Общеразвивающая программа «Слушание музыки» (II ступень, 3 года).

Еремеева Маргарита Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» по учебному предмету «Слушание музыки» (II ступень, 3 года)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

ПРИНЯТО                                                        УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете                                       Директор МАУ «Школа искусств»

Протокол № 4                                                                           /Н.В. Велижанин/

от 01.09.2020 г.                                                 От 01 сентября 2020год.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

«Слушание музыки»

Возраст обучающихся: 9-16 лет.

Срок реализации: 3 года.

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

г. Когалым, 2020

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                3

II. Учебный план                                                                        10

III. Календарный учебный график                                                13

IV. Рабочая программа I года обучения                                        14

V. Рабочая программа II года обучения                                        23

VI. Рабочая программа III года обучения                                        34

VII. Содержание программы                                                        51

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                        54

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы        57

I. Пояснительная записка

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

  • развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

-        формирование комплекса знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать  профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Основы музыкальной грамоты», «Коллективное музицирование» и занимает важное место в системе обучения детей.

Предмет является базовым составляющим и входит в учебный план программы «Основы музыкального исполнительства», состоящей из четырех предметов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Слушание музыки» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложениек письму Минкультуры Россииот 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы-художественная.

Уровень освоения-базовый.

Актуальность изучения дисциплины «Слушание музыки» в школе обусловлена развивающей функцией этих уроков, которая поддерживается активным интересом и увлеченностью учащихся. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

Отличительной особенностью программы является то, что она состоит из трёх модулей. Каждый модуль представляет собой самостоятельную единицу обучения, т.е. целостный набор подлежащих освоению знаний, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля.

Использование принципа модульного обучения позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были зависимы друг от друга, что дает возможность педагогу изменять и дополнять учебный материал. Самостоятельность модулей дает так же возможность при зачислении учащихся на какой - либо из модулей, минуя предыдущие, никак не повлиять  на качество конечного результата обучения. Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся. При этом, педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора.

Адресат программы: учащиеся: 9 - 16 лет. Восприятие искусства детьми начинается с проявления эмоций, возникающих при просмотре и прослушивании лучших образцов искусства. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и ответственное отношение школьников к обучению.

Объем программы –102 часа. Срок реализации – 3 года.

Цель:

Формирование музыкальной культуры обучающихся через накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать слушательские умения и навыки обучающихся;
  • Развитие навыков восприятия искусства;
  • Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом;
  • Обучение специальной терминологии искусства;

Развивающие:

  • Формирование навыков восприятия художественного образа;
  • Приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство;
  • Знакомство с особенностями языка различных видов искусства;
  • Формирование первичных навыков анализа произведений искусства;
  • Поддержать познавательный интерес обучающихся.

Воспитывающие:

  • Воспитать черты характера, способствующие активной творческой деятельности (открытость знаниям, преодоление застенчивости, терпение, трудолюбие);
  • Воспитать чувство товарищества и личной ответственности, заинтересованности в достижении хороших результатов;
  • Воспитать социально значимые нравственные качества личности (доброжелательность, общительность, волю, творческую конкуренцию);
  • Воспитать культуру поведения и концертную дисциплину;
  • Содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся культурного кругозора.

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август, а также перевод с предпрофессиональных программ (по заявлению родителя, законного представителя). Наполняемость группы с учетом рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств и СанПин составляет от 6 до 15 человек. В течение года допускается дополнительный набор, и на основании прослушивания определяется год обучения при зачислении учащегося. Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – групповой урок продолжительностью 40 минут. Проводится 1 раз в неделю.

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

16

18

16

18

16

18

102

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: 

По характеру познавательной деятельности:

– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (урок-сказка, урок-путешествие, урок – воспоминание, урок – исследование,  урок – повторение, урок – путешествие и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки) с произведениями великих композиторов (видео и аудио файлы). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров.

По источнику получения знаний:

  • Словесные: рассказ, объяснение, беседа;
  • Наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ;
  • Практические: прослушивание, самостоятельные, творческие работы.
  • Самостоятельная работа учащихся

Технологии:

- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;

- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;

- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;

- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;

- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;

- информационные, использование современных средств в процессе обучения.

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

- доступ каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

- учебные аудитории для групповых занятий, оснащенные учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформленные наглядными пособиями;

- музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компьютер.

Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для прослушивания музыкальных фрагментов для слухового анализа и т. д. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель теоретических дисциплин.

Планируемые результаты

  • Знание музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм;
  • Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
  • Знание особенностей языка различных видов искусства.
  • Уметь различать в произведении черты конкретной эпохи и стиля.
  • Владение навыками восприятия художественного образа.
  • Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
  • Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
  • Уметь анализировать музыкальное произведение.

Учебный план

1-3 год обучения

1 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Виды искусств

2

1

1

Беседа. Опрос.

Динамические (временные) виды искусств

10

6

4

Беседа. Опрос.

Синтетические (зрелищные) виды искусств

6

4

2

Беседа. Прослушивание.

Изобразительное искусство

8

5

3

Беседа. Опрос.

Прекрасное вокруг нас

8

5

3

Беседа. Выполнение задания.

всего

34

21

13

Беседа. Выполнение задания. Обсуждение.

2 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Музыка

2

1

1

Беседа. Прослушивание Опрос.

Обзор муз культуры Западной Европы 17в. Эпоха  Барокко

2

1

1

Беседа. Прослушивание Опрос.

Венские классики

8

5

3

Беседа. Прослушивание Опрос.

Музыка и композиторы эпохи Романтизма

4

3

1

Беседа. Прослушивание Опрос.

Творчество русских композиторов – классиков

13

9

4

Беседа.

Опрос. Выполнение задания.

Прекрасное вокруг нас

5

3

2

Беседа.

Опрос.

