Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_muzyki.doc95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках музыки»

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению – одна из важных задач, которая стоит сегодня перед школой. Актуальная задача современной школы - это

сохранение здоровья учащихся. Важно грамотно соотносить учебную нагрузку и методы работы с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, как вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, музыкотерапия, фольклорная арттерапия, музыкально- рациональная психотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия – актуальная

тенденция обновления образования.

Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация.

Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.

Музыку можно использовать как способ улучшения эмоционального фона на уроке - она внесет гармонию во взаимоотношения в коллективе. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона и даже времени суток. Подбирая музыку для урока, необходимо учитывать класс, предыдущий урок в этом классе, какой по счету урок, кабинет (если нет постоянного) и другие факторы, которые могут проявиться во время работы.

При подборе музыки, чтобы не влиять на эмоциональную память учащихся, лучше использовать классику, так как молодые люди ее редко слушают. Ритм музыки может регулировать темп урока. После прослушивания музыки во время выполнения заданий урока напряженность уменьшается.

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные

эмоции.

Для снятия стресса или, наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка используется музыка для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.).

Также составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем им предлагается «подышать», как море.

Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш».

Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Упражнение «Я – дирижер!»

Под звучание симфонического оркестра каждый из учащихся дирижирует

воображаемым оркестром. Это упражнение увеличивает заинтересованность ребят, способствует процессу восприятия музыкального отрывка и приносит психотерапевтический эффект.

 Вокалотерапия.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. На Руси всегда считали, что поет в человеке душа и пение есть её естественное состояние! Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-

выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье.

Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Это отличное

средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе

Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество  певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет

за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные

мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут

следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной

железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.

Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или

«пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения.

Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).

Ритмотерапия

специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение

владеть своим телом .

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.

Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки

способствуют улучшению здоровья.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после

долгого сидения.

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно- психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

К ритмотерапии можно отнести и игры под музыку. Разнообразные танцевальные движения в игре и в танце, включаемые в структуру урока музыки, непосредственно влияют на эмоциональное состояние ребенка, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и физическое напряжение.

Удовлетворения, полученные в процессе движения обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными,

интеллектуальными и волевыми процессами.

Фольклоротерапия.

Воздействуя на психику детей своим непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фактов окружающего мира. В детях менее эмоциональных

эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют прочные устойчивые и положительные ощущении от песенного исполнительства.

Задорные частушки традиционные народные плясовые песни (такие,

как, например, «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице») оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает

успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков.Не случайно такие русские народные песни, как «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка», белорусскую народную песню «Реченька» и другие, дети любят особенно.

Общеизвестно, что народная песенность представляет собой самостоятельную и независимую интонационную систему, отражающую специфику народного музыкального мышления, адекватного сочетания звуков в природе. Кроме того, устойчивое и неустойчивое

тяготение друг к другу звуков народной песни отражает специфическое эмоциональное настроение поющего и способно мощно влиять на психику слушающего. Научить слышать интонационной свойство народной песни, а затем и самостоятельно воспроизводить запомнившиеся интонации -

значит, помочь детям адекватно воспринимать и переживать явления окружающего мира. А исполнение и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну

из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное – средством сбережение хрупкого психического здоровья детей.

Смысл исполнения народных песен заключается в положительном для физического здоровья детей значения пения как физиологического процесса.  Дети поют русские народные песни, разучивают пляски, игры, хороводы, играют на русских народных инструментах в ансамбле и оркестре. Музыкальный фольклор увлекает ребят в свое собственное пространство и оттуда позволяет увидеть жизнь совсем иначе - чище, чем она порой есть, возвышенней, целостней. Дети связывают с песнями свою радость и начинают петь их не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поет душа.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию,

позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

В фольклоротерапии используются различные виды взаимодействия с природой, музыкой, голосом, словами, которые оказывают на психическое и физическое здоровье человека только благоприятное влияние. Здесь могут включаться все многообразие существующих форм:

речевая, музыкально-вокальная, танцевальная терапия и театрализованное представление.

Сказкотерапия.

 Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы .

Улыбкотерапия.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка.

Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.

Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Терапия изобразительным искусством.

Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.

Именно поэтому произведения изобразительного искусства, используемые на уроках музыки, имеют не только образовательный, но еще и арт-терапевтический характер.

Упражнение «Спящая царевна».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины В. М. Васнецова «Спящая царевна».

Им предлагается представить себя в образах разных сказочных персонажей картины, и замереть в характерной для этого персонажа позе. Затем я дотрагиваюсь до них по очереди и все «просыпаются», и танцуют в соответствии с выбранными образами под музыку П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица».

Упражнение «Ковер - самолет».

В этом упражнении детям предлагается полетать на ковре-самолете вместе с ИваномЦаревичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Необходимо по очереди дотрагиваться до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно

ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.

Игровые технологии.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения

развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть

представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений,

иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание),

«Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание).

В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение

в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Дыхательная гимнастика.

На уроках музыки можно использовать элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, систематическое выполнение которой обеспечивает эффективное лечебно-профилактическое действие .

Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных

динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от  хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно- сосудистых болезнях.

Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

В основе дыхания лежит следующий приём: короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Производя шумный, короткий, активный вдох носом, обучающийся в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. Эта гимнастика

показана всем детям и как метод лечения, и как профилактический метод.

После такой гимнастики повышается работоспособность на уроке, легче усваивается материал.

Урок музыки в школе обладает психотерапевтическим воздействием в учебно- образовательном процессе. Деятельность учителя музыки предполагает поиск новых современных технологий по здоровьесбережению, что позволит добиться положительных изменений в здоровье школьников. Укрепление психики и здоровья ребенка на таких уроках происходит при различных видах деятельности.

Доброжелательный и эмоциональный тон учителя, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, создание положительной атмосферы на уроке благоприятно влияет на здоровье учащихся. Рациональное построение урока с учетом эффективности учебной

деятельности, а также смена видов деятельности на уроке повышает заряд энергии, бодрости, эмоционально положительный настрой.