Программа по ВОКАЛУ

рабочая программа по вокалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharov_dmitriy_programma_po_vokalu.docx49.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

Дополнительного образования детей по вокалу

«Вокальный ансамбль»

Возраст обучающихся- 6-17 лет

Срок реализации программы 5-8 лет

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для развития у детей и юношей поточного вокального пения в микстовом звучании и чистом интонационном звукоизвлечении.

Программа ориентирована на детей, занимающихся в системе дополнительного образования в вокальном ансамбле.

Актуальность программы.

В настоящее время вокальное пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок. В пении соединены такие многогранные средства музыкально- эстетического воспитания человека. Как слово и музыка.

         Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в ансамбле несет в себе колоссальный воспитательный потенциал. Все обучающиеся, независимо от уровня их индивидуальных способностей приобщаются к вокальному пению- искусству коллективного вокального исполнительства.

Голос- это особое богатство, природный дар, который дан человеку.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с самого детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Музыке в развитии ребенка отводится важнейшая роль. В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка помогает детям познать мир, развивает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, природе и всему что окружает.

Педагогическая целесообразность:

Занятия в ансамбле дают возможность каждому ребенку вне зависимости от его потенциала приобщиться к прекрасному, самореализаваться и найти свое место в окружающем мире.

Цель программы:

Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению кругозора, воспитание эстетического вкуса и музыкальной культуры в целом.

Задачи программы:

-Формировать вокальную культуру.

-Формирование эмоциональной отзывчивости и способности к самовыражению на сцене.

-Овладеть практическими умениями и навыками в области вокала.

-Выявление и развитие творческого потенциала личности ребенка.

 Образовательные:

- сформировать и развить вокальные умения и навыки;

- дать знания об устройстве голосового аппарата, об охране голоса

-дать знания о жанрах и стилях музыкальных произведений

-дать знания о композиторах и авторах стихов (текстов), об эпохе, в которой они жили

-обучить ребенка эстрадной манере исполнения

-обучить ребенка исполнению песни со сценическими движениями

Развивающие:

-развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление;

-развитие голосового аппарата ребенка, постепенно расширяя певческий диапазон

-развитие творческого воображения

-формирование певческого звучания (интонирование, правильное дыхание, точная дикция)

-формирование представления о звуковысотности, средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры)

-формирование навыка пения в ансамбле (умение слушать друг друга)

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на концертах (за сценой, на сцене)

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками

-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала

-воспитание способности концентрировать внимание

-воспитание навыков социальной адаптации учащихся на основе их творческого сотрудничества и концертно-исполнительской деятельности.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 6 до 17 лет, которые распределяются по ансамблям – младший ансамбль (6-10), старший ансамбль  (11-17), в зависимости от возраста и вокального развития. Для правильного формирования учебных групп проводится предварительное прослушивание каждого ребенка.

Срок реализации программы: 5-8 лет. В первый год обучения предполагается 1 час в неделю, начиная со второго года обучение рассчитано на 1-2 часа в неделю, с четвертого года на 2-4 часа в неделю.

Формы и режим занятий – теоретические и практические занятия; групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные. Форма обучения - ансамблевая репетиция, индивидуальные занятия.

Этапы

Возраст детей

Продолжительность занятий

Периодичнось в неделю

Кол-во

часов в неделю

Кол-во

часов в год

 1 год (подготовительный)

5-6 лет

30 минут

2 раза

1 час

36 часов

Второй  год

7-9 лет

1 час

1-2 раза в неделю

1-2 часа

36-72 часа

Третий год

8-12 лет

1 час

2 раза в неделю

2 часа

72 часа

Четвертый год

9-16 лет

1-2 часа

2 раза в неделю

2-4 часа

72-144 часа

Пятый год

10-17 лет

1-2 часа

2 раза в неделю

2-4 часа

72-144 часа

Структура занятия для детей 1 года обучения (подготовительная):

Дошкольное детство- большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он стремится к самостоятельности.

Ведущая деятельность в этот период - игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Поэтому на 1 году (подготовительном) обучения на занятиях применяем игровые попевки, ритмические игры.

