Общеразвивающая программа «Занимательное сольфеджио» (I ступень, 3 года)

Еремеева Маргарита Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая  программа в области музыкального искусства «Основы музицирования» по учебному предмету «Занимательное сольфеджио» (I ступень, 3 года)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка                                                                                3

II. Учебный план                                                                                        8

III. Календарный учебный график                                                                9

IV. Рабочая программа I года обучения                                                        10

V. Рабочая программа II года обучения                                                        18

VI. Рабочая программа III года обучения                                                        25

VII. Содержание программы                                                                        39

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                                        44

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы                                47

I. Пояснительная записка

Предмет сольфеджио занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. Основой предмета служит воспитание различных сторон музыкального слуха: мелодико-интонационного, ладового, гармонического, а также чувства метроритма, внутренних слуховых представлений, музыкального мышления, памяти, чувства формы. При этом освоение теоретического материала не требует от начинающих музыкантов значительных усилий, во многом обучение представляется им как новая интересная игра. Предмет «Занимательное сольфеджио» является историко - теоретическим в учебном плане программы «Основы музицирования», состоящей из четырех предметов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Занимательное сольфеджио» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложениек письму Минкультуры Россииот 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы-художественная.

Уровень освоения-стартовый.

Школа искусств получает свой статус благодаря реализации предпрофессиональных программ, при этом не все дети могут учиться по данным программам, так какне всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение или непроходят вступительные испытания.Актуальность в том, что данная программа позволяет всем желающим получить навыки музицирования на различных музыкальных инструментах, а также подготовиться к следующей ступени музыкального образования в школе искусств.

Отличительной особенностью программы является то, что при ее успешном освоении учащиеся при желании могут перейти на предпрофессиональную программу или продолжить обучение на следующей ступени общеразвивающей программы.

Адресат программы:учащиеся:6,6 - 9 лет. Именно в этом возрасте у детейформируется устойчивый интерес к творческой деятельности.Однако учащиеся младших классов не обладают высокой работоспособностью, поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями. Для того, чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения,урок проводится в игровой форме, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Занятия сольфеджиорасширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и ответственное отношение младших школьников к обучению.

Объем программы –102 часа. Срок реализации – 3 года.

Цель программы:овладение элементарными знаниями и представлениями о музыкальном искусстве через овладение им основ музыкальной грамоты.

Задачи

Обучающие

- дать знания основ теории музыки;

- научить музыкальной грамоте;

- научить чисто интонировать;

- научить основам пения с листа;

- научить самостоятельно разучить мелодии;

- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.

Развивающие

- содействовать развитию:

- мелодического слуха,

- чувства лада,

- музыкальной памяти,

- творческих способностей;

развитие музыкально - творческих способностей средствами сольфеджио:

музыкального слуха, памяти, метроритма и музыкальной грамотности через сольфеджирование мелодий, гамм, интервалов, аккордов.

Воспитательные

- создавать условия:

для творческой активности,

потребности в слушании музыки;

- содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся культурного кругозора.

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август. Наполняемость группы с учетом рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств и СанПин составляет от 4 до 10 человек (мелкогрупповая форма). На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки. В течение года допускается дополнительный набор, и на основании прослушивания определяется год обучения при зачислении учащегося. Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – групповой урок продолжительностью 40 минут. Проводится 1 раз в неделю.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

16

18

16

18

16

18

102

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ приемов работы; использование пособий «Лесенка», «Столбица», «Подвижная нота», «Музыкальное лото», дидактических и ритмических карточек, таблиц аккордов и интервалов);

- проблемно-поисковый;

- игровой мотивации (использование дидактических игр);

- научный  (использование тестов, таблиц).

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, художественных образов).

технологии:

- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;

- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;

- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;

- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;

- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;

- информационные, использование современных средств в процессе обучения.

Материально-технические условия реализацииучебного предмета:

Реализация программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» обеспечивается:

• доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

• учебными аудиториями для групповых занятий, оснащенными учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформленными наглядными пособиями.

Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для прослушивания музыкальных фрагментов для слухового анализа и т. д. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Кадровое обеспечение программы – преподаватель теоретических дисциплин.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- знать основы теории музыки;

- уметь применять навыки пения с листа;

- уметь разучивать и записывать простейшие мелодии;

- уметь анализировать элементы музыкальной речи.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;

- формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Учебный план

1-3 годы обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Теоретические сведения

18

8

10

Беседа. Опрос.

2.

Вокально-интонационныеупражнения

18

3

15

Прослушивание.

3.

Сольфеджирование и пение с листа

18

3

15

Прослушивание.

4.

Развитие чувства метроритма

12

3

9

Прослушивание.

5.

Анализ на слух

18

6

12

Беседа. Выполнение задания.

6.

Музыкальный диктант

12

3

9

Выполнение задания.

7.

Творческиезадания

6

1

5

Выполнение задания. Обсуждение.

всего

102

27

75

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Занимательное сольфеджио»

(I год обучения)

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи I года обучения

Обучающие

- дать знания основ теории музыки;

- научить навыкам интонирования;

- научить основам пения с листа;

- научить основам записи музыкального диктанта.

Развивающие

- развивать мелодический слух;

- развивать чувства лада;

- развивать музыкальную память;

- развивать творческие способности.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать потребность в слушании музыки;

- воспитывать желание музицировать.

Планируемые результаты I года обучения

Предметные результаты:

- знать основы теории музыки;

- уметь применять навыки пения с листа;

- уметь разучивать и записывать простейшие мелодии.

Метапредметные результаты:

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;

- желание музицирования.

Календарно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

 (в часах)

I четверть

1

Знакомство с предметом. Шумовые и музыкальные звуки. Лад. Характер музыкальных произведений. Регистры

Урок

2

2

Клавиатура. Нотный стан, написание нот первой октавы

Урок

1

3

Написание нот первой и второй октавы.

Урок

1

4

Длительности четверти, восьмые

Урок

1

5

Размер 2/4. Такт. Тактовая черта

Урок

2

6

Текущий контроль

Контрольный урок

1

II четверть

7

Повторение. Сильная и слабая доли

Урок

2

8

Понятие лад, звукоряд, гамма

Урок

2

9

Тональность До мажор. Интонационное освоение

Урок

2

10

Тональность До мажор. Ступени лада

Урок

1

11

Текущий контроль

Контрольный урок

1

III четверть

12

Понятия тон /полутон; строение мажорной гаммы

Урок

2

13

Понятие вводных звуков; разрешение неустойчивых ступеней

Урок

2

14

Устойчивые и неустойчивые ступени

Урок

2

15

Понятие тонического трезвучия. Разрешение неустойчивых ступеней

Урок

1

16

Ритмический диктант

Урок

2

17

Текущий контроль

Контрольный урок

1

IV четверть

18

Повторение. Басовый ключ. Ноты малой и большой октавы

Урок

2

19

Знаки альтерации Диез, бемоль, бекар. Гамма Соль мажор

Урок

2

20

Устойчивые и неустойчивые ступени, Т53 в гамме Соль мажор

Урок

2

21

Понятие паузы. Четвертная, восьмая паузы в размере 2/4

Урок

1

22

Промежуточный контроль

Контрольный урок

1

ИТОГО:

34

Учебный материал

I года обучения

Теоретический материал

Высокие и низкие звуки, регистр.

Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.

Цифровое обозначение ступеней.

Устойчивость и неустойчивость.

Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.

Мажор и минор.

Тон, полутон.

Диез, бемоль.

Строение мажорной и минорной гамм.

Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, ля минор.

Ключевые знаки.

Скрипичный и басовый ключи.

Размер.

Длительности – восьмые, четверти, половинная, целая.

Ритм.

Такт, тактовая черта.

Сильная доля.

Затакт.

Пауза (восьмая, четвертная, половинная, целая).

Интонационные упражнения

Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.

Слуховое осознание чистой интонации.

Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением.

Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.

Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых ступеней.

Сольфеджирование, пение с листа

Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.

Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.

Ритмические упражнения

Движения под музыку.

Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на слоги).

Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).

Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).

Ритмические фигуры в размере 3/4 (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная, половинная с точкой).

Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, 3/4.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур.

Ритмические диктанты.