всего

34

22

12

3 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Жанровые разновидности национальных народных танцев.

5

3

2

Беседа. Прослушивание Опрос.

2.

Истоки русской народной танцевальной музыки (хоровод, плясовая, кадриль, трепак, камаринская, барыня, перепляс)

5

3

2

Беседа. Прослушивание Опрос.

3.

Лучшие страницы советского балета.

4

2

2

Беседа. Выполнение задания.  Прослушивание.

4.

Истоки и зарождение основных направлений популярной музыки

4

3

1

Беседа. Прослушивание. Опрос Выполнение задания.

5.

Танцевальная культура XX века

4

2

2

Беседа. Прослушивание.

Выполнение задания.

6.

Танцевальная музыка 30-50-х годов

7

4

3

Беседа. Опрос. Прослушивание. Выполнение задания.

7.

Танцевальная музыка 60-90-х годов

5

3

2

Беседа. Опрос. Прослушивание. Выполнение задания.

всего

34

20

14

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Слушание музыки»

(I год обучения)

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи I года обучения

Обучающие

- знакомство с особенностями языка различных видов искусства;

- обучение специальной терминологии искусства, способствовать заинтересованности и активности учащихся в общении с миром искусства

Развивающие

- развитие культуры восприятия художественного образа, первичных навыков анализа произведений искусства;

- способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать потребность в слушании музыки;

- воспитывать интерес к разным видам искусства.

Планируемые результаты I года обучения

Предметные результаты:

• иметь представления об основных видах искусства;

• иметь представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, музыка);

• получить представление об истоках декоративно-прикладного искусства;

• познакомиться с функциональным назначением архитектуры;

• получить представление об искусстве театра и цирковом представлении;

• различать экранные виды искусства (кино, телевидение, видео).

Межпредметные результаты:

• стараться замечать вокруг себя искусство, ценить труд художников, создающих красоту;

• проявлять творческий интерес к обсуждению произведений искусства.

Личностные результаты:

  • творческое отношение при выполнении практических заданий;
  • потребность слушания классических образцов музыкального искусства;
  • желание музицирования;

• проявлять интерес к посещению музеев.

Календарно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

 (в часах)

I четверть

1

Вводная беседа о видах искусства

Урок

1

2

Виды искусств: пространственные  (пластические), динамические (временные),  синтетические (зрелищные)  

Урок

1

3

Скульптура как вид изобразительного искусства.

Урок

1

4

Архитектура как вид изобразительного  искусства

Урок

1

5

Декоративно-прикладное искусство как вид  изобразительного искусства

Урок

1

6

Народные художественные промыслы

Урок

1

7

Легенды о музыке

Урок

1

8

Контрольная работа (тест)

Контрольный урок

1

II четверть

9

Программно-изобразительная музыка

Урок

2

10

Музыка и театр. Опера

Урок

2

11

Музыкальные формы

Урок

2

12

Музыка и живопись

Урок

1

13

Текущий контроль

Контрольный урок

1

III четверть

14

Литература, как вид искусства

Урок

2

15

Изобразительное искусство. Жанры (натюрморт, пейзаж, портрет).

Урок

2

16

Бытовой жанр во всех видах искусства.

Урок

1

17

Танец и виды танцевального искусства

Урок

1

18

Искусство кинематографа

Детское кино

Фотоискусство

Урок

3

19

Текущий контроль

Контрольный урок

1

IV четверть

20

Искусство и реклама.

Искусство дизайна.

Урок

2

21

Гении нашего времени.

Урок

2

22

Памятники архитектуры.

Урок

1

23

Обобщение материала

Творческие задания.

Урок

2

24

Промежуточный контроль

Контрольный урок

1

ИТОГО:

34

Учебный материал

I года обучения

         Тема: Вводная беседа.  Язык изобразительного искусства.

Знакомство с предметом «Слушание музыки». Искусство как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Художник - творец искусства. В мастерской художника.

Раздел 1. Виды искусств

Тема: Виды искусств: пространственные (пластические), динамические (временные), синтетические (зрелищные)  

Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография.

Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература.

Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение.

          Тема: Скульптура

Понятия «скульптура», «скульптор». Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Скульптура малых форм. Материалы и инструменты. Назначение. Этапы работы над скульптурой.

 Тема: Архитектура

Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности.

Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид  изобразительного искусства 

            Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).

Тема: Народные художественные промыслы

          Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Характерные черты и особенности.

Раздел 2. Динамические (временные) виды искусства

 Тема: Легенды о музыке

 Понятие музыка. Познакомить учащихся с сюжетами и персонажами мифов и сказок, связанных с музыкой. Музыка в жизни человека, легенды о том, как появились инструменты. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе.

           Тема: Программно-изобразительная музыка

           Понятие «программная музыка», «звукоизобразительность», «звукоподражание». Связь изобразительного искусства с динамическим видом искусства – «музыкой». Роль названия и литературного предисловия в программной музыке. Понятие цикла в музыке, разновидности циклов – вокальные, инструментальные – симфонические, фортепианные. Знакомство с программная музыкой  русских и зарубежных композиторов (для фортепиано - И.Чайковский «Детский альбом», «Времена года», вокальный цикл «Детская» М.П.Мусоргского, симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, вокальные циклы «Зимний путь», «Прекрасная мельничиха» Р.Шуберта,  симфоническая сюита «Моя матушка гусыня» М.Равеля и т.д.).

           Тема: Музыка и театр. Опера

           История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол.

           Тема: Музыкальные формы 

           Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах. Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно. Формирование художественного восприятия у детей музыкальных произведений. Структура произведений, классические музыкальные формы (одночастная, двухчастная, трёхчастная, вариации, рондо, сонатное аллегро).

