Обучение игре на ударных и шумовых инструментах детей в оркестре народных инструментов

Владимир Сергеевич Гудков

          Исполнительство на ударных и шумовых инструментах является популярным и востребованным как в среде массовой культуры, так и в академической музыке. Данный вид деятельности развивается быстро и занимает особое место в концертной практике.

В педагогической деятельности преподавателю следует опираться на дидактические принципы, которые должны направлять работу преподавателя и учебный процесс в целом. Помимо этого, в учебно-образовательном процессе музыканту следует стремиться к индивидуальному подходу в обучении.  Педагог выбирает уникальную систему работы с обучающимся, наилучший для него темп, формы и методы решения образовательных задач, способов проверки, оценки совместной работы на основе знания личностных и возрастных особенностей обучаемого.

Воспитывать личность обучаемого рекомендуется на лучших произведениях музыкального искусства. Программа должна включать различные стили из русской и западной классики, произведения современных композиторов, лучшие образцы народного творчества. Кроме того педагог должен учитывать индивидуальные способности обучающегося, его достоинства, недостатки и вкусовые предпочтения.

Одним из ключевых моментов в обучении может быть создание педагогом положительной мотивации для обучающихся. Репертуар, поддержание интереса к познанию, яркость подачи материала, итоги успеваемости, атмосфера в классе — вот основные составляющие данного процесса с одной стороны и состояния — с другой. Особый вклад в поддержание творческой среды и позитивного настроя могут внести мелкогрупповые занятия в сочетании с обилием форм работы в классе ударных инструментов.

С первых дней обучения в классе ударных и шумовых инструментов урок по специальности нужно строить комплексно. Здесь одной из главнейших задач преподавателя является воспитание самостоятельности, выявление и формирование индивидуального таланта обучающегося.

Обучение игре на ударных инструментах должно начинаться с освоения свободной постановки рук, на которой основывается всё дальнейшее развитие музыканта ударника. С первого занятия, в соответствии с программой по специальности, уточняются постановочные моменты, куда включаются и основные приёмы игры: кистевая и пальцевая техника, традиционная постановка рук, а также forte, piano, crescendo, diminuendo в простых размерах.

Занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения на малом барабане, ксилофоне, металлофоне, тарелке. Отработка одиночных ударов, двойных ударов, а также различных ритмических упражнений (восьмая нота с точкой, триолей, квартолей).

В дальнейшем задачи игры усложняются и на последнем этапе обучения:

- на шумовых и ударных инструментов: упражнения для развития техники рук с обязательным включением всех основных технических элементов; упражнения на различные дробления долей, приёмы исполнения «тремоло» от рр до ff, и от ff до рр;

– на ударной установке: различные виды фактуры аккомпанемента, полиритмические комбинации, темброво-ритмические соло;

– на ксилофоне: гаммы мажорные и минорные, арпеджио до 7-ми знаков, простейшие секвенции в мажорных и минорных ладах, упражнения на разные виды техники в различных жанрах.

При включении в занятие по специальности мелкогрупповых форм работы возможно так же решение проблем ансамблевого плана: выработка умения слушать участников ансамбля (штрихи, динамика, агогика, передача музыкального материала друг другу), развитие «ансамблевого» мышления за счёт понимания роли своей партии в фактуре сочинения.

Чаще всего ансамблевое музицирование в классе ударных – это дуэт ксилофона и фортепиано, но возможны и другие инструментальные составы:

- дуэт ксилофонов в сопровождении баяна;

- дуэт ксилофонов без баяна;

-дуэт разных ударных инструментов, например: ксилофон – колокольчики в сопровождении бяна, ксилофон – барабан в сопровождении баяна.

Взаимодействие темы (мелодии) исполняемой ксилофоном и гармонического аккомпанемента у баяна всегда необходимо. Соединив ритмическое сопровождение «шумового» ансамбля с мелодической линией ксилофона и гармоническим аккомпанементом баяна получается профессиональный ансамбль.

Обучение игре на ударных и шумовых инструментах процесс трудоёмкий, требующий индивидуального подхода, как и на любом другом занятии. Обучающегося необходимо заинтересовывать, чтобы урок проходил плодотворно, в дружеской обстановке и приводил к отличным результатам.

