Открытый урок : «Работа над вариационной формой в младших классах баяна ДМШ»

Литвиненко Олеся Александровна

Урок над музыкальным произведением в младших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

преподавателя МБУ ДО «ДМШ»

Водянко О.А.

Тема урока: «Работа над вариационной формой в младших классах баяна ДМШ»

Цель: Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить теоретические знания;
  • совершенствовать практические навыки;
  • сформировать навык грамотного прочтения нотного текста;

развивающие:

  • развить память, внимание, навыки слухового контроля;
  • развить творческую активность;

воспитательные:

  • воспитать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом;
  • воспитать трудолюбие и усидчивость.

Вид урока: практическое занятие.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Технические средства обучения: два баяна, нотный материал, пюпитр, стул.

План урока:

1. Организационный этап (2 мин.).

2 .Основной этап:

    Работа над вариациями на примере  рнп «Как пошли наши подружки»

     обр. В. Медведева (33 мин.).

3. Подведение итогов (5 мин.).

Ход урока:

1. Организационный этап (2 мин.).

Задача – мотивировать ученика на предстоящую работу.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово преподавателя.

2. Основной этап (33 мин.).

Задача – проанализировать музыкальную форму произведения, принципы варьирования на примере  рнп «Как пошли наши подружки» обр.В. Медведева

Преподаватель: - Скажи пожалуйста, что такое вариации?

Ученик: - Это изменение темы.

Преподаватель:- Правильно.  Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение». Вариации в музыке – форма, которая состоит из первоначального проведения темы и её изменённых повторений. В данном произведении сколько вариаций?

Ученик:- В произведении «Как пошли наши подружки»  есть тема и две вариации.

Преподаватель:- Верно. Сыграй, пожалуйста,  произведение целиком.

(Ученик исполняет произведение полностью.)

Преподаватель: - Молодец. А теперь исполни тему произведения.

( Ученик исполняет тему произведения)

Преподаватель: - Хорошо, правильно. Расскажи, пожалуйста, об основной теме. Какой у неё характер?

 Ученик: - Веселый, радостный. Тема написана в тональности До мажор.

Преподаватель: - Все верно. А что собой представляет тема данного произведения ?

Ученик: - В теме есть куплет и припев, это русская народная песня.

Преподаватель:- Правильно, поскольку это жанр песни, то явно прослеживается куплетная форма, то есть, есть запев и припев. Запев звучит более напевно, а припев – более энергично. Скажи, пожалуйста, а что происходит дальше в произведении?

Ученик: - Дальше звучит первая вариация.

Преподаватель: - Исполни нам пожалуйста, первую вариацию.

(Ученик исполняет)

Преподаватель:- Молодец. И как видоизменилась тема, можешь нам рассказать?

Ученик: - Появились шестнадцатые длительности.

Преподаватель: - С какими сложностями в исполнении ты столкнулся в первой вариации?

Ученик: - Так как сначала идут шестнадцатые  длительности, а потом восьмые, то надо посчитать, чтобы правильно сыграть все длительности.

Преподаватель:- При этом на какую долю будет ударение?

Ученик: - На первую, она будет сильной.

Преподаватель:- А чтобы сильная доля получилась при игре на инструменте, что надо сделать?

Ученик: - Надо играть пальцевым ударом и в начале фразы брать дыхание.

Преподаватель: -Давай вместе сыграем первую вариацию, но я буду играть партию левой руки, а ты правой. При этом в начале каждой фразы берем дыхание. Следи, пожалуйста, чтобы первая  доля была сильной, чтобы на каждую первую нотку был пальцевой удар.

(Совместное исполнение первой вариации)

Преподаватель:  - Отлично. С этой задачей ты прекрасно справился. Скажи, пожалуйста, а что еще необходимо соблюдать при исполнении музыкального произведения?

Ученик: - Правильную аппликатуру.

Преподаватель: - Правильно. Аппликатура – это способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Без соблюдения точной аппликатуры невозможно сыграть пьесу «чисто», легко и свободно. Ты согласен со мной?

Ученик:- Да.

Преподаватель:- Скажи мне, а какой  характер у первой вариации? И почему?

Ученик:- Я бы сказал, что характер легкий и полетный. Больше подходит образу девочек. Произведение  так и называется «Как пошли наши подружки». В этой вариации нужно изобразить как подружки играют в лесу.

Преподаватель: - Правильно, молодец. Я предлагаю сыграть эту же вариацию снова нам вместе, но теперь я буду исполнять партию правой руки, а ты левой. При этом сохраняя правильное ведение меха. Что мы подразумеваем под «правильным ведением меха»?

Ученик: - Смена меха должна быть по фразам.  В этом произведении фраза состоит из двух тактов, значит два такта надо играть на разжим, и два такта на сжим.

Преподаватель:- Все верно.

(Совместное исполнение первой вариации)

Преподаватель: - Молодец, все правильно сыграл. Теперь исполни сам всю первую  вариацию, соблюдая точную аппликатуру, ведение меха и динамику.

(Ученик исполняет первую вариацию)

Преподаватель: - Молодец, у тебя все получилось. Теперь давай поговорим о второй вариации. Чем она отличается от первой?

Ученик:- Вторая вариация состоит полностью из шестнадцатых длительностей. Динамика меццо-форте.  Я думаю, что вторая вариация изображает пляску. В песне говорится, что когда подружки пошли в лес по ягоды гулять, то одна из них заблудилась, но потом нашлась. И эта радость встречи изображена в этой вариации.

Преподаватель: - исполни нам, пожалуйста, вторую вариацию.

(ученик исполняет вторую вариацию)

Преподаватель: -Хорошо, молодец! С какими трудностями в исполнении тебе пришлось столкнуться в той вариации?

Ученик: - Надо хорошо знать нотный текст.

Преподаватель: - Безусловно. Нужно от начала до конца выдержать единый темп, соблюдать фразы при непрерывном исполнении шестнадцатых длительностей. При игре аккомпанемента левой руки необходимо выявить мелодическую линию баса и немного убрать аккорды. Работая над вариацией, нужно добиться такого исполнения, чтобы все пассажи из шестнадцатых нот были ясно слышны, особенно при смене меха.

Преподаватель: - Послушай мое исполнение этой вариации, а затем мы снова с тобой поиграем ее по партиям.

(Сначала преподаватель исполняет вторую вариацию, затем вместе с учеником исполняют ее по партиям)

Преподаватель: - Молодец! Но есть еще над чем поработать в этой вариации. Чтобы игра шестнадцатых была «ровной», обязательно соблюдай точную аппликатуру.

Ученик: - Хорошо.

Преподаватель: Ну и пришло время сыграть произведение полностью, применяя все то, над чем мы сегодня с тобой поработали.

(Ученик исполняет произведение полностью)

Преподаватель:- Молодец!  Ты сегодня на уроке очень хорошо поработал. Я ставлю тебе пятерку.

(Домашнее задание)

3. Подведение итогов урока (5 мин).

Задача – обобщить и систематизировать знания.

Преподаватель:- Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение. Техника не должна быть самоцелью. Техника – это средство для создания музыкально-художественного образа, и, чем разнообразнее эти средства, тем убедительнее передача музыкального содержания.