Тема: Музыка и живопись

            Связь музыки с живописью. Оттенки и краски в музыке и живописи (штрихи, динамические оттенки). М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». Образ музыки разных эпох в картинах разных художников ("Камерное трио" картина итальянского художника  Р.Турньера, музыка И.С.Баха, немецкого композитора эпохи Барокко "Шутка" для флейты).

Тема: Литература

Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение.  Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы.

Раздел 3. Синтетические (зрелищные) виды искусства

Тема: Танец и виды танцевального искусства

Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные танцы.

Тема: Искусство кинематографа. Детское кино.

История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры.

Тема: Фотоискусство

Знакомство с искусством фотографии. Сведения из истории фотографии, назначение фотографии, художественная ценность. Основные средства художественной фотографии (композиция, цвет, ритм, формат, распределение света, момент съемки, ракурс).

Раздел 4. Изобразительное искусство

          Тема: Изобразительное искусство. Жанры (натюрморт, пейзаж, портрет). Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Термины «натюрморт», «пейзаж», «портрет». Композиционный строй каждого жанра. Виды натюрморта. Предметы как символы эпохи. Правила составления натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников.

         Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, индустриальный и др.). Знакомство с произведениями известных художников-пейзажистов. Пейзаж в музыке. Композитор – художник, создающий пейзажный образ в музыке.

         Знакомство с термином «портрет». Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Знакомство с произведениями известных художников-портретистов. Жанр «портрета» в музыке. Портретные зарисовки в творчестве русских композиторов.

Тема: Бытовой жанр во всех видах искусства.

Бытовые жанры в музыке (песня, танец, марш).Жанровые разновидности в музыке (инструментальные, вокальные, музыкально-театральные). Тесная связь бытового жанра с другими видами искусства. Бытовые зарисовки изобразительном искусстве и  музыке. Бытовая тема в творчестве русских композиторов.

Раздел 5. Прекрасное вокруг нас

Тема: Искусство и реклама.

Понятие «реклама». Основные направления в композиции рекламы. Роль рекламы в нашей жизни. Кто создает рекламу?

Тема: Искусство дизайна.

Понятие «дизайн». История. Объект дизайна.

Тема: Гении нашего времени.

Творчество современных композиторов, художников, музыкантов. Творческие задания, проекты на тему: «Мой герой»

Тема: Памятники архитектуры.

Творческие задания: сообщения, создание призентаций, фильмов об архитектурных памятниках.

          Тема: Обобщение пройденного материала

Тестирование, анализ произведений искусства.  

          Тема: Контрольный урок Игра «Знатоки искусства». Работа по группам.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Слушание музыки»

(II год обучения)

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи II года обучения

Обучающие

- развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку;

- ознакомить учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой;

- приобретение необходимых качеств - слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

- знакомство с широким кругом музыкальных произведений, с композиторами  и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания.

Развивающие

- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);

- развитие интереса к классической музыке;

- развитие ассоциативно-образного мышления;

- развивать музыкальную память;

- развивать творческие способности;

- накопление слухового опыта.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать потребность в слушании музыки;

- воспитывать желание творить.

Планируемые результаты II года обучения

Предметные результаты:

- запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанных произведений;

- рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией;

- иметь представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

- ориентироваться в нотном тексте сочинений;

- иметь представление о композиторах разных стран и эпох.

Метапредметные результаты:

- эмоционально откликаться на произведения искусства;

- иметь представление об разных стилистических особенностях произведений;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- иметь представления о композиторах и их творениях;

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства.

Календарно-тематический план

2 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

 (в часах)

I четверть

1

Повторение изученного на 1 модуле.

Урок

1

2

Понятие классика, классическая музыка.

Урок

1

3

Старинная музыка. Творческий облик И.С. Баха

Урок

2

4

Венская классическая школа. Творческий облик Й. Гайдна.

Урок

3

5

Текущий контроль

Контрольный урок

1

II четверть

6

Повторение. Творческий облик В.А. Моцарта

Урок

2

7

Творческий облик Л. Бетховена

Урок

2

8

Романтизм в музыке. Творческий облик Ф. Шуберта

Урок

2

9

Творческий облик Ф. Шопена

Урок

1

10

Текущий контроль

Контрольный урок

1

III четверть

11

Повторение. М.И. Глинка – основоположник русской классической школы.

Урок

3

12

А.П. Бородин – творческий облик

Урок

2

13

Творческий облик М.П. Мусоргского.

Урок

2

14

Творческий облик Н.А. Римского-Корсакова.

Урок

2

15

Текущий контроль

Контрольный урок

1

IV четверть

16

Повторение. Творческий облик П.И. Чайковского.

Урок

2

17

Современные композиторы детям – С.С. Прокофьев (балет «Золушка»).

Урок

1

18

Д.Д.  Шостакович – музыка для детей.

Урок

1

19

Значение искусства в жизни человека.

Урок

1

20

Гении среди нас.

Урок

1

21

Творческая работа.

Урок

1

22

Промежуточный контроль

Контрольный урок

1

ИТОГО:

34

Учебный материал

II года обучения

Раздел 1. Музыка

          Тема: Повторение изученного на 1 модуле.

          Повторение понятий об изученных видах искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика и т.д.). Творческие задания для повторения (кроссворды, загадки, кроссенс).

          Тема: Понятие классика, классическая музыка.

           Исторически понятие «классическая музыка». Понятие употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической». Понятие «музыкальная классика», Значение термина в разных языковых культурах, классические музыкальные инструменты, влияние классической музыки в культуре.