1.Организационный момент: 5- 7 минут

-сбор детей

-сопровождение детей к месту занятия

2.Подготовительный : 10 минут

-распевание

-упражнения на дыхание при пении

- игровые попевки

- ритмические игры

3.Основная часть : 15 минут

-знакомство с песенным материалом

-разучивание мелодии

-ритмизация

-работа с текстом

4.Заключительная часть: 10 минут

5.Сопровождение детей к родителям- 5 минут

6.Консультация для родителей, в том числе индивидуально-5-7 минут

Структура  занятия для детей 2 года года обучения:

1.Организационный момент: 5 минут

-сбор детей

-сопровождение детей к месту занятия

2.Подготовительный : 10 минут

-распевание

-упражнения на дыхание при пении

- игровые попевки, основанные на простейших мелодиях рус.народных песен

- ритмические игры

3.Основная часть : 30 минут

-основы нотной грамоты

-название простых муз.терминов

-знакомство с песенным материалом

-разучивание мелодии

-ритмизация

-работа с текстом

4.Заключительная часть: 15 минут

5.Сопровождение детей к родителям- 5 минут

6.Консультация для родителей, в том числе индивидуально-5-7 минут

Структура занятия для детей 3 года обучения:

1.Организационный момент: 5 минут

-сбор детей

-сопровождение детей к месту занятия

2.Подготовительный : 10 минут

-распевание с элементами простого двухголосия

-упражнения на дыхание при пении

- игровые попевки, основанные на простейших мелодиях рус.народных песен

-пение на одном дыхании более длинных муз.фраз

- ритмические игры

3.Основная часть : 30 минут

-основы нотной грамоты

-название простых муз.терминов

-элементы двухголосного пения (канон)

-пение акапелла  небольших муз.фраз

-знакомство с песенным материалом

-разучивание мелодии

-ритмизация

-работа с текстом

4.Заключительная часть: 15 минут

5.Сопровождение детей к родителям- 5 минут

6.Консультация для родителей, в том числе индивидуально-5-7 минут

Структура занятия для детей четвертого и пятого года обучения:

1.Организационный момент: 5 минут

-сбор детей

2.Подготовительный : 30 минут

-распевание с элементами многоголосия

- пение акапелла

-упражнения на дыхание при пении

-пение на одном дыхании  длинных муз .фраз

- усложненный ритмический  рисунок

3.Основная часть : 45 минут

- теория музыки

-название муз. терминов

-элементы многоголосного пения

-пение акапелла  длинных муз. фраз

-знакомство с песенным материалом

-разучивание мелодии

-ритмизация

-работа с текстом

-постановка номеров

-сценическая речь

-актерское мастерство

4.Заключительная часть: 20 минут

Ожидаемые результаты

По окончании первого (подготовительном)  года  обучения дети будут знать:

-строение артикуляционного аппарата

-особенности и возможности певческого голоса

-понимать по требованию педагога слова - петь « мягко, нежно, легко»

-средства музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия, ритм

-знание основ певческой гигиены

-гигиену певческого голоса

- простые игровые песенки- попевки

- упражнения на дыхание

-скороговорки

-простые муз.термины (форте, пиано, пауза)

-я слышу, я слушаю

Будут уметь:

-основы правильного дыхания: небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч

- петь выученный репертуар, слушая педагога и окружающих детей

-быть внимательными при пении к указаниям педагога, понимать основные жесты

-соблюдать при пении певческую установку: сидеть и стоять прямо, спокойно, не напряженно

- грамотно произносить текст в исполняемом репертуаре

- работать  в ансамбле

В течение первого года также получат развитие личностные качества обучающихся:

-

-

-

По окончании второго  года  обучения дети будут знать:

-гигиену певческого голоса, дыхание

-основы нотной грамоты

-распевание, основанное на попевках русских народных песен

-унисонное пение

-умение слышать себя и партнера

- понимать по требованию педагога простые слова- термины

-простой ритмический рисунок, мелодический рисунок

-воспитание чувства ансамблевого пения

-определять на слух мажор и минор

-музыкальные жанры ( песенный, танцевальный, маршевый)

-средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм

-знать и понимать термины: ансамбль, солист, оркестр

- трезвучия,

-основы певческой гигиены

- место дикции в исполнительской деятельности

Будут уметь:

-петь недлинные фразы на одном дыхании

-в подвижных песнях делать быстрый вдох

-петь небольшие попевки, фразы из песен без сопровождения инструментов

-точно повторять заданный звук

-соблюдать при пении певческую установку

-грамотно произносить текст в исполняемых произведениях

- принимать активное участие в концертах

В течение второго года также получат развитие личностные качества обучающихся:

По окончании третьего  года  обучения дети будут знать:

-гигиена певческого голоса

-простые элементы двухголосного пения

-способность сопереживать

-нотная грамота

-петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен

-петь на одном дыхании более длинные муз.фразы

-петь достаточно чистым по качеству звуком

-типы дыхания

-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

- особенности  двухголосного  пения

- основные типы голосов

Будут уметь:

- петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно

- чисто интонировать

- активно участвовать в концертах, фестивалях , конкурсах

- работать со сцен.  аппаратурой (микрофон)

- петь под звучание фонограммы ( - )

В течение третьего года также получат развитие личностные качества обучающихся:

По окончании четвертого  года  обучения дети будут знать:

-основные типы голосов

-жанры вокальной музыки

-типы дыхания

-поведение до выхода на сцену и во время выступления

-особенности многоголосного пения

-петь без музыкального сопровождения более длинные фразы

-принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

-композиторов и исполнителей разных жанров и стилей

-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

- особенности  двухголосного  пения

- основные типы голосов

Будут уметь:

-исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус один»

-читать с листа простейшие мелодии

- исполнять произведение без сопровождения

-выразительно передавать характер произведения

-чисто интонировать в многоголосье

В течение четвертого года также получат развитие личностные качества обучающихся:

По окончании пятого  года  обучения дети будут знать:

-основные типы голосов

-жанры вокальной музыки

-типы дыхания

-поведение до выхода на сцену и во время выступления

-особенности многоголосного пения

-петь без музыкального сопровождения более длинные фразы

-принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

-нотная грамота ( тональности до 7-ми знаков включительно)

-композиторов и исполнителей разных жанров и стилей

- особенности  многоголосного пения

Будут уметь:

-петь любые звуки на любом отрезке диапазона, в любом темпе

-анализировать свои ошибки в исполнении произведения

-совмещать пение и движение, актерское мастерство

В течение пятого года также получат развитие личностные качества обучающихся:

Способы определения результативности:

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

-Высокий уровень мотивации детей к музыкальной деятельности

-Высокий уровень посещаемости занятий

-Повышенный интерес к концертной деятельности коллектива

Каждой группе подбирается репертуар, отвечающий возрастным возможностям.

В первой (подготовительной) группе  на занятии используется больше игровых моментов, вводятся песенки - потешки с движениями для развития речи, скороговорки.

Основной принцип обучения - коллективное музыкальное творчество.

Контроль усвоения материала производится постоянно. Условно можно выделить три этапа оценки усвоенных знаний, умений, навыков и воспитанных личных качеств.

  • Вводный контроль (в начале каждого учебного года, в сентябре-диагностика способностей учащихся).
  • Текущий и промежуточный контроль (текущий - в течение учебного года, промежуточный в середине учебного года (итоговое занятие в декабре). наблюдение за освоением обучающихся вокальными умениями и развитием музыкальных и творческих способностей).
  • Итоговый контроль - в конце каждого учебного года (итоговое занятие в мае).

Параметры оценивания

Знания:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • понимание терминологии, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Практические навыки:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • качество исполнения репертуара;
  • техничность исполнения;
  • артистичность, эмоциональность и образность исполнения;
  • взаимодействие воспитанников в ансамбле в процессе исполнения.

Уровень развития воспитанности:

  • культура исполнения и поведения во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
  • ответственность при работе;
  • дисциплина.

Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; слуховые навыки.

Особое место уделяется концертной деятельности: учащиеся исполняют концертные номера в рамках общих праздников центра, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам.

Формы подведения итогов реализации программы:

Учебно- тематический план

первый (подготовительный) год обучения 5-6 лет

Цель: раскрыть музыкальность ребенка через исполнение детских песен- потешек, основ вокала, игры.