Слуховой анализ

Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.

Определение на слух лада.

Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.

Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания).

Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.

Музыкальный диктант

Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).

Подбор и запись мелодических построений от разных нот.

Запись ритмического рисунка мелодии.

Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.

Запись мелодий в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях.

Пример 1

Пример 2

Творческие упражнения

Допевание мелодии до устойчивого звука.

Импровизация мелодии на заданный ритм.

Импровизация мелодии на заданный текст.

Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к исполняемым примерам.

Запись сочиненных мелодий.

Рисунки к песням, музыкальным произведениям.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Занимательное сольфеджио»

(II год обучения)

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи II года обучения

Обучающие

- дать знания теории музыки;

- продолжить работу по прививанию навыков интонирования;

- научить основам пения с листа;

- научить основам записи музыкального диктанта.

Развивающие

- развивать мелодический слух;

- развивать чувства лада;

- развивать музыкальную память;

- развивать творческие способности.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать потребность в слушании музыки;

- воспитывать желание музицировать.

Планируемые результаты II года обучения

Предметные результаты:

- знать основы теории музыки;

- уметь применять навыки пения с листа;

- уметь разучивать и записывать простейшие мелодии.

Метапредметные результаты:

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;

- желание музицирования.

Календарно-тематический план

2 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

 (в часах)

I четверть

1

Повторение материала

1 класса

Урок

2

2

До мажор. Устойчивые неустойчивые ступени. Размер 2/4

Урок

1

3

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации. Соль

Мажор. Паузы

Урок

1

4

Фа мажор. Сильная и слабая доля. Затакт в размере 2/4

Урок

1

5

Размер 3/4: количество долей. Размер 3/4: количество долей, сильная и слабая доли

Урок

2

6

Текущий контроль

Контрольный урок

1

II четверть

7

Повторение. Тоновое строение мажорной гаммы. Фа мажор

Урок

2

8

Фа мажор. Знаки альтерации. Фа мажор, соль мажор, понятие ключевые знаки

Урок

2

9

Тональности с двумя диезами. Ре мажор

Урок

2

10

Динамические оттенки

Урок

1

11

Текущий контроль

Контрольный урок

1

III четверть

12

Повторение. Параллельные тональности. До мажор-ля минор

Урок

1

13

Ля минор: тоновое строение, ступени. Интонационное освоение

Урок

1

14

Три вида минорного лада

Урок

2

15

Параллельные тональности.  Соль мажор - ми минор

Урок

2

16

Ре мажор - си минор. Си минор три вида

Урок

2

17

Размер 4/4. Пение в размере 4/4

Урок

1

18

Текущий контроль

Контрольный урок

1

IV четверть

19

Повторение. Интервалы. Мелодические и гармонические. Чистая прима. Чистая октава

Урок

1

20

Секунда. Построение от звука

Урок

1

21

Терция. Построение от звука

Урок

1

22

Кварта чистая. Построение от звука

Урок

1

23

Квинта чистая. Построение от звука

Урок

1

24

Секста. Построение от звука

Урок

1

25

Септима. Построение от звука

Урок

1

26

Промежуточный контроль

Контрольный урок

1

ИТОГО:

34

Учебный материал

II года обучения

Теоретический материал

Параллельные тональности.

Тетрахорд.

Бекар.

Интервалы.

Мотив, фраза.

Секвенция.

Канон.

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых.

Затакт восьмая и две восьмые.

Паузы (половинная, целая).

Интонационные упражнения

Пение мажорных гамм.

Пение минорных гамм.

Пение устойчивых ступеней.

Пение неустойчивых ступеней с разрешением.

Пение опеваний устойчивых ступеней.

Пение интервалов.

Сольфеджирование, пение с листа

Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4,3/4, 4/4 с дирижированием.

Пение мелодий, выученных наизусть.

Чтение с листа простейших мелодий.

Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение фразами, группами и индивидуально.  

Ритмические упражнения

Повторение данного на слух ритмического рисунка: на слоги, простукиванием.

Новые ритмические фигуры в размере 2/4, 3/4.

Основные ритмические фигуры в размере 4/4.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Дирижирование в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.

