Методическое сообщение "Как заинтересовать ребенка учиться музыке или формирование мотивации обучающихся детской музыкальной школы к обучению игре на музыкальном инструменте"
о мотивации ребенка к игре на музыкальном инструменте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie.docx | 16.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Как заинтересовать ребенка учиться музыке или формирование мотивации обучающихся детской музыкальной школы к обучению игре на музыкальном инструменте».
Методическое сообщение преподавателя
МБУ ДО «Детская музыкальная школа»
Литвиненко О.А.
Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию, помогают воспитать у ребенка волю, упорство и трудолюбие. Расширение кругозора, появление новых друзей, сокращение времени, проведенного ребенком за компьютером, - тоже веские аргументы в пользу музыкальных занятий.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.
В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игре на музыкальном инструменте.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие группы. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельностью и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Вторая группа мотивов связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Под «мотивацией» мы понимаем совокупность побуждений к обучению игре на музыкальном инструменте. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к музыкальному инструменту. К ним относятся первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к инструменту возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей.
В своей практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой снижения интереса к инструменту в начал обучения. Это связано с тем, что часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.
Кроме того, занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако, не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать музыкальный инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?
Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на инструменте перерастает в обременительную обязанность. Дети и родители крайне мало слушают классическую музыку. Многим людям привычнее слышать исполнение легкой музыки. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладение навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению инструментом постепенно пропадает.
Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к инструменту, так и к классической музыке в целом.
Поскольку мотивация выступает особым «двигателем» в обучении, о ее специальное развитие рассматривается нами как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.
Считаю, что задача преподавателя детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.
Для поддержания интереса к занятиям необходимо учитывать как внешние, так и внутренние мотивы, т.е. психологические особенности каждого учащегося.
Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учетом желании учащегося играет а этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач преподавателя заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на музыкальном инструменте.
Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика.
Кроме того, преподавателям необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической музыки: предлагать им посещать концерты, организованные ДМШ. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей в обучении на каком-либо музыкальном инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес, глубокое понимание и любовь к своему музыкальному инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.
Список литературы:
1. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка».
2. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений.- М., 1993.
3. Дудинский К.А.Методические статьи. Научные тезисы.-2007
4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика/под ред.Г.М. Цыпина.- М.: Издательский Центр «Академия», 2003.