Методический доклад на тему:"Значимость музыкального образования в современной культуре"
Музыкальное образование-как элемент общей мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad_.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.»
Методический доклад
преподавателя МБУ ДО «ДМШ»
с. Перегребное
Водянко О.А.
В настоящей реальности музыкальное образование выступает как элемент общей мировой культуры. Оно единовременно является структурным компонентом процесса формирования целостной картины мира, частью целостного формирования человеческой культуры и одновременно представляет собой особый вид эстетической деятельности.
Аспект включенности музыкального образования в общественную жизнь свидетельствует о целесообразности применения взаимодействия разнообразных направлений музыкального образования как способа развертывания его единой культурообразующей, культуросозидающей функции. И это имеет огромное значение, поскольку музыкальное образование дает возможность системного взгляда на достижение разнообразных целей управления культурными процессами, развития творческих, компетентных профессионалов-педагогов. Музыкальное образование содействует формированию личности как субъекта культуры, включения образования в культуру и, напротив, формированию культурной идентичности в ходе образовательной и воспитательной деятельности, применения инновационных методов и методик, дающих возможность продуктивного обучения педагогических кадров.
Культурологическая определяемость музыкального образования имеет огромную значимость, так как овладение человеком культурными ценностями является основным аспектом и определяет задачи образовательной системы на каждой ее ступени. Следует отметить концентрированность педагогов эстетической (в том числе музыкальной) сферы на овладении культурными достижениями, которая нашла свое отражение в инновационных педагогических представлениях образования.
В современных особенностях социально-культурной области Российской Федерации можно отметить некоторые нюансы. Среди них следует выделить неблагоприятные социально-экономические условия. Существенные изменения, происходящие в социально-культурной сфере в ходе формирования рыночных отношений, кардинально отразились на функционировании области культурного потребления. Это проявляется в прекращении работы культурно-просветительных организаций, где могли существовать музыкальные коллективы; в усилении значимости личностных типов культурной деятельности людей, в уменьшении финансовой поддержки, в усилении различий в финансовом обеспечении разных групп населения, и, соответственно, их возможностей в потреблении культурных продуктов, в появлении большого количества субъектов культурной сферы (наряду с государственными учреждениями культуры), форм собственности и источников финансирования культурно-досуговых программ.
Музыкальное образование ребенка можно причислить к ряду факторов, играющих огромную роль в становлении его личности, в том числе в приобщении его к культурным ценностям. В современности нет возможности реализовать всеобщее музыкальное образование детей, которое ранее рассматривалось на базе общеобразовательной школы, так как для этого необходима мощная государственная поддержка.
Музыкальное воспитание и развитие являются частью сферы дополнительного образования, в которой в настоящее время происходят инновационные изменения, выражающиеся в разработке новых методик, технологии преподавания, а также современных программ.
Можно заметить, что именно сфера музыкального образования стала областью поисков талантливых педагогов с целью влияния на культурное развитие общества и личности. В образовательной концепции современности выделилась цель развития как результат формирования положительных качеств личности в ходе обучения и воспитания. Большое значение в развитии музыкального образования имеет музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, которая базировалась на научных взглядах Б. В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н.Шацкой и др., а также его личных научных исследованиях и имеющемся опыте практической деятельности. Основными принципами, которые характерны для взглядов Д.Б. Кабалевского и его последователей: культурологический подход, единое тематическое планирование, опора на интонационную базу музыки и обозначение взгляда на музыкальные занятия как уроки искусства.
В дальнейшем, приверженцы взглядов Д.Б. Кабалевского (Л.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О. Усачева, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, В. В. Алеев, Л. В.Горюнова и др.) обосновали единый и обобщенный характер музыкального образования; углублении его связи с философией и педагогикой; внедрении инновационных средств, способствующих полноценному достижению целей и задач музыкального образования в современности и в будущем.
Самые серьезные перемены коснулись методологического аппарата музыкального образования. Это проявилось в нескольких теоретических постулатах:
*в музыке отображается действительность в философском аспекте, который касается понимания смысла человеческого существования с точки зрения эстетики и нравственности,
*музыкальное развитие относится к собственной творческой деятельности детей,
*сутью деятельности педагога в области музыкального образования является не механическое преподавание ученику знаний, умений и навыков, а методическое творчество, целью которого представляется стимулирование познавательно-исследовательской, творческо-исполнительской и сочинительской активности субъектов музыкального образования и других направлений искусства.
Одним из значимых векторов развития современной системы музыкального образования представляется всеобъемлющее раскрытие духовно-нравственных возможностей искусства. Личность как целостное образование, отличающееся сложной организацией, отвечает на музыкальное воздействие согласно механизму уподобления ей, психического, а потом и деятельного повторения ее фундаментальной специфики. Музыка обладает огромной педагогической ценностью благодаря механизмам эмпатии слушателя, его двусторонней коммуникации с музыкальной композицией, познания его творческого замысла, духовного, общечеловеческого смысла. Принцип уподобления, характерный для взаимодействия музыки и личности, формирует чувство причастности к другой личности (автору произведения, исполнителю), другой эпохе, культуре. То есть можно говорить о том, что уподобление представляет собой процесс активной попытки достижений идеала личности, ее проявлениям, социально значимой деятельностью, т. е. желание развиваться, совершенствоваться в духовном, культурном плане.
Основными факторами развивающего и личностно-значимого влияния музыки являются ее нравственно-воспитательное влияние и развитие конкретного типа личности в обществе. В аспекте их взаимного воздействия, конкретный тип личности в обществе подразумевает конкретную наполненность нравственной, духовной сферы личности, а также специфичность методов его формирования и развития.
При этом главным критерием, обосновывающим тип личности в обществе, представляется ее взгляд на культуру, что естественным образом сочетается с положениями теории культуросообразного образования.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Переход от одного культурно-исторического периода к другому характеризуется непрерывной сменой идейных ориентаций и типов культур, которые обуславливают социокультурную специфику социальной жизни и концепций музыкального образования. Последнее отображает особенности каждого периода, идеологические предпочтения, педагогические представления во всем их разнообразии и особенностях в сфере педагогики искусства. Главными факторами формирующего и личностно-развивающего влияния музыки представляются воздействие на нравственное воспитание и развитие конкретного типа личности в обществе.
В их практическом применении одной из основных и общественно значимых является концепция культуросообразного образования, получившая в современности достаточное признание в социуме, как одна из самых проработанных, научно обоснованных и перспективных. Процесс изменения образовательных целей (воспитание – обучение – развитие) говорит о векторе влияния музыкального образования на постоянное и непрерывное формирование личности в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений, а затем – в ходе собственной, творчески обусловленной жизнедеятельности.
Использованная литература:
- Бодина Е. А. Идеи музыкального образования: от Платона до Кабалевского. – Ч.1. – М.: МГПУ, 2013.
- История художественного образования в России. – М.: Изд. дом РАО, 2003.
- Красильников И.М. Развитие музыкального образования в современном мире // Педагогика. – 2010. - №10
- Кудрявцев В. Т., Слободчиков В. И., Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания / Известия Российской академии образования. – М. – 2001. - №4.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара: СИУ, 1997.
- Немыкина И.Н., Козьменко О.П. Культурные традиции и музыкальное образование на рубеже веков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.