Тема занятий

Часы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2.

Мир музыки

4

2

2

3.

Певческая установка.

Дыхание

4

2

2

4.

Дикция. Артикуляция

4

2

2

5.

Звуковедение

6

2

4

6.

Гигиена певческого голоса

1

1

0

7.

Работа над репертуаром

8

3

5

8.

Игровая деятельность

7

3

4

9.

Концертная деятельность

2

0

2

Итого:

36

16

21

Учебно- тематический план

2 год обучения (7-9 лет)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков, пение простых попевок на основе рус.народных песен, унисонное пение, основы муз.грамоты.

Тема занятий

Часы

Общее кол.часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2.

Мир музыки

5

3

2

3.

Распевание

12

4

8

4.

Певческая установка.

Дыхание.

10

3

7

5.

Дикция. Артикуляция

7

3

4

6.

Звуковедение

10

4

6

7.

Гигиена певческого голоса

1

1

0

8.

Работа над репертуаром

15

5

10

9.

Основы нотной грамоты

8

3

5

10.

Концертная деятельность

3

0

3

Итого:

72

27

45

Учебно- тематический план

( 8-12 лет)

3 год обучения

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, использование простых голосовых импровизаций, петь двухголосие.

Тема занятий

Часы

Общее кол.часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2.

Работа над интонацией муз.произведения

10

6

4

3.

Распевание

12

4

8

4.

Певческая установка.

Дыхание.

8

2

6

5.

Дикция. Артикуляция

8

2

6

6.

Гигиена певческого голоса

1

1

0

7.

Работа над репертуаром

30

6

24

8.

Технические средства в развитии слухового восприятия обучающихся

 ( микрофон, фонограмма, запись в студии)

45

5

40

9.

Двухголосие

17

4

13

10.

Концертная деятельность, фестивали, конкурсы

12

0

12

Итого:

144

31

113

Учебно- тематический план

( 9-16 лет)

4 год обучения

Цель: закрепление полученных знаний  обучающихся ,вокально-технических навыков и освоение муз.материала. Выравнивание звучности голоса на всем диапазоне, «сглаживание» переходных нот.

Тема занятий

Часы

Общее кол.часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2.

Работа над интонацией муз.произведения

8

4

4

3.

Распевание

12

4

8

4.

Певческая установка.

Дыхание.

8

2

6

5.

Дикция. Артикуляция

6

2

4

6.

Гигиена певческого голоса

1

1

0

7.

Работа над репертуаром

30

6

24

8.

Технические средства в развитии слухового восприятия обучающихся

 ( микрофон, фонограмма, запись в студии)

36

6

30

9.

Двухголосие

17

4

13

10.

Стили композиторов и исполнителей разных направлений.

6

3

3

11.

Запись в студии

7

1

6

12.

Концертная деятельность, фестивали, конкурсы

12

0

12

Итого:

144

34

110

Учебно- тематический план

( 10-17 лет)

5 год обучения

Цель: совершенствование  полученных знаний  обучающихся ,вокально-технических навыков и освоение муз. материала. Слышать, видеть и анализировать индивидуальные особенности исполнителя при работе артикуляционного аппарата и работе с дыханием, соединение вокального, актерского и пластического мастерства.

Тема занятий

Часы

Общее кол. часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

0

2.

Работа над интонацией муз. произведения

8

4

4

3.

Распевание

12

4

8

4.

Певческая установка.

Дыхание.

8

2

6

5.

Дикция. Артикуляция

5

1

4

6.

Гигиена певческого голоса

1

1

0

7.

Работа над репертуаром

34

4

30

8.

Технические средства в развитии слухового восприятия обучающихся

 ( микрофон, фонограмма)

30

3

27

9.

Нотная грамота.

Многоголосие

15

5

10

10.

Стили композиторов и исполнителей разных направлений.

6

3

3

11.

Запись в студии

10

1

9

12.

Концертная деятельность, фестивали, конкурсы

14

0

14

Итого:

144

29

115

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие

Знакомство с программой, режимом работы, инструктаж по ТБ и ОТ

Мир музыки

Теория:

Понятие о высоте звуков, динамике. Понятие о ритме, темпе. Два основных лада- мажор, минор. Выразительность.