Литература:

 

  1. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. -Екатеринбург, 1994.
  2. Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр.- Тамбов, 1994. С.43-54
  3. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. - М., 1998.
  4. Снегирёв В. Методика обучения игре на ударных инструментах.- М., 2003 .
  5. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103. - М., 1990.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_udarnye_gudkov_vs.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение игре на ударных и шумовых инструментах детей в оркестре народных инструментов

          Исполнительство на ударных и шумовых инструментах является популярным и востребованным как в среде массовой культуры, так и в академической музыке. Данный вид деятельности развивается быстро и занимает особое место в концертной практике.

В педагогической деятельности преподавателю следует опираться на дидактические принципы, которые должны направлять работу преподавателя и учебный процесс в целом. Помимо этого, в учебно-образовательном процессе музыканту следует стремиться к индивидуальному подходу в обучении.  Педагог выбирает уникальную систему работы с обучающимся, наилучший для него темп, формы и методы решения образовательных задач, способов проверки, оценки совместной работы на основе знания личностных и возрастных особенностей обучаемого.

Воспитывать личность обучаемого рекомендуется на лучших произведениях музыкального искусства. Программа должна включать различные стили из русской и западной классики, произведения современных композиторов, лучшие образцы народного творчества. Кроме того педагог должен учитывать индивидуальные способности обучающегося, его достоинства, недостатки и вкусовые предпочтения.

Одним из ключевых моментов в обучении может быть создание педагогом положительной мотивации для обучающихся. Репертуар, поддержание интереса к познанию, яркость подачи материала, итоги успеваемости, атмосфера в классе — вот основные составляющие данного процесса с одной стороны и состояния — с другой. Особый вклад в поддержание творческой среды и позитивного настроя могут внести мелкогрупповые занятия в сочетании с обилием форм работы в классе ударных инструментов.

С первых дней обучения в классе ударных и шумовых инструментов урок по специальности нужно строить комплексно. Здесь одной из главнейших задач преподавателя является воспитание самостоятельности, выявление и формирование индивидуального таланта обучающегося.

Обучение игре на ударных инструментах должно начинаться с освоения свободной постановки рук, на которой основывается всё дальнейшее развитие музыканта ударника. С первого занятия, в соответствии с программой по специальности, уточняются постановочные моменты, куда включаются и основные приёмы игры: кистевая и пальцевая техника, традиционная постановка рук, а также forte, piano, crescendo, diminuendo в простых размерах.

Занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения на малом барабане, ксилофоне, металлофоне, тарелке. Отработка одиночных ударов, двойных ударов, а также различных ритмических упражнений (восьмая нота с точкой, триолей, квартолей).

В дальнейшем задачи игры усложняются и на последнем этапе обучения:

- на шумовых и ударных инструментов: упражнения для развития техники рук с обязательным включением всех основных технических элементов; упражнения на различные дробления долей, приёмы исполнения «тремоло» от рр до ff, и от ff до рр;

– на ударной установке: различные виды фактуры аккомпанемента, полиритмические комбинации, темброво-ритмические соло;

– на ксилофоне: гаммы мажорные и минорные, арпеджио до 7-ми знаков, простейшие секвенции в мажорных и минорных ладах, упражнения на разные виды техники в различных жанрах.

При включении в занятие по специальности мелкогрупповых форм работы возможно так же решение проблем ансамблевого плана: выработка умения слушать участников ансамбля (штрихи, динамика, агогика, передача музыкального материала друг другу), развитие «ансамблевого» мышления за счёт понимания роли своей партии в фактуре сочинения.

Чаще всего ансамблевое музицирование в классе ударных – это дуэт ксилофона и фортепиано, но возможны и другие инструментальные составы:

- дуэт ксилофонов в сопровождении баяна;

- дуэт ксилофонов без баяна;

-дуэт разных ударных инструментов, например: ксилофон – колокольчики в сопровождении бяна, ксилофон – барабан в сопровождении баяна.

Взаимодействие темы (мелодии) исполняемой ксилофоном и гармонического аккомпанемента у баяна всегда необходимо. Соединив ритмическое сопровождение «шумового» ансамбля с мелодической линией ксилофона и гармоническим аккомпанементом баяна получается профессиональный ансамбль.

Обучение игре на ударных и шумовых инструментах процесс трудоёмкий, требующий индивидуального подхода, как и на любом другом занятии. Обучающегося необходимо заинтересовывать, чтобы урок проходил плодотворно, в дружеской обстановке и приводил к отличным результатам.

Литература:

  1. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. -Екатеринбург, 1994.
  2. Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр.- Тамбов, 1994. С.43-54
  3. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. - М., 1998.
  4. Снегирёв В. Методика обучения игре на ударных инструментах.- М., 2003 .
  5. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103. - М., 1990.