Общеразвивающая программа «Беседы об искусстве» (I ступень, 3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музицирования» по учебному предмету «Беседы об искусстве» (I ступень, 3 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Беседы об искусстве» (I ступень, 3 года). | 121.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете Директор МАУ «Школа искусств»
Протокол № 4 /Н.В. Велижанин/
от 01.09.2020 г. От 01 сентября 2020год.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Беседы об искусстве»
Возраст обучающихся: 6,6-9 лет.
Срок реализации: 3 года.
Автор/составитель
Еремеева Маргарита Сергеевна,
преподаватель теоретических дисциплин
г. Когалым, 2020
Содержание
I. Пояснительная записка 3
II. Учебный план 10
III. Календарный учебный график 12
IV. Рабочая программа I года обучения 13
V. Рабочая программа II года обучения 24
VI. Рабочая программа III года обучения 39
VII. Содержание программы 50
VIII. Формы и методы контроля. Критерии 53
IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы 56
I. Пояснительная записка
Предмет «Беседы об искусстве» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихсяи ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование комплекса знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Предмет «Беседы об искусстве» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Занимательное сольфеджио», «Слушание музыки», «Коллективное музицирование» и занимает важное место в системе обучения детей.
Предмет является базовым составляющим и входит в учебный план программы «Основы музицирования», состоящей из четырех предметов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);
- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложениек письму Минкультуры Россииот 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Направленность программы-художественная.
Уровень освоения-стартовый.
Актуальность: необходимость изучения дисциплины «Беседы об искусстве» в школе обусловлена развивающей функцией этих уроков, которая поддерживается активным интересом и увлеченностью учащихся. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Данная программа позволяет подготовиться к следующей ступени музыкального образования в школе искусств.
Отличительной особенностью программы является то, что при ее успешном освоении учащиеся при желании могут перейти на предпрофессиональную программу или продолжить обучение на следующей ступени общеразвивающей программы.
Адресат программы: учащиеся:6,6 - 9 лет. Именно в этом возрасте у детейформируется устойчивый интерес к творческой деятельности.Однако учащиеся младших классов не обладают высокой работоспособностью, поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями. Для того чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения, на уроках используют разные формы методы и приемы работы с учащимися, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного.
Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и ответственное отношение младших школьников к обучению.
Объем программы –102 часа. Срок реализации – 3 года.
Цель:
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Развитие навыков восприятия искусства.
- Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Развивающие:
- Формирование навыков восприятия художественного образа.
- Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
- Обучение специальной терминологии искусства.
- Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
- Развить регулятивные способности (самообладание, самооценку, самоконтроль, волевуюсаморегуляцию, коррекцию, целеполагание, планирование, прогнозирование);
- Сформировать социально-коммуникативные навыки (способность выражать свои эмоции,чувства, умение вести диалог, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, слышатьсобеседника, уважительно относиться к его мнению, отстаивать собственное мнение).
Воспитывающие:
- Воспитать черты характера, способствующие активной творческой деятельности(открытость знаниям, преодоление застенчивости, терпение, трудолюбие);
- Воспитать чувство товарищества и личной ответственности, заинтересованности в достижении хороших результатов;
- Воспитать социально значимые нравственные качества личности (доброжелательность,общительность, волю, творческую конкуренцию);
- Воспитать культуру поведения и концертную дисциплину;
- Содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся культурного кругозора.
Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август. Наполняемость группы с учетом рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств и СанПин составляет от 4 до 10 человек. На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки. В течение года допускается дополнительный набор, и на основании прослушивания определяется год обучения при зачислении учащегося. Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.
Основная форма работы – групповой урок продолжительностью 40 минут. Проводится 1 раз в неделю.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 102 |
Максимальная учебная нагрузка | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 102 |
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
По характеру познавательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
– творческий(творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
– игровые(занятие-сказка, занятие-путешествие и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки) с произведениями великих композиторов (видео и аудио файлы). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров.
По источнику получения знаний:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ;
- практические: прослушивание, самостоятельные, творческие работы;
- самостоятельная работа учащихся.
Технологии:
- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;
- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;
- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;
- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;
- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;
- информационные, использование современных средств в процессе обучения.
Материально-технические условия реализацииучебного предмета:
- доступ каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
- учебные аудитории для групповых занятий, оснащенные учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформленные наглядными пособиями;
- музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компьютер.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.Возможноиспользование звукозаписывающей аппаратуры для прослушивания музыкальных фрагментов для слухового анализа и т. д. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Кадровое обеспечение программы – преподаватель теоретических дисциплин.
Планируемые результаты
- Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
- Знание особенностей языка различных видов искусства.
- Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
- Владение навыками восприятия художественного образа.
- Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
- Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
- Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Изобразительное искусство | 14 | 10 | 4 | Беседа. Опрос. |
2. | Жанры изобразительного искусства | 4 | 3 | 1 | Беседа. Опрос. |
3. | Динамические (временные) виды искусств | 2 | 1 | 1 | Беседа. Прослушивание. |
4. | Синтетические (зрелищные) виды искусств | 4 | 3 | 1 | Беседа. Опрос. |
5. | Основные стили и направления в искусстве | 3 | 2 | 1 | Беседа. Выполнение задания. |
6. | Прекрасное вокруг нас | 7 | 4 | 3 | Беседа. Выполнение задания. Обсуждение. |
всего | 34 | 23 | 11 |
2 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
| Музыкальные инструменты. Оркестр. | 8 | 5 | 3 | Беседа. Прослушивание Опрос. |
| Танцевальная музыка | 3 | 2 | 1 | Беседа. Прослушивание Опрос. |
| Программная музыка | 4 | 2 | 1 | Беседа. Прослушивание Опрос. |
| Музыкальная форма. | 4 | 3 | 1 | Беседа. Прослушивание Опрос. |
| Шедевры русского искусства | 2 | 1 | 1 | Беседа. Опрос. Выполнение задания. |
| Народные промыслы | 5 | 3 | 2 | Беседа. Опрос. |
| Комический образ | 4 | 3 | 1 | Беседа. Выполнение задания. Обсуждение. |
| Шедевры зарубежного искусства. | 4 | 2 | 2 | Беседа. Выполнение задания. Обсуждение. |
всего | 34 | 22 | 12 |
3 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Народное творчество | 7 | 4 | 3 | Беседа. Опрос. Выполнение задания. |
2. | Изобразительное искусство | 8 | 4 | 4 | Беседа. Опрос. Выполнение задания |
3. | Зарубежное искусство | 11 | 6 | 5 | Беседа. Выполнение задания. |
4. | Русское искусство | 8 | 4 | 4 | Беседа. Опрос. Выполнение задания. |
всего | 34 | 18 | 16 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09. | 30.05. | 34 недели | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
2 год | 01.09. | 30.05. | 34 недели | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
3 год | 01.09. | 30.05. | 34 недели | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
Рабочая программа
«Беседы об искусстве»
(I год обучения)
Автор/составитель
Еремеева Маргарита Сергеевна,
преподаватель теоретических дисциплин
Задачи I года обучения
Обучающие
- знакомство с особенностями языка различных видов искусства;
-обучение специальной терминологии искусства, способствовать заинтересованности и активности учащихся в общении с миром искусства
Развивающие
- развитие культуры восприятия художественного образа, первичных навыков анализа произведений искусства;
- способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Воспитательные
- воспитывать творческую активность;
- воспитывать потребность в слушании музыки;
- воспитывать интерес к разным видам искусства.
Планируемые результаты I года обучения
Предметные результаты:
• иметь представления об основных видах искусства;
• иметь представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, музыка);
• получить представление об истоках декоративно-прикладного искусства;
• познакомиться с функциональным назначением архитектуры;
• получить представление об искусстве театра и цирковом представлении;
• различать экранные виды искусства (кино, телевидение, видео);
Межпредметные результаты:
• стараться замечать вокруг себя искусство, ценить труд художников, создающих красоту;
• проявлять творческий интерес к обсуждению произведений искусства;
Личностные результаты:
- творческое отношение при выполнении практических заданий;
- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;
- желание музицирования;
• проявлять интерес к посещению музеев.
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (в часах) |
I четверть | |||
1 | Вводная беседа о видах искусства | Урок | 1 |
2 | Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства | Урок | 1 |
3 | Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. | Урок | 1 |
4 | Знакомство с динамическими (временными) видами искусства | Урок | 1 |
5 | Тембровое своеобразие музыки. Элементы звукоизобразительности. Музыкальный звук и его характеристика. | Урок | 2 |
6 | Тестовая работа. Творческие задания. | Контрольный урок | 2 |
II четверть | |||
7 | Музыкальная интонация в музыке и речи Песня | Урок | 2 |
8 | Музыкальные инструменты Литература, как вид искусства. | Урок | 2 |
9 | Секрет речитатива. Понятие кантилена, скерцо. Мелодия. Мелодический рисунок. | Урок | 2 |
10 | Творческие задания. | Урок | 1 |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
III четверть | |||
12 | Скульптура как вид изобразительного искусства. Архитектура как вид изобразительного искусства. | Урок | 2 |
13 | Декоративно-прикладное искусство, как вид изобразительного искусства Искусство театра. Выразительные средства театрального искусства | Урок | 2 |
14 | Танец и виды танцевального искусства Искусство кинематографа. Детское кино | Урок | 2 |
15 | «Чем и как работает художник». | Урок | 1 |
16 | Фотоискусство. Знакомство с оперой. | Урок | 2 |
17 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
IV четверть | |||
18 | Народные ремесла. Народный костюм. Народный фольклор. Жанры фольклора | Урок | 2 |
19 | Искусство и реклама Искусство дизайна | Урок | 2 |
20 | Значение искусства в жизни человека | Урок | 2 |
21 | Обобщение материала Творческие задания. | Урок | 1 |
22 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Учебный материал
I года обучения
Тема: Вводная беседа. Язык изобразительного искусства.
