Методическая разработка открытого урока «Некоторые особенности работы над различными видами совместного музицирования в классе общий курс фортепиано»

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю,повышает чувство ответственности, помогает учащимся приобрести разнообразные и полезные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_grigorevna_otkrytyy_urok_ansambl.docx18.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Преподаватель ОКФ Штебнер Е.Г.

Тема «Некоторые особенности работы над различными видами совместного музицирования в классе общий курс фортепиано»

Цель урока:

Воспитание эстетически развитой личности, развитие творческих способностей, углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов совместного музицирования.

Задачи урока:

Обучающие:

Формирование исполнительских навыков игры в ансамбле.

Развивающие:

Развитие музыкального вкуса и понимания у учащихся;

Развитие эмоциональной среды учащихся;

Воспитывающие:

Привитие интереса и любви к музыкальному искусству;

Воспитание чувства ответственности за себя и за партнера;

Воспитание исполнительской и слушательской культуры.

21.11.2020 г.

Оборудование – фортепиано, флейта, скрипка.

Учащиеся: Иванова Василина- 4 год обучения по окф, 5 год обучения по домре, Наумова Анастасия – 3 класс обучения по окф, 4 год обучения по классу скрипки.

План урока.

Ансамбль- как основа творческого партнерства;

Технические возможности партнеров ансамбля;

Ритмический слух в ансамблевой игре;

Синхронность в исполнении партнеров;

Динамическое разнообразие в ансамбле.

Содержание урока.

После определения и выбора репертуара приступаем к работе.

Начальный этап работы над партиями я провожу с каждым учащимся отдельно.

После индивидуального прочтения-разбора произведения приступаем к совместной работе.

Это целый творческий процесс, где проявляются индивидуальные способности каждого учащегося, выясняется степень активности каждого партнера. В ансамблевой игре мы придерживаемся принципа равноправия. С первых минут ансамблевой работы прививается основа «азбуки» ансамбля- это синхронность, общность ритмического пульса, передача голосов от партнера к партнеру.

Начинаем с разминки: гамма Ми-мажор; учащимся предлагается несколько простых мелодий с несложным аккомпанементом. Можно исполнить мелодии песен народного творчества.

То не ветер ветку клонит р.н.п.

Как пойду я на быструю речку р.н.п.

Танцуем буги И.Шмитц

Ансамблисты на разных мелодиях меняются партиями.

Важен воспитательный момент: учащиеся участвуют в творческом процессе вместе, это способствует их большому взаимопониманию.

Основой техники ансамблистов заключаются в умении играть вместе. Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе держать паузу. Одновременное вступление обычно достигается незаметным  жестом одного из партнеров. Для подачи такого сигнала нужна необходимая тренировка.

Учащимся предлагается исполнить два произведения

-Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» В.Моцарт

- Вальс из балета «Спящая красавица» П.Чайковский.

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:

-Синхронность звучания двух партий;

-Единство темпа и ритма партнеров;

-Единство динамики;

Единство фразировки и согласованность штрихов.

Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер, особенно динамика важное значение приобретает в сфере фразировки, по-разному поставленные логические акценты, кардинально меняют смысл музыкального построения.

В ансамблевой игре лучше развиваются навыки чтения с листа.

Ансамблевая игра способствует развитию внутреннего слуха, активизирует внимание. Учащийся вынужден подчиниться заданному партнером темпу, продолжать игру хотя бы одной рукой, ловить партнера на ходу. Тем самым мобилизуется внимание и воля ученика.

Упрощенная фортепианная фактура позволяет избежать многих технических трудностей. Учащимся предлагается прочитать с листа две-три мелодии.

Сборник Чтения нот с листа в классе фортепиано Издательство «Гармония» Спб. 2007 г. помогает освоению обновляющего материала, развивает самостоятельность. Учащиеся приобретают профессиональные навыки. Часто робкие дети, имеющие средние способности, в процессе ансамблевой работы вдруг проявляют смелость и находчивость в совместной игре. Занятия по аккомпанементу важны для расширения динамического диапазона учащихся, т.к. каждый аккомпанемент нужно играть по новому: с разной силой звука, фразировкой, выделением низких и высоких регистров фортепиано.

Интересным разделом в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, то есть ансамбль с участием других инструментов. Знакомство с инструментальным аккомпанементом, звучанием различных инструментов способствует формированию и развитию музыкального интеллекта учащихся, определяет их музыкальную культуру, вкус, кругозор.

Репертуар подбирается с учетом технических и творческих способностей. После выбора репертуара и для начала совместной работы, учащимся необходимо предложить заранее познакомиться со своей партией (разобрать ее) и затем в классе, при совместной работе соединить обе партии.

Важно подсказать ученику необходимость разного характера в исполнении соей партии при аккомпанементе различным инструментам.

Учащиеся исполняют две разнохарактерных пьесы.

1. Казачок А. Даргомыжский – где аккомпанемент проходит в фортепианной партии, исполняет Наумова Анастасия, сольную партию играет Иванова Василина на домре.

2. «Санта –Лючия», итальянская народная песня. В этой песне аккомпанирует на домре Иванова Василина, а тему играет на фортепиано Наумова Анастасия.

Главная трудность в ансамблевой игре – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий. И на любом этапе работы внимание каждого партнера должно быть обращено на выработку умение слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.

Заключение.

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Игра  в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, помогает учащимся приобрести разнообразные и полезные умения и навыки.

Список использованной литературы:

1.Чтение нот с листа в классе фортепиано издательство «Гармония» Спб 2007 г.

2. Вместе весело играть. Фортепианные ансамбли. Издательство «Союз художников»

3. Фортепианная игра А.Николаев.