Профессиональные заболевания музыкантов

Методическое сообщение освещает проблему профилактики профессиональных заболеваний. В данной работе рассмотрены наиболее распространённые диагнозы, основные факторы, влияющие на возникновение проблем с аппартом, и наиболее интересные методики предотвращения профессиональных заболеваний.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Методическое сообщение на тему
       

              «Профессиональные заболевания музыкантов»





                                                                                               

                                                                                                 Выполнила:
                                                                                                преподаватель
                                                                                                Егорова С.В.

                                           

                                              Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Наиболее распространённые  профессиональные заболевания и методы их лечения………………………………………………………..4
2.Причины профессиональных заболеваний……………………………8
3.Профилактика профессиональных заболеваний и реабилитация…...10
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20




















Введение

Проблема профессиональных заболеваний скрипачей, с развитием исполнительской культуры всё больше занимавшая умы педагогов, и в наше время остаётся очень актуальной. Зачастую проблемы со здоровьем возникают у музыканта ещё в школе или училище и заставляют многих талантливых исполнителей отказаться от профессиональной карьеры. Вопрос здоровья исполнительского аппарата требует внимания и бдительности  не только непосредственно учащегося, но также педагога и родителей.
Задача моей работы—разобраться в причинах возникновения профессиональных заболеваний и рассмотреть доступные на сегодняшний день методы профилактики и восстановления, а также осветить проблему в целом и привлечь к ней внимание.





















Глава 1. Наиболее распространённые профессиональные заболевания и методы их лечения

Неосведомлённость всех участников процесса обучения игре на инструменте о значимости проблемы профессиональных заболеваний может повлечь за собой серьёзные негативные последствия. Легкомысленное отношение к здоровью исполнительского аппарата зачастую бывает вызвано отсутствием элементарных знаний о его природе и возможных опасностях. Чтобы избежать знакомства со многими профессиональными заболеваниями на личном опыте, полезно «знать врага в лицо».

Профессиональные заболевания—болезни, возникающие в результате отрицательного влияния на организм вредных производственных факторов. У музыкантов таким фактором является перенапряжение, имеющее различные причины возникновения.
Профессиональные заболевания, наиболее часто встречающиеся у скрипачей, можно условно разделить на две группы: заболевания верхних конечностей и заболевания позвоночника.
К первым можно отнести миозиты, бурситы, эпикондилиты, тендовагиниты, полиартриты, невралгии, контрактуры. Ко вторым-- кифозы, сколиозы, остеохондроз.
Рассмотрим перечисленные заболевания подробнее.

Эпикондилит—воспалительное заболевание сухожилий в области локтевого сустава, возникает в результате микротравматизации при перегрузках. Характеризуется болью при движениях. Делится на два типа—наружный и внутренний, в зависимости от того, с какой стороны локтя поражаются связки. При незначительной боли делается перерыв в исполнительской деятельности до исчезновения болевых ощущений с последующим возвращением к нагрузкам, при этом необходимо установить причину возникновения перегрузки. В случае выраженной боли используют кратковременную иммобилизацию пострадавшей конечности.  Также применяется лечебная гимнастика, направленная на растяжение соединительных тканей. Положительный эффект даёт местное использование НПВП, втирание мазей, гелей в пострадавший участок. В случае устойчивых сильных болей делают инъекции медикаментами.

Тендовагинит—воспалительное заболевание синовиальных оболочек мышечных сухожилий. Опасен развитием тяжёлых осложнений, поэтому требует незамедлительного лечения. Возникает вследствие многократно совершаемых одинаковых действий, приводящих к уменьшению запасов синовиальной жидкости в постоянно работающих сухожилиях и, следовательно, усилению их трения и изнашиваемости. Симптомы: постоянная острая боль, сильный отёк, покраснение с лёгким хрустом при прикосновении, гипертермия, нарушение двигательной функции. Частым остаточным явлением тендовагинита являются контрактуры. Их возникновению способствует длительное нахождение руки без движения и изменения в сухожильных влагалищах, вызванные воспалением. Лечение проводится с помощью медикаментов, физиотерапевтических процедур и соблюдения гигиены труда. В тяжёлых случаях производятся пункции и хирургическое вмешательство. После хирургического вмешательства требуется иммобилизация пострадавшей конечности.

