Концертная деятельность детского хореографического коллектива МБУ ДО «Сюрприз» Вербилковской ДШИ (из опыта работы)

Владимирова Лариса Геннадьевна

Концерты хореографических коллективов являются составной частью духовной жизни общества, они играют большую и очень важную роль в жизни коллектива и нужны как исполнителям, получающим возможность продемонстрировать плоды кропотливой работы за определенный промежуток времени, так и зрителям, которые могут дать оценку этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Концертная деятельность

детского хореографического коллектива МБУ ДО «Сюрприз» Вербилковской ДШИ

(из опыта работы)

Автор-составитель:

Владимирова Лариса Геннадьевна

концертмейстер

хореографического отделения

2020-2021г.

ВВЕДЕНИЕ

Концерты хореографических коллективов являются составной частью духовной жизни общества, они играют большую и очень важную роль в жизни коллектива и нужны как исполнителям, получающим возможность продемонстрировать плоды кропотливой работы за определенный промежуток времени, так и зрителям, которые могут дать оценку этой работы.

Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним учебным и репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. Тем более, хореографические композиции - это один из наиболее зрелищных видов концертных номеров, пользующихся у публики неизменной популярностью. Поэтому неотъемлемой частью творческой жизни детского хореографического коллектива является сценическая практика, которая включает в себя различные виды концертной деятельности, то есть постоянное или периодическое участие в различных мероприятиях, проектах, фестивалях и конкурсах. Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса.

Концерты - это демонстрация итогов работы хореографа, концертмейстера, обучающихся. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия танцами, как правило, направлены на развитие физических и эстетических способностей ребенка. Учебный процесс достаточно утомительный и монотонный, поскольку приходить в зал каждый день и отрабатывать одни и те же комбинации не так-то просто. Но если ребёнок знает, что всё, что он делал в зале во время учебного процесса, будет иметь результат в виде выхода на сцену, занятия превращаются в праздник и ожидание концерта, фестиваля, конкурса и т.д. У детей формируется отчётливое представление о прямой связи учебного и репетиционного процесса с выходом на сцену, появляется стимул к самосовершенствованию, в коллективе появляется здоровая конкуренция.

Для выступлений на сцене педагог готовит специальные танцевальные номера на определённую тематику, исходя из возрастных физических и психологических особенностей детей конкретного возраста, а также пройденного учебного материала.

Совместные выходы на концерты, а также поездки на фестивали и конкурсы с детьми помогают сплотить и сдружить детский коллектив, помогают наладить взаимоотношения воспитанников и педагога, лучше узнать друг друга. У детей формируются навыки поведения в обществе, они становятся более общительными, находят новых друзей, расширяют образовательный кругозор, повышают культурный, нравственный и эстетический уровни развития.

Концертное выступление - ответственный момент в жизни хореографического коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении хореографических номеров перед публикой.

Публичные выступления погружают детей в особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, радостью, переживанием, гордостью, пробуждает интерес, позволяют увидеть значимость своих танцевальных занятий, укрепляют и расширяют кругозор.

ФОРМЫ КОНЦЕРТНО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концерт

Неотъемлемой частью творческой жизни детского хореографического коллектива является сценическая практика, которая включает в себя различные виды концертной деятельности, то есть постоянное или периодическое участие в различных мероприятиях: отчетных концертах, концертах, приуроченных к определенной дате, проектах, фестивалях, конкурсах.

Участие в концертах, посвящённых каким-либо датам, событиям и мероприятиям позволяет коллективу регулярно исполнять хореографические номера и приобретать опыт выступлений на публике, развивать актёрское мастерство, чувствовать сценическую площадку (владеть понятиями «кулисы», «задник», «авансцена», «рампа»), наращивать свой танцевальный потенциал.

Участие в концертах иного статуса позволяет юным танцовщикам обрести эмоциональную и физическую свободу, придаёт им уверенности для последующих выступлений уже в других формах сценической деятельности. 

Ответственным моментом в жизни коллектива являются отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Традиционно Дом культуры организует их два раза в год - зимой (перед новым годом) и весной (в конце учебного года). Концерт проходит празднично в зале с большим количеством гостей, в число которых входят родители, бабушки, дедушки наших артистов и, конечно, педагоги. Дети подходят к этому значимому событию с большой ответственностью, ведь в зале сидят главные зрители - их близкие.

В отчетных концертах представлен весь репертуар коллектива, работа над которым идет на протяжении всего учебного года. Нужно выстроить очередность танцевальных номеров таким образом, чтобы показать все разнообразие и, при этом, не утомить зрителя. На концертах такого рода необходимостью является быстрая смена костюма, а для этого каждый участник должен знать, где он находится и когда следует его надевать. Поэтому важно в течение года приучать детей к самодисциплине, ответственному отношению к реквизиту, сценическому костюму.

Концертная программа должна быть разнообразной и подчеркивать индивидуальность данного коллектива. Танцевальный и музыкальный материал, драматургия концерта - всё должно «работать» на имидж коллектива.

