Песни народов мира

Григорьева Жанна Евгеньевна

рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pesni_narodov_mira.docx39.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

 протокол №______

 от «___»_________

Согласовано:

зам.дир. по НМР

______________

Утверждаю:

директор школы_________

Приказ №___ от «___»_______

Рабочая программа курса «Песни  народов мира»

 (внеурочная деятельность)

Направление: духовно - нравственное

Срок реализации: 1год

Разработчик программы:

Григорьева Ж.Е.  учитель музыки

высшей квалификационной категории

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………….…….………………...3

Общая характеристика курса внеурочной деятельности…………………………………………6

Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной

деятельности…………………………………………………………………………………………8

Содержание программы ……………………………………………………….….………………10

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов внеурочной

деятельности обучающихся……………………………………………………………………….13

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения

внеурочной деятельности…………………………………………………………………………15

Пояснительная записка

          Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. В основу  программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления   положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность - курс внеурочной деятельности  разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  обязанностям человека, обучения  учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

          Структура программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности. Направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся посредством музыкального искусства, в частности хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. 
           Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально - эстетического самовыражения обучающихся, отражают стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения  художественно-исполнительского образа. 
Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать      музыкальное искусство. 

Программа по данному курсу составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе реализации данной программы лежит системно - деятельностный подход.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных при реализации программы осуществляется в процессе связи с разными учебными предметами: музыка, литература, русский язык.

Программа предназначена для обучающихся начальных классов. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.                                                                                                                               

       Цель программы - развитие способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение. 

Задачи: 

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации;
  • формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования;
  • развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти;
  • укрепление и формирование детского певческого голоса.

Общая характеристика курса

Данный курс  введен в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального  направления.

Данная программа предполагает следующие формы и методы работы: проведение различных тренингов, практических занятий, лекций, бесед,  экскурсий.

Основные принципы программы:

  • Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
  • Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
  • Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.
  • Креативность.
  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.  
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к 
    сложному).

Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • хоровое сольфеджио;
  • ансамблевое музицирование;
  • сольное пение;
  • занятия по музыкальной грамоте;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • музыкально-пластическое интонирование;
  • движение под музыку;
  • двигательные импровизации.

Методы и формы:

       Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются 
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Основным ресурсом является метод ассоциативно - игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ. 
        Применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.

        Работа предполагается по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, в коллективе, на сцене и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом;
2-й уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного, эмоционального отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе);

3-й уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (концертная деятельность). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому «Школа ведущего» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на личностном, метапредметном, предметном  уровнях.

Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам.
  • владение вокально-певческими навыками; 
  • развитие диапазона в рамках принятой классификации; 
  • владение вокально-хоровым дыханием;
  • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  • чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля; 
  •  приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений;
  • умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные: 

  • Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания песни. 
    Коммуникативные: 
  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; 
  • Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;
    Познавательные: 
  • Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;
  • Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;
  • Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • Чувство гордости за свою Родину на основе изучения русской народной песни;
  • Участие в музыкальной жизни класса, школы; 
  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие музыкально-эстетического чувства;
  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Содержание программы

Содержание данной программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении.  Содержание программы ««Музыка народов мира » связано с  учебными предметами музыка,  русский язык, литература. Объём учебного времени, отводимого на изучение данной программы – 1 час в неделю.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности.

Основная форма организации процесса обучения – хоровая репетиция. 
В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально - насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа). 

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности. 

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков:

Подготовка голосового аппарата к пению. Унисон. Выравнивание звучности. Расширение диапазона голоса. Навыки пения легато и стаккато. Интонирование мажора и минора. Дыхание (цепное) в произведениях медленного темпа. Легкое бесшумное дыхание в произведениях быстрого темпа. Интонирование мелодических и гармонических интервалов. Развитие интонации – мелодии – голоса. Сольфеджирование и исполнение попевок.  Канон. Двухголосие в русских народных песнях. Развитие музыки – повтор – контраст. Интервалы – м3, б3 в мелодическом и гармоническом изложении. Динамика (форте, пиано).дикция. подвижность голоса. Работа над звуком. Полетность звука. Работа над репертуаром. Разучивсние новых песен. Аккорды – Т,S, D.упражнения над двухголосием (терция). Работа над репертуаром. Фразировка. Строй. Пульс, фраза, акцент. Урок – концерт.

                                                                                                                                          

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения внеурочной деятельности

  • Наличие в кабинете музыки: музыкального инструмента (фортепиано), проигрывателя, фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, телевизора, аудио- и видео - кассет, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами;
    нотная литература;
  • наглядные пособия; дидактический материал для распевок, караоке.
    свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
    высшее музыкально-педагогическое образование учителя.
  • Видео и звуковоспроизводящая аппаратура, трансляционное и видеомонтажное оборудование:  видеокамера,  ноутбук, компьютер,  видеопроектор,  акустическая система,  диктофон,   микрофон,  DVD – плеер,  микшерский пульт,  выход в сеть Интернета,  телевизор,   костюмы.