Знакомство с предметом «Беседы об искусстве». Искусство как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Художник - творец искусства. В мастерской художника.
Раздел 1. Изобразительное искусство
Тема: Виды искусств: пространственные (пластические), динамические (временные), синтетические (зрелищные)
Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография.
Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература.
Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение.
Тема: Графика каквид изобразительного искусства
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика.
Тема: Выразительные средства графики
Знакомство с выразительными средствами графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт». Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество).
Тема: Живопись как вид изобразительного искусства
Знакомство с понятием «живопись».Виды живописи. Материалы и инструменты живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев.
Тема: Способы работы с цветом
Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Техники работы акварелью. Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Техники работы гуашью.
Тема: Композиция
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Типы композиций. Композиционный центр – замысел картины. Законы и правила композиции. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства
Знакомство с понятием «скульптура». Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Скульптура малых форм. Материалы и инструменты. Назначение. Этапы работы над скульптурой.
Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности.
Тема: Декоративно-прикладное искусствокак вид изобразительного искусства
Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Тема: Народные художественные промыслы.Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Характерные черты и особенности.
Раздел 2. Жанры изобразительного искусства
Тема: Натюрморт
Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Правила составления натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников.
Тема: Пейзаж
Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, индустриальный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Знакомство с произведениями известных художников-пейзажистов.
Тема: Портрет
Знакомство с термином «портрет». Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.).Знакомство с произведениями известных художников-портретистов.
Тема: Бытовой жанр
История развития жанровой живописи.Тесная связь бытового жанра с другими жанрами живописи. Иллюстративный ряд на примере работ Перова В. И., И.Е. Репина, Я.Вермеера, Ж.-Б. Шардена.
Раздел 3. Динамические (временные) виды искусства
Тема: Литература
Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы.
Тема: Музыка
Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Секрет речитатива. Понятие кантилена, скерцо. Мелодия. Мелодический рисунок.Тембровое своеобразие музыки. Элементы звукоизобразительности. Музыкальный звук и его характеристика.
Раздел 4. Синтетические (зрелищные) виды искусства
Тема: Искусство театра
История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол.
Тема: Танец и виды танцевального искусства
Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные танцы.
Тема: Киноискусство
История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры.
Тема: Фотоискусство
Знакомство с искусством фотографии. Сведения из истории фотографии, назначение фотографии, художественная ценность. Основные средства художественной фотографии (композиция, цвет, ритм, формат, распределение света, момент съемки, ракурс).
Раздел 5. Основные стили и направления в искусстве
Тема: Готика
Дать определение стилю «готика». Готическое искусство – искусство культовое по назначению и религиозное по тематике.Основа стиля – архитектура.Готическая архитектура Франции, Англии, Италии, Германии. Витраж. Готическая эпоха - время расцвета искусства миниатюрной книги.
Тема: Барокко
Дать определение стилю «барокко». Центр развития барокко – Италия. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, слитностью, текучестью сложных, криволинейных форм, для живописи и скульптуры – это парадные портреты и эффектные декоративные композиции. Примеры известных произведений искусства в стиле «барокко» в архитектуре, скульптуре, живописи.
Тема: Классицизм
Дать определение стилю «классицизм». Этот художественный стиль представляет собой наивысшее проявление идей композиционной целостности, завершенности, уравновешенности. Выражает стремление к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа. Примеры известных произведений искусства в стиле «классицизм» в архитектуре, скульптуре, живописи.
Раздел 6. Прекрасное вокруг нас
Тема: Виды изображений в картине (реалистическое, декоративное, абстрактное)
Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Стилизация, обобщение, интерпретация форм. Выразительные средства реалистического, декоративного, абстрактного изображения.Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич).
Тема: Шедевры русского искусства
Знакомство с выдающимися произведениями искусства русских живописцев, архитекторов, скульпторов (на выбор преподавателя).
Примерный визуальный ряд:
И. Репин «Бурлаки на Волге»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
И. Левитан «Золотая осень»
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
М. Врубель «Царевна-лебедь»
В. Серов «Девочка с персиками»
И. Крамской «Незнакомка»
Тема: Шедевры зарубежного искусства
Знакомство с выдающимися произведениями искусства зарубежных живописцев, архитекторов, скульпторов (на выбор преподавателя).
Примерный визуальный ряд:
Л. да Винчи «Дама с горностаем»
Р. Санти «Сикстинская мадонна»
С. Боттичелли «Рождение Венеры»
А. Дюрер «мастерские гравюры»
Рембрандт «Портрет старика вкрасном»
Э. Дега «Голубые танцовщицы»
Миланский собор
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
Рабочая программа
«Беседы об искусстве»
(II год обучения)
Автор/составитель
Еремеева Маргарита Сергеевна,
преподаватель теоретических дисциплин
Задачи II года обучения
Обучающие
- приобретение необходимых качеств - слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
- знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания.
