Музыка в театре, кино, на телевидении

Конспект урока музыки в 5 классе (программа Сергеевой, Критской) по теме "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_teatre_kino_na_televidenii.doc873.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

в 5 классе

Тема:

«Музыка в театре, кино, на телевидении»

  Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

     Задачи: 

  1. направленные на достижения личностных результатов:
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
  1. направленные на достижения  метапредметных  результатов:
  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
  1. направленные на достижения предметных результатов:
  • знание жанров музыки;
  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

Тип урока: комбинированный (урок систематизации знаний)

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Применяемые технологии: игровая, ИКТ, проектного обучения, личностно-ориентированного обучения, групповые,  здоровьесберегающие технологии.

Необходимое оборудование:  Компьютер, проектор, экран, колонки, фортепиано.

Музыкальные произведения:

1. А.Островский «Песня остается с человеком» (минус)

2. Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» (фрагмент на русском языке)

3. Г.Гладков Песня короля и принцессы (минус)

4. А.Рыбников Песня из кинофильма «Приключения Буратино»

5. А.Рыбников Песня из кинофильма «Про красную шапочку»

6. А.Филиппенко Песня про флажок из кинофильма «Королевство кривых зеркал»

7. Е. Крылатов Песня из кинофильма «Приключения электроника»

8. Е. Крылатов Песня из кинофильма «Гостья из будущего»

9. Г.Свиридов сюита «Время, вперед!» (фрагмент)

10. Е.Крылатов Песня «Пока часы 12 бьют» (минус)

Видеофрагменты:

  1. Русский танец из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
  2. «Танец с вилками» из фильма о Чарли Чаплине
  3. «Разговор со счастьем» (фрагмент) из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
  4. Музыкальная заставка к телепрограмме «Новости на 1-м канале»

        Прочее (для проекта-инсценировки):

        Костюм короля, принцессы, хлопушка кинематографическая, скрипка, толстая книга,

        синтезатор, яйцо на подставке.

Ход  урока

Слова иногда нуждаются в музыке,

но музыка не нуждается ни в чем.

Э. Григ

Слайд 1 (вход в класс под музыку)

Приветствие.

У: Ребята, давайте разгадаем кроссворд:

Слайд 2

1.        Он работает играя.

           (Есть профессия такая!)

            Он на сцене с давних пор.

             Та профессия -        (актер)

Слайд 3

2.        Он спектаклем заправляет,

           Наизусть все сцены знает,

           Учит он как роль играть.

            Как профессию назвать? (режиссер)

Слайд 4

3.        Пачку, пуанты надела Марина,

           На сцену впорхнула, она -    (балерина)

Слайд 5

4.        Со звонком он в зал придет,

           Место нужное займет.

           Посмотрев спектакль хороший

           Будет хлопать он в ладоши!   (зритель)

Слайд 6

5.       Фильм идет, вокруг темно,

          Значит, вы пришли в… (кино)

Слайд 7

6.         Есть у каждого в квартире

           Он расскажет: что же в мире

           Происходит каждый день.

            Говорить ему не лень.

            Папа смотрит там футбол

            И кричит все время – «Гол!»,

             Мама любит сериалы,

             Что идут на всех каналах,

              Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

              И мультфильмы очень, очень!   (телевизор)

Слайд 8

6.       Вид искусства это факт,

          Существует нотный ряд,

          Где рождаются те звуки,

          Что в душе не знают скуки! (Музыка)

У: Молодцы, ребята,  справились с кроссвордом, последнее слово в нём – главное. А остальные слова  – особые, связаны с темой нашего сегодняшнего урока. Помогите мне её назвать.

Д: «Музыка в театре, кино, на телевидении»

Слайд 9 «Музыка в театре, кино, на телевидении»

А так как у нас урок музыки, то мы попробуем выяснить, какую роль играет музыка в этих видах искусства. Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

Давайте вспомним, что такое либретто?

Дети отвечают на вопрос.

Спектакли и фильмы создаются на основе ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ, который напоминает либретто к опере или балету. Пишет его человек, профессия которого – сценарист.

Слайд 10. Сценарий  - это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки спектакля или кинофильма

В то же время создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а так же многочисленных телепередач не может обойтись без музыки. Музыка в театре, кино и на телевидении может выполнять самые разнообразные функции: иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, телепередачи, подчеркивать эмоциональное состояние героев.

Предлагаю прямо сейчас отправиться в музыкальный театр.

Слайд 11  (песня Сольвейг)

У: Знакома ли вам эта музыка? Это просто песня или часть из большого произведения? О чём рассказывается в этом произведении?

Д: Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.

Слайд 12 (Григ – Ибсен)

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э.Грига написана на основе литературного сценария  драмы Генрика Ибсена.

Слайд  13   Антракт.

