Методика работы ансамблевого исполнительства в классе фортепиано

Выступление на ШМО учителей музыки МОУ СОШ № 6 с УИПМЭЦ го.Жуковский педагога по классу фортепиано  Захаровой Л.С. на тему: «Методика работы ансамблевого исполнительства в классе фортепиано»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ansambli_shmo.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей музыки

МОУ СОШ № 6 с УИПМЭЦ го.Жуковский

педагога по классу фортепиано  Захаровой Л.С.

 

«Методика работы ансамблевого исполнительства в классе фортепиано»

Ансамблевое музицирование как одна из форм творческого развития обучающихся мне очень близка и весьма актуальна в моей педагогической практике, я ее активно использую с самого начала обучения ученика игре на фортепиано и хотелось бы поделиться своим педагогическим опытом в этом виде учебной деятельности, продемонстрировать имеющиеся видео ансамблей моих учеников.

В нашей школе ансамблевое музицирование рассматривается как приоритетное направление в развитии музыкальных способностей обучающихся. Ни для кого не секрет, что большинство учащиеся музыкальных школ обучаются музыке не для того, чтобы выбрать себе профессию музыканта, а для общего музыкального развития и кругозора. Задача музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний – участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, в формировании людей, жизнь которых обогатится великим даром – умением слушать и понимать музыку.

Современного ребенка сложно сейчас чем-то удивить, круг их интересов очень многогранен и широк, так как помимо музыкальной школы учащиеся посещают еще какой-либо кружок или секцию, поэтому задача педагога-музыканта не только заинтересовать и обучить игре на инструменте, но еще и удержать. К каждому ребенку надо находить свой индивидуальный подход. В классе фортепиано есть различные формы работы. Но особыми развивающими возможностями обладает музицирование в ансамбле, как одна из самых доступных форм ознакомления учащимися с миром музыки.

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции.

Занятия в классе ансамбля способствуют также закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса. Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививали любовь к коллективному творчеству. Чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления должно естественным образом возникнуть в классе ансамбля.

Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. Благодаря музицированию происходит развитие всех музыкальных способностей – всех видов музыкального слуха, чувства ритма, музыкального восприятия, памяти, мышления, совершенствуется умение читать с листа. Важно, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, это искусство вести музыкальный диалог человека с человеком, понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Навыки совместной игры особенно значимы для учеников, которые обучаются по предпрофессиональным программам, тем, кто в дальнейшем станет участником камерных ансамблей или концертмейстером. В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.

Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы над ансамблем предполагают чёткое знание специфики ансамблевой игры. Само слово «ансамбль» в переводе с французского означает «согласованность, единство». Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а минимум двоих исполнителей.

Виды ансамбля в классе фортепиано.

Существуют разные виды фортепианного ансамбля: для одного фортепиано в 4,6,8,рук и ансамбли для двух фортепиано. Различия в характере ансамблей, по мнению исследователей, отразились и в музыке, созданной для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, исполнитель имеет больше свободы исполнения во всем; произведения же для четырехручного дуэта близки к стилю камерного музицирования.

Игра в 4 руки остаётся максимально доступной и в школе, и дома.  Заниматься ансамблевым музицированием необходимо систематически. Использовать все возможные виды учебной деятельности - концерты, конкурсы, просветительские концерты в школах, детских садах и т.д.

Репертуар для ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара могут быть использованы с равным успехом.

Неоценима роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения игре на инструменте. Она является лучшим средством заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения.

Начальное обучение игре на инструменте имеет свои специфические особенности. Сразу появляется масса новых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакты с учеником.

Совместное переживание музыки − наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика. Таким образом, педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, для работы над художественным образом. И что особенно важно этот музыкальный контакт обычно способствует появлению большей инициативы у ученика.

На данный момент существует немало различных методик обучения игре на фортепиано. В них описаны различные формы работы, и в том числе, одна из них - коллективное (ансамблевое) инструментальное музицирование. Игра в ансамбле считается одной из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки, она обеспечивает возникновение у него интереса к музыкальному искусству. При этом каждый ребёнок становится активным участником исполнения музыки, независимо от уровня развития его способностей, что способствует психологической раскованности, свободе, дружественной атмосфере урока. Говоря о педагогической ценности ансамблевого музицирования, исследователи отмечают целый ряд моментов.

Рассмотрим вкратце, каким же образом ансамблевая игра способствует ускоренному развитию основных направлений в комплексном обучении учащегося ДШИ на начальном этапе игры на фортепиано. Речь идет о развитии музыкального слуха, чувства ритма; двигательно-моторных способностей, памяти, музыкальном мышлении.

