медовый» 

а. фразу поем на слоги «па» «ра»        
б. фразу поем на «пу» «ру»
в. фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере, стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Работа над произведениями.
«Добрая фея» сл. и муз. Н. Русу – Козулиной. 
Красивое хоровое произведение требует  не только чистого интонирование мелодии, но и душевного, проникновенного исполнения. Объясняю учащимся, что каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя. Предлагаю прослушать стихотворения о матери и материнстве. Любое музыкальное произведение вызывает у ребенка свои личные душевные ощущения и переживания, эмоциональные ассоциации. Задача руководителя привести всех к единому художественному образу. Необходимо создать такой образ матери, который принял бы каждый участник хора.  
Работа над песней строится в следующем порядке:
1. Работа над первыми фразами 1; 2 куплетов «Волшебное чудо совсем недалеко…»; «На свете немало волшебников разных…». Обращаю внимание детей на активное вступление. Сложностью при исполнении является  динамика «пиано». Вступление может быть исполнено мягко, но не  с четкой артикуляцией. Работаю с детьми над  активной «в» на начало фразы.  Необходимо показать душевную мягкость, красоту матери, в тоже время не теряя  веселого характера произведения. Аналогично провожу работу со вторым куплетом.
4. 1 Припев: «Мама! Пусть об этом помнят все дети…» Трудностью при исполнении является унисонная нота «ре» второй октавы. Дети стараются преодолеть эту трудность, активно используя дыхание, а также четко проговаривая согласную «м» в слове «мама». Детям близка тема песни, а припев особенно отображает веселое настроение. Очень важно не забывать о чистом интонировании при передаче музыкального образа.

Виды работы:
-Исполнить произведение в характере

-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз. 
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
5. Работа над следующим  произведением «В мире музыки» музыка и слова В. Бобкова. Основа -  передача веселого, подвижного, напевного в куплетах. На припеве «Мы играем на рояле, на кларнете и гитаре…» учащиеся двигаются вправо – влево, щелкая при этом пальцами. Дети младшего хора двигаются с большим желанием, ввиду их непоседливого характера. Исполнение – озорное, игривое, радостное.
6. В конце занятия очень важно, чтобы учащиеся проанализировали свою работу; поделились впечатлениями от урока; сказали, что получилось у них, какие виды деятельности были трудностью; что запомнилось на уроке; можно ли говорить о том, что занятие достигло своей цели.

Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.

Список литературы:
1.Багадуров  В «Вокальное воспитание детей». М., Музыка, 1952 г.
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964 г.
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород. 2000 г.
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П., Музыка, 2000 г.
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука. Сиб.отделение.1991 г.
6.Емельянов В.В «Развитие голоса. Координация и тренаж» СПб. 1997 г.
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М., Сов.композитор. 1967 г.
8.Огороднов Д.Е. «Музыкально - певческое воспитание детей в общеобразовательное школе». Киев. Музычна.Украина.1988 г.
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982 г.