Раздел 2. Обзор муз культуры Западной Европы 17в. Эпоха  Барокко

          Изучение биографий композиторов на уроках «Слушание музыки» важная, необходимая и совсем непростая часть учебной программы. Знакомство с новым композитором должно подготовить учащихся к восприятию творчества, к анализу произведений в процессе их прослушивания. У каждого преподавателя есть свой подход к изучению биографий. Чаще всего это рассказ, который строится в форме монолога. Для того чтобы сделать этот монолог интересным, познавательным и увлекательным для учеников и превратить изложение биографии в урок-беседу, урок-размышление, от педагога требуется тщательная предварительная подготовка. При изучении биографии преподавателю следует обдумать формы опроса и формы домашнего задания, использовать наглядность и современные информационные технологии, что будет способствовать эмоциональному воздействию биографии композитора на учащихся. Очень важно в биографический рассказ включить прослушивание наиболее ярких и популярных произведений композитора, чтобы у учащихся появился интерес к знакомству с творчеством нового, до этого неизвестного им композитора.

          Тема: Старинная музыка. Творческий облик И.С. Баха

          Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров. (Хронологическая таблица). Стиль Барокко в музыке. Творческий облик композитора. Органные произведения. Произведения для клавира. Вокально-инструментальные произведения.

 Знакомство с музыкой И.С. Баха:  «Хорошо темперированный клавир» токката и фуг ре минор, прелюдия До мажор.

Раздел 3. Венские классики

          Тема: Й. Гайдн.

         Франц Йозеф Гайдн (31.03.1732 – 31.05.1809) – австрийский композитор, основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов.

Знакомство с музыкой Й. Гайдна. Классицизм в музыке. Творческий облик композитора. Сонатно-симфонический цикл в творчестве Й. Гайдна (Детская симфония).
         Тема: Творческий облик В.А. Моцарта.

          Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений. Творческий облик композитора. Симфоническое творчество. Знакомство с музыкой В.А. Моцарта (соната Ля мажор, симф. №40 I часть фр.).
          Тема: Творческий облик Л. Бетховена.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм». Соната для фортепиано №8 c moll. Отражение в музыке идеи борьбы и воли к победе. Симфония №5 c moll. Идейное содержание. Линия драматического развития музыки «от мрака к свету». Значение мотива «судьба». Строение цикла. Творческий облик композитора. Знакомство с музыкой В. Бетховена (соната №14, №8 фр. 5 симф.).

Раздел 4. Музыка и композиторы эпохи Романтизма

Тема: Романтизм в музыке. Творческий облик Ф. Шуберта 

Понятие «Романтизм». Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский композитор, автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыки для фортепиано. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня. Песня в творчестве Ф. Шуберта. Творческий облик композитора. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», баллада «Лесной царь». Ведущая роль песенного жанра в творчестве Шуберта и его глубокая связь с народной песней и бытовой музыкой Вены. Многообразие песенных жанров. Значение мелодии как ведущего начала в песнях. Роль фортепианной партии. Разбор песен и вокального цикла.

«Неоконченная симфония» h moll. Необычность строения цикла. Круг художественных образов. Лирико-драматический характер музыки.

Песенность основных тем. Разбор музыкальных тем.

Музыкальный материал: вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», баллада «Лесной царь», «Неоконченная симфония» h moll.

          Тема: Творческий облик Ф. Шопена.

          Фредерик Франсуа Шопен (1810 – 1849) – польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы. Творческий облик композитора. Основоположник польской музыкальной классики. Биография. Детские годы. Успехи в игре на фортепиано. Концертная и творческая деятельность в Варшаве. Жизнь в Париже. Концертная поездка в Лондон. Тяжелая болезнь. Преждевременная смерть в Париже.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти.

Раздел 5. Творчество русских композиторов – классиков

          Тема: М.И. Глинка – основоположник русской классической школы.

          Творческий облик композитора. Основоположник русской классической музыки. Детские годы. Обучение в пансионе. Первая поездка за границу (Италия). Создание первой русской классической оперы «Иван Сусанин». Пребывание во Франции. Знакомство с Берлиозом. Последние годы. Общение с Даргомыжским, Серовым, Стасовым. Новые творческие замыслы. Смерть в Берлине.

          Произведения для оркестра: «Камаринская», «Вальс-фантазия». Краткая характеристика оркестровой музыки Глинки. Опера «Иван Сусанин». История создания оперы. Её героико-патриотическая идея. Сюжет и композиция. Понятие об эпилоге.

          Чередование законченных музыкальных номеров: сольных, ансамблевых, хоровых, оркестровых. Национальный характер музыки. Глубина и правдивость в передаче жизни народа и в характеристике действующих лиц. Сопоставление русской и польской музыки. Значение «Ивана Сусанина» в дальнейшем развитии русского музыкального искусства.

Музыкальный материал: произведения для оркестра: «Камаринская», 36«Вальс-фантазия». Фрагменты оперы «Иван Сусанин».

          Тема: А.П. Бородин – творческий облик.

Творческий облик композитора. Опера «Князь Игорь». История создания произведения. Патриотическая идея оперы. Сюжет и композиция. Понятие о прологе. «Русские» и «половецкие» действия, их музыкальный контраст. Многогранная характеристика народа в хоровых сценах. Портретные музыкальные характеристики основных действующих лиц. Близость традициям опер Глинки.

Музыкальный материал: фрагменты оперы «Князь Игорь»

          Тема: Творческий облик М.П. Мусоргского.

           Творческий облик композитора. Модест Петрович Мусоргский – один из самых великих русских композиторов, член «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры. Знакомство с музыкой М.П. Мусоргского («Картинки с выставки»).

          Тема: Творческий облик Н.А. Римского-Корсакова.

          Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Творческий облик композитора. Многогранность творческой и общественной деятельности композитора. Отражение в его творчестве истории и быта народа; широкое обращение к образам фольклора. Симфоническая сюита «Шехеразада». Строение цикла. Характеристика основных тем вступления и их ведущая роль в произведении. Картинность и красочность музыкальных образов.

Музыкальный материал: полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада» I часть, фр. оперы «Снегурочка».

          Тема: Творческий облик П.И. Чайковского.

           Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений. Творческий облик композитора. Знакомство с музыкой П.И. Чайковского (фр.балета «Лебединое озеро», фр. 1 симф. «Зимние грезы»)

          Тема: Современные композиторы детям – С.С. Прокофьев (балет «Золушка»).

          Творческий облик композитора, разбор и изучение балета. «Золушка» – поучительная сказка о доброй, красивой Золушке, которая, несмотря на происки злой мачехи и сестер, оказалась на королевском балу, завоевала сердце принца и стала его женой. Просмотр отрывков из балета.

          Тема: Д.Д.  Шостакович – музыка для детей.

          Творческий облик композитора . Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) – великий русский советский пианист,  преподаватель и выдающийся композитор советской эпохи, также,  как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. В ряде фортепианных пьес для детей Д. Шостакович открывает свою музыкально — образную сферу. В этом плане интересны пьесы для начинающих музыкантов из «Детской тетради» ор. 69 и «Танцев кукол» - авторским переработкам для фортепиано написанной им в различное время балетной музыки. Эти детские пьесы в некоторой степени предваряют творчество Шостаковича для юношества.

Раздел 6.  Прекрасное вокруг нас.

           Тема: Значение искусства в жизни человека.

           Рассказать учащимся, как искусство незаметно влияет на жизнь каждого человека. Оно имеет большое значение в жизни каждого из нас. Сила искусства способна на многое: человек, увидев красоту живописи, музыки, художественных произведений, может внезапно прозреть, увидеть что-то новое в своей жизни, понять то, чего не понимал до сего момента. Просмотр знаменитых шедевров искусства, урок проводится в виде беседы, нужно добиться отзывчивости учащихся.

           Тема: Гении среди нас.

           Творчество современных композиторов, художников, архитекоров. Творческие задания, проекты на тему: «Мой любимый композитор»

           Тема: Творческая работа.

           Игра «Знатоки искусства». Работа по группам. Кроссворд, кроссенс.

           Тема: Промежуточный контроль

           Тестирование по пройденным темам.

         

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Слушание музыки»

(III год обучения)

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи III года обучения

Обучающие

- формирование целостного представления о национальной художественной, танцевальной и музыкальной культуре и ее месте в наследии мировой художественной культуры;

- обучение специальной терминологии искусства, способствовать заинтересованности и активности учащихся в общении с миром искусства;

- знакомство с широким кругом произведений  и формирование навыков восприятия образной речи;

- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о явлениях и средствах выразительности;

- понимание музыкальной культуры разных стран и народов, и, на основе этого, выработать в них уважение к другим народам, к людям иных культур.

Развивающие

- развитие у обучающихся способности воспринимать произведения искусства (в том числе и произведения хореографического искусства) как проявление духовной деятельности человека;

- способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом;

- развитие ассоциативно-образного мышления;

- развивать музыкальную память;

- создать условия для интеллектуального, художественно-эстетического и всестороннего развития личности;

- развивать творческие способности.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать потребность в слушании музыки;

- воспитывать интерес к разным видам искусства.

Планируемые результаты III года обучения

Предметные результаты:

  • показать самостоятельность музыкального и художественного мышления;
  • знать широкий круг музыкального наследия мировой художественной культуры;
  • знать имена выдающихся мастеров музыкального искусства и их основные произведения;
  • знать название и отличительные особенности жанров музыки;
  • знать особенности и основные виды декоративно-прикладного искусства.

Межпредметные результаты:

• стараться замечать вокруг себя искусство, ценить труд художников, создающих красоту;

• проявлять творческий интерес к обсуждению произведений искусства;

Личностные результаты:

  • творческое отношение при выполнении практических заданий;
  • потребность слушания классических образцов музыкального искусства;
  • желание музицирования;

• проявлять интерес к посещению театров.

Календарно-тематический план

3 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

 (в часах)

I четверть

1

Вводное занятие. Повторение изученного на 2 модуле.

Урок

1

2

Жанровые разновидности национальных народных танцев.

Ближнее зарубежье:

-татарский;

-эстонские - яямая-лабаянг, иоксуполька;

-литовские – оугучай, малунелис;

Урок

1

3

Жанровые разновидности национальных народных танцев.

-латвийские – руцавиетис, цинду парис;

-украинские – гопак, казачок;

-молдавские – жок, сырба, хора, молдавеняска;

Урок

1

4

Европейские танцы:

-норвежский – халлинг, спрингданс;

-венгерский – чардаш.

Урок

1

5

Истоки русской народной танцевальной музыки

Урок

3

6

Тестовая работа. Творческие задания.

Контрольный урок

1

II четверть

7

Повторение.

Урок

1

8

«Лучшие страницы советского балета».

Музыка к балетному спектаклю: «Ромео и

Джульетта»(1940).

Урок

1

9

Музыка к балетному спектаклю: «Золушка»(1945)

Урок

1

10

Музыка к балетному спектаклю:  «Спартак»(1968)

Урок

1

11

Истоки и зарождение основных направлений популярной музыки (фламенко, кантри, вестерн-винг, блюграсс, хонки-тонк, кантри- госпел, кантри-фолк, блюз).

Урок

3

12

Текущий контроль

Контрольный урок

1

III четверть

12

Повторение.

Истоки и зарождение основных направлений популярной музыки (кантри-фолк, блюз).

Урок

1

13

Танцевальная культура XVII века (менуэт).

Урок

1

14

Танцевальная культура XIX века (вальс).

Урок

1

15

Танцевальная культура XX века (латино - американские танцы).

Урок

1

Танцевальная музыка 30-50-х годов (рок-н-ролл, танго, румба, пасодобль, ча-ча-ча, джайв, самба).

3

16

Танцевальная музыка 60-90-х годов (бальные и латино-

американские танцы).

Урок

2

17

Текущий контроль

Контрольный урок

1

IV четверть

18

Повторение.