У: Во время антракта зрители прогуливаются по театру, рассматривают фотографии, расположенные в фойе театра. Предлагаю вам выполнить задание: посмотрите, пожалуйста, на фотографии нашей галереи и назовите произведения и композиторов, которые их написали:

Слайд № 14    - Опера «Иван Сусанин» - М.И.Глинка

Слайд №  15   - Опера «Садко» - Н.А. Римский-Корсаков

Слайд №  16  - Балет «Щелкунчик» - П.И.Чайковский

Слайд №  17  - Балет «Золушка» - С.С.Прокофьев

У: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте вернемся в наш музыкальный театр.

Слайд №18 - видеофрагмент из балета «Щелкунчик» Русский танец.

Давайте проанализируем этот музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Слайд 19 (театр)

 Д: Мы увидели фрагмент из балета П.Чайковского «Щелкунчик» Русский танец

У: Какая музыка звучала по характеру?

Д: Музыка задорная, плясовая, похожая на русскую народную.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют. 

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее? Благодаря мимике и жестам мы понимаем, что происходит на сцене. А если мы уберём музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность. 

У: Я думаю, что вы любите ходить в театры. Какие театры вам известны?

Дети называют театры.

Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.

Слайд 20.(учебник)

Работа с учебником стр. 66

Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

(Записываем значение слова в тетрадь)

Слайд 21. (Тапер – это…)

Кинематограф – один из самых молодых видов искусства.

Слайд 22 (Братья Люмьер)

Его создатели – братья Огюст и Луи Люмьер.

Место рождения – Франция, Париж, бульвар Капуцинок.

В России модную заграничную новинку Кинематограф стали называть на французский лад – Синематограф, или просто Синема. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука. Чтобы зрители не скучали во время просмотра, в кинозал ставили фортепиано, за него садился музыкант - тапёр, который сопровождал, как тогда говорили, “фильму” своими бесхитростными мелодиями.

Слайд 23 (видео Чарли Чаплин – танец с вилками)

Слайд 24 (тапёр за работой)

У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е года тапёрами работали и такие известные в будущем композиторы, как Георгий Свиридов, Василий Соловьёв-Седой. Прошло совсем немного времени, и мастера мирового кинематографа научились снимать озвученные фильмы, правда, в те далёкие от нас времена они были еще только черно-белыми. Но я чуть не забыла о юных зрителях! Ведь дети любят кино не меньше, чем взрослые!

Слайд 25 (советские детские фильмы)

Кино для детей – это особый жанр. Здесь есть и сказки, и приключения, и путешествия по разным странам, и фантастические превращения.

Слайд 26 (советские детские фильмы)

 И вот что интересно: композиторы, которые хоть раз поработали над музыкой к детскому фильму, впоследствии не могли расстаться с темой детства и посвятили ей всё своё творчество.

Слайд 27 (Гладков)

С работой одного из таких композиторов – Геннадия Игоревича Гладкова, нас познакомят сейчас ваши одноклассники.

Слайд 28 (Бременские музыканты - афиша)

Коллективный проект-инсценировка «Кино без музыки»

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы покажем вам фрагмент хорошо всем известного музыкального мультфильма «Бременские музыканты»

Кадр 1 дубль 1.

Король: Деточка моя ненаглядная, как ты исхудала!!! Может нам позвать доктора?

Принцесса: Не хочу!

Король: Ну, нельзя же впадать в депрессию из-за какого-то бродяги!

Принцесса: Не хочу ничего слышать!

(принцесса берёт толстенную книгу)

Король: Солнышко моё, ну хочешь, я завтра же приглашу сюда лучших чтецов! Устроим конкурс стихов! (тычет пальцем в книгу)

Принцесса: Ничего я не хочу! (захлопывает книгу вместе с пальцем короля, затем вместе дуют на него).

Ведущий. И так было до тех пор, пока в кинематограф не попала музыка!

Кадр 2 дубль 1.

Дети инсценируют и поют песенку Короля и Принцессы под минусовку песни.

Ведущий. А вам как больше понравилось?

У: Спасибо вам, ребята, за ваш проект.

Слайд 29. (Музыка в кино)

 Ребята,  какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,  

     настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  

Физкультминутка.

Я думаю, наступило время немного отдохнуть и провести физкультминутку. А помогут мне в этом замечательные актеры из кинофильма… а, впрочем, кинофильм вы мне потом сами назовете. Приготовились? Внимание на экран!

Слайд 30 (Видеофрагмент песни «Разговор со счастьем» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»)

У: Фрагмент какого советского фильма мы сейчас видели?

Д: «Иван Васильевич меняет профессию»

Слайд 31. (Музыка в кино)

Какое огромное количество детских песен нам подарил советский кинематограф. Предлагаю вам немного поиграть в игру «Музыкальные загадки». Сейчас вы услышите фрагменты из популярных детских песен, пришедших к нам из кино. Вам предстоит угадать название фильма, в котором звучит эта песня.

Слайды с 32    по   42

(«Буратино», «Красная шапочка», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего»)

Молодцы, ребята! Вас смело можно назвать знатоками советского кино.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

          Слайд 43. (Музыка в кино) Звучит фрагмент сюиты «Время вперед» Г. Свиридова.