Использованная литература.

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
  • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
  • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
  • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

Интернет-ресурсы:

Календарно – тематическое планирование

№ недели

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды внеурочной деятельности

1

Подготовка  голосового аппарата к пению.

1

Умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;

Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.

2

Унисон. Выравнивание звучности.

1

3

Расширение диапазона голоса.

1

4

Навыки пения легато и стаккато.

1

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; знакомиться с элементами нотной записи;

Различают особенности музыкальной и монологической речи;  оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;  

Владение вокально-певческими навыками; 
Развитие диапазона в рамках принятой классификации; 

 Самостоятельный  выбор творческого материала,  импровизировать, работать в группе, выступать перед публикой, зрителями.

5

Интонирование мажора и минора.

1

6

Дыхание (цепное) в произведениях медленного темпа.

1

7 - 9

Легкое бесшумное дыхание в произведениях быстрого темпа.

3

10

Интонирование мелодических и гармонических интервалов.

1

11

Развитие интонации – мелодии – образа.

1

Формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам.
Владение вокально-певческими навыками; Развитие диапазона в рамках принятой классификации;  Владение вокально-хоровым дыханием; 
Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях; Чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;  Приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений; Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

 Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Артикуляционная гимнастика Емельянова и  Стрельниковой.

12

Сольфеджирование и исполнение попевок.

1

13

Канон.

1

14

Двухголосие в русских народных песнях.

1

15

Развитие музыки – повтор – контраст.

1

16

Интервалы – м3, б3 в мелодическом и гармоническом изложении.

1

17

Динамика (форте, пиано).

1

18 - 19

Дикция. Подвижность голоса.

2

20 - 22

Работа над звуком. Полетность звука.

3

23 - 25

Работа над репертуаром. Разучивание новых песен.

3

26

Аккорды – Т,S, D.

1

27

Упражнения на двухголосие (терция).

1

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; знакомиться с элементами нотной записи;

28 - 30

Работа над репертуаром. Фразировка.

3

Владение вокально-хоровым дыханием; 
Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

31 - 32

Строй.

2

Беседы, конкурсы на лучшее исполнение народных песен, игры, хороводы.

33

Пульс, фраза, акцент.

1

Слушание и разучивание новых песен. Создание сценария музыкального калейдоскопа, инсценировка песен, изготовление костюмов для выступления

34

Урок – концерт.

1

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности

(первый год обучении)

Тема занятий

Кол-во

часов

Основные виды внеурочной деятельности

Подготовка  голосового аппарата к пению.

1

Формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам.
Владение вокально-певческими навыками; 
Развитие диапазона в рамках принятой классификации; 

Унисон. Выравнивание звучности.

1

Владение вокально-хоровым дыханием; 
Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
Чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля; 

Расширение диапазона голоса.

1

Приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений;

Навыки пения легато и стаккато.

1

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Интонирование мажора и минора.

1

 Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

Дыхание (цепное) в произведениях медленного темпа.

1

Артикуляционная гимнастика Емельянова;
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.


Легкое бесшумное дыхание в произведениях быстрого темпа.

3

Умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

Интонирование мелодических и гармонических интервалов.

1

Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;

Развитие интонации – мелодии – образа.

1

Пропевание отдельно партий и их  разучивание, проверка партий

Сольфеджирование и исполнение попевок.

1

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; знакомиться с элементами нотной записи;

Канон.

1

Владение вокально-певческими навыками; 
Развитие диапазона в рамках принятой классификации; 

Двухголосие в русских народных песнях.

1

Владение вокально-певческими навыками; 
Развитие диапазона в рамках принятой классификации; 

Развитие музыки – повтор – контраст.

1

Умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

Интервалы – м3, б3 в мелодическом и гармоническом изложении.

1

Пропевание отдельно партий и их  разучивание, проверка партий

Динамика (форте, пиано).

Владение вокально-певческими навыками; 
Развитие диапазона в рамках принятой классификации; 

Дикция. Подвижность голоса.

2

Умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

Работа над звуком. Полетность звука.

3

Умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

Работа над репертуаром. Разучивание новых песен.

1

Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;

Аккорды – Т,S, D.

1

Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.

Упражнения на двухголосие (терция).

1

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; знакомиться с элементами нотной записи;

Работа над репертуаром. Фразировка.

1

Различают особенности музыкальной и монологической речи;  оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;  

Строй. Пульс, фраза, акцент.

1

Владение вокально-певческими навыками; 
Развитие диапазона в рамках принятой классификации; 

Урок – концерт.

1

 Самостоятельный  выбор творческого материала,  импровизировать, работать в группе, выступать перед публикой, зрителями.