Расподия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Урок

2

19

Джаз – искусство 20 века.

Урок

1

20

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Урок

2

21

Э.Ллойд Уэббер - мюзикл «Кошки».

Творческая работа.

Урок

2

22

Промежуточный контроль

Контрольный урок

1

ИТОГО:

34

Учебный материал

III года обучения

Вводное занятие. Повторение изученного на 2 модуле.

             Краткое повторение биографий композиторов, изученных на 2 модуле. Можно остановиться и более подробно разобрать биографию нового композитора, который не вошёл в курс 2 модуля. Домашнее задание должно быть лёгким и необычным, это поможет заинтересовать учащихся с первых уроков.  

Раздел 1. Жанровые разновидности национальных народных танцев.

         Тема: Жанровые разновидности национальных народных танцев.

Ближнее зарубежье:

-татарский;

-эстонские - яямая-лабаянг, иоксуполька;

-литовские – оугучай, малунелис.

У каждого народа есть свои танцы, выражающие характер, ментальность и особенности нации. Народные танцы, прежде всего, связаны с историей, культурными традициями. Возможно, с их помощью люди пытаются увековечить память национальных героев или показать свой темперамент. Просмотр видео-фрагментов танцев. Записывают краткое определение танцев их родину и обозначение (если есть).

           Тема: Жанровые разновидности национальных народных танцев.

-латвийские – руцавиетис, цинду парис;

-украинские – гопак, казачок;

-молдавские – жок, сырба, хора, молдавеняска.

           Задача урока - прививать любовь к танцу и музыке. Раскрыть влияние танцевального искусства на психологическое, физическое, эстетическое развитие личности. Учащиеся знакомятся с культурой танцев других стран. Как и во многих европейских странах, исследования и документирование танцев в Латвии начались довольно поздно.  В 1924 году был создан Архив латышского фольклора. Существует значительное количество танцевального материала, но в основном это песни и тексты. Специализированный архив танцев никогда не создавался.

             В 1920-е годы, спустя несколько лет после образования Латвийской Республики, были сформированы первые народные ансамбли, и начал расти общественный интерес к танцам. Образованные преподаватели танцев были вовлечены в исследование танцев, и в 30-х годах начали выпускаться книги для практического использования.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились. Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене, «Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

             Народное творчество Украины – одно из самых ярких не только на территории стран бывшего Советского союза, но и во всем мире и танцы занимают в нем одно из важнейших мест. Как и любой другой народный танец, украинский развивался на протяжении всей истории народа, проживающего на территории современной Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности, довольно сильно отличающейся от русской и белорусской.

                В молдавской народной хореографии сохранились элементы древнейших танцевальных традиций. Наиболее распространённый танец — хора. Ещё в начале XIX века хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С XIX века в большинстве районов Бессарабии хорой называют круговой танец, в котором танцующие держатся за руки. С конца XIX века получил распространение жок, имевший в молдавской хореографии также 2 значения — танец, пляска (танец стариков, шуточный танец) и своеобразное сельское народное гуляние. Просмотр фрагментов танцев, обсуждение, запись понятий.

            Тема: Европейские танцы:

-норвежский – халлинг, спрингданс;

-венгерский – чардаш.

            В танце выражается характер времени, дух эпохи. У каждого народа складывались свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность. Поэтому и танцевальная музыка всегда несет на себе отпечаток национального характера и условий жизни

      Каждый танцевальный жанр имеет свою характерную ритмоформулу и определенный темп, совокупность которых позволяет сразу отличить на слух вальс от польки, танго от фокстрота.

С начала XIX столетия интерес вызывают и другие танцы, ранее известные только в народной среде. Это испанские сегидилья и хота, итальянские сальтарелла и тарантелла, венгерский чардаш, польский краковяк, норвежские халлинг и спрингданс и другие. Просмотр фрагментов танцев, обсуждение, запись понятий.

Заданием может быть: Подготовить презентацию или сообщение о любом пройденном народном танце.

Раздел 2. Истоки русской народной танцевальной музыки (хоровод, плясовая, кадриль, трепак, камаринская, барыня, перепляс).

                Тема: Истоки русской народной танцевальной музыки.

             Традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

             Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.

Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.

              Просмотр фрагментов танцев, обсуждение, запись понятий.

Раздел 3. Лучшие страницы советского балета.

             Тема: «Лучшие страницы советского балета». Музыка к балетному спектаклю: «Ромео и Джульетта»(1940).

             «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева op. 64 — балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом. Либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета в сокращённой версии (на музыку первой и второй оркестровых сюит) состоялась в 1938 году в Брно (Чехословакия). Полностью балет был впервые поставлен в Кировском театре в Ленинграде в 1940 году (балетмейстер Л. М. Лавровский, в главной роли — Г. С. Уланова). «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Ещё до премьеры, в 1936 году, на основе музыки балета Прокофьев написал две оркестровые сюиты, к которым в 1946 году добавил третью. Оркестровые сюиты, которые носят одинаковое название — «Ромео и Джульетта», относятся к числу самых популярных сочинений композитора.

             Важно не только чтобы учащиеся знали сюжет, но и историю создания. Обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли; построение полного ответа, точность выражения образа в танце. Нужно показать детям, насколько сложный процесс идёт для создания балета. Разобрать одежду танцоров, понятия, посмотреть фрагменты.

            Тема: Музыка к балетному спектаклю: «Золушка»(1945)

             Цель урока - обеспечить усвоение понятия «балет», познакомить с балетом «Золушка» С. С. Прокофьева. Развивать творческое мышление через восприятие произведений музыки и литературы, наблюдательность, память, способность детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Воспитывать любовь к русской культуре, музыке.