Паузы – половинная, целая.

Дирижирование в пройденных размерах.

Ритмические диктанты.

Слуховой анализ

Определение на слух лада.

Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов.

Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом звучании.

Пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, скачков на ч.4, ч.5, ч.8.

Музыкальный диктант

Продолжение работы по развитию музыкальной памяти и внутреннего слуха. Устные диктанты: запоминание фразы в объеме 2-4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).

Запись мелодий с предварительным разбором в объеме 4-8 тактов в пройденных размерах, с пройденными мелодическими оборотами, в пройденных тональностях.

Пример 3

Пример 4

5

Творческие задания

Досочинение мелодии.

Сочинение мелодических вариантов фразы.

Сочинение мелодии на заданный ритм.

Сочинение мелодии на заданный текст.

Сочинение ритмического аккомпанемента.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Занимательное сольфеджио»

(III год обучения)

Автор/составитель

Еремеева Маргарита Сергеевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи III года обучения

Обучающие

- продолжить освоение:

 основ теории музыки;

навыкам интонирования;

основам пения с листа;

записи музыкального диктанта.

Развивающие

- развивать мелодический слух;

- развивать чувства лада;

- развивать музыкальную память;

- развивать творческие способности.

Воспитательные

- воспитывать творческую инициативу;

- воспитывать потребность в прослушивании лучших образцов музыкального искусства;

- воспитывать художественный вкус.

Планируемые результаты III года обучения

Предметные результаты:

- освоение теории музыки;

- овладение навыками пения с листа;

- умение разучивать и записывать простейшие мелодии.

Метапредметные результаты:

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

- умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- творческаяинициатива при выполнении практических заданий;

- потребность музыкального искусства;

- расширение знаний.

Календарно-тематический план

3 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

 (в часах)

I четверть

1

Повторение материала 2 класса. Интервалы, параллельные тональности

Урок

2

2

Секунды в мажорном ладу

Урок

1

3

Терции в мажорном ладу

Урок

1

4

Си бемоль мажор. Интонационное освоение

Урок

1

5

Кварты и квинты в мажорном ладу

Урок

2

6

Текущий контроль

Контрольный урок

1

II четверть

7

Повторение. Пение цифровых последовательностей

Урок

1

8

Главные ступени лада

Урок

2

9

Мажорное и минорное трезвучие. Интервальный состав построение в ладу

Урок

1

10

Диссонирующие и консонирующие интервалы

Урок

1

11

Ля мажор. Пение цифровых последовательностей в Ля мажоре

Урок

1

12

Фа# минор. Интонационное освоение

Урок

1

13

Текущий контроль

Контрольный урок

1

III четверть

14

Повторение. Пение интервальных последовательностей в мажорных тональностях

Урок

1

15

Обращение интервалов

Урок

1

16

Миbмажор. Пение цифровых последовательностей в Миb мажоре

Урок

1

17

До минор. Интонационное освоение. Пение цифровых последовательностей в до миноре гармоническом

Урок

1

18

Ладовое разрешение интервалов

Урок

1

19

Размер 3/8. Пение в размере 3/8. Ритмическая группировка

Урок

1

20

Обращение трезвучий (Т53, S53, D53)

Урок

2

21

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатые. Прохлопывание ритмических групп

Урок

1

22

Текущий контроль

Контрольный урок

1

IV четверть

23

Повторение. Виды трезвучий. Обращение

Урок

1

24

Б53, М53. Интервальный состав, построение от звука

Урок

1

25

Построение Т53, S53, D53 с обращениями в тональности

Урок

1

26

Повторение видов минора. Доминор трех видов

Урок

1

27

Построение интервалов в тональности и от звука

Урок

1

28

Мелодический диктант

Урок

1

29

Итоговая аттестация

Контрольный урок

1

ИТОГО:

34

Учебный материал

III года обучения

Теоретический материал

Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.

Переменный лад.

Обращение интервала.

Интервалы м.6 и б.6.

Главные трезвучия лада.

Обращения трезвучия.

Тоническое трезвучие с обращениями.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Размер 3/8.

Построение Т53, S53, D53 с обращениями в тональности.

