«УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА УЧАЩИХСЯ»

Здесь представлены упражнения для работы с детьми на расслабление технического аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_dlya_konferentsii_uprazhneniya.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА УЧАЩИХСЯ»

                       

1. Среди условий, формирующих двигательную технику, "свобода игрового аппарата" занимает особое положение.

Следует отметить, что термин «свобода игрового аппарата» упоминается, как правило, в каждой работе, связанной с техническим развитием музыканта.  Свобода исполнителя - залог решения технических задач, а в широком смысле и музыкально-художественных.

Свобода музыканта - это внутреннее состояние, однако и внешне она проявляется достаточно ярко. Зрительно она воспринимается в виде непринужденности, плавности, естественности движений, завершенной пластики и выразительности, которые ассоциируются с высоким качеством звучания.

"Если ваша игра выглядит хорошо, то, вероятно, она и звучит хорошо" (Ф. Шопен). Естественность движений можно наблюдать в любой деятельности человека, достигшего результатов.

2. Инструментальная игра в двигательно-координационном отношении - один из самых сложных видов деятельности.

Однако и в ней выдающиеся виртуозы достигали замечательной     легкости. 

  Спокойствие, ненапряженность, гибкость, мягкость, свобода- эти         указания, часто встречаются в работах педагогов-музыкантов.

 "Свобода" связывается с определенным положением руки, то есть с ее постановкой.

3. В системе технического усовершенствования свобода исполнителя  занимает центральное место.

Уже с ХIX века отвергается понятие "правильная постановка", отрицается необходимость физического развития пальцев и сама пальцевая игра. Все это заменяется "свободными", природными движениями при максимальном использовании "веса двигательных органов человека".

Свобода и весовая игра оказались неразрывно связанными друг с другом, поскольку только максимальное освобождение от мышечного напряжения позволяло применять вес в исполнительском процессе.

Свободный аппарат только тогда, когда человек полностью расслаблен. И теоретики, и педагоги-практики понимали, что "скованным" аппаратом играть нельзя. Доказано, что "свобода" существует и должна объективно оцениваться как качество, отличное от "зажатости".

4. Обратимся к наблюдениям выдающихся музыкантов, чей опыт является ценным материалом для анализа.

"Часто подчеркивают необходимость играть "свободной рукой", подразумевая руку, состояние которой приближается к полной расслабленности. В таком понимании термина мы "свободной" рукой никогда не играем. При игре наша рука не должна быть ни мягкой, ни жесткой. Она должна быть упругой подобно пружине" (Л. Николаев).

5. Развитие техники невозможно без психофизической свободы, "и в связи с этим - чувства максимального удобства, уверенности в действиях на клавиатуре".  

Однако, "удобство и свободу  понимать буквально нельзя хотя бы потому, что абсолютной свободы во время игры на инструменте нет, и не может быть: всякое движение влечет за собой напряжение тех или иных мышц, а полная свобода может быть лишь при отсутствии движении, т. е. при полном покое" (Л. Оборин). 

     

6. Г.Нейгауз в «случае недостатка свободы» предлагал ученику следующие двигательные упражнения (вне инструмента).

Одну руку, стоя, совершенно "безжизненно", как мертвый груз, опустить вдоль тела, другой же активной, взял ее за кончики пальцев, постепенно поднимать как можно выше и, достигнув высшей точки, внезапно опустит ее, с тем, чтобы она упала совсем, как падает мертвое тело.

Подобное упражнение встречается в описании метода К. Леймер.                                                                     "Я поднимаю протянутую руку учащегося на высоту плеча, не приводя при этом мускулы в действие. Затем убираю подпорку, и рука должна падать, как мертвая".

В процессе построения свободных от лишних напряжений приемов решающее значение имеют умение расслабляться и устойчивая доминантная установка на расслабление в двигательной деятельности человека.

Комплекс упражнений на расслабление, входящий в систему упражнений многих видов гимнастик, не только производит такое умение, но и способствует совершенствованию процесса его автоматизированного применения.

7. Таким образом, в теории исполнительства, термин "свобода" все еще используется достаточно широко, вбирая в себя разное содержание, в зависимости от личных представлений каждого музыканта.

Формирование управляемого технического аппарата, в котором речь идет о всеобъемлющем понятии "музыкально-исполнительская техника", синтезирующем три начала: интеллектуальное (музыкальное мышление), музыкально-слуховое и  моторно-двигательное, возможно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим и психологическим закономерностям функционирования организма.

Следовательно, управляемость техническим аппаратом возможна только на основе достижения максимальной двигательной свободы. Однако двигательная свобода и даже пальцевая скорость - только одна из основ технического мастерства, и она еще не является показателем техники в широком смысле этого понятия. Эти ценные качества ученика свидетельствуют лишь о его техническом потенциале.

Другим важнейшим фактором является воспитание органической связи между моторно-двигательной, эмоционально-слуховой и интеллектуальной сферами.

Подготовительные упражнения

        Цель этих упражнений заключается в том, чтобы научить учащегося сознательно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.

      При переходе из пассивного состояния  в активное,  необходимо зафиксировать работу мышц, которые участвуют в игре.  При переходе из активного состояния в пассивное, надо проконтролировать полное их расслабление. И, конечно, обязательно следить за тем, чтобы не возникало излишнего напряжения.