Развивающие
- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);
- развитие интереса к классической музыке;
- развитие ассоциативно-образного мышления
- развивать музыкальную память;
- развивать творческие способности;
- накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления.
Воспитательные
- воспитывать творческую активность;
- воспитывать потребность в слушании музыки;
- воспитывать желание творить.
Планируемые результаты II года обучения
Предметные результаты:
- пытаться запомнить выдающихся художников-живописцев, композиторов, иметь первоначальное представление об их творчестве;
- уметь пересказать содержание произведения искусства;
- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;
- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Метапредметные результаты:
- эмоционально откликаться на работу мастеров, вокруг видеть прекрасное;
- иметь представление об разных видах и жанрах скульптуры
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.
Личностные результаты:
- иметь представления о художниках, композиторах и их творениях.
- творческое отношение при выполнении практических заданий;
- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (в часах) |
I четверть | |||
1 | Вводная беседа о видах искусства Голоса музыкальных инструментов | Урок | 2 |
2 | Народные музыкальные инструменты | Урок | 1 |
3 | Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган | Урок | 1 |
4 | Инструменты духового оркестра. | Урок | 1 |
5 | Инструменты эстрадного оркестра. Музыкальный инструмент – человеческий голос. | Урок | 2 |
6 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
II четверть | |||
7 | Повторение. Различные виды маршей. Танцевальная музыка. Танцы (народные, старинные, современные) | Урок | 2 |
8 | Танцы народов мира. | Урок | 1 |
9 | Содержание музыкальных произведений. Программная музыка. Представление о музыкальном герое в программных пьесах из детского репертуара. Содружество муз. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор. | Урок | 3 |
10 | Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. | Урок | 1 |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
III четверть | |||
12 | Повторение. Кульминация как этап развития. | Урок | 1 |
13 | Вариации - как способ развития. | Урок | 2 |
14 | Соната-процесс развития музыкальных событий. | Урок | 1 |
15 | Шедевры русского искусства. Жанры песен. Русская народная песня. | Урок | 3 |
16 | Русская деревянная игрушка – Матрешка, Сергиево-Посадская, Богородская | Урок | 1 |
17 | Творческие задания | Урок | 1 |
18 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
IV четверть | |||
19 | Повторение. Ремёсла народов Севера. | Урок | 1 |
20 | Создание комических образов. Приемы создания комических образов. | Урок | 3 |
21 | Шедевры зарубежного искусства. | Урок | 2 |
22 | Творческие задания | Урок | 1 |
23 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Учебный материал
II года обучения
Раздел 1. Музыкальные инструменты. Оркестр.
Тема: Вводная беседа. Вводная беседа о видах искусства. Голоса музыкальных инструментов.
Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ стихии воды и огня. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра из учебника.
Знакомство с музыкальными инструментами – важный этап на пути к музыке. Самый эффективный способ освоения инструментальных тембров – сравнение. Целесообразно сопоставлять звучания контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано – клавесин. Истории возникновения музыкальных инструментов. Желательно использование доступного интересного материала. Возможен вариант построения уроков в виде сказочного путешествия в страну Музыкальных инструментов.
Тема: Народные музыкальные инструменты
Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. В.В.Андреев. Особенности звучания русских народных инструментов.
Тема: Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган
История создания инструментов. Устройство инструментов. Характер звучания. Назначение инструментов. Выразительные возможности.
Музыкальный материал: П.Чайковский фрагмент из балета «Щелкунчик», К.Дебюсси «Прелюдия» (арфа), И.С.Бах Органные сочинения, С.Франк «Андантино».
Тема: Инструменты духового оркестра.
Состав оркестра. История возникновения оркестров. Репертуар.
Музыкальный материал: старинные вальсы в исполнении духового оркестра.
Тема: Инструменты эстрадного оркестра.
Состав оркестра, история его создания. Эстрадный оркестр О.Лундстрема, современный эстрадный оркестр, Биг-Бэнд,
Тема: Музыкальный инструмент – человеческий голос.
Женские певческие голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто.Мужские певческие голоса – тенор, баритон, бас.
Музыкальный материал: А.Алябьев «Соловей», Н.Римский-Корсаков Ария Снегурочки, П.Чайковский Ариозо Татьяны «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин», Ж.Бизе Хабанера Кармен, М.Глинка Ария Ратмира « И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы «Руслан и Людмила»; романсы в исполнении С.Лемешева, В.А,Моцарт Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать», романсы в исполнении Д.Хворостовского, А.Бородин Ария Игоря из оперы «Князь Игорь».
Раздел 2. Танцевальная музыка
Тема: Различные виды маршей.
Первичные жанры, концертные жанры.Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры.
Самостоятельная работа: Найти примеры различных по характеру маршей. Сочинить маршевые ритмические рисунки.