Интонационные упражнения

Пение мажорных гамм до 3-х знаков в ключе.

Пение минорных гамм (три вида) до 3-х знаков в ключе.

Пение тетрахордов пройденных гамм.

Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.

Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.

Пение опеваний устойчивых ступеней.

Пение пройденных интервалов в тональности.

Пение пройденных интервалов от звука.

Пение мажорного и минорного трезвучия.

Пение в тональности обращений тонического трезвучия.

Пение в тональности главных трезвучий.

Сольфеджирование, пение с листа

Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4 3/4 4/4 3/8 с дирижированием.

Пение мелодий, выученных наизусть.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Чтение с листа несложных мелодий.

Ритмические упражнения

Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4 (восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая).

Размер 3/8, основные ритмические фигуры.

Повторение записанного ритмического рисунка  простукиванием (с дирижированием).

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Ритмические диктанты.

Исполнение ритмических партитур,  ритмического остинато.

Новые ритмические фигуры в размере 2/4.

Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые.

Слуховой анализ

Определение на слух:

пройденных мелодических оборотов (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);

пройденных интервалов, взятых отдельно в мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука);

пройденных интервалов в ладу, взятых последовательно (3-4 интервала);

мажорного и минорного  трезвучия, взятого от звука.

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта.

Запись выученных мелодий.

Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 тактов, включающий:

пройденные мелодические обороты (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);

ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

паузы – восьмые;

Пример5

Творческие упражнения

Сочинение мелодии на заданный ритм.

Сочинение мелодии на заданный текст.

Сочинение мелодии с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.

Сочинение ритмического аккомпанемента.

Сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.

Сочинение ответного (второго) предложения.

Подбор второго голоса к заданной мелодии.

Подбор баса к заданной мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов.

Особенности организации образовательного процесса

Структура учебного процесса определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности учащихся определяется также преобладанием устных форм в поурочной системе. Уроки «Занимательного сольфеджио» построены в форме игры, сказки, с просмотром видео. Урок строится не просто по плану, а по сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятия, а также взаимосвязь уроков – «сцен» между собой. Через игровые дидактические упражнения идет накопление слуховых, ритмических и вокально-интонационных навыков. На каждом уроке сочетаются следующие виды работы:

- вокально-интонационные навыки;

- ритмическое воспитание;

- музыкальные игры;

- слушание музыки и беседы о музыке;

- творческие упражнения.

Примерные задания

- Пение попевок из фольклора: например: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Шла коза»;

- Песенки-приветствия, распевки, интонационные имитации по принципу «Эхо»;

- Песенки с важными интонациями: «Джон-зайчик», «Пик, Пак, Пок», «Кошачий ответ», «На травке», «Белая гамма», «Кошачий вагон» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино»);

- Песенки разученные с образно-пластическими жестами по системе относительной сольмизации («Светофор», «Снеговик», «Самолёт», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» и т.д.);

- Пение ритмослогами по азбукам («Ёжик», «Ехал Ваня» и др.);

- Разучивание: «Песенка про звуки», «Паровоз», «Вот какие чудеса», «Топ, топ, топ», «Бьют Часы», «Будем пальчики считать», «Дудочка»;

- Видео-песенки: «Осенняя сказка», «Песенки капели», «Зимние распевки», «У лягушки юбилей», «Сольфеджио для малышей»;

- Песенки - графики: «Шли мы, шли», «Шмели», «Паутинка», «Играем», «Серенький козлик»;

- Рисование голосом, пение по линиям: речевое интонирование: «Весна», «Энцы-бэнцы», «Тутти-фрутти», «Ора-ра», «Ветер и эхо», «Шла лисица»; дидактические картинки «Где, чья линия», «Червяк», «Булыжник», «Ленивый жук», «Прятки», «Чайник», «Снеговик», «Прятки»; видео - ролики «Бабочка», «Воробей», «Жук», «Снежинка», «Кисточка», «Пчёлка», «Ветер».

Сольфеджирование

Пение по нотам.

Пение унисонов с интонационными поддержками в разных сочетаниях:учитель – ученик, ученик – аккомпанемент, группа учеников.