Еще одна форма концертной деятельности - выездные концерты в районы области, особенностью которых является «пропаганда своего искусства» в таком же учреждении.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление помогает более точно выявить способности, динамику развития учеников, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает выдержку, творческое воображение и артистизм. Для успешного выступления наиболее значимыми являются психологические состояния: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность. Оно помогает сплотить коллектив, и, следовательно, улучшить творческую дисциплину участников.

Фестиваль

Участие в фестивале, особенно высокого уровня всегда является праздником. С одной стороны, фестиваль - это не конкурс, здесь нет соревнования между хореографическими коллективами, а с другой стороны, когда на фестивале присутствуют коллективы высокого уровня - это накладывает определённую ответственность за свой коллектив, за степень его подготовки. На фестивале участники обмениваются профессиональным опытом (особенно ценно это для преподавателей), имеют возможность увидеть различные танцевальные направления, новые подходы к преподаванию тех или иных дисциплин, знакомятся с творчеством других коллективов. Атмосфера на фестивале более свободная, чем на конкурсе. Среди фестивалей хореографии особое место занимает открытый фестиваль-конкурс творчества детей и молодежи «Максимум танца», который традиционно проходит в  г.Мытищи.

Конкурс

Конкурс - это самая сложная форма концертно-исполнительской деятельности как для детей, так и для педагога. Если на концертах и фестивалях выступление коллектива оценивает публика, то на хореографическом конкурсе присутствует компетентное жюри, состоящее из профессионалов. К подбору репертуара на конкурс следует относиться очень внимательно, в хореографии даже есть такое понятие как «неконкурсный номер».

Танцевальный номер должен соответствовать определённым критериям: драматургия, лексический материал, стилевое направление, подбор музыкального материала, техническое наполнение, соответствие сценического костюма, причёски и грима, актёрское мастерство. Дети всегда очень волнуются при подготовке к конкурсу и тем более перед выступлением. Не стоит ругать детей перед выходом на сцену, если вдруг что-то не получается и разладилось, вряд ли за короткое время можно будет что-то поправить, а настроение и эмоциональная составляющая будут безнадёжно испорчены. Наоборот, нужно приободрить и вселить в танцовщиков уверенность, что всё будет в порядке и у ребят буквально «вырастут крылья за спиной». Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности сплачивают детский коллектив. Ребята придумывают определённые ритуалы для привлечения удачи, самостоятельно репетируют за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу и настроиться эмоционально на танцевальный номер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концертная деятельность даёт возможность детскому хореографическому коллективу показать свою творческую работу перед широкой публикой, а фестивали и конкурсы помогают сравнить её с творческими достижениями других коллективов. Концертно-исполнительскую деятельность следует обязательно планировать, выступления не должны мешать учебно-образовательному процессу детей.

Концертные, фестивальные и конкурсные планы, как правило, составляются на полугодие или год, с учетом основных праздников, знаменательных дат, конкурсных программ, обязательных отчетных концертов и степени подготовленности воспитанников коллектива. К организации и проведению любого выступления, независимо от того, выступает коллектив с большой программой на сцене или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Обязательно следует отмечать положительные моменты. Успешное выступление, тепло встреченное публикой, формирует положительное мнение о коллективе, его исполнительских возможностях. Безусловно, это укрепляет у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством и расти творчески. Нельзя выходить на сцену с недоученными или неотрепетированными танцевальными номерами. Надо обращать внимание на недостатки, а сценические неудачи обсуждать и анализировать вместе с детьми с целью их устранения в дальнейшей творческой деятельности. Это помогает развитию самоконтроля, мышления, выявляет слабые стороны каждого исполнителя. Очень полезно записывать выступления на видео, а потом совместно просматривать с участниками коллектива. На наглядном примере легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть недостатки.

Таким образом, основные формы концертной деятельности помогают, прежде всего, активизировать учебный процесс, в результате чего происходит формирование сценической, а через это и личностной уверенности у обучающихся.

В заключении следует подчеркнуть, что концертная деятельность - это важная составляющая творческой жизни детского хореографического коллектива. Превращение выступления на сцене в средство воспитания, придание ему педагогического смысла - одна из главных задач. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - это то, для чего коллектив выходит на сцену, то, для чего проводятся все занятия и репетиции. Благодаря успешным выступлениям коллектива, участию в фестивалях и конкурсах укрепляется творческая и профессиональная репутация детского хореографического коллектива.

В Доме Культуры п. Вербилки созданы все условия для организации и проведения  различных мероприятий во благо развития творческих способностей детей. Как показывает многолетняя практика работы концертмейстером в хореографических коллективах - танцевальное искусство является важным фактором личностного роста каждого ребенка и положительно влияет на его физическое и психическое здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива. Актуальные задачи педагогики: материалы VI международной научной конференции (г. Чита, январь 2016г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - c. 118-120. [Электронный ресурс] www.moluch.ru

2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. Переработанное. И доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.

3. Концерт [Электронный ресурс]. URL // http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная» / Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs

5. Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива [Электронный ресурс]. URL // http://www.vevivi.ru/best/