Открытый урок : «Работа над вариационной формой в младших классах баяна ДМШ»
Урок над музыкальным произведением в младших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
преподавателя МБУ ДО «ДМШ»
Водянко О.А.
Тема урока: «Работа над вариационной формой в младших классах баяна ДМШ»
Цель: Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.
Задачи:
образовательные:
- закрепить теоретические знания;
- совершенствовать практические навыки;
- сформировать навык грамотного прочтения нотного текста;
развивающие:
- развить память, внимание, навыки слухового контроля;
- развить творческую активность;
воспитательные:
- воспитать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом;
- воспитать трудолюбие и усидчивость.
Вид урока: практическое занятие.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Технические средства обучения: два баяна, нотный материал, пюпитр, стул.
План урока:
1. Организационный этап (2 мин.).
2 .Основной этап:
Работа над вариациями на примере рнп «Как пошли наши подружки»
обр. В. Медведева (33 мин.).
3. Подведение итогов (5 мин.).
Ход урока:
1. Организационный этап (2 мин.).
Задача – мотивировать ученика на предстоящую работу.
Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово преподавателя.
2. Основной этап (33 мин.).
Задача – проанализировать музыкальную форму произведения, принципы варьирования на примере рнп «Как пошли наши подружки» обр.В. Медведева
Преподаватель: - Скажи пожалуйста, что такое вариации?
Ученик: - Это изменение темы.
Преподаватель:- Правильно. Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение». Вариации в музыке – форма, которая состоит из первоначального проведения темы и её изменённых повторений. В данном произведении сколько вариаций?
Ученик:- В произведении «Как пошли наши подружки» есть тема и две вариации.
Преподаватель:- Верно. Сыграй, пожалуйста, произведение целиком.
(Ученик исполняет произведение полностью.)
Преподаватель: - Молодец. А теперь исполни тему произведения.
( Ученик исполняет тему произведения)
Преподаватель: - Хорошо, правильно. Расскажи, пожалуйста, об основной теме. Какой у неё характер?
Ученик: - Веселый, радостный. Тема написана в тональности До мажор.
Преподаватель: - Все верно. А что собой представляет тема данного произведения ?
Ученик: - В теме есть куплет и припев, это русская народная песня.
Преподаватель:- Правильно, поскольку это жанр песни, то явно прослеживается куплетная форма, то есть, есть запев и припев. Запев звучит более напевно, а припев – более энергично. Скажи, пожалуйста, а что происходит дальше в произведении?
Ученик: - Дальше звучит первая вариация.
Преподаватель: - Исполни нам пожалуйста, первую вариацию.
(Ученик исполняет)
Преподаватель:- Молодец. И как видоизменилась тема, можешь нам рассказать?
Ученик: - Появились шестнадцатые длительности.
Преподаватель: - С какими сложностями в исполнении ты столкнулся в первой вариации?
Ученик: - Так как сначала идут шестнадцатые длительности, а потом восьмые, то надо посчитать, чтобы правильно сыграть все длительности.
Преподаватель:- При этом на какую долю будет ударение?
Ученик: - На первую, она будет сильной.
Преподаватель:- А чтобы сильная доля получилась при игре на инструменте, что надо сделать?
Ученик: - Надо играть пальцевым ударом и в начале фразы брать дыхание.
Преподаватель: -Давай вместе сыграем первую вариацию, но я буду играть партию левой руки, а ты правой. При этом в начале каждой фразы берем дыхание. Следи, пожалуйста, чтобы первая доля была сильной, чтобы на каждую первую нотку был пальцевой удар.
(Совместное исполнение первой вариации)
Преподаватель: - Отлично. С этой задачей ты прекрасно справился. Скажи, пожалуйста, а что еще необходимо соблюдать при исполнении музыкального произведения?
Ученик: - Правильную аппликатуру.
Преподаватель: - Правильно. Аппликатура – это способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Без соблюдения точной аппликатуры невозможно сыграть пьесу «чисто», легко и свободно. Ты согласен со мной?
Ученик:- Да.
Преподаватель:- Скажи мне, а какой характер у первой вариации? И почему?
Ученик:- Я бы сказал, что характер легкий и полетный. Больше подходит образу девочек. Произведение так и называется «Как пошли наши подружки». В этой вариации нужно изобразить как подружки играют в лесу.
Преподаватель: - Правильно, молодец. Я предлагаю сыграть эту же вариацию снова нам вместе, но теперь я буду исполнять партию правой руки, а ты левой. При этом сохраняя правильное ведение меха. Что мы подразумеваем под «правильным ведением меха»?
Ученик: - Смена меха должна быть по фразам. В этом произведении фраза состоит из двух тактов, значит два такта надо играть на разжим, и два такта на сжим.
Преподаватель:- Все верно.
(Совместное исполнение первой вариации)
Преподаватель: - Молодец, все правильно сыграл. Теперь исполни сам всю первую вариацию, соблюдая точную аппликатуру, ведение меха и динамику.
(Ученик исполняет первую вариацию)
Преподаватель: - Молодец, у тебя все получилось. Теперь давай поговорим о второй вариации. Чем она отличается от первой?
Ученик:- Вторая вариация состоит полностью из шестнадцатых длительностей. Динамика меццо-форте. Я думаю, что вторая вариация изображает пляску. В песне говорится, что когда подружки пошли в лес по ягоды гулять, то одна из них заблудилась, но потом нашлась. И эта радость встречи изображена в этой вариации.
Преподаватель: - исполни нам, пожалуйста, вторую вариацию.
(ученик исполняет вторую вариацию)
Преподаватель: -Хорошо, молодец! С какими трудностями в исполнении тебе пришлось столкнуться в той вариации?
Ученик: - Надо хорошо знать нотный текст.
Преподаватель: - Безусловно. Нужно от начала до конца выдержать единый темп, соблюдать фразы при непрерывном исполнении шестнадцатых длительностей. При игре аккомпанемента левой руки необходимо выявить мелодическую линию баса и немного убрать аккорды. Работая над вариацией, нужно добиться такого исполнения, чтобы все пассажи из шестнадцатых нот были ясно слышны, особенно при смене меха.
Преподаватель: - Послушай мое исполнение этой вариации, а затем мы снова с тобой поиграем ее по партиям.
(Сначала преподаватель исполняет вторую вариацию, затем вместе с учеником исполняют ее по партиям)
Преподаватель: - Молодец! Но есть еще над чем поработать в этой вариации. Чтобы игра шестнадцатых была «ровной», обязательно соблюдай точную аппликатуру.
Ученик: - Хорошо.
Преподаватель: Ну и пришло время сыграть произведение полностью, применяя все то, над чем мы сегодня с тобой поработали.
(Ученик исполняет произведение полностью)
Преподаватель:- Молодец! Ты сегодня на уроке очень хорошо поработал. Я ставлю тебе пятерку.
(Домашнее задание)
3. Подведение итогов урока (5 мин).
Задача – обобщить и систематизировать знания.
Преподаватель:- Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение. Техника не должна быть самоцелью. Техника – это средство для создания музыкально-художественного образа, и, чем разнообразнее эти средства, тем убедительнее передача музыкального содержания.