Методическая разработка открытого урока «Некоторые особенности работы над различными видами совместного музицирования в классе общий курс фортепиано»
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю,повышает чувство ответственности, помогает учащимся приобрести разнообразные и полезные умения и навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Преподаватель ОКФ Штебнер Е.Г.
Тема «Некоторые особенности работы над различными видами совместного музицирования в классе общий курс фортепиано»
Цель урока:
Воспитание эстетически развитой личности, развитие творческих способностей, углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов совместного музицирования.
Задачи урока:
Обучающие:
Формирование исполнительских навыков игры в ансамбле.
Развивающие:
Развитие музыкального вкуса и понимания у учащихся;
Развитие эмоциональной среды учащихся;
Воспитывающие:
Привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
Воспитание чувства ответственности за себя и за партнера;
Воспитание исполнительской и слушательской культуры.
21.11.2020 г.
Оборудование – фортепиано, флейта, скрипка.
Учащиеся: Иванова Василина- 4 год обучения по окф, 5 год обучения по домре, Наумова Анастасия – 3 класс обучения по окф, 4 год обучения по классу скрипки.
План урока.
Ансамбль- как основа творческого партнерства;
Технические возможности партнеров ансамбля;
Ритмический слух в ансамблевой игре;
Синхронность в исполнении партнеров;
Динамическое разнообразие в ансамбле.
Содержание урока.
После определения и выбора репертуара приступаем к работе.
Начальный этап работы над партиями я провожу с каждым учащимся отдельно.
После индивидуального прочтения-разбора произведения приступаем к совместной работе.
Это целый творческий процесс, где проявляются индивидуальные способности каждого учащегося, выясняется степень активности каждого партнера. В ансамблевой игре мы придерживаемся принципа равноправия. С первых минут ансамблевой работы прививается основа «азбуки» ансамбля- это синхронность, общность ритмического пульса, передача голосов от партнера к партнеру.
Начинаем с разминки: гамма Ми-мажор; учащимся предлагается несколько простых мелодий с несложным аккомпанементом. Можно исполнить мелодии песен народного творчества.
То не ветер ветку клонит р.н.п.
Как пойду я на быструю речку р.н.п.
Танцуем буги И.Шмитц
Ансамблисты на разных мелодиях меняются партиями.
Важен воспитательный момент: учащиеся участвуют в творческом процессе вместе, это способствует их большому взаимопониманию.
Основой техники ансамблистов заключаются в умении играть вместе. Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе держать паузу. Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из партнеров. Для подачи такого сигнала нужна необходимая тренировка.
Учащимся предлагается исполнить два произведения
-Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» В.Моцарт
- Вальс из балета «Спящая красавица» П.Чайковский.
Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
-Синхронность звучания двух партий;
-Единство темпа и ритма партнеров;
-Единство динамики;
Единство фразировки и согласованность штрихов.
Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер, особенно динамика важное значение приобретает в сфере фразировки, по-разному поставленные логические акценты, кардинально меняют смысл музыкального построения.
В ансамблевой игре лучше развиваются навыки чтения с листа.
Ансамблевая игра способствует развитию внутреннего слуха, активизирует внимание. Учащийся вынужден подчиниться заданному партнером темпу, продолжать игру хотя бы одной рукой, ловить партнера на ходу. Тем самым мобилизуется внимание и воля ученика.
Упрощенная фортепианная фактура позволяет избежать многих технических трудностей. Учащимся предлагается прочитать с листа две-три мелодии.
Сборник Чтения нот с листа в классе фортепиано Издательство «Гармония» Спб. 2007 г. помогает освоению обновляющего материала, развивает самостоятельность. Учащиеся приобретают профессиональные навыки. Часто робкие дети, имеющие средние способности, в процессе ансамблевой работы вдруг проявляют смелость и находчивость в совместной игре. Занятия по аккомпанементу важны для расширения динамического диапазона учащихся, т.к. каждый аккомпанемент нужно играть по новому: с разной силой звука, фразировкой, выделением низких и высоких регистров фортепиано.
Интересным разделом в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, то есть ансамбль с участием других инструментов. Знакомство с инструментальным аккомпанементом, звучанием различных инструментов способствует формированию и развитию музыкального интеллекта учащихся, определяет их музыкальную культуру, вкус, кругозор.
Репертуар подбирается с учетом технических и творческих способностей. После выбора репертуара и для начала совместной работы, учащимся необходимо предложить заранее познакомиться со своей партией (разобрать ее) и затем в классе, при совместной работе соединить обе партии.
Важно подсказать ученику необходимость разного характера в исполнении соей партии при аккомпанементе различным инструментам.
Учащиеся исполняют две разнохарактерных пьесы.
1. Казачок А. Даргомыжский – где аккомпанемент проходит в фортепианной партии, исполняет Наумова Анастасия, сольную партию играет Иванова Василина на домре.
2. «Санта –Лючия», итальянская народная песня. В этой песне аккомпанирует на домре Иванова Василина, а тему играет на фортепиано Наумова Анастасия.
Главная трудность в ансамблевой игре – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий. И на любом этапе работы внимание каждого партнера должно быть обращено на выработку умение слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.
Заключение.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, помогает учащимся приобрести разнообразные и полезные умения и навыки.
Список использованной литературы:
1.Чтение нот с листа в классе фортепиано издательство «Гармония» Спб 2007 г.
2. Вместе весело играть. Фортепианные ансамбли. Издательство «Союз художников»
3. Фортепианная игра А.Николаев.