статья "Эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки с помощью интеграции»

Каринэ Георгиевна Короева

          В данной статье отражён педагогический и методический опыт  Короевой К. Г, который она использовала на интегрированных уроках  музыки , ИЗО, литературы,  родного языка и  родной литературы. Актуальность этой работы заключается в необходимости  эстетического воспитания  через интеграцию на уроках музыки с другими предметами ,  так как именно искусство формирует в детях эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с помощью которого они ощущают истинную ценность явлений окружающего мира. Учитель уделяет особое внимание  интеграции  обучения и воспитания в школе, потому что  она важна и современна как в теории, так и в  практике.  Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


 Статья  «Эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки с помощью интеграции »  .


МОУ СОШ № 43 РСО- Алания г. Владикавказ

Короева Каринэ Георгиевна-учитель музыки.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей. Чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальнее как личность будет он сам.

Когда же эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства?

Это бывает тогда, когда человек подходит к окружающим явлениям, предметам с особой оценкой, исходя из категорий прекрасного.

При этом возникает переживания, характеризующиеся специфическими чертами. О некоторых особенностях такого переживания писал Н.Г. Чернышевский «Это светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся радуемся на него. Из этого следует, что в прекрасном есть что-то милое, дорогое нашему сердцу».

Искусство как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в детях эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с помощью которого они ощущают истинную ценность явлений окружающего мира.

Эстетическое воспитание пробуждает в душе ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, который не позволяют ему творить зло. Искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости.

В своей практике я использую интегрированные уроки. Я объединяю элементы учебных предметов: чтение, музыка, изобразительное искусство, история, литература.
 Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса. Повышается самооценка, углубляется процесс рефлексии, появляется стремление повысить уровень самообразования. Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия, явления,

Интегрированные знания могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа (актуализация спорных знаний), на протяжении всего урока. На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. Учителю следует помнить о том, что каждый предмет имеет своё «эстетическое поле» и вхождение в него должно наполнять душу ребёнка ощущением радости и наслаждения. Литература и музыка, ИЗО имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.  Различные виды искусства, используемые на уроке должны формировать эстетическое восприятие произведений,

Музыка и изобразительное искусство – вот хорошие помощники на уроках чтения. Если музыка, литературное произведение и картина созвучны, имеют одно и то же содержание, то понять, прочувствовать, пережить прочитанное литературное произведение можно так глубоко, как может быть никаким другим путем. Например, по теме « Весна» совместно с учителем литературы был проведен урок, в  8 классе где были использованы репродукции художников по теме « Весна,»(например, Левитан «Март», Куинджи «Ранняя весна», музыка Вивальди « Времена года» и Штрауса « Весенние голоса», дети исполнили песню « Весеннее танго» ,читали стихи (Ф. Тютчев «Люблю весну в начале мая…»,Фет «Еще весны душистой нега», « Уступи мне, скворец, уголок» Заболоцкого)
 Образ весны раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения, в  литературе  -   через   художественные    средства    выразительности ,в Изо-через краски. в 4 классе тема урока (программа Критской Е.Д.)«Что за прелесть эти сказки», углубляются знания детей о личности А.С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений (литературное произведение -  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», музыкальное – Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»).
Например, по теме «Зима» в уроки были включены музыкальное произведения А.К. Глазунова «Иней. Лед. Град. Снег» (танцы из балета «Времена года»), П.И. Чайковского «Декабрь. Святки», «Вальс снежных хлопьев», С.С. Прокофьева «Вариации феи Зимы». Демонстрировались картины А.К. Саврасова «Зимний пейзаж», И.И. Шишкина «Первый снег», Н.Ф. Юона «Русская зима», С.В. Герасимова «Зима» и др. На уроке музыки и  Изо  « Образы древнерусских защитников и нарстких героев в музыки и Изо»  дети знакомились с образами древнерусских героев  ,например « Александр Невский и картина « Невский А. Корина, слушая « Богатырскую симфонию «А. Бородина и знакомясь с картиной « «Богатыри» ,рисовали образ богатыря под музыку Богатырской симфонии ,на уроке была создана атмосфера творческого, эстетического созерцания.

Взаимная согласованность литературы с изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели. На таких интегрированных уроках у учащихся развивается эмоционально-эстетическое отношение к природе и объектам изображения; формируется целостно-личностное отношение ученика к жизни, развивает общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям, создают условия для развития воображения, фантазии, активизации познавательной деятельности, реализации творческих способностей.

Я считаю, все это сыграет огромную роль в формировании эстетических вкусов детей.


Литература

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007. – 170 с.
  2. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. - 1989. - № 3. – 64 с.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003. – С.63-69.