Музыкальный материал:
- Г.В.Свиридов Военный марш
- Дж. Верди опера «Аида»: Марш
- П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»
- П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш
- С.С.Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш;
- балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей»
- Э. Григ « В пещере горного короля»
- М.И. Глинка Марш Черномора
Тема: Танцы (народные, старинные, современные)
Танцы народов мира (шествия, хороводы, пляски): особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения.
Старинные танцы. Танцы 19 века.
Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов.
Музыкальный материал:
- Старинные танцы из сюит Г.Генделя, Ж.Б.Рамо,
- Г.Перселла, И.С.Баха.
- Танцы народов мира.
- Европейские танцы 19 века.
Тема: Танцы народов мира.
Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные танцы.
Раздел 3. Программная музыка
Тема: Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора.
Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел.Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора.Тема времен года. Можно провести творческую работу: Запись в тетрадь примеров программной музыки из своего репертуара.
Музыкальный материал:
1. П.И. Чайковский «Времена года»: «У камелька», «Масленица», «Святки»
2. А. Вивальди «Времена года»: « Зима»
Тема: Содержание музыкальных произведений. Программная музыка Представление о музыкальном герое в программных пьесах из детского репертуара.
Слушаем музыку и размышляем о ней. Необходимо использовать чтение поэтических текстов, иллюстрации, загадки, песенный материал. Записываем виды программности.
Музыкальный материал: А.Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», М.Равель «Волшебный сад», М.Чюрленис «В лесу», К.Дебюсси «Лунный свет», М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», С.Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка».
Музыкальный зоопарк. Музыкальный материал: К.Сен-Санс «Ослы», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь». В пещере горного короля: сказочное путешествие с героем драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Тема: Содружество муз. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор.
Опера – один из самых значительных жанров музыкального искусства, в котором работали выдающиеся композиторы различных стран.
Вниманию школьников на уроках муз-ой литературы предлагается знакомство с оперными произведениями уже с 1-го года обучения. В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вокальную и инструментальную музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие. Целью изучения оперы является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.
Записываем понятия, смотрим фрагмент оперы «Руслан и Людмила» обсуждаем.
Музыкальный материал: М.Глинка Опера «Руслан и Людмила» (фрагм.).
Раздел 4. Музыкальная форма.
Тема: Кульминация, как этап развития.
Развитие музыкального образа, способы достижения кульминации. Кульминация как этап развития интонаций.
Способы развития и кульминация в полифонических пьесах И. С. Баха. Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы и музыкальный образ (Прелюдия до мажор, Инвенция до мажор). Разные формы игрового моделирования и практического освоения приемов полифонического развертывания.
Слушание музыкальных примеров («Рост елки», Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского), заполнение схемы «Лента музыкального времени». Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек).
Тема: Вариации - как способ развития.
Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук - мотив - фраза - предложение - музыкальная мысль (период). Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. Особенности работы с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Анализ стихотворных текстов (из учебника и других источников) и мелодий знакомых детских песенок (например, «Антошка», «Вместе весело шагать», русские народные песни), определение структуры по фразам, выкладывание графической схемы из карточек (одинаковой длины или разной, чтобы они соответствовали длине фраз в песне). Творческие задания на определение синтаксической структуры.
Тема: Соната-процесс развития музыкальных событий.
При начальном ознакомлении с сонатным аллегро музыкально осмысливается её трёхчастная структура (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), их контрастность, единство и интенсивность развития в образном строе всего произведения. Это касается жанра, интонаций, ритма, лада всей фактуры произведения.
В основе сонатного аллегро лежит принцип контраста. Внимание ученика необходимо направить на уяснение образной контрастности больших эпизодов произведения, а не мелких, что составляет наибольшую трудность в исполнении. Слух ученика должен быть направлен на частые смены характеров, что влечёт за собой выбор соответствующих звуковых решений. Явление образной контрастности проявляется при сопоставлении главной и побочной партий, но вместе с тем они представляют музыкальное единство за счёт выразительных средств музыки.
Раздел 5. Шедевры русского искусства
Тема:Шедевры русского искусства.
Знакомство с выдающимися произведениями искусства русских живописцев, архитекторов, скульпторов (на выбор преподавателя).
Примерный визуальный ряд:
А. Рублёв «Троица»
Церковь Покрова на Нерли во Владимире
Церковь Преображения в Кижах
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Смольный собор в Санкт-Петербурге
Храм Василия Блаженного в Москве
Е. Вучетич «Родина-мать»
В. Мухина «Рабочий и колхозница»
Раздел 6. Народные промыслы
Тема: Жанры песен.
Жанровые особенности различных песен (авторские (или бардовские); неаполитанские; гимны; народные; исторические; рок-баллады; эстрадные; кантри; романсы; шансон; частушки; колыбельные; детские; строевые). Прослушивание разных жанров песен, рассказ об интересных особенностях отдельных видов песен.
Тема: Русская народная песня.
Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые – исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности.Прослушивание и анализ диапазона песен (свадебные; рекрутские; колыбельные; потешки; пестушки; календарные обрядовые; плачи; ямщицкие; частушки; погребальные; разбойничьи; бурлацкие; лирические; хороводные; плясовые; заклички).
Тема: Ремёсла народов Севера.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особую актуальность, так как воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине - к краю в котором они живут.
Учитель должен расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров России. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так ив творческих играх, оформлении помещений, школы и дома. Обобщить и систематизировать знания детей о Росси, названия народных ремёсел, воспитывать любовь к Родине, гражданского, патриотические чувства.
Тема: Русская деревянная игрушка – Матрешка, Сергиево-Посадская, Богородская.
Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей. При изучении, урок можно провести в игровой форме, урок-сказка, урок-путешествие на родину игрушек, показать игрушки на видео и картинках. Подробно остановиться на каждой из них.
Раздел 7. Комический образ
Тема: Создание комических образов. Приемы создания комических образов.
Утрирование интонаций, неожиданные, резкие смены в звучании (игровая логика). Игра ритмов, «неверных» нот, дразнилки, преувеличения. Интонация насмешки и ее соединение со зримым пластическим образом в жанре частушки. Чтение стихов с соответствующей интонацией. Определение на слух типа интонации и неожиданных ситуаций в их развитии. Викторины, кроссворды. Беседа и обмен мнениями о развитии музыкального образа в незнакомом произведении.
Творческая работа: Подготовка к исполнению какой-либо детской частушки (о школьной жизни).
Музыкальный материал:
- С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Пятнашки», «Шествие кузнечиков», Марш,
- Галоп из балета «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, Скерцо
- Д.Б. Кабалевский «Клоуны», Рондо-токката
- С.Джоплин«Рэгтайм»
- И.Ф.Стравинский балет «Жар-птица»: Поганый пляс Кощеева царства
- К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок»
Раздел 8.Шедевры зарубежного искусства.
Тема: Шедевры зарубежного искусства.
Знакомство с выдающимися произведениями искусства зарубежных живописцев, архитекторов, скульпторов (на выбор преподавателя).
Примерный визуальный ряд:
Собор св. Петра в Риме
Микеланджело «Давид»
Микеланджело «Пьета»
Агесандр Венера Милосская
Бюст Нефертити
А. Канова «Амур и Психея»
Терракотовая армия
Тема: Творческие задания.
Использование творческих заданий на уроках музыкизаключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
города Когалыма
Рабочая программа
«Беседы об искусстве»
(III год обучения)
Автор/составитель
Еремеева Маргарита Сергеевна,
преподаватель теоретических дисциплин
Задачи III года обучения
Обучающие
- знакомство с особенностями языка различных видов искусства;
- обучение специальной терминологии искусства, способствовать заинтересованности и активности учащихся в общении с миром искусства
- знакомство с широким кругом произведений и формирование навыков восприятия образной речи;
- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о явлениях и средствах выразительности;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания.
Развивающие
- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);
- развитие культуры восприятия художественного образа, первичных навыков анализа произведений искусства;
- способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
- развитие ассоциативно-образного мышления
- развивать музыкальную память;
- развивать творческие способности;
Воспитательные
- воспитывать творческую активность;
- воспитывать потребность в слушании музыки;
- воспитывать интерес к разным видам искусства.
Планируемые результаты III года обучения
Предметные результаты:
• иметь представления об основных видах, стилях и направлениях в искусстве;
• получить представление о изобразительном искусстве, техники рисования, виды используемых материалов;
• знать представителей, уметь различать техники изобразительного искусства;
• различать виды искусства;
Межпредметные результаты:
• стараться замечать вокруг себя искусство, ценить труд художников, создающих красоту;
• проявлять творческий интерес к обсуждению произведений искусства;
Личностные результаты:
- творческое отношение при выполнении практических заданий;
- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;
- желание музицирования;
• проявлять интерес к посещению музеев.
Календарно-тематический план
3 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия (в часах) |
I четверть | |||
1 | Повторение. Народное творчество, народный календарь. | Урок | 1 |
2 | Особенности народных песен. | Урок | 1 |
3 | Годовой круг календарных праздников – Зима | Урок | 1 |
4 | Годовой круг календарных праздников – Весна, Лето | Урок | 1 |
5 | Годовой круг календарных праздников – Осень. Протяжные лирические песни. Исторические песни. Былины. | Урок | 2 |
6 | Тестовая работа. Творческие задания. | Контрольный урок | 2 |
II четверть | |||
7 | Повторение. Язык изобразительного искусства. Графика как виды изобразительного искусства. | Урок | 2 |
8 | Способы работы с цветом: тушь Живопись как вид изобразительного искусства. | Урок | 2 |
9 | Цвет и колорит. Краски и настроение Композиция. | Урок | 2 |
10 | Стили и направления в изобразительном искусстве. | Урок | 1 |
11 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
III четверть | |||
12 | Повторение. Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. | Урок | 2 |
13 | Гении эпохи Возрождения. | Урок | 2 |
14 | Итальянское барокко. Импрессионизм. | Урок | 2 |
15 | Искусство Западной Европы XXв. | Урок | 2 |
16 | Готическая архитектура. | Урок | 1 |
17 | Текущий контроль | Контрольный урок | 1 |
IV четверть | |||
18 | Повторение. Древнерусское искусство. Архитектура Санкт-Петербурга. | Урок | 2 |
19 | Художники-передвижники. Русская пейзажная живопись. | Урок | 2 |
20 | Творчество И. Репина. Творчество В. Серова. | Урок | 2 |
21 | Творчество К. Коровина. | Урок | 1 |
22 | Промежуточный контроль | Контрольный урок | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Учебный материал
III года обучения
Раздел 1. Народное творчество
Тема: Народное творчество, народный календарь.Особенности народных песен.