Миозит—воспалительное заболевание, поражающее мускулатуру и вызывающее нарушение её двигательной функции. При миозите наблюдается слабость и боль в мышцах верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, сгибательных мышцах шеи; отёк мышц, поражения кожи и иногда суставов. При прогрессировании миозит может привести к возникновению контрактур и атрофии. Традиционно применяют медикаментозное лечение.

Дискинезия (координационный невроз, писчий спазм). На сегодняшний день наименее изученное из всех профессиональных заболеваний. Проявляется в виде изолированного расстройства координации движений, необходимых для выполнения конкретной работы (в нашем случае это игра на скрипке), при сохранении других рабочих функций руки. Заболевание развивается постепенно, на начальном этапе характеризуется чувством неловкости и тяжести в руке при выполнении точных движений. Напряжение наиболее отчётливо проявляется в области предплечья и кисти, затем может распространяться на более высокие отделы руки. Существует несколько форм проявления дискинезии: судорожная(при выполнении движений возникает судорога пальцев или всей руки), паретическая( возникает слабость пальцев и неполный паралич), дрожательная(появляется резкое дрожание всей руки), невральная(игровые действия сопровождаются болью). Лечение направлено на снятие невротического состояния. Применяется общеукрепляющая терапия, успокаивающие нервную систему препараты, активная физиотерапия с гидромассажем, лечебная гимнастика, аутогенная тренировка, занятия с психотерапевтом. Профилактика дискинезии  заключается в равномерном распределении профессиональной нагрузки, чередовании труда и отдыха, соблюдении рациональных методических приёмов в работе, общем укреплении организма.

Бурсит.  Воспалительное заболевание околосуставных сумок. Наиболее частая причина его возникновения у музыкантов—длительное механическое раздражение. Бурсит характеризуется болью в области сустава, припухлостью в области околосуставной сумки, умеренным повышением температуры. При лечении бурсита проводится терапия лекарственными средствами, используются фиксирующие повязки и разнообразные физиотерапевтические методы. При прогрессировании проводят хирургическое лечение.

Полиартрит—воспалительное заболевание, охватывающее сразу несколько суставов. Чаще всего возникает в области плеч и кистей рук. Сопровождается болью, отёками, скованностью движений, покраснением кожи в области воспаления, повышением температуры. Страдает мелкая моторика, ощущается слабость в руках. При прогрессировании заболевания суставы деформируются. Лечение осуществляется при помощи медикаментов, применяется иглоукалывание, мануальная терапия, точечный массаж.

Невралгия—заболевание периферических нервов, сопровождающееся сильной болью в одном из участков нервной системы. При лечении используется физиотерапия, иглоукалывание, иногда хирургическое вмешательство.

Контрактура. Ограничение подвижности в суставе. Бывают пассивными (причина—механические препятствия в суставе или окружающих тканях) и активными (причина—нарушения функций нервной системы). Встречаются комбинированные контрактуры, когда невозможно определить, что послужило первичной причиной возникновения. При лечении используются инъекции препаратов, различные виды физиотерапии, массаж, лечебную физкультуру, механотерапию, грязелечение, бальнеотерапию, электростимуляцию, при необходимости проводят хирургическое лечение.