Увлечение детей важностью сольфеджирования через соревнование; эмоциональное, вокально-грамотное исполнение простейших упражнений по нотам («Сольфеджио для малышей»).

Применение различных наглядных пособий (красочных «Азбук», книг с иллюстрациями).

Пение по нотам: (видео-песенки) «Божья коровка», «Песенка маленького чайника», «Сольфеджио для малышей».

Знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа (Сольфеджио для малышей).

Музыкальные игры

Звуковысотные игры - «Звуковое зеркало», «Обмен приветствиями», «Звуковые скульптуры», «Паучок спускается по паутинке», «Живые ноты», «Видимый звук».

Игры – разминки (русский фольклор): «Мама била», «Шёл козёл», «Таря - Маря», «Серенький козлик» и т.д.

Игры – превращения (придумывания слов с нотами).

Пальчиковые игры: «Шмели», «Бабушка - келейница», «Кружелёк и кто-то», «Будем пальчики считать», «Мишка косолапый» и т.д.

Музыкальные считалки: «Мы делили апельсин», «Шла коза».

Музыкальные песенки – загадки.

Музыкальные песенки-игры с движением: «Паровоз», «Шагом», «Два притопа, два прихлопа», инсценировка русских народных песен: «Кот и мыши», «Как под наши ворота», «Долговязый журавель», «Жил у бабушки черный баран», «Бабуся и гуси» и т.д.

Ритмическое воспитание

Музыкально-ритмические навыки дают ребёнку возможность выразить свои чувства в движении; внимательно слушая музыку, ребёнок учится контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

Основные ритмические группы (четверть и восьмая) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. «Образ» - ритмическая группа и понятен и многовариантен, поэтому четверть и восьмую мы переодеваем в облики звериных мам, пап и их детей. Предметы так же могут быть большими и маленькими. Это очень ценный и живой методический материал.

Практическое накопление основных ритмических соединений в двухдольном и трехдольном метре, чтение, пение, игры ритмических построений в 4-8 тактов (образно-дидактические картинки и ритмические карточки, ритмическое лото, видео-ритмы).

Практическое исполнение ритмических построений ритмослогами, словами, нотами, разучивание текстов со звучащими жестами, а также общее знакомство и осмысление традиционных названий длительностей.

Подготовительные навыки метрического деления ритмических упражнений на такты - «квартиры» (лото, образные дидактические карточки, ритмические азбуки).Ознакомление с различными паузами. Применение четвертных пауз.Работа с шумовыми инструментами. Виды работы:

- ритмы в образных картинках;

- ритмы в словах, чтение ритмов по карточкам;

- чтение ритмослогами;

- составление, сочинение ритмов при помощи лото, карточек, кубиков;

- работа над одним ритмоблоком на одном уроке с максимальной сменой форм работы;

- чтение песни со словами в ритме;

- проигрывание ладошками, ногами, пальчиками, язычками;

- определение данного ритма в других песенках;

- применение шумовых ударных инструментов; игры ритмических ostinato с пением, под фонограмму, видео или фортепиано;

- видео – ритмы: например: «Бабуся и гуси», «Лесные зверушки», «Весёлый огород», «Дождик», «Новогодние подарки», «Маленькие ёжики» и др.;

- оживление ритмов (фонематическое исполнение по картинке);

- ритмические загадки.

Подготовительные навыки нотного письма

Графические игры из деталей нот (кружочков, палочек).

Волшебные превращения кружочков в бусики, цветочки и солнышки.

Изображение ровных палочек (забор, лестница, расческа).

Изображение тактов (домики, кубики).

Изображение элементов скрипичного ключа (улитки, петли, цветы, ушки зайки).

Закрепление первых правил письма:

- ноты пишу простым карандашом;

- имею право стирать ошибки;

- слева на право, пишу кружочки или палочки.

Нотная грамота

Звук как явление.

Звуки – жесты (относительная сольмизация).

Звуковысотные понятия: высокие, средние, низкие звуки; нота; точное расположение нот на нотном стане; ключи «Соль» и «Фа»; тетрахорд, гамма, звукоряд; аккорд; лад (мажор и минор).

Метроритмические понятия: пульс, доли (сильная и слабая); размеры (2/4, ¾); длительности, метр и ритм; такт, тактовая черта; паузы.

