Пьесы из детского альбома П.И.Чайковского

Выступление на семинаре по теме :"Пьесы из детского альбома П.И.Чайковского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_albom_chaykovskogo.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на областном семинаре по теме:

«Пьесы из Детского альбома П.И.Чайковского»

Музыка из всех видом искусств наиболее воздействует на восприятие человека, заряжает эмоциями. Сила музыки в том, что она дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет и главную прелесть, и главную чарующую силу.

Музыка, как и каждый из видов искусств, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты.

Л.Н.Толстой писал: "Искусство начинается тогда, когда человек, с целью передать другим людям испытанное им чувство, снова вызывает его к себе и известными внешними знаками выражает его".

Любое искусство - есть воплощение в художественных образах отражения действительности. Художественный образ и музыкальный образ является итогом деятельности различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей учащихся.

Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методика обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку.

Только на базе развитого музыкального чувства можно строить профессиональное обучение детей, имеющих комплекс соответствующих данных. Эта же способность к эстетическому переживанию является необходимым условием становления всесторонне развитой личности.

В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявлялись бы наилучшим образом.

Приступая к обучению детей на фортепиано, педагог должен научить слушать музыку и проживать ее, привить детям элементарные восприятия музыки.

Музыкальное воспитание и образование нужно рассматривать как процесс, состоящий из последовательного ряда этапов, которые должны определяться на основе существующих представлений о фазах психофизиологического развития ребенка с учетом возрастных особенностей его мировосприятия.

Начальный этап музыкального воспитания - активизация и развитие музыкальной восприимчивости, пробуждение и выявление способностей.

Начальный период обучения музыке должен быть увлекательным, разнообразием занятий, впечатлений, активно влиять на эмоциональную сферу. Важно ребенка увлечь музыкой, развить художественное мировосприятие.

Юного пианиста надо научить слушать музыку заинтересованно, глубоко воспринимая услышанное с тем, чтобы у него появилась потребность выразить свои чувства в собственном исполнении. Часто ученику хочется самому исполнить музыкальную пьесу, которая ему особенно понравилась при прослушивании. Активное восприятие может перерасти в творчество. Интереснее передают музыку те ученики, которые любят слушать ее. Чем внимательнее и напряженнее вслушиваются они в звучание, тем острее переживают услышанное.

Посещая концерты, прослушивание музыкальных произведений, умение активно переживать их содержание, непосредственно реагировать на услышанное - один из эффективных методов развития восприятия музыки.

Формирование музыкально-слуховых представлений и развитие восприятия музыки - один из методов учения игре на фортепиано. На начальном этапе обучения во многом предопределяется успешность дальнейшего обучения, желания и интереса к занятиям. Ведь только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание ребенка на звуках и вызвать ту "наблюдательность", которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.

Подлинный интерес возникает не к любому сочетанию звуков, а только к ясной мелодии, песенку, мотиву, переживанию, либо образное представление, создающее то или иное настроение.

Немалую роль в пробуждении текста играет и словесный текст песенки. Сочетание слов с мелодией служит развитию музыкального мышления ученика, слова как бы поясняют смысл музыкальной фразы. Поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки или пьесы.

Также большое значение имеет и название пьесы, так как это вызывает у ребенка определенные ассоциации, способствует возникновению соответствующего образа.

На начальном этапе музыкального воспитания используют в работе с детьми яркие и образные мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы, близкие детям по музыкальным образам и настроениям, чтобы они научились ощущать и переживать музыку различного характера.

Музыка детских песен передает конкретный образ, вызывает определенное эмоциональное отношение к нему (например, песенки "Петушок", "Елочка" и т.д.). Содержанием этих песен является знакомый, окружающий ребенка мир, связанный с любимыми сказками, игрушками и т.д. Эти же песни становятся основой приобретения первых музыкально-слуховых представлений и элементарных пианистических навыков.

Педагогу нужно знакомить своих воспитанников с тембровыми особенностями инструмента, помогая полюбить его звучание, уловить его неповторимость. С этой целью можно использовать различные пьесы, доступные по содержанию, как пьесы из "Детского альбома" Чайковского, "Альбома для юношества" Шумана и другие.

Детей следует учить слушать музыку, вникать в нее, стремясь не только эмоционально, но и сознательно воспринимать ее.

Для показа регистров фортепиано можно использовать пьесы с контрастными образами, в музыкальной характеристике которых применены различные регистры (например, "Зайчик" - верхний регистр и "Медведь" - нижний регистр).

Так складываются музыкально-слуховые представления звучания различных регистров как средства создания определенных музыкально-художественных образов. Развивая у ученика восприятие средств музыкальной выразительности, связать их использование с определенными художественными задачами.

Знакомя учеников с фортепианными пьесами, педагог, прежде всего, указывает на различие в характере исполняемой музыки, ее содержания, настроения. Ярче всего оно улавливается в пьесах контрастного характера (например, в таких, как "Болезнь куклы", "Похороны куклы" и "Новая кукла" Чайковского).

Определяется характер каждой пьесы, анализируется ее содержание, которое дополняется воображением ребенка.

Гораздо сложнее почувствовать своеобразие в пьесах, близких по характеру.

Педагог, развивая восприятия остроритмических пьес с определенными ритмическими закономерностями, объясняет и показывает ритмы вальса, мазурки, польки. Такой анализ музыкальных пьес способствует сознательному слушанию музыки учащимися, развивает их мышления.

Первые музыкальные впечатления помогают детям осваивать простейшие навыки игры на фортепиано, приемы звукоизвлечения, основы нотной грамоты.

Важно, чтобы при организации пианистических движений налаживалась взаимосвязь музыкально-слуховых представлений с двигательными ощущениями, чтобы прием был обусловлен определенной художественной задачей.

Игра на фортепиано требует развития целого комплекса музыкальных и общих способностей: чувства музыкального ритм, музыкально-слуховых представлений, памяти, мышления, воли, а также двигательных способностей. Это процесс, способствующий одновременному усвоению навыков игры на инструменте и формированию различных музыкальных способностей.

Понимание художественного образа музыкального произведения невозможно без понимания совокупности средств музыкальной выразительности. А.Д. Артоболевская "Моя основная задача сделать интересными и любимыми занятия музыкой".

Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает концентрировать музыкальный образ и даже находить движение рук.

При обучении игре на фортепиано, большую часть учебного времени уделяют развитию у детей воображения, умения фантазировать, эмоционального восприятия окружающей действительности. На развитие ребенка, его творческих и музыкальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет.

Любое общение с музыкой должно стать для ученика событием, к которому он внутренне готовится. Посещение концертов и выступления самих учеников должно стать для них подлинным праздником.

Шаг за шагом, ведя учеников от первых музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог-музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.

Список литературы:

А.Артобольская "Первая встреча с музыкой"

А.Корыхалова "О музыкальном воспитании юного слушателя"

М.Лерман "О некоторых задачах обучения будущего пианиста"