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Предлагаю вам посмотреть необычный выпуск новостей.

Слайд 44 (новости заставка 1 канала)

Коллективный исследовательский проект «Музыка на телевидении»

Слайд 44 (новости)

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения  Дарина Мордвинцева. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Быковской средней школы №14 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:  

Слайд 46 (вопросы)

1.        Любите ли вы слушать музыку?

2.        Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, на концерт?

3.        Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

4.        Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

5.        Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…

В социологическом опросе приняли участие 65  человек различных возрастов и профессий  от 9 до 74 лет. Из них: на вопрос «Любите ли вы слушать музыку» положительно ответили 95 % опрошенных.

С утверждением, что «телевидение может заменить поход в театр, на  концерт» не согласилось 67 % участников опроса.

56 % опрошенных считают, что музыкальных программ на телевидении должно быть больше.

Мнения по поводу вопроса о том, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов разделились между опрошенными почти поровну – 52  и 48  %  за и против соответственно.

В результате исследования ребятам удалось установить рейтинг популярности музыкальных телепередач среди учащихся, родителей и педагогов школы.

Слайд 47 (Голос, Голос дети, Синяя птица, КВН)

Наибольшее количество 45 голосов отдано программам «Голос» и «Голос дети» на 1 канале. На втором месте по популярности – программа «Синяя птица», набравшая 13 голосов. Тройку лидеров замыкает «КВН» - программа, которую вряд ли можно назвать музыкальной, но статистика – вещь суровая – 6 голосов в пользу веселых, находчивых и поющих. Среди любимых  так же были названы программы «Точь в точь», «Угадай мелодию» и «Большая опера».

Слайд 48 (новости)

Надеемся, что своим исследованием мы смогли вызвать интерес и популяризацию телевизионных музыкальных программ среди населения поселка.

Благодарю за внимание!

У: Спасибо, ребята, за ваше интересное исследование.

Слайд   49 (Учебник)

У: Ребята, откройте учебник на стр.65 .Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

Слайд  50  (роль музыки в театре, кино, на телевидении)

•        служит музыкальной характеристикой героев,

•        создает атмосферу действия,

•        показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

•        создает национальный колорит,

•        делает популярными произведения композиторов,

•        показывает мастерство певцов и музыкантов.

У: Ребята, мы сегодня услышали такое огромное количество замечательной музыки, услышали великолепных исполнителей. В преддверии нового года невозможно не вспомнить и ещё одну песню, написанную композитором  Евгением Крылатовым  на стихи поэта Леонида Дербенёва  к кинофильму «Чародеи» - «Пока часы 12 бьют». Я знаю, что эту песню вы все очень любите, поэтому предлагаю вам закончить наш урок этой замечательной песней.

Слайд 51 (минусовка песни)    

           Наш урок подходит к концу.

Прошу вас оценить  вашу работу на уроке  при помощи сигнальных карточек: зеленый смайлик – отлично; желтый смайлик – хорошо; красный смайлик – удовлетворительно. (Оценки за урок учителя)  

 Слайд  52 (домашнее задание)

Выбери для себя любое из двух заданий:

Задание № 1:

Запиши в тетрадь свои музыкальные впечатления от просмотра музыкального спектакля, фильма или телепередачи.

Задание № 2

Оформи книжку-малышку «Песни из любимых кинофильмов»

Так же ты можешь выполнить дополнительное творческое задание:

Нарисуй афишу к любимому музыкальному спектаклю, фильму или мультфильму.

Постарайся передать в афише всю необходимую для зрителя информацию (авторов или режиссёра, год создания, исполнителей главных ролей… и, конечно же, не забудь о композиторе).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Домашнее задание:

Выбери для себя любое из двух заданий:

Задание № 1:

Запиши в тетрадь свои музыкальные впечатления от просмотра музыкального спектакля, фильма или телепередачи.

Задание № 2

Оформи книжку-малышку «Песни из любимых кинофильмов»

Так же ты можешь выполнить дополнительное творческое задание:

Нарисуй афишу к любимому музыкальному спектаклю, фильму или мультфильму.

Постарайся передать в афише всю необходимую для зрителя информацию (авторов или режиссёра, год создания, исполнителей главных ролей… и, конечно же, не забудь о композиторе).

Домашнее задание:

Выбери для себя любое из двух заданий:

Задание № 1:

Запиши в тетрадь свои музыкальные впечатления от просмотра музыкального спектакля, фильма или телепередачи.

Задание № 2

Оформи книжку-малышку «Песни из любимых кинофильмов»

Так же ты можешь выполнить дополнительное творческое задание:

Нарисуй афишу к любимому музыкальному спектаклю, фильму или мультфильму.

Постарайся передать в афише всю необходимую для зрителя информацию (авторов или режиссёра, год создания, исполнителей главных ролей… и, конечно же, не забудь о композиторе).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

               

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Кроссворд