Статья "Роль резонанса в достижении вокального мастерства".

Разумова Надежда Ильинична

Певцу, который собирается стать покорителем человеческих душ, просто необходимо освоить мастерство резонансного пения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        «Роль резонанса в достижении вокального мастерства»

  Выполнила преподаватель Килемарской детской школы искусств

                             Разумова Надежда Ильинична  2020г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Введение в технику резонансного пения.

2. Понятие резонанса и резонатора.

3. Резонаторы человека.

4. Заключение.

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Голосовой аппарат певца состоит из трех основных частей: дыхания, гортани и резонаторов, и певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов. Певческому дыханию придавалась важная, даже основная роль. Тезис "искусство пения - искусство дыхания" известен со времен староитальянской школы. Из опыта великих певцов : "...в основе вокальной педагогики лежат поиски звукового эха - то есть резонаторов...". Это высказывание принадлежит выдающемуся итальянскому певцу Джакомо Лаури-Вольпи, пропевшему на сцене "Ла-Скала" 30 лет.

      Резонаторную настройку - верный механизм голосообразования - нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом...". При этом  не отрицается важная роль голосовых связок. Без них также нет певца. Но суть в том, что даже самые мощные и тренированные голосовые связки физически не могут породить звук такой огромной силы, какой достигают большие оперные голоса: до 120 дБ (!) на расстоянии 1 метр. Это чудовищная разрушительная сила звука, способная сжечь голосовые связки как спички. Что, увы, нередко и бывает у неопытных певцов, пытающихся достичь большой силы голоса только напряжением голосовых связок (и, как следствие, кровоизлияния в горло, гематомы, отслойка слизистой и т.п.) Почему же не происходит это у великих певцов? Разгадка кроется в умелом использовании резонаторов. Ведь простейший резонатор усиливает звук на 30-40 дБ, т.е. в 5-10 тысяч раз по мощности. Кроме этого, певческие резонаторы несут еще и огромную защитную функцию, сохраняя голосовые связки от старения.

     Проблема современных начинающих певцов как раз и кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить голос и так петь, что сильно травмирует связки. Решение проблемы видится в одном: надо использовать резонансный певческий принцип в исполнении "речевых" фрагментов, как это и делают высококвалифицированные певцы, защищая свой голос от травмирования. При резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала. Это опять-таки свойство голоса мастеров, достигаемое механизмом резонанса. Итак, что же такое резонанс и как он образуется?

2. ПОНЯТИЕ РЕЗОНАНСА И РЕЗОНАТОРА

     В середине XIX века близ города Анжур во Франции по мосту длиной 102 метра проходил отряд солдат. Внезапно мост стал раскачиваться и рухнул. Погибли 226 человек. Трагедия, как установили специалисты, произошла в результате резонанса, т.е. совпадения частоты солдатского шага с собственной частотой колебаний моста: мост срезонировал на частоту солдатского шага. Иначе говоря, солдаты, идущие в ногу, раскачали мост, подобно тому, как ребенок раскачивает качели. Размах колебаний моста превысил допустимые пределы прочности и мост разрушился.

     Но резонанс способен приносить не только разрушения. На самом деле, многое в нашей повседневной жизни стало бы невозможным без него.        Представим на миг, что резонанс исчез как физическое явление, тогда замолкнут все радиоприемники, телевизоры, так как в основе радиоприема и радиопередачи лежит явление резонанса электромагнитных колебаний. Конечно же, заглохнет вся музыка, поскольку все музыкальные инструменты издают звуки с помощью резонанса. А самое главное - люди лишатся речи, следовательно, понимания друг друга, так как образование речи связано с резонансом звуковых волн в речевых органах. Ну и конечно, мы не услышим прекрасного пения, поскольку высокопрофессиональный певческий голос, основан на искусстве владения резонансом. Поэтому певцу, который собирается стать покорителем человеческих душ, просто необходимо освоить мастерство резонансного пения.