Проблемы с осанкой. Осанка—привычная поза непринуждённо стоящего человека. При правильной осанке создаются оптимальные условия для нормального функционирования как отдельных систем, так и всего организма, а удерживание тела в вертикальном положении происходит с наименьшей затратой сил. Осанка определяется положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса, рук и ног и работой мышц, участвующих в сохранении равновесия. В изменении осанки наибольшую роль играют таз и позвоночник. Основное место среди дефектов осанки занимает сколиоз—дугообразное искривление позвоночника. У музыкантов сколиоз, как правило, носит профессиональный характер и обусловлен систематическим пребыванием в рабочей позе, характеризующейся статическим напряжением мышц спины. При сколиозе страдает не только позвоночник, но и мышцы: возникают миалгия, миозиты, гипотрофия и повышение тонуса околосуставных мышц. Лечение проводится с помощью разгрузки позвоночника, корректоров осанки, лечебной физкультуры и массажа спины. Физиотерапия при искривлении позвоночника направлена на устранение мышечной дистрофии и восстановление активности, улучшение сократительной функции мышц, устранение нестабильности позвоночника, уменьшение болевых ощущений.

Чтобы не пропустить возможное начало заболевания на ранней стадии, стоит обратить внимание на такие проявления проблем с аппаратом как утомляемость рук, слабость пальцев, неудобства при игре, плохой контакт с инструментом, вялость и разболтанность движений, излишние движения при игре.
При возникновении первых симптомов проблем со здоровьем следует как можно скорее обратиться за консультацией к врачу. Правильно поставленный диагноз и начатое на ранней стадии лечение существенно увеличивают шансы на выздоровление.


Глава 2. Причины профессиональных заболеваний

Существенной проблемой при лечении профессиональных заболеваний оказываются их рецидивы после завершения лечения и возвращения к трудовой деятельности. Это происходит из-за того, что изначальная причина возникновения заболевания не устраняется.
Основная причина всех профессиональных заболеваний музыкантов—перенапряжение, негативно влияющее на состояние мышц, суставов, сухожилий, соединительной ткани. Стоит отметить, что перенапряжение при игре—это вовсе не неотъемлемая часть исполнительского процесса, как иногда считают. Вызывать перенапряжение могут различные факторы.  Наиболее распространённая причина —неверные ощущения и приёмы при игре. Неосознанные искажения игровых приёмов могут возникать вследствие нарушения единства и целостности двигательной системы организма исполнителя. В идеале тело музыканта должно функционировать как хорошо дифференцированное целое, в котором все его части выполняют положенные функции, взаимодействуют и подчиняются друг другу. Если это правило нарушается, крупные мышцы, обычно берущие на себя силовую нагрузку, перестают участвовать в работе, и их функции начинают выполнять более слабые мышцы, на подобную нагрузку не рассчитанные, что приводит к их перенапряжению. Зажимы мышц затрудняют кровообращение и проводимость нервных импульсов, из-за чего страдает качество исполнения и здоровье музыканта.
Одной из причин подобной разбалансировки игрового аппарата может быть отсутствие или смещение точки опоры, благодаря которой нагрузка распределяется в мышечной сфере естественным образом.
Чрезвычайно важен тонус мышц, участвующих в игре. Одинаково вредна как чрезмерная вялость, так и чрезмерная напряжённость, оптимальным же является их активное и свободное состояние.
Довольно часто встречается у учеников такая ошибка, как стремление скопировать исключительно внешний вид исполнительских приёмов, показываемых педагогом, не придавая при этом значения ощущениям и не улавливая сути. Это не только не помогает добиться желаемого художественного эффекта, но и приводит к неестественным для ученика движениям и излишнему напряжению мышц.  В данных случаях задача педагога—грамотно научить и контролировать соблюдение учеником верных приёмов при игре. Также полезно прививать ученику умение самостоятельно контролировать свои ощущения и внимательно к ним прислушиваться.