- Годовой круг календарных праздников – Зима
- Годовой круг календарных праздников – Весна, Лето
- Годовой круг календарных праздников – Осень
Народное творчество - этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня, в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»).
Самостоятельная работа: чтение и анализ текста песен (метафоры, олицетворения). Определение характера, структуры мелодии. Создание своего личного (семейного) годового круга праздников.
Музыкальный материал:
- Колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору» (два варианта),
- «Во саду ли» (два варианта), «Курочки и петушки»,
- «Дрема», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем»,
- «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку»;
- величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»).
Тема: Протяжные лирические песни. Исторические песни. Былины.
Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н. А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»). Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических сказаний. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода.
Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре М. И. Глинки «Славься».
Пение песен. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности.
Музыкальный материал:
- «Полоса ль моя», «Как по морю»,
- «Не одна-то во поле дороженька»,
- «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»;
- А.П. Бородин опера «Князь Игорь»: Плач Ярославны
- М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: хор «Ах, ты свет, Людмила»
- Н.А. Римского-Корсакова Рус.нар. п. «Как за речкою», обработка;
- «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
Раздел 2. Изобразительное искусство.
Тема: Язык изобразительного искусства.
Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества (живопись, скульптура, графика, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство). В изучении этой темы, необходимо остановиться на каждом виде изобразительного искусства, урок не должен быть перенасыщен информацией.
Тема: Графика как виды изобразительного искусства.
Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.На уроке нужно подробно рассмотреть произведения графики, записать её виды и определение.
Материал: Картины известных художников, которые использовали технику «Графика»:
1.Альбрехт Дюрер "Меланхолия"
2. Альбрехт Дюрер "Носорог"
3.Леонардо да Винчи "Витрувианский человек"
4. Серов В.А. Анна Павлова в балете "Сильфида"Портрет К.А. Обнинской с зайчиком, " Баба с лошадью".
5. Шишкин И.И. Аллея Летнего сада в Петербурге и т.д.
Тема: Способы работы с цветом: тушь
Состав туши. Виды туши. Инструменты для рисования тушью кисти;
перья; рапидограф; лайнеры; изограф; waterbrush; палочки из дерева; ватные палочки. Урок проводится с использованием наглядных методов работы, учащиеся обязательно должны увидеть, чем и как работает художник, как выглядят инструменты. Для лучшего усвоения можно показать видео или подготовить презентацию.
Тема: Живопись как вид изобразительного искусства.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.
Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника.
Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).
Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.)
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.
Тема: Цвет и колорит. Краски и настроение. Композиция.
Беседа об основных законах колорита в искусстве (с использованием методического пособия). Закрепление знаний и понятий колористического строя, цельности в композиции, равновесия, контраста.
Колорит – гармоничное сочетание цветов в картине. С помощью колорита можно передать настроение в живописном произведении. Холодный цвет, теплый цвет, колорит. Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два фрагмента, один отражает холодный колорит, другой теплый. Огромное значение имеет то, чтобы ребенок мог чувствовать то состояние, ощущение, настроение, которое хотели передать художники в своих картинах.
Так же нужно подобрать композиции, показывающие другие ощущения цвета — легкий, тяжелый, контрастный, нюансный.
Самостоятельная работа: Найти две картины с тёплым и холодным колоритом, описать их в виде сочинения.
Тема: Стили и направления в изобразительном искусстве.
Познакомить учащихся с отличительными особенностями основных стилей изобразительного искусства. Посмотреть работы мастеров, представителей каждого стиля: Маньеризм, Барокко. Рококо, Сентиментализм, Классицизм, Романтизм, Реализм. Урок проводится в форме беседы, главное увлечь детей к самообразованию, заинтересовать в посещении картинных галерей и выставок.
Самостоятельная работа: Посетить выставку или картинную галерею, рассказать об увиденном, показать фото и видео материалы.
Раздел 3. Зарубежное искусство.
Тема: Искусство Древнего Египта.
История искусства Древнего Египта. Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет). Мифология и искусство Древнего Египта. Изобразительное искусство Древнего Египта.
