Методика работы над вокально-хоровыми навыками в детском хоре в совокупности со здоровьесберегающими технологиями.

Малышева Наталья Александровна

Так как пение - процесс физиологический, то следует помнить, что здоровьесбережение – это залог успешного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика работы над вокально-хоровыми навыками в детском хоре в совокупности со здоровьесберегающими технологиями.

Хоровое пение - искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй  как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

В методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Вообще приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детских садах. Следовательно – пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.    

     Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определенных принципов, и знания одной лишь методики работы с голосом здесь не достаточно.

Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки в начальной школе, педагог должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от педагога соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса.

И так как пение - процесс физиологический, следует помнить, что здоровьесбережение – это залог успешного обучения.

     К тому же, модернизация образования и загруженность детей в общеобразовательной школе и прочих кружках предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Знание и правильное использование методики работы с хором способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное пение укрепляет здоровье детей.

Что касается дополнительного образования в этой сфере, то оно дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья. 

Образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья. Конечно, педагог не может брать на себя медицинские функции и обязанности, но именно мы, педагоги, должны создать условия для успешного обучения, поэтому важным элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности является тесная связь  методики и знаний в области здоровьесберегающих технологий.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность учителю решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на знании методики и педагогики. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.  Примером могут служить физкультминутки или  смена различных видов деятельности на уроке.

Но здесь стоит задуматься, что дает ребенку обучение в музыкальной школе с точки зрения здоровьесбережения? Несмотря на  дополнительную нагрузку, польза от занятий музыкой неизмеримо больше. У ребенка совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Но самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

И я как руководитель всегда стараюсь внимательно относиться к здоровью детей.

    Перед пением не рекомендую детям употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и крикливое пение.

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной учебной работы. Это сознательный процесс, в котором ученик должен отдавать себе полный отчёт. Занятия в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование определённых музыкальных способностей, умений, навыков.

    Одним из важных условий формирования вокально-хоровых навыков, которому я уделяю много внимания на первых занятиях – это «певческая установка». 

В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, - это считается правильным положением корпуса.

    При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это способствует неправильному  дыханию. Основное положение рта должно быть широким, открытым.

    На первых занятиях с учащимися мы учим специально подобранную песенку «Петь приятно и удобно», которая помогает им запомнить о правильном положении корпуса во время пения и его значении. Они быстро запоминают слова, стараются  контролировать положение своего корпуса, держать ровную осанку.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. 

И здесь нам помогает дыхательная гимнастика, которой  мы уделяем много внимания. Это гимнастика, восстанавливающая дыхание и голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

Вот несколько таких упражнений:

1)согреть дыханием замёрзшие на морозе руки

1) Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

2) Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе).

3) Тренаж выдоха. “Дуем на свечу” - стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.

4) Медленны вдох - руки вверх, выдох-сброс с дыхания.

5) Короткие активные выдохи на “ф” - хорошая тренировка для диафрагмы.

В своей работе  я частично использую очень полезные упражнения разработанные  педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Они способствуют:

  • Восстановлению нарушений носового дыхание;
  • Улучшают дренажную функцию бронхов;
  • Повышают общий тонус организма;
  • Улучшают нервно – психическое состояние.

Их основа - акцентирование внимания на физических движениях (приседания, наклоны) снимает мышечный зажим органов дыхания.

Вот несколько из них:

Упражнение “Ладошки”

Упражнение “Погончики”

    Не менее важен в вопросе о здоровьесбережении психологический комфорт ученика на уроке.

    На моих уроках это непосредственно связано с работой над навыком эмоциональной выразительности, которая возникает в процессе изучения какого-либо произведения.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Выразительность возникает только тогда, когда ребёнок проявляет своё отношение к исполняемому в следствие понимания того, о чём говорится в произведении.

Поэтому репертуар хорового класса я стараюсь подбирать с учётом доступности понимания детьми произведений, т.е. должны они соответствовать их жизненному опыту, и тогда  дети имеют возможность высказывать своё мнение и представление о том или ином произведении, делиться своими впечатлениями. Это обеспечивает психологический комфорт ученика на уроке, а  это важное условие для сохранения здоровья ученика.

Важным моментов в ходе урока является также чередование различных видов учебной деятельности

Очень  важно помнить о том, что ребенок приходит на уроки в ДМШ после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, или петь, сосредоточив своё внимание, и больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. Ему следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть.  Педагогам музыкальной школы следует включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы, физкультминутки.

Они благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки.

На моих занятиях чаще всего они приходятся примерно на середину урока.

В младших классах мы используем «игру-считалку», сочетая при этом точное пропевание нот и активные движения всего корпуса. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не заостряя своё внимание на выполнение каких-либо определённых навыков.

Также особенностью здоровьесберегающего подхода в моей работе является момент окончания урока. Я считаю необходимым пожелать учащимся хороших успехов по другим предметам, чтобы они ощущали заинтересованность учителя в его учебе, уверенность в своих силах. Все это будет способствовать формированию культуры общения и поведения вне урока, и, я считаю, чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем быстрее это перейдет не только в привычку, но и положительно скажется на наших детях.

Показателем эффективности проведенного занятия для меня является  состояние ученика, выходящего с моего урока: спокойное, деловое, утомленное, растерянное или взвинченное.  

Таким образом, рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, смену видов деятельности, физические и эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к предмету, дети будут сохранять активность до конца урока.

В заключение хочется подчеркнуть, что обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности, которое он получает в период обучения в ДМШ является важным аспектом духовного развития ребенка - его духовного здоровья. Сама система обучения в ДМШ, предполагающая как индивидуальные, так и групповые занятия, таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней - выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться учитель. Будьте здоровы!