Не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья эмоциональное напряжение, неизбежно возникающее при выступлениях на сцене  и в процессе обучения в целом. Психологический дискомфорт часто ведёт к потере контроля за состоянием рук и всего тела. От преподавателя зависит доброжелательность атмосферы на уроках, от родителей— психологический комфорт ребёнка при домашних занятиях. Поскольку наиболее эффективный способ борьбы с чрезмерным сценическим волнением—привыкание к ситуации концерта, преподавателю необходимо устраивать сценические выступления как можно чаще, но избегая при этом выхода на сцену с неготовой программой. Полезно будет провести и психологическую работу с учеником.
Нарушение режима занятий, длительная игра без перерыва тоже может спровоцировать нарушение баланса в игровом аппарате. Концентрация внимания и контроль собственных действий ослабевают через некоторое время в силу естественного утомления организма. Мышцам также требуется отдых после труда. Промежутки времени, через которые необходимо сделать перерыв, и длительность перерыва у всех индивидуальны. Задачей педагога является объяснить ученику важность соблюдения режима занятий, научить его следить за собственными ощущениями и  помочь с нахождением оптимальных временных рамок труда и отдыха. Родители могут помочь ребёнку следить за временем в процессе занятий.
Навредить могут неоправданные завышения сложности репертуара в техническом и эмоциональном плане. Если в исполняемом произведении встречаются трудности, к которым ученик не готов по причине отсутствия необходимой технической базы, его аппарат испытывает чрезмерные нагрузки и приспосабливается к ним зачастую с помощью не самых рациональных приёмов. Задача педагога—обеспечить ученику достаточную техническую подготовку и грамотно подобрать репертуар.

Глава 3. Профилактика профессиональных заболеваний и реабилитация

Большинство проблем со здоровьем исполнительского аппарата закладывается ещё в детском возрасте, со временем приводя к профессиональным заболеваниям. Многих из них можно избежать, грамотно и рационально организовав двигательный процесс. В этом плане многое зависит от педагога. На него ложится ответственность за обучение правильным навыкам игры на инструменте, постоянный контроль применения этих навыков учеником, подбор подходящего по размеру инструмента, грамотный выбор репертуара, создание доброжелательной атмосферы в классе и привлечение внимания родителей к проблемам ребёнка. Эти факторы особенно важны на начальном этапе обучения, но роль педагога не теряет своего значения и для достаточно взрослых студентов. В период реабилитации от действий педагога, его знания принципов функционирования исполнительского аппарата, внимания и контроля, а также психологической поддержки зависит успешность возвращения ученика к здоровому состоянию.
На сегодняшний день проблеме профилактики профессиональных заболеваний и восстановления после них уделяется достаточно много внимания, как в теоретической, так и в практической форме. Широкое распространение и популярность приобретают всевозможные тренинги, мастер-классы, семинары, посвящённые проблемам построения грамотных игровых движений у музыкантов и избавления от дискомфорта при игре. В России одной из наиболее известных организаций, проводящих подобные мероприятия, является Центр профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской. Центр занимается обеспечением медико-психологической поддержки для творческих людей разных специальностей, его мероприятия включают в себя программы повышения физиологической и психологической компетенции, телесно-ориентированную терапию, возрастную психологию и методические знания для педагогов, учеников, родителей и уже состоявшихся музыкантов.
Также нет недостатка в специальной литературе, посвящённой теме профессиональных заболеваний. Существует довольно много разнообразных систем профилактики и реабилитации. Большинство из них основано на схожих принципах и идеях, поэтому ниже будут описаны наиболее известные. Методики профилактики включают в себя большое количество упражнений, но, к сожалению, учебный процесс организован так, что времени на освоение всего объёма доступных упражнений никак не хватит (в противном случае Вы не успеете научить ребёнка играть на инструменте). Преподаватель, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика, может сам подобрать максимально подходящие ему упражнения, чередовать их с другими по мере необходимости или даже придумывать свои.
Упражнения, предназначенные для профилактики, в то же время подходят и для реабилитации. Поскольку основная причина профессиональных заболеваний—неверные ощущения при игре, главной задачей при возвращении к творческой жизни становится воспитание оптимального состояния организма и правильных движений во время исполнения.
Рассмотрим наиболее популярные системы.