Основы построений: мотив, фраза, предложение, реприза, цезура, мелодия, куплет, запев, припев.

Оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Темпы: Adagio, Moderato, Allegro, Presto, ускорение, замедление.

Слушание музыки и беседы о музыке

Характер, оттенки настроений, «чувства» выраженные в музыке.

Средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»).

Изобразительные возможности музыки («О чем рассказывает музыка?»).

Жанры музыкального произведения. Песня, танец, марш.

Тембры музыкальных инструментов.

Беседы о прослушанной музыке (Фонохрестоматия).

Музыкальные сказки: «Почему запели светофоры», «Сказка о снеговике», «Сказка о большом Доне и маленьком Дине» и т.д.

Музыкальные викторины «Угадайки».

Музыкальные игры «Сундучок с бирюльками».

Прослушивание музыкальных произведений нужно начинать с 15-20 секунд, даже самые послушные дети не могут больше удерживать внимание, постепенно увеличивать время прослушивания. Для подобной работы можно найти коротенькие, простые пьесы, например, в сборнике «Школа игры на фортепиано», но гораздо эффективнее петь детям характерные, яркие образные песни, где семантика музыкальных средств поясняется текстом.

На слушании музыки нужна целенаправленная работа по развитию детской музыкальности: памяти, чувства ритма, объёма слухового внимания, реакции, интонационного слуха в единстве с речью и опытом движения. И всё это на основе игрового материала.

Восприятие музыки непосредственно связано с движением и зависит от него. Движение помогает детям перевести услышанное в эмоциональное переживание и движение детей должно быть импровизированным, чтобы каждый ребёнок научился подстраиваться к звучащей музыке.

Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту

«Графические» записи.

Считалки с нотами.

Последовательное закрепление этапов подготовки к диктанту по 2, затем 3 в одном задании:

Первый вариант работы: слышу ритмическую фразу; играю ее ладошками; называю ритм; выкладываю ритмическими карточками.

Второй вариант работы: слышу мелодическую фразу;пою её на один слог; думаю и показываю рукой направление мелодии; выкладываю карточками направление мелодии; пою вслух нотами.

Творческие упражнения

Звукоподражание явлениям природы, животным;

Оживление дидактических картинок: «Ранним утром», «Маленькая прачка», «Сонные стихи», оживление мимических картинок (Птичка, Медведь, Кошечка);

Устные импровизации: на заданный ритм, интонацию, на текст двухстишья;

Игра в «композитора».

Организация самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия по сольфеджио необходимы для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать  разные формы работы:

- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,

- сольфеджирование мелодий по нотам,

- разучивание мелодий наизусть,

- интонационные упражнения,

- ритмические упражнения,

- творческие задания (подбор баса, сочинение мелодии, ритмического рисунка).

Объем задания должен быть посильным для ученика. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения).  Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.

Содержание программы

Раздел 1. Теоретические сведения.

Теория: Весь теоретический материал должен вводиться постепенно (от простого к сложному). Главным здесь может быть проблемный и поисковый методы подачи материала, когда педагог лишь руководит работой группы, давая необходимые указания и разбирая допущенные неточности. Введение нового материала должно опираться на постоянное повторение и закрепление ранее пройденного.

Практика: Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с исполнительским, вокальным и слуховым опытом учащихся. Найденные сведения должны обязательно закрепляться на доступном для учеников музыкальном материале, должны быть показаны на фортепиано и повторены на специальном инструменте. Самое доступное закрепление – найти изучаемый элемент или явление в произведениях по специальности. Для этого преподаватель должен постоянно знакомиться с тем, что играют ученики. И необходимые музыкальные термины (темп, характер, штрихи) легче всего усвоить на примере программы по специальности.

Раздел 2. Вокально - интонационные упражнения.

Теория: Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. В первый год обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению.

Практика: Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но также допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического или мелодического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию,  активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом.

Раздел 3. Сольфеджирование и чтение с листа.

Теория: Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.

Практика: С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием. Рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением.Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Раздел 4. Развитие чувства метроритма.

Теория: Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей.  На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов.