       Упражнения должны вызывать интерес у учащегося, иметь названия, чтобы вызывать в воображении ученика близкие ему ассоциации. В качестве таких упражнений можно порекомендовать следующие:

  1. «Полоскание». Ученик сгибается  в поясе, ощущает свободно висящие руки. Имитирует полоскание, двигая руками. Внимание нужно направить на освобождение мышц плеча, шеи и рук.
  2. «Листики». Ученик поднимает руки вверх и раскачивает  в разные стороны, изображая, как колышутся листики на деревьях. Внимание надо направить на свободные запястья и кисти рук.
  3. «Робот». Предложить ученику расслабить плечи,  поднять их  и напрячь весь корпус, представив себя роботом. Затем полностью расслабиться. Ученик должен прочувствовать степень напряжения мышц и ощущение легкости после их расслабления.

Существуют отдельные упражнения для расслабления рук в локтях:

  1. «Плавание». Ученик разводит руки в стороны и на счет «раз, два» сгибает их в локтях. На счет «три, четыре»  разгибает.  Педагог должен контролировать плавность  движений предплечий и свободу кистей рук.
  2. «Руки устали». Ученик на счет «раз, два» плавно сгибает руки в локтях. На счет «три, четыре» опускает руки вниз, как будто руки очень устали. Внимание нужно направить на ощущение резкого, полного расслабления мышц.
  3. «Красим стенку». Ученик поднимает руки до уровня груди и как бы «красит стенку». Здесь нужно обратить внимание на работу предплечья и ощущение свободы в запястье.
  4. «Ветерок». Ученик обмахивает лицо, при этом локти согнуты, а кисти рук находятся на уровне лица.
  5. «Заключительное». Ученик поднимает руки вверх и очень постепенно расслабляет и освобождает от напряжения сначала кисть, затем запястье, локоть и плечо. Рука при этом должна свободно упасть вниз.

Ученик должен почувствовать свободное качание руки.

      Таким образом, посредством специальных упражнений ученика знакомят с первыми игровыми ощущениями, с азбукой мышечной работы.        

        Но прежде чем брать в руки инструмент, необходимо научить ученика правильно дышать. Наиболее удобным в вокально – педагогической практике считается нижнерёберно – диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимается и расширяется при вдохе нижняя часть ребёр. Остальная часть грудной клетки почти неподвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

        При таком дыхании грудь остается свободной, не опускается и не поднимается. Поэтому колебание грудной клетки не будет влиять на инструмент и он будет всегда устойчив.  После освоения такого дыхания можно приступать к изучению посадки.

Упражнения для спины в положении сидя

Комплекс упражнений, которые можно выполнять в положении, сидя особенно полезен для тех, кто занимается на музыкальных инструментах. С помощью этих упражнений вы можете снимать напряжение и активизировать те части тела, которые устают от долгого сидения.

Упражнения для верхней части туловища в положении сидя

Сцепите пальцы рук в замок, затем выпрямите руки прямо перед собой ладонями наружу. Почувствуйте растяжение в мышцах рук и верхней части спины (в области лопаток). Удерживайте позу 20 секунд. Повторите по меньшей мере дважды.

2. Сцепите пальцы в замок, затем выпрямите руки над головой, ладонями внутрь. Старайтесь вытягивать руки как можно выше, пока не почувствуете растяжения в мышцах рук и верхней части грудной клетки. Нагрузка должна быть умеренной и доставлять удовольствие. Повторите три раза. Держите по 10 секунд.

Вытянув руки над головой, обхватите правой ладонью тыльную поверхность левой кисти и потяните левую руку в сторону. Руки выпрямите настолько, чтобы было удобно. Растягивайте левую руку, внешнюю сторону туловища и плечо. Держите 10 секунд. Повторите то же самое для другой стороны.

Растяжка по методу ПНС: сокращение — расслабление — растягивание.

Возьмитесь левой рукой за локоть правой. В течение 3-4 секунд толкайте правый локоть вниз, преодолевая сопротивление левой руки (статическое сокращение).

Расслабьтесь, а затем плавно подтягивайте локоть за голову, пока не почувствуете умеренного растяжения в мышцах задней части плеча. Держите 10-15 секунд. Повторите то же самое для другой стороны.

Сцепив пальцы в замок на затылке, разведите локти в стороны, чтобы они оказались на одной линии с туловищем. Теперь попробуйте свести лопатки вместе и ощутить напряжение в верхней части спины. Держите позу 4-5 секунд, ощущая, как спадает напряжение, затем расслабьтесь. Повторите несколько раз. Упражнение очень полезно для снятия напряжения в мышцах плечевого пояса и верхней части туловища. Его можно выполнять стоя.

Возьмитесь левой рукой за правую чуть повыше локтя. Посмотрите через правое плечо и одновременно подтягивайте захваченный локоть к левому плечу. Удерживайте растяжку 10 секунд. Повторите упражнение для другой стороны.

Упражнение для предплечий

Прижмите ладонь одной руки к сиденью так, чтобы большие пальцы смотрели наружу, а остальные — назад. Медленно отклоняйтесь назад, чтобы растянуть мышцы предплечья. Ладонь должна лежать плоско. Держите 10 секунд.
Повторите то же самое для другой стороны. При желании можно растягивать оба предплечья одновременно.