Тема:Искусство Древней Греции.
История искусства Древней Греции. Искусство вазописи. Литература. Театр Древней Греции. Скульптура. Живопись.
Тема: Гении эпохи Возрождения.
Общая характеристика эпохи. Периоды эпохи Возрождения. Возрождение в России. Человек эпохи Возрождения. Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка.
Тема: Итальянское барокко. Импрессионизм.
Происхождение термина. Черты барокко. Человек эпохи барокко. Барокко в живописи. Архитектура. Барокко в скульптуре. Музыка барокко. Барокко в интерьере.
Возникновение названия направления в искусстве последней трети XIX — начала XX веков. Специфика импрессионизма. Выставки. Импрессионизм в литературе. Импрессионизм в музыке.
Тема: Искусство Западной Европы XXвека.
Отличительные особенности. Наиболее знаменитые направления XX века, их черты. Знаменитые творения и представители различных направлений: Фовизм, Экспрессионизм, Сюрреализм, Абстракционизм, Кубизм, Лучизм, Дадаизм, Модернизм, Символизм, Футуризм, Поп-арт, Концептуализм, Метафизическая живопись.
Тема: Готическая архитектура.
Происхождение термина. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Архитектура.
Раздел 4. Русское искусство.
Тема: Древнерусское искусство. Архитектура Санкт-Петербурга
Древнерусское искусство. Типичные виды искусства древнейшей Руси и их краткая характеристика. Особенности Древнерусского изобразительного искусства. Культура России в первой половине 19 века. Почему культуру первой половины 19 в называют «Золотым веком» русской культуры.
Архитектура Санкт-Петербурга - Основная информация о городе. Главные достопримечательности их особенности и архитекторы: Исаакиевский собор, Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловский собор, Таврический дворец, Мраморный дворец, Мариинский театр, Петропавловская крепость, Летний сад, Александро-Невская лавра, Казанский собор и т.д.
Тема: Художники-передвижники. Русская пейзажная живопись.
Передвижники — русские живописцы, скульпторы, графики, которые входили в крупнейшее русское прогрессивное, демократическое художественное объединение второй половины XIX — начала XX века, — «Товарищество передвижных художественных выставок».Происхождение, отличительные особенности, яркие представители:С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Ивачев (служащий в управлении Товарищества), Н. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
Тема: Творчество И. Репина, В. Серова, К. Коровина.
Биография художников(происхождение, детство, отрочество, юность). Важные даты. Основные картины и их описание. Жанровые и исторические полотна.
Уроки проводятся в виде беседы, чтобы ознакомить учащихся с творчеством художников и их стилевыми и жанровыми особенностями.
Содержание программы
Структура учебного процесса определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности учащихся определяется преобладанием устных форм в поурочной системе. Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических, игровых музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий
Комплексное изучение тем, основанное на игровых методах в сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми (чтение сказок, стихов, инсценировки, развивающие игры), что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе уроков.
Основные методы обучения
- объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Методика преподавания предмета должна опираться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренной выставки, фильма, информации, полученной из Интернета, прочитанной статьи.
Педагогические условия и средства реализации учебного предмета:
форма реализации: групповой урок;
типы уроков:
- урок – изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний;
- урок – закрепление знаний;
- урок – повторение знаний;
- урок- репетиция;
- урок –игра;
- проверка знаний.
методы обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. словесные, наглядные, практические;
2. индуктивные, дедуктивные;
3. репродуктивные, проблемно-поисковые;
4. самостоятельные, несамостоятельные.
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1. стимулирование и мотивация интереса к учению;
2. стимулирование долга и ответственности в учении.
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1. исполнительского контроля, самоконтроля, самоанализа.
педагогические технологии обучения:
- традиционные: объяснительно-иллюстрированные технологии;
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии.
принципы обучения:
- научности обучения;
-связи теории с практикой;
- системности;
- сознательности и активности в обучении;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип наглядности;
- доступность обучения;
- принцип прочности усвоения знаний, навыков, умений
Организация самостоятельных занятий
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование (в зависимости от темы урока), работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).
Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Беседы об искусстве» являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточный контроль,
- итоговый контроль.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащихся. В них учитываются:
- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами являются контрольные уроки.
Итоговый контроль– осуществляется в форме контрольного урока по окончании курса обучения - в 3 классе.
Критерии оценки
- Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
Примерные итоговые требования
Результатом освоения программы по учебному предмету «Беседы об искусстве» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
- Знание особенностей языка различных видов искусства.
- Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
- Владение навыками восприятия художественного образа.
- Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
- Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
- Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Литература для преподавателя
- Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989
- Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
- Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001
- Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990
- Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
- Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989
- Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002
- Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981
- Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989
- Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. – М., 1995
- Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970
- Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983
Литература для обучающихся
- Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005
- Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005
- Издательская группа ПаррамонЭдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002
- Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008
- Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004
- Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997
- Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997
- Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000
- Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009
- Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001