Практика: Используются самые разнообразные ритмические упражнения:

- простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);

- повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

- простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

-проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;

- исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;

- ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

- ритмические каноны (с текстом, на слоги);

- ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом).

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении обучения планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Раздел 5. Анализ на слух.

Теория: Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы. При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы) определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.

 При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры. При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки.

Практика: В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:

 - анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;

- отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;

- ритмических оборотов;

 - интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности;

- интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;

 - аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука;

 - аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности.

Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.

Раздел 6. Музыкальный диктант.

Теория. Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

- устные диктанты (запоминание и пропевание на  нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);

- диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);

- ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);

- музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии.

Практика. Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте знакомые ритмические фигуры, выучить его наизусть.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.

Раздел 7. Творческие задания.

Теория. Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).

Практика. Творческие задания можно начинать с начального этапа  обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств.

Творческие задания помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей.

Формы и методы контроля

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Занимательное сольфеджио»являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточный контроль,

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащихся. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки.

Итоговый контроль – осуществляется в форме контрольного урока по окончании курса обучения  - в 3 классе.

Виды  и содержание контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование примеров, слуховой анализ интервалов и аккордов, интонационные упражнения;

- самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;

- творческие задания (сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5- балльная система оценок.

Музыкальный диктант

Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей.

Оценка 4 (хорошо) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ

Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, отсутствие теоретических знаний.

Контрольные требования на разных этапах обучения

На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:

  • записывать музыкальный диктант соответствующей трудности,
  • сольфеджировать разученные мелодии;
  • определять на слух пройденные интервалы и аккорды;
  • строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно и устно;
  • анализировать музыкальный текст, используя  полученные теоретические знания;
  • знать необходимую профессиональную терминологию.

Примерные требования итоговой аттестации

Письменно: записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.

Устно:

- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,

- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных интервалов в тональности,

- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных аккордов в тональности,

-  определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,

- определение на слух последовательности интервалов или аккордов в тональности,

- чтение одноголосного примера с листа,

- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.

Образец опроса в конце I модуля.

1.Записать и  спеть вверх гамму Ре мажор, Т53, вводные звуки.

2. Записать гамму ми минор в гармоническом и мелодическом виде, проиграть на фортепиано.

3. Построить и спеть петь главные трезвучия в тональности Фа мажор.

4. Построить  от звука ре вверх м.2, м.6, от звука си вниз ч.4, м.7, от звука ми вверх б.3, б.6.

5. Определить на слух сыгранные вне тональности аккорды и интервалы.

6. Спеть один из заранее выученных одноголосных примеров.

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Литература для преподавателя

  1. Агапова И., Давыдова М.. Развивающие музыкальные игры. М., 2007.

  2. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991.
  3. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей, МГК им Чайковского, 2004
  4. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993.
  5. Белая Н.В. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игра на уроках. С-Петербург, 1999.

  6. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ.  М., 1979.
  7. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ, М., 1978.
  8. Воспитание музыкального слуха. Под редакцией Агажанова А. М., 1987.
  9. Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио. М., 1988.
  10. Далматов Н. Музыкальный диктант. М., 1972
  11. Ежикова Т. Одноголосные диктанты. М., 1997.
  12. Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М., 2007
  13. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону, 2010.

  14. Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития  музыкального слуха. М., 1991.
  15. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995
  16. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1988.
  17. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. С-Петербург, 1999.

  18. Русяева. Одноголосные диктанты (1–5 классы ДМШ). М., 1992.
  19. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка» 1999
  20. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961.
  21. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.., 1973.
  22. Червоная М. Весёлое сольфеджио. Минск, 2001.

  23. Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. С-Петербург, 2014.

Литература для обучающихся

1.Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006

2.Варламова А., Семченко Л. Сольфеджио 1 класс. М. «Владос»,2012

3. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо», 2007

4. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-4классы. М. 2000-2005

5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971

6. Металлиди Ж. Сольфеджио.Мы играем, сочиняем и поем.Для 1-3  классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008

7. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003

8. Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 2001

9. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2.  М.: «Музыка», 1999

10. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982