            Работать с разными видами информации по теме «Музыкальный театр»
и ориентироваться в ней. Отбирать в литературном тексте необходимые сведения о персонажах, их различиях и особенностях.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

            Тема: Музыка к балетному спектаклю:  «Спартак»(1968)

             Цель урока - уметь характеризовать средства музыкального выражения, знать основные события творческой биографии А. И. Хачатуряна и историю создания балета « Спартак», уметь определить особенности музыкальной драматургии балета «Спартак» А.И. Хачатуряна. Сформировать у детей любовь и интерес к музыкальному искусству, а также понимание классического и современного музыкального творчества. Воспитывать интерес к культуре XX века, а также стремление учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.И. Хачатуряна.

             Создать у обучающихся представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем Мире.

Сформировать у обучающихся яркие, эмоционально окрашенные образы исторической эпохи.

           

Раздел 4. Истоки и зарождение основных направлений популярной музыки

           Тема: Истоки и зарождение основных направлений популярной музыки (фламенко, кантри, вестерн-винг, блюграсс, хонки-тонк, кантри- госпел, кантри-фолк, блюз).

         Современная музыка претерпевает постоянные изменения - на её характере сказывается восприятие и осмысление каждым новым поколением музыкантов окружающего мира, который сам непрерывно изменяется.

Наиболее талантливые музыканты, удачно подбирая и комбинируя элементы различных музыкальных жанров и стилей создают новые оригинальные музыкальные формы. Фламенко, кантри, ковбойская музыка, вестерн-свинг, блюграсс, хонки-тонк, кантри-госпел, кантри-фолк, блюз, джаз.

Музыкальный материал: Валерий Дидюля «Фламенко»,

Ванесса Мэй «Кантри»,

Луи Армстронг «What a wonderful world», «Hello Dolly Live»,

Би Би Кинг Three «O' Clock Blues»,

Ковбойская баллада Дикого Запада.

            Тема: Танцевальная культура XVII века (менуэт).

            Семнадцатый век явился родоначальником следующих танцев: ригодон, менуэт, гавот, англез, экосез, контрданс, бурре, канари, сарабанда. Кроме них, в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в прошлом веке: аллеманда, пассакалья, чакона, куранта, жига (или джига). В конце семнадцатого столетия появляются также паспье и кадриль. Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Родиной менуэта считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, характерных маленьких шагов. Как и большинство танцев, возник из французского крестьянского бранля — так называемого "бранля Пуату" (из одноименной французской провинции). При Людовике XIV стал придворным танцем (ок. 1660-1670). Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэтов создавали многие композиторы (Ж. Б. Люлли, К. В. Глюк). В России менуэт появился в начале XVIII века (менуэты танцевали на ассамблеях Петра I). Первоначально менуэт складывался из двух частей по восемь тактов с повторениями каждой части. Позднее возникли усложненные трехчастные формы. Менуэт появлялся в симфониях, в сонатах, квартетах и других произведениях циклических форм. (В.А. Моцарт «Менуэт», Л. Боккерини «Менуэт» , И. С. Бах «Менуэт»).

Тема: Танцевальная культура XIX века (вальс).

Цель урока -  сформировать представление о вальсе, способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.

XIX век – век массовых бальных танцев, век вальса. Именно вальс определяет структуру и характер бальных танцев XIX столетия непринужденной манерой исполнения, основанной на свободном подчинении музыкальному ритму. Он отвечал новым нормам общественной жизни и поэтому стал тем танцем, который был близок самым широким кругам городского населения.

Большую популярность приобрели вальсы композиторов Йозефа Ланнера из семьи Штраусов: Иоганна Штрауса-отца, его сыновей Йозефа и Эдварда и особенно старшего Иоганна, которого уже при жизни называли Королём вальсов. Он написал около 500 вальсов. Среди них “На прекрасном голубом Дунае”, “Сказки Венского леса”, “Весенние голоса”, вальсы из оперетт “Летучая мышь”,  “Цыганский барон”.

Музыкальный материал:

  1. Л.Н.Толстой. Вальс фа-мажор
  2. И.Бах. Менуэт
  3. П.Чайковский. Трепак
  4. А.Грибоедов. Вальс
  5. Ф.Шопен. Вальс “Мелодия любви”
  6. И.Штраус. Вальс
  7. И.Штраус. “Сказки Венского леса”
  8. П.Чайковский “Вальс цветов”

Раздел 5. Танцевальная культура XX века

Тема: Танцевальная культура XX века (латино - американские танцы).

Цель урока - рассмотреть историю появления латиноамериканской танцевальной традиции в европейской культуре. Определить особенности интерпретации латиноамериканских танцев в спортивной бальной хореографии. Раскрыть особенности исполнения социальных бальных танцев в современной отечественной культуре. Просмотр фрагментов танцев, обсуждение, запись понятий.

Тема: Танцевальная музыка 30-50-х годов (рок-н-ролл, танго, румба, пасодобль, ча-ча-ча, джайв, самба).

            Цель урока - расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки,  конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов, национальном костюме, формировать знания о музыке с помощью изучения произведений танцевальных  жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности, формировать музыкально-эстетический словарь.

Рассмотреть историю происхождения танцев, особенности той местности и культуры в которой они появились. Видео-фрагменты танцев, обсуждение характера, движений и костюмов. Работа с изображениями, игры на определение вида танца.

Раздел 6. Танцевальная музыка 60-90-х годов

             Тема: Танцевальная музыка 60-90-х годов (бальные и латино-американские танцы).

             Румба, твист, чарльстон пришли к нам из-за моря. И покорив сердца людей.

             Румба относится к группе латиноамериканских танцев. Возник в начале нашего века в Мексике, в конце 20-х годов распространился в США и Европе. В основе румбы-народный кубинский танец. Неопытному танцору овладеть румбой весьма непросто. Наклоны не допускаются. Шаги небольшие. Танец красиво смотрится в исполнении профессионалов. При аккомпанировании используются ударные инструменты.

