Выразительные средства в музыке - интонация

В данной статье рассматривается интонация как средство выразительности в музыке, и связь ее со словесной, вербальной человеческой речью. Без интонации речь музыкальная и речь вербальная - набор звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _1.docx17.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БОЛОТОВА Н.И.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В МУЗЫКЕ – ИНТОНАЦИЯ

Интонация – лат. intonare – громко произносить. Интонация в музыке – это мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение. Музыкальная речь аналогична словесной. Слушая актёра – чтеца, мы обращаем внимание не столько на ритм и пластику выражения, сколько, в первую очередь, на верность интонаций. Как часто у пианистов умильные интонации, переданные нежно-красивым звуком в лучшей легатной манере, вводят в заблуждение. Музыкальность – это с чувством проинтонированная мысль. Искусство интонации следует тренировать. Сам звук имеет суверенные возможности: энергию, окраску, свою власть, должен творить чудеса. Дирижёр Бруно Вальтер следовал заповеди – «сначала интонированная мысль». Всё у него было сынтонировано: речь, симфония Чайковского, походка, суждения и даже интервью». «Интонируйте свободно, я Вам доверяю» (Артисту).

        Начиная с малых лет, в годы формирования навыков речи, важно, чтобы ребёнок слышал мелодии с ритмом и интонациями, соответствующими его родному языку, и начинал подражать им. Л.Баренбойм, известный музыкант XX-го века, говорит о ритмоинтонации. Для этой цели наиболее подходящий материал составляет народная традиция: попевки, детские песни, переходящие веками из уст в уста. Каталин Ферран – представительница венгерской школы музыки, указывала, насколько желательно воспитывать речевые и музыкальные интонации в единстве».

        И.Рабинович – известный представитель советской школы, утверждал: «Одна из задач начального обучения музыке – ввести ребёнка в мир искусства звуков, привить ему любовь к музыкальной речи, научить его переживать выразительность музыкального языка. Первыми музыкальными интонациями, которые воспроизводятся ребёнком, должны быть интонации родной музыкальной речи, то есть интонации русской народной песни».

        Следует заметить, что непосредственных указаний, как надо интонировать ту или иную мелодию, нет. Всё зависит от цели и средств в данном виде творчества.

        Коснемся вскользь произведений Иоганна Себастьяна Баха, в исполнении которых интонирование мотивов играет, как известно, существенную роль. Интонацию следует искать, по выражению известного пианиста Евгения Либермана. Чтобы «найти» её более верно, нужно знать стиль, эпоху (отсюда нюансировка, приём игры, звукоизвлечение). Большое значение при создании произведения искусства имеет также вкус. Всякое музыкальное произведение возникает на основе вкуса; чувства меры, гармоничного и негармоничного. Известный музыковед Б. Яворский выдвинул идею интонирования как сущности музыки (её впоследствии фундаментально разработал Б. Асафьев – музыковед). Он понимал музыку как исторически и мировоззренчески обусловленный способ связи композитора и слушателя. Принципы интонирования практикуются им как одна из функций общественного сознания определённой эпохи». «В периоде веков некоторые принципы интонирования могут возрождаться и временно скрываться. Б. Асафьев даёт социально-психологическое обоснование интонационной природе музыки; музыка и речь – это «ветви одного звукового потока, обе они одной природы, а именно, являются непосредственными выразителями эмоциональных состояний человека. Интонация «родник музыки», «материал музыкального образа, её сущность». Вне интонации музыка – только комбинация звуков. «Интонация – деятельность человеческого интеллекта, особая форма его мышления».

Литература:

  1. Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс», Л., 1963 г.
  2. Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс», Изд. II, Л., 1971 г.
  3. Каган М.С. «Музыка в мире искусств», «Советская музыка». №1, 1987 г.
  4. Болотова Н.И. «Социальная обусловленность музыкального мышления», Диплом, Л., 1986 г.