Методический доклад "25 джазовых инвенций Манфреда Шмитца"

Пояснение к докладу: рассматриваются произведения Манфреда Шмитца "25 джазовых инвенций для фортепиано".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

преподавателя фортепиано

Богдановой Юлии Борисовны

г. Подольск

Московская область

2020 год

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: "25 джазовых инвенций" М.Шмитца

Пояснение к докладу: рассматриваются произведения Манфреда Шмитца "25 джазовых инвенций".

С каждым годом нам преподавателям ДМШ и ДШИ становится сложнее объяснять ученикам такое понятие как "полифония". Точнее будет сказать так: вникнуть в смысл понятия "полифония". Наши теперешние ученики хорошо умеют пользоваться высокотехнологичными предметами: смартфон,планшет,Интернет. Они знают, какую кнопку надо нажать, чтобы получить необходимое. Мир двигается вперёд, прогресс не стоит на месте.Это хорошо с одной стороны. Однако, возникает проблема восприятия музыкального материала, который был написан боле 100 лет назад. Преподавателям необходимо искать пути решения этого вопроса. Из моего опыта, одним из таких решений проблемы - проходить материал на произведениях более современных композиторов и параллельно с этим давать произведения классиков, тем самым делая доступным восприятие сложных понятий "полифония", "инвенция".

Как можно на примере "джаза" донести до учеников понятие "инвенция"? В этом мне помог сборник Манфреда Шмитца "25 джазовых инвенций для фортепиано". Именно этот сборник, написанный музыкальным языком 20 века помогает объяснить ученикам всю сложность и красоту полифонии.

Кто такой Манфред Шмитц? Краткую биографию можно прочесть в "Википедии":

Манфред Шмитц – ( родился 25 апреля 1939, Эрфурт — умер 7 июля 2014, Берлин, Германия) — немецкий композиторпианист, аранжировщик и музыкальный педагог. Окончив консерваторию в Веймаре (Германия), Манфред стал педагогом в высшем музыкальном училище. С 1968 по 1984 годы он преподавал в Веймарской Высшей школе музыки имени Листа. В качестве концертмейстера Манфред Шмитц на протяжении более чем 30 лет сотрудничал с известной актрисой и певицей Гизелой Май, сопровождая её в мировых турне].

С 1960 года Шмитц с его Manfred-Schmitz-Jazz-Trio имел большой успех на концертах и был отмечен многочисленными премиями.

Его мелодии очень часто используются для обучения молодых музыкантов. В своих произведениях Шмитц пытался достичь гармонии между привлекательностью, формой и сложностью исполнения мелодии, для чего разрабатывает и собирает около 70 способов решения специфических трудностей при игре на фортепиано, собранные им за годы педагогической практики и подсказанные его учениками во время занятий. Его произведение под названием "Андреа" использовалась в СССР в качестве первой части терапевтических сеансов Кашпировского. С 2002 года Манфред Шмитц — руководитель высшей музыкальной школы в Трептов-Кёпеник.

Как педагог, Манфред Шмитц считал, что не так важно механическое обучение, как развитие музыкальности у ученика, которое, по его опыту, открывается между 8 и 14 днем занятий.

Жил и работал в Берлине где 7 июля 2014 года после непродолжительной болезни скончался в возрасте 75 лет.

Вернемся к слову "инвенция". Итак, «инвенция» в переводе с латинского означает «изобретение», «выдумка». Сам М.Шмитц так пишет:" Некая оригинальная музыкальная идея - мотив ил даже тема - варьируется в процессе сочинения или импровизации: "переплетается" с другим материалом или противоспоставляется ему, а также преобразуется как бы изнутри." А ещё более точно – «импровизация». Ведь импровизация – это не что иное, как изобретение и выдумка.

   Сборник  джазовых инвенций М.Шмитца (перекликается с произведениями И.С.Баха) состоит из 25 пьес: 24 инвенции (по количеству прелюдий и фуг в каждом томе ХТК Баха) плюс 25-ая инвенция, которая стоит несколько особняком. Он не использует полный хроматический спектр всех тональностей, как у Баха, а наоборот, пишет свои инвенции в самых простых тональностях (До, Соль, ре, ля, соль).

Композитор привёл веские «аргументы» - все основные элементы стиля, с которыми встретятся юные исполнители джаза: импровизационный характер исполнения, активная роль свинга, полиметрия и синкопы, широкое использование ладов с альтерированными и блюзовыми нотами.

"Язык этих пьес во многом опирается на Баховскую стилистику, но в то же время содержит джазовую импровизационность, - признаётся М. Шмитц в предисловии к своему сборнику, - с пианистической точки зрения инвенции представляют бдагодарный и полезный материал. Их полифоническое голосоведение намеренно простое, а музыкальные формулы хорошо "ложатся в пальцы".

Сборник Шмитца построен по принципу от "простого к сложному". В основном уровень сложности: средние и старшие классы музыкальной школы.

Форма джазовых инвенций (кроме 25-ой) напоминает форму Маленькой прелюдии До мажор И.С. Баха из первой тетради «Маленьких прелюдий и фуг»:

проведение темы в верхнем и нижнем голосе, секвенционное проведение тем, но и содержат джазовые ритмы, импровизационность, характерные для джаза мелодические фигуры, свинговый триольный ритм.

Как правило, я начинаю знакомить учеников с №1 инвенции До мажор, которая по теме и складу очень похожа на №1 двухголосную инвенцию И.Баха, которая у всех на слуху. Исходя из моего практического опыта, инвенцию №1  дают ученикам  в 3(4) классе, на примере которой очень удобно объяснять принципы "полифонии": проведение тем, тональный план, секвенция. После изучения №1 инвенции, обычно ученики любят исполнять №3 До мажор (для закрепления материала):

или №6 До мажор:

По сложности они равнозначны.

№8 инвенция, как правило, берется уже в конце 4 или 5 классе. В ней мы видим усложнение задач: переменный размер, смена акцентов с сильной на слабые доли, умение видеть "вертикаль" в гармонии. Ученик на этом этапе обладает навыками техническими, гармоническая "вертикаль" ему тоже понятнее становится:

 

№7,9,21,23 учащиеся изучают синкопирование:

№13, 14,15,17,18  инвенция для учащихся 5 класса или 6 класса:

Особняком стоит №25 инвенция, которая написана в вариативном виде: вступление, тема, вариации. Мы видим, что в ней нет четких рамок: свободный темп, динамические оттенки не такие "строгие". Что дает возможность ученику исполнить её, показав свое личное восприятие "полифонии" как музыкант.

Благодаря сборнику "25 джазовых инвенций" М.Шмитца учащиеся музыкальных школ через их исполнение смогли понять всю "сложность и красоту" такого понятия как "полифония".

Используемая литература:

1.М.Шмитц "25 джазовых инвенций для фортепиано"

2.Сведения из "Википедии" - свободной энциклопедии.