Работа А.А. Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» рассчитана на пианистов и включает в себя профилактические/реабилитационные упражнения и упражнения за роялем, позволяющие освоить навыки игры грамотными приёмами с правильными ощущениями. Некоторые общие упражнения могут быть полезны и для скрипачей, поскольку помогают выработать правильные ощущения в теле и в руках  в том числе. С этой гимнастики можно начинать урок или использовать её в процессе занятий для разминки:
1.Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Плавно и медленно подняться на носки, на вдохе поднять руки вверх, кисти при этом висят свободно. Легко развести руки в стороны, на выходе свободно наклониться вперёд, тяжело уронить руки, опустить голову. Дать рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся сами.
2.Освобождение мышц шеи. Выполнять свободные повороты шеи вправо, влево, вверх, вниз; вращения головы. Важно при этом следить за осанкой.
3.Дыхательное упражнение. Считая про себя, сделать глубокий вдох, не поднимая плечи, чтобы грудная клетка расширилась. Сделать постепенный и бесшумный выдох. Следующий вдох через небольшую паузу.
4.Круговые движения рук в разные стороны. Выполнять, следя за осанкой и не поднимая надплечья.
5.Супинация и пронация опущенных рук. Движения имитируют вкручивание лампочки. Выполнять всей рукой.
6.Упражнения с мячом. При выполнении следить за осанкой. Рука работает как продолжение корпуса по закруглённой линии. Ловить мяч одной рукой, подбрасывая вверх. Перебрасывать мяч из одной руки в другую по дугообразной линии. Отпускать мяч и сразу же подхватывать той же рукой (ладонь смотрит вниз), не давая упасть. Отпускать мяч и подхватывать другой рукой, не давая упасть. Выполнять ловко и легко, не сгибать руку в кистевом суставе.
7.Упражнение для укрепления мышц-разгибателей. Положить руки на колени, ладонями вниз. Собрать пальцы в щепотку, затем быстро и легко открыть их (автор приводит ассоциацию с разлетающимися пушинками одуванчика), рука тоже лёгкая. После «взлёта» пальцы свободно опадают. Важно почувствовать полностью раскрывающуюся ладонь и отсутствие натяжения разгибателей на тыле кисти.  Кисть не сгибать и не разгибать. То же упражнение можно повторить, после «взлёта» естественно собирая пальцы обратным движением к себе.

В целом система восстановления А.А.Шмидт-Шкловской направлена не на полное расслабление мышц, которое имеет смысл только в процессе лечения заболевания, а на приведение рук в готовое к игре, активное состояние; нахождение баланса между чрезмерным напряжением и расслабленностью. Поэтому упражнения подойдут как для профилактики, так и для реабилитации.

Книги В.Х.Мазеля «Музыкант и его руки»(в двух частях) и «Теория и практика движения» содержат в себе подробную теоретическую часть, объясняющую принципы функционирования аппарата исполнителя и дающую рекомендации относительно методики обучения начинающих музыкантов с достаточно детальным описанием постановочного процесса, и практическую часть с комплексами упражнений. Упражнения рассчитаны на подготовку и развитие всех мышечных групп, имеющих отношение к исполнительскому процессу, формирование правильной осанки, а также освоение грамотных движений и установления взаимосвязей между частями игрового аппарата.

Основные идеи системы заключаются в том, что все движения должны быть осознаны, физиологически обоснованы и целесообразны, т.е. без излишних силовых затрат. Важно чёткое взаимодействие между силовыми и двигательными группами мышц, при котором более сильные мышцы формируют движения более слабых. Подчёркивается роль осанки и системы точек опор корпуса, являющихся основой для постановки рук. Все игровые движения представляются состоящими из трёх фаз:
Фаза 1—«подготовка действия»
Фаза 2—«действие»
Фаза 3—«освобождение после действия»
Последняя фаза должна обеспечить компенсацию напряжения, возникающего в процессе движения. Расслабление предлагается производить с помощью «люфтов»--свободных покачиваний частей руки в естественных для суставов направлениях.
Процесс постановки рук для облегчения восприятия учеником предлагается разделить на три стадии:
1.Предпостановочный период, в который производится подготовка тела ученика к новым для него ощущениям с помощью упражнений во избежание излишней напряжённости.
2.Разобщённая постановка рук. Освоение базовых двигательных ощущений каждой из рук по отдельности.
3.Соединение рук на базе разобщённой постановки.
На начальном этапе обучения рекомендуется использовать конкретные тактильные ощущения, прикосновения к работающим мышцам для лучшего понимания ощущений.
Система предназначена для предотвращения проблем с аппаратом, но некоторые упражнения подойдут и для реабилитации.


