Методическое сообщение "Как заинтересовать ребенка учиться музыке или формирование мотивации обучающихся детской музыкальной школы к обучению игре на музыкальном инструменте"

Литвиненко Олеся Александровна

о мотивации ребенка к игре на музыкальном инструменте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie.docx16.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Как заинтересовать ребенка учиться музыке или формирование мотивации обучающихся детской музыкальной школы к обучению  игре на музыкальном инструменте».

                            Методическое сообщение преподавателя

   МБУ ДО «Детская музыкальная школа»

                                              Литвиненко О.А.

    Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию, помогают воспитать у ребенка волю, упорство и трудолюбие. Расширение кругозора, появление новых друзей, сокращение времени, проведенного ребенком за компьютером, - тоже веские аргументы в пользу музыкальных занятий.

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям  приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а  желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

   Перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.

  В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игре на музыкальном инструменте.

  Все мотивы обучения можно подразделить на две большие группы. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельностью и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

   Вторая группа мотивов связана  с потребностями ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

   Под «мотивацией» мы понимаем совокупность побуждений к обучению игре на музыкальном инструменте. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к музыкальному инструменту. К ним относятся  первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к инструменту возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция  или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей.

   В своей практике я  постоянно сталкиваюсь с проблемой снижения интереса к инструменту в начал обучения. Это связано с тем, что часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

   Кроме того, занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако, не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами.  Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать музыкальный инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

   Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на инструменте перерастает в обременительную обязанность. Дети и родители крайне мало слушают классическую музыку. Многим людям привычнее слышать исполнение легкой музыки. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладение навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными.  И как следствие, интерес к овладению инструментом постепенно пропадает.

   Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к инструменту, так и к классической музыке в целом.

  Поскольку мотивация выступает особым «двигателем» в обучении, о ее специальное развитие рассматривается нами как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.

    Считаю, что задача преподавателя детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

  Для поддержания интереса к занятиям необходимо учитывать как внешние, так и внутренние мотивы, т.е. психологические особенности каждого учащегося.

   Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учетом желании учащегося играет а этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач преподавателя заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на музыкальном инструменте.

   Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика.

   Кроме того, преподавателям необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической музыки: предлагать им посещать концерты, организованные ДМШ. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей в обучении на каком-либо музыкальном инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

   На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес, глубокое понимание и любовь к своему музыкальному инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.

Список литературы:

1. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка».

2. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений.- М., 1993.

3. Дудинский К.А.Методические статьи. Научные тезисы.-2007

4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика/под ред.Г.М. Цыпина.- М.: Издательский Центр «Академия», 2003.