Практика:

Определение на слух ( мажор- минор, регистров)

Вокальные и ритмические упражнения, речевые упражнения.

Певческая установка. Дыхание.

Теория:

Правильное положение корпуса во время пения. Особенности певческого дыхания.

Практика:

Упражнения, дыхательная гимнастика. Работа над развитием « цепного дыхания».

Дикция. Артикуляция.

Теория:

Беседы о важности и уважению к каждому слову.

Практика:

Упражнения, попевки на развитие артикуляционного аппарата, развитии дикции. Скороговорки.

Звуковедение. Певческие навыки.

Теория:

Беседа о необходимости осознания фразы , ее правильного художественно- значимого исполнения.

Практика:

Динамические оттенки, музыкальные штрихи.

Упражнения, распевания.

Распевание:

Теория:

Правильное дыхание, точное интонирование, произношение. Работа над звуком.

Практика:

Упражнения, распевание.

Гигиена певческого голоса.

Теория:

Беседы о строении голосового аппарата. Сохранность и бережное отношение к своему инструменту.

Работа над репертуаром.

Теория:

Беседа о музыкально- художественном образе исполняемых произведений.

Практика:

Разбор произведения-

- текст, мелодия

-работа над унисоном, ритмом

- худ. образ

- сцен. образ

Технические средства в развитии слуховых восприятий обучающихся.

Теория:

-показ работы с аппаратурой

-пользование микрофоном

- пение под фонограмму (-)

Практика:

Использование полученных знаний на исполняемом репертуаре.

Методическое обеспечение

При реализации программы используются различные приемы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора обучающегося:

- учебные занятия в группах и индивидуально;

- посещение конкурсов и фестивалей;

- совместный просмотр видеоматериалов, их обсуждение с анализом увиденного;

- посещение концертов и спектаклей;

- экскурсии в музеи и на выставки;

Формы воспитания и обучения тесно сплетаются в единый комплекс.

Учебные темы включают теоретические и практические занятия.

Системный подход:

Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.

Творческий метод:

В совместной творческой деятельности преподавателя и учащихся проявляется оригинальность, индивидуальность, особенность мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения:

Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение песенного репертуара, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо:

  • Материально-технические условия – просторное, удобное помещение с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
  • Музыкальное оборудование: инструмент, музыкальный центр, микрофоны.

Условия реализации программы

- Емельянов Е.В. « Развитие голоса»

- Боромыкова О.С. «Песенки и  потешки  с движениями для развития речи»

- Битус  А.Ф. Певческая азбука ребенка

-Дидактичекие  материалы для работы с учащимися

-Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения

Техническое оснащение занятий:

- помещение соответствует нормам СанПин

- музыкальный инструмент- электропианино

- музыкальный центр

-микрофоны

Организационные условия:

-отдельный класс с открывающимся окном для возможного  выполнения дыхательных упражнений со свежим воздухом

-электронное пианино

-музыкальный центр(CD-R,  MP3, USB)

-зеркало

-звукоусиливающая аппаратура (колонка, усилитель, микрофоны)

-работа с родителями (видеосъемка, фото, помощь в выездных концертах, фестивалях,  экскурсиях, изготовление  костюмов для воспитанников)

Список литературы

Для педагога:

1.Битус А.Ф. Певческая азбука ребенка Минск: Тетра Системс, 2011.

2.Брормыкова О.С. Песенки и потешки с движениями для развития речи.- СПб.: Издательский дом « Лидера», 2015.

3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд. издательство « Лань»; издательство « планета музыки», 2014.

4.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей. АСТ;   Астрель,  2012.

5. Риггз  С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж .Д. Карателло.- Спб.: Питер, 2013.

6. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамоты. М.: 2009.

7.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: 2010.

Для обучающихся и родителей:

  • Детская муз. энциклопедия.- М., 2002.
  • Лидина Т.Я. Я умею петь.- Ростов н/Д, 2010.
  • Михайлова М.А. Развитие муз. способностей детей.- Ярославль, 2009.