В книге Ш.Таца «Психофизические средства восстановления профессиональной работоспособности и профилактики патологических состояний в системе «Хорошо настроенное тело»» предлагается авторский метод восстановления профессиональной работоспособности музыкантов и танцоров—“Body tuning”. Система объединяет в себе разные методы работы с телом и подразумевает индивидуальный подход с учётом возраста, физической подготовки, образа жизни и степени занятости пациента. Методика включает в себя овладение навыками самомассажа с воздействием на биологически-активные точки, приёмы мышечной и психической релаксации, привитие правил здорового образа жизни, работу над мотивацией и борьбу со страхом, а также комплекс физических упражнений, помогающих мышечной системе быстрее восстановиться.
Физические упражнения подобраны для воздействия преимущественно на патологические отделы опорно-двигательного аппарата: плечевой пояс, спина и шея, позвоночник, предплечья, кисти. Выполняются они как при помощи спортивных снарядов (гантели, ролик, эспандер, гимнастическая палка), так и без них. Некоторые упражнения рассчитаны на выполнение с помощью/под контролем врача.
Для плечевого пояса предусмотрены упражнения на растяжку, вращение плеча и тренировку мышечной силы.
При патологии спины и шеи предлагается растягивание больших и малых грудных мышц, лестничных и коротких подзатылочных мышц.
При проблемах с поясничным отделом применяются упражнения для укрепления мышц-разгибателей спины, растягивания мышц поясничной области и укрепления мышц живота.
Для области кисти и локтя разработана гимнастика, повышающая подвижность лучезапястного сустава, растягивающая глубокие и поверхностные разгибатели пальцев, укрепляющая сгибатели и разгибатели.
Существует комплекс упражнений для контроля и исправления осанки.
Также интересны упражнения с мячом, включающие в себя броски мяча вверх, броски вверх с закручиванием, удары об землю с пронацией и супинацией, броски от плеча партнёру или в корзину, броски из-за головы с прогибом, вращение лежащего мяча пальцами в разные стороны, бросание теннисного мяча об пол с последующим подхватыванием его ладонью и пальцами, перебрасывание мяча из руки в руку с постепенным увеличением расстояния между руками.
Определённую пользу может принести гимнастика для выполнения в паузах между занятиями. Этот комплекс упражнений направлен на расслабление мышц, испытывающих нагрузку при игре, их подготовку к дальнейшей работе, а также на восстановление кровообращения после долгого пребывания в статичном положении.
Подчёркивается значимость следующих принципов физической нагрузки: сознательность, постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность, наглядность, достаточность (ориентироваться необходимо на состояние суставов).
Важная составляющая часть методики посвящена массажу. Массаж—эффективное лечебно-профилактическое средство. В случае с музыкантами массаж обычно используется  в процессе лечения профессиональных нарушений. В повседневной жизни для восстановления после нагрузок и поддержания здоровья может использоваться самомассаж. При самомассаже используются все основные приёмы массажа в такой же последовательности. От продолжительности и интенсивности массажа зависит его воздействие на организм: энергичный и непродолжительный массаж оказывает возбуждающий эффект, длительный и спокойный расслабляет нервную систему.  Правильно сделанный массаж улучшает кровообращение в мышцах, положительно влияет на их силу и выносливость.
Другой аспект работы Ш.Таца—методика психической саморегуляции. Психическая саморегуляция—воздействие на самого себя при помощи слов и мысленных образов. Различают два подхода: самоубеждение—воздействие с помощью логических доводов в активном состоянии сознания; самовнушение—воздействие с использованием веры в состоянии глубокой релаксации. Наибольший эффект ментального воздействия достигается в дремотном состоянии, поэтому умение расслабляться—основа самовнушения. Для успешного освоения саморегуляции приводятся программы мышечной релаксации, психической релаксации и техники борьбы со страхом.
В результате приобретаются навыки регуляции напряжения, умения контролировать восприятие стрессовых ситуаций.
Упражнения данной системы могут быть полезны для поддержания и восстановления физической формы музыканта, общего укрепления и оздоровления организма и отчасти помогут выработать грамотные исполнительские движения. Самомассаж и акупунктура применимы для поддержания здоровья и избавления от зажимов. Методы психологической релаксации могут помочь снять излишнее напряжение.

