Статья "Артикуляция и дикция в работе с вокалистами".

Разумова Надежда Ильинична

Вопросы артикуляции и дикции на сегодняшний день являются  одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе.Скороговорки и вокальные распевки.Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования;ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; владение фразировкой и верной расстановкой акцентов.Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику и жесты).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Артикуляция и дикция в работе с вокалистами.

      Выполнила преподаватель Килемарской детской школы искусств

                           Разумова Надежда Ильинична.

      Пение является единственным видом музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста, где происходит процесс слияния музыки и слова. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста. Поэтому вопросы артикуляции и дикции на сегодняшний день являются  одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе.

     Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется  артикуляцией.

     К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от строения  которого зависит качество звука.

      Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. Добиваться этого рекомендуется через снятие различных зажатий и стимуляцию четкой работы различных мышц и органов. Вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот вокалиста должен быть свободен,  и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата.

    Главное для любого исполнителя – умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот, так как при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы, и текст становится невнятным.

    Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.

    Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения:

1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между

зубами не будет промежуток в 2 пальца,

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:

Ааааааа,

Яяяяяяя,

Ооооооо – расстояние в 2 пальца

Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец,

Иииииии – рот слегка прикрыт

3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.

      Дикция - это четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. Ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

    Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

    Процесс овладения певческой артикуляцией и дикцией гласных и согласных звуков – один из самых трудоёмких в вокальной педагогике.

    При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче, максимально укорачиваются. Гласные в пении являются «носителями» вокального звука, они занимают почти всю длительность его звучания. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

                       Упражнения для развития мышц языка:

    Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое.

    Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости отработать следующие движения: Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх, вниз; произвести круговые движения языком слева направо и наоборот; упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю; при открытом рте и слегка высунутом языке сделать его широким, узким, «чашечкой»,слегка приподнятым, напряженным; побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри. Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д. Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки «опадают»);для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г; для активизации мышц губ надуть щеки, сбросить воздух резким хлопком через сжатые губы, энергично произнося: П-Б, П-Б, П-Б Эти упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат, повторять их нужно до момента легкой усталости.

             Упражнения для развития подвижности губ:

    Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.

    При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З - растянуть губы в улыбке.

                                         Упражнения:

Растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов;

Вытянуть губы трубочкой. Чередовать эти упражнения.

    Вдохнув, задержав дыхание и на выдохе произнести следующие слоги:    ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ; БУ БО БА БЭ БИ БЫ; У КО КА КЭ КИ КЫ; ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ и т.д. Следить, чтобы гласная звучала коротко и резко, а согласная – длинно.

                              Сложные упражнения:

ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

    При выполнении этих упражнений тренируется весь речевой аппарат, постепенно развиваются мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.

    Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

                         Скороговорки и вокальные распевки

    Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук.

Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясности произнесения не снижались. Постепенно стараясь произносить скороговорки на одном дыхании. Можно произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

    Не плохо было бы не просто читать скороговорку, а поставить задачу. Например: дать задание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль, т.е. использовать разные интонации при чтении. Для разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, потанцевать и т.д.

    Слова скороговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием. Главное, подходить к этому творчески.

Примеры:

  • От топота копыт пыль по полю летит;

  • На дворе трава, на траве дрова:

                     раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;

  • Щебетал щегол с щеглихой, щекотал своих щеглят, а щеглиха-щеголиха, и щеглята-щеголята по-щеглиному пищат.

  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  • Четверть часа чиж чижихе

                Пел частушки на Плющихе.

                Черный кот, большой чудак,

                Влез послушать на чердак.

  • Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  • Коси коса пока роса , роса долой и мы домой.

  • Кто хочет выговаривать,

                    Тот должен выговаривать

                    Все правильно и внятно,

                    Чтоб было всем понятно.

                    Мы будем разговаривать

                    И будем выговаривать

                    Так правильно и внятно

                    Чтоб было всем понятно и т.д.

  • У боярина бобра нет богатства,

               нет добра – два бобренка у бобра

               лучше всякого добра.

  • Бык тупогуб,тупогубенький бычок

          У быка бела губа была тупа.- пропевать на одном звуке;

    Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; владение фразировкой и верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику и жесты).

    Такие умения и навыки, позволяют исполнять музыкальные произведения на профессиональном уровне.