Музыкальный слух

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Происходит это потому, что на первых порах ученик в основном играет одноголосные мелодии. В дальнейшем он начинает испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Не случайно ведущие методисты настаивают: ученик с первых же уроков должен участвовать в исполнении многоголосной музыки, играя с педагогом. Подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям считают наиболее «сильнодействующим средством» развития гармонического слуха, его используют как специальный слуховоспитательный прием. Но, как правило, ребёнок не может сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. В этом случае целесообразно исполнять пьесы в ансамбле, где гармоническое сопровождение будет исполнять учитель или другой ученик. И таким образом развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.к. ребёнок будет воспринимать полностью всю звуковую вертикаль.

На начальном этапе обучения ученик еще не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет умением слышать несколько мелодических линий. Совместное проигрывание на одном или двух инструментах по голосам, по парам голосов - наиболее эффективный способ развития умения слышать полифонию. Ансамблевая игра дает возможность вслушаться во все ее составные элементы, ярче оттенить, высветлить отдельные звуковые конструкции.

Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембродинамического слуха, благодаря обогащению фактуры, имитирующей оркестровое звучание. Совместно с педагогом учащиеся ведут поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов. Наличие четырех рук дает возможность передать на фортепиано и полнозвучное tutti, и разнообразие отдельных оркестровых групп. Введение в музыкальную ткань программно-изобразительных элементов, нередко наличие словесного текста – положительно сказываются на воспитании образного мышления ученика.

Чувство ритма

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию метроритма. Формирование чувства ритма на начальном этапе обучения - важнейшая задача педагога. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Воспитывать чувство ритма можно и нужно уже с первых шагов пианиста. Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метро-ритмических рамках. Когда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, это может деформировать верное ощущение первоначального движения. Таким образом, ансамблевая игра не  только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Очень важен в совместном музицировании умелый подбор материала. Партия ученика должна быть предельно простой, располагаться в удобной позиции, а партия педагога должна представлять ровную пульсацию, заменять ученику счет. В этом случае ученик будет находиться в определенных метрических рамках, а усвоение различных ритмических фигур станет более органичным.

Двигательные – моторные способности

Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе обучения более легко и безболезненно происходит организация игрового аппарата ребенка. Всем известна склонность детей к подражанию. Эта особенность может принести большую пользу в налаживании удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в освоении основных приемов звукоизвлечения, в овладении различными типами фактур. В ансамблевом музицировании юный пианист овладевает различными типами фактур, разнообразными приемами артикуляции. В партии сопровождения часто одна и та же формула повторяется долго в разных тональностях, что способствует формированию прочного пианистического навыка. По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, педализация, использование тембральных возможностей фортепиано, динамика и многое другое.

Музыкальное мышление

Игра в ансамбле обладает еще одним очень важным и полезным свойством. Оно расширяет круг музыкальных знаний, а следовательно оказывает положительный эффект на формирование музыкального мышления. Благодаря разнообразию ансамблевого репертуара учащиеся уже на начальном этапе могут знакомится с различными жанрам и их особенностями. Они имеют возможность исполнять отрывки - переложения из масштабных оркестровых произведений. Это расширяет их кругозор в области камерной, оперносимфонической литературы, знакомит с шедеврами музыкальной классики. Это, в свою очередь, предполагает усвоение знаний в области формообразования. Анализируя строение произведения, учащиеся более вдумчиво, осмысленно подходят к его исполнению.

Ансамблевое музицирование является активным помощником в овладении навыком чтения нот с листа, при котором процесс разучивания нового произведения проходит с большим интересом, наполняется смыслом, что очень важно для педагогического процесса. Однако, несмотря на очевидную педагогическую ценность и полезность, данный вид деятельности, считают исследователи, не слишком часто используется при  преподавании. Современная методика рекомендует начинать игру ребенка в ансамбле с педагогом буквально с первых уроков. В сборниках для начинающих можно найти пьесы (специально написанные или данные в переложении), ставящие перед ребенком задачу – аккомпанировать педагогу иногда всего лишь одним – двумя звуками. Подобное музицирование крайне заинтересовывает детей, так как они сразу же чувствуют себя исполнителями, участниками полноценной игры на инструменте. В качестве примера таких пособий можно назвать «Путь к музыке» Л. Баренбойма, «Маленькому пианисту» Б. Милича, «Ребенок за роялем» Н.Соколовой. «Первая встреча с музыкой» А. Артоболевской.

Первый из названных сборников содержит немало пьес для игры в ансамбле, рассредоточенных по всему курсу обучения. Во втором сборнике материал для ансамблевого музицирования помещён после каждого тематического раздела. Третий сборник полностью состоит из пьес для игры в четыре руки. Я в своей педагогической практике с начинающими использую любой сольный репертуар из различных сборников, который гармонизую на втором фортепиано, таким образом любые первые попевки игры на инструменте, песенки одной рукой, далее репертуар на чередование рук и т.д. ученик у меня играет с моим гармоническим сопровождением.

И в заключении хотелось бы показать видео, где приобретенные практические навыки ансамблевой игры в классе специального фортепиано уже в младших классах имеют продолжение и развитие в форме музицирования с иллюстраторами – инструменталистами, тем самым формируя навыки концертмейстерской игры и участника камерного ансамбля.