Полезной может оказаться и книга В.А.Гутерман «Возвращение к творческой жизни».
Работа описывает авторский «осязательно-двигательный» метод на примере реальных случаев восстановления после профессиональных заболеваний. Основные идеи этого метода таковы: причина любого заболевания заключается в нарушении баланса двигательной системы музыканта, влекущем за собой ухудшение кровоснабжения и проводимости нервных импульсов. Наиболее частое проявление нарушения баланса—контрактура. Восстановление происходит без инструмента, мышца возвращается к здоровому состоянию путём сравнения ощущений и состояний пострадавшей руки ученика и здоровой руки педагога. Для полноценного возвращения к музыкальной деятельности необходимо обратить внимание на повышение мышечного тонуса (особенно это касается мышц спины), объединяющие движения мышц плечевого пояса и спины, собранность запястья. Воспитание грамотных мышечных ощущений осуществляется с помощью контакта руки педагога и ученика. Контролировать необходимо не только игровые движения, но и бытовые, так как излишние мышечные напряжения при повседневных действиях могут переходить в исполнительскую сферу. Главная задача метода--развитие «исполнительского слуха», основывающегося на прямых и обратных связях между мышечными ощущениями и звучанием и способствующего взаимообогащению чуткого слуха, отчётливого представления о художественной цели и тонких тактильных ощущений. Хотя в книге В.А.Гутерман и не содержится конкретных описаний упражнений и подробных методов работы,  изложенные в ней идеи могут быть полезны ученикам и педагогам.

Чрезвычайно интересна для практического применения в целях профилактики и коррекции проблем с аппаратом книга Александры Тюрк-Эспитальер “Musicians in Motion”(“Музыканты в движении”). Работа нацелена на профилактику проблем с аппаратом, устранение болевых ощущений, улучшение качества исполнения.
В основе методики лежит представление о физиологически грамотной постановке, основанной на принципах функционирования организма как единого целого и обеспечивающей не только полноценное владение инструментом и выполнение художественных задач, но и отсутствие дискомфорта.
Методика Александры Тюрк-Эспитальер предусматривает избавление от вредных привычек музыкантов, проявляющихся во время игры и в повседневной жизни, а также контроль за физиологическими и психологическими факторами, влияющими на игровую свободу. Коррекция проблем с постановкой осуществляется при помощи соблюдения правил гигиены труда и выполнения специальных упражнений.  Благодаря разделению упражнений на группы по методу воздействия(мобилизация, развитие силы, растяжка, координация) и области воздействия( нижняя часть спины; верхняя часть спины; шея; плечи и руки; предплечья, кисти, ладони и пальцы), каждый музыкант может самостоятельно подобрать необходимый ему комплекс. В этом поможет информация об особенно уязвимых зонах исполнителей на том или ином инструменте и рекомендуемых для них упражнениях. Так, скрипачам и альтистам рекомендуется выполнять упражнения для шеи из групп «мобилизация» и «развитие силы»; для плеч из групп «мобилизация», «развитие силы», «растяжка», «координация»; для предплечий из группы «растяжка»; для запястий из группы «мобилизация».