     Слово резонанс происходит от французского resonance - звучать, откликаться. Научно-физическое определение резонанса звучит следующим образом: резонанс - это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Для того, чтобы задействовать резонаторы в работу следует обратиться к вокальной позиции и уделить внимание механизму пения, а именно:

  • Дышать низом живота и опирать звук на диафрагму;
  • Гортань оставлять расслабленной и следить за тем, чтобы она не поднималась и не опускалась вниз;
  • Выдыхать воздух таким образом, чтобы он заставил колебаться связки с высокой частотой;
  • Чем выше поем, тем глубже чувствуем опору на диафрагму и тем интенсивнее ощущение того, что звук уходит за верхнее нёбо (в резонаторы);

Певец, научившись пользоваться собственными вокальными резонаторами, освобождает голосовые связки от всяких перегрузок. Голосовые связки вокалиста дают начальный толчок, а резонаторы и правильное "опертое" дыхание - поддержание звука. И чем согласованней работа дыхания и резонаторов, чем лучше озвучены резонаторы, тем красивей, глубже, насыщенней голос певца и тем дальше он слышен. В этом кроется основной секрет долголетия профессиональных вокалистов.

3. РЕЗОНАТОРЫ ЧЕЛОВЕКА

      Рассмотрим голосовой  аппарат  певца. Его принято делить на три части в соответствии с ролью, которая каждая из них выполняет.

1. Гортань с голосовыми связками. Этот орган является вибратором и возбудителем звука. Голосовые связки состоят из особых эластичных волокон, пролегающих по наружным краям голосовых складок. Вокалисты привыкли пользоваться термином "голосовые связки"

2. Дыхательный аппарат. Включает в себя легкие, трахею, бронхи и дыхательные мышцы: межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

 3. Резонаторы. Поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются в единую "резонаторную систему". Кто же они, эти резонаторы человека?

    По расположению различают верхние резонаторы - это то, что выше гортани, и нижние - трахея с крупными бронхами. Верхние резонаторы еще называют надставной трубкой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи также) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает внятное произношение - артикуляцию, как певческую, так и речевую.

     Важнейший резонатор - глотка. Эта полость также весьма подвижна, изменчива по объему и по форме. К  верхним резонаторам относятся носовая полость и, так называемые придаточные пазухи носа. Это - гайморовы полости , основная носовая полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами.

     Это краткое перечисление человеческих резонаторов хотелось бы завершить небольшим экскурсом на природу - к братьям нашим меньшим.

 Многоголосый хор весенних лягушек, собравшихся в болоте на свадебные церемонии? Голоса их слышны чуть ли не за сотню метров.

 Даже подводные обитатели - рыбы и те умудряются использовать воздушные резонаторы!

Трубный глас оленя раздается на километры в округе, усиленный мощным грудным резонатором - трахеей.

У обезьян-ревунов имеются для усиления голоса огромные горловые мешки-резонаторы.

Птичьи мелодические трели так милы нашим музыкальным вкусам. В чем же тайна птичьей голосистости? Ответ однозначен: в максимальном использовании резонаторов! У пернатых певцов не одна гортань, а целых две: верхняя и нижняя. Причем главная роль звуков принадлежит нижней гортани, устроенной очень сложно. Природа в процессе эволюции снабдила пернатых не одним вибратором, а двумя и даже четырьмя. Таким образом, вокальный аппарат птицы представляет собой мини-оркестр, при помощи которого птица и исполняет виртуозные "музыкальные произведения".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Стремление к совершенству - бесконечно. Это огромный, кропотливый труд. В искусстве пения, как и в любом искусстве, цель которого - воздействовать на людские мысли, чаяния, дарить им чувство блаженства от красоты, этот труд еще более кропотлив, ибо человеческая душа - сама по себе загадка. Достичь высот в вокальном искусстве может любой. Главное - выбрать верный путь, проторенный вековыми традициями вокальной педагогики и личным опытом величайших певцов прошедшего времени.