             Родина твиста-Америка, год рождения -1958. Рисунок танца весьма своеобразен. Танцующие как бы закручивают себя в меру своих способностей. Отсюда название «твист», по- английски-закручивать. 

             Чарльстон - Почему он так называется? Потому что родился в городе чарльстоне, на юге Америке. Это веселый живой танец с острым ритмом, идущим от негритянской музыке.

             Самым популярным танцем в 1989 году была ламбада. Этот зажигательный танец родился в Латинской Америке и был известен на всей планете. В переводе с португальского «ламбада» означает-выпад, удар. В этом танце смешались движения румбы, самбы, мамбо и других танцев Южной Америке.

             Тема: Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

             История мировой культуры знает много композиторов, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства. Одним из таких новаторов был Джордж Гершвин, впервые сочинивший произведение, в котором симфонический оркестр заставил играть блюз и тем самым сотворил своего рода чудо. «Рапсодия в стиле блюз» - так называется выдающееся сочинение, которое стало революционным лозунгом, подхваченным композиторами по всему миру. Просмотр и прослушивание произведения.

             Тема: Джаз – искусство 20 века

             Познакомить учащихся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов. Познакомить учащихся с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями. Познакомить с понятиями спиричуэл, рэгтайм, импровизация.

             Тема: Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

            Дать определение словам «хит», «шлягер», познакомить учащихся  с историей жанра мюзикла и рок-оперы. Само слово «хит» означает удар, толчок, попадание в цель. Слово это английское, а пришло на смену немецкому «шлягер», который переводится как гвоздь сезона или ходовой товар. Оба эти термина появились в XX веке, музыкальные хиты или шлягеры существовали и раньше.

Краткое знакомство с произведениями такими как «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Призрак оперы», рок-опера «Юнона и Авось». 

             Тема: Э.Ллойд Уэббер - мюзикл «Кошки».

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл – как разновидность оперетты или самостоятельный жанр. Музыкальный материал: Э. Ллойд Уэббер - мюзикл «Кошки».

Тема: Творческая работа.

Творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни. Ведущей задачей становится умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение. Чтобы произведение было принято учащимся надо подготовить к слушанию: это может быть рассказ о творчестве композитора, чтение литературного произведения, задание-вопрос перед слушанием ( О чем музыка? Что рассказала или изобразила музыка?  и т. д.) Применима на уроке ситуация- игра «Творческая мастерская». (Из  книги Смолиной Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.)  Класс делится на 3 группы: художники, поэты, танцоры (по желанию детей). Дается установка на воспроизведение художественного образа согласно своему виду деятельности.

Тема: Промежуточный контроль

Форма и содержание контрольных уроков определяется преподавателем.

Устный опрос – проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание тем (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.

Письменные задания (тест).

Содержание программы

Структура учебного процесса определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности учащихся определяется преобладанием устных форм в поурочной системе. Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических, игровых музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий

            Комплексное изучение тем, основанное на игровых методах в сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми (чтение сказок, стихов, инсценировки, развивающие игры), что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе уроков.

Основные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

          Методика преподавания предмета должна опираться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренной выставки, фильма, информации, полученной из Интернета, прочитанной статьи.  

         Педагогические условия и средства реализации учебного предмета:

форма реализации: групповой урок;

типы уроков:

- урок – изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

виды уроков:

- урок – сообщение новых знаний;

- урок – закрепление знаний;

- урок – повторение знаний;

- урок- репетиция;

- урок –игра;

- проверка знаний.

методы обучения:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. словесные, наглядные, практические;

2. индуктивные, дедуктивные;

3. репродуктивные, проблемно-поисковые;

4. самостоятельные, несамостоятельные.

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1. стимулирование и мотивация интереса к учению;

2. стимулирование долга и ответственности в учении.

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. исполнительского контроля, самоконтроля, самоанализа.

педагогические технологии обучения:

- традиционные: объяснительно-иллюстрированные технологии;

- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология;

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии.

принципы обучения:

- научности обучения;

-связи теории с практикой;

- системности;

- сознательности и активности в обучении;

- личностно-ориентированный подход;

- принцип наглядности;

- доступность обучения;

- принцип прочности усвоения знаний, навыков, умений

                               Организация самостоятельных занятий

             Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование (в зависимости от темы урока), работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

Формы и методы контроля

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Слушание музыки» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточный контроль,

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью проверки качества освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащихся. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами являются контрольные уроки.

Итоговый– осуществляется в форме контрольного урока по окончании курса обучения  - в 3 классе.

Критерии оценки

  1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса  на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил  1-2 ошибки;

«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения.

«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;  

«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.

Примерные итоговые требования

  Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания различных стилей, владения профессиональной терминологией в области искусства, определенного исторического кругозора.

В конце курса обучающиеся должны:

  • показать самостоятельность музыкального и художественного мышления;
  • знать широкий круг музыкального наследия мировой художественной культуры;
  • знать имена выдающихся мастеров музыкального искусства и их основные произведения;
  • знать название и отличительные особенности жанров музыки;
  • знать особенности и основные виды декоративно-прикладного искусства.
  • сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм;
  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
  • формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).  

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Литература для преподавателя

  1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989
  2. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
  3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001
  4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
  5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990
  6. Кирьянова Е.Г. и др.  Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998
  7. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
  8. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
  9. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989
  10. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002
  11. Неверов О.   Культура и искусство античного мира. – Л., 1981        
  12. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989
  13. Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. – М., 1995
  14. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970
  15. Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983

Литература для обучающихся

  1. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005
  2. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005
  3. Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002
  4. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. М., «Музыка». 2002.
  5. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008
  6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004
  7. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997
  8. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997
  9. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000
  10. Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009
  11. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001