Сами упражнения не трудны для выполнения, многие из них удобно делать не только дома, но и на уроке под наблюдением преподавателя. Правильно организовать домашние занятия с максимальной пользой для аппарата поможет раздел с рекомендациями по построению индивидуальной программы тренировок.
Упражнения из группы «мобилизация» направлены на улучшение циркуляции крови и притока кислорода к мышцам, помогают разогреть их и подготовить к игре. Полезно выполнять их перед началом занятий и в перерыве.
Упражнения из группы «развитие силы» направлены на укрепление слабых мышц, делают их более выносливыми и устойчивыми к нагрузкам, способствуя  предотвращению повреждений. Эти упражнения рекомендуется выполнять отдельно, не перед началом занятий или во время перерыва, поскольку они вызывают усталость мускулатуры, что снижает координацию и скорость нервно-мышечных реакций.
Упражнения из группы «растяжка» повышают эластичность и подвижность мышц, улучшают их снабжение кислородом, избавляют от скованности. Полезно выполнять упражнения на растяжку в перерыве или после окончания занятий.
Упражнения из группы «координация» развивают координацию всего тела как единого целого, повышают скорость нервно-мышечных реакций, что положительно сказывается на технике. Лучший момент для их выполнения—середина домашних занятий.

Приобретённые полезные привычки, изменения в постановке, правильные ощущения в теле необходимо скоординировать с процессом звукоизвлечения. Для этого рекомендуется 10 минут в день тратить на выполнение корректирующих упражнений вместе с инструментом. Для таких занятий в данной методике разработана специальная таблица, указывающая связь художественной задачи в исполнении с физиологическими аспектами, позволяющими её реализовать, и необходимыми для этого упражнениями. Во время выполнения упражнения музыкант играет простую мелодию, прослеживая взаимосвязь физических ощущений и изменения качества звука.

Обобщая, можно сказать, что методика “Musicians in Motion” отличается подробными и доступными объяснениями, разнообразием упражнений и чётко выстроенной системой работы с проблемными моментами исполнительского аппарата.


                                 




Заключение

Таким образом, после рассмотрения разнообразных источников по тематике данной работы приходим к выводу, что для успешной профилактики и восстановления после перенесённых профессиональных заболеваний необходимо уделить большое внимание поиску причины заболевания, её устранению (или предотвращению). Помочь в этом может рассмотренная выше методическая литература и специальные тренинги. Применение полученных знаний педагогом в процессе обучения поможет юным скрипачам избежать серьёзных проблем со здоровьем исполнительского аппарата в будущем. Наблюдение за своим здоровьем и своевременное обращение к врачу при возникновении проблем тоже способствует сохранению профессионального долголетия.



Список  литературы

Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. Составление и подготовка текста С.М.Фроловой. Екатеринбург: Гуманитарно-экологический лицей, 1994.—с 11 ил.

Мазель В.Х. Музыкант и его руки. Кн. Вторая: Формирование оптимальной осанки.—СПб: Композитор. Санкт-Петербург,2005.—52 с.

Мазель В.Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. СПб.: Композитор(СПб), 2002.—180 с.

Мазель В.Х. Теория и практика движения. Советы музыканта и врача.—Спб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2010.—200 с.

Пронькова Е.Н. Клиника, лечение и профилактика профессиональных заболеваний рук у музыкантов: Автореферат дис. на соискание учебной степени кандидата медицинских наук/ АМН СССР. Ин-т гигиены труда и проф.заболеваний.—Москва, 1967.—18 с.

Струве Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний (смычковая группа). -Л.: «Музыка», 1985.-С.60.

Тац Ш. Психофизические средства восстановления профессиональной работоспособности и профилактики патологических состояний в системе «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) (Ш.Тац; С.-Петерб. НИИ физ.культуры. Рос.гос.пед. ун-т им. А.И.Герцена. Фак.физ.культуры.—СПб.: НИИХ, 2002.—106 с.

Частная физиотерапия: Учебное пособие/ Под ред. Г.Н. Пономаренко.—М.: ОАО «Издательство «Медицина»»,2005.—744 с.


 
   Шмидт-Шкловская.А.А. О воспитании пианистических навыков. Издание 2-е.--Л., «Музыка», 1985. –С.60.


Alexandra Türk-Espitalier.  
Musicians in Motion 100 Exercises with and without Instrument. ZM 00035 ISMN 979-0-010-00035-0  2016 by Musikverlag Zimmermann, Germany.