Сценарий воспитательного мероприятия

Бондарева Ольга Геннадьевна

Беседа "Субкультура,неформальный выбор молодежи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседа52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ воспитательного мероприятия

Беседа  «Субкультура, неформальный выбор современной молодёжи»

                   проведенного в вокальной студии «ВДОХНОВЕНИЕ»

Подготовил: педагог дополнительного образования БОНДАРЕВА О.Г    

Цели:

1.Рассмотреть феномен "субкультура молодежных объединений" как содержательный компонент педагогического знания и ценностное основание нравственного выбора подростка.

2. Раскрыть содержание понятия "нравственный выбор" подростка в условиях современных субкультур.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие нравственный выбор подростка в современных субкультурах молодежных объединений.

Ход беседы:

Неформальные субкультуры. Почему они появились?

«Молодежь ругали всегда: и в папирусах Древнего Египта, и в письмах древних греков можно встретить сетования вроде того, что «молодежь нынче пошла не та», что и идеалов у нее нет, и взрослых она ни во что не ставит. Вот и сегодня со всех сторон в адрес молодых сыплются упреки в аморальности, в отказе от традиционных ценностей, в меркантилизме… Насколько справедливы эти упреки? У современных молодых людей отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд .От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность от жизни в целом. Здесь отсутствует избирательность в культурном поведении. Тут свой язык, особые мода, искусство и стиль общения. Все больше молодежная субкультура становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные молодежные группы».

Подросткам свойственно стремление быть независимым от мнения взрослых (вспомним извечный конфликт «отцов и детей»). Они хотят быть самостоятельными, непохожими на других. В кругу своих сверстников подростки стремятся выделиться как по внешности, так и в выражении своих эмоций. В подростковом возрасте не всегда существующие в обществе правила, принципы морали воспринимаются адекватно. Подростки организовываются в группировки, и чаще всего во главе стоит антилидер. Быть неформалом - сегодня это возвышает подростка в кругу сверстников.

Особенности неформальных субкультур

Черные-черные готы

1979 год считают годом рождения готической субкультуры. Вдохновившись таинственными приключениями готических романов, родовыми проклятиями и капризами Дракулы, молодые люди начали говорить о смерти и о жизни, но после смерти. В ход пошла черная одежда и длинные волосы того же колора (черные волосы, чтобы не забывать о смерти, черные ногти и подводка на глазах - настоящий вампирский макияж). Девушки облачились в макси-юбки, корсеты, зашнуровали на ногах высокие ботинки, накрасили черным губы и ногти (корсет, юбка-макси - совсем как в Средние века; массивные ботинки - нужно всегда твердо стоять на своих позициях; шипы - защита от окружающего мира, есть в гардеробе любого гота.). Обвешались серебряными украшениями с египетской, христианской и кельтской символикой: крестами, распятиями, пентаграммами - символами смерти, вечной жизни, хаоса. Котировались летучие мыши, а также гробики, крестики, черепа. Разумеется, в виде изображений. Не так давно движение вспыхнуло с новой силой.

Девиз по жизни: «Вся наша жизнь - подготовка к смерти» (Сенека). Времяпровождение - тусовки и групповые посиделки (зачастую на кладбищах). Готы часто бывают агрессивными и конфликтуют с другими субкультурами. Готическая субкультура не вписывается в окружающий мир: люди с разными чувствами сторонятся готов, оглядываются, если проходят готы. И готы это понимают: они не любят рассказывать о себе, не разрешают себя фотографировать.

Из сказанного следует, что готическая субкультура небезобидна. Она не учит подростка добиваться цели в жизни, искажает действительность. Постоянные мысли о загробной жизни подавляют психику, порождают пессимизм, уныние, нежелание думать о будущем. Не находит место в этой субкультуре жизнелюбие, радость от достигнутого, мотивация к учебе и труду, удовлетворение от жизни, чуткое отношение к родным, близким, друзьям, бережное отношение к собственному здоровью.

Панки

«В 1975 году новое молодежное движение повергло в шок ведущих брадобреев Англии. Рваные стрижки и цветные ирокезы украсили большинство светлых голов той самой современности. На смену бабочке и твидовому пиджаку пришли черные балахоны и напульсники в шипах». Ирокез - главная достопримечательность панковской культуры. Черная одежда легко скрывает уличную грязь и пятна. Панки предпочитают тусоваться в нелюдных местах, но иногда шествуют по городу с кричалками типа «Там, где застряли немецкие танки - пройдут свободно русские панки». Часто допингом панков служат наркотики. Панки любят тусоваться, презирают труд.

Современные панки отличаются от панков 90-х: они стали украшать тело разными татушками, у многих тату занимают всю поверхность тела, видимую и невидимую. Они делают многочисленные пирсинги, бодимодификацию (т.е. меняют форму частей тела, разрезая язык, имплантируя силикон под кожу, обрезая мочку ушей), искажают тело маниакальные нарезами или увечьями.

Татуировки, пирсинг или нарезы делали в библейские времена языческие народы, и это было связано с их религией. Прокалывание частей тела было распространено в древних культурах. Ацтеки и майя из религиозных побуждений делали прокол в языке. Пронзание губ до сих пор распространено в Африке и среди индейцев Южной Америки, как и раскраска тела. Вдевать декоративные предметы в нос принято среди малазийцев и жителей Индии и Пакистана. У подростков «одной из главных причин бодимодификаций, похоже, служит стремление досадить родителям и шокировать обывателей».

Из всего сказанного следует:

1) Панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка.

2) Специалисты-медики утверждают, что бодимодификация опасна для здоровья, чревата попаданием инфекций.

3) Несоблюдение гигиены ведет к различным заболеванием.

4)Внешний вид панков не соответствует менталитету славянских народов.

Эмо-культура

Эмо-культура появилась сравнительно недавно. Название произошло от слова «эмоция», и сущность его связана с названием:

«Когда эмо смеются - стены дрожат, когда эмо плачут, могут слезами затопить весь город». Эмо отличаются по внешнему виду от нормальных людей: очень яркий макияж, яркая одежда с преимуществом розового цвета. Наличие цветных полосок, ленточек, бантиков в большом количестве и в одежде и в волосах, различных разноцветных побрякушек, цветные носочки. Обувь тоже желательно розового цвета, массивная по размеру. В остальном эмо не отличаются от других субкультур: это большое количество пирсинга, татуировок, яркий раскрас лица и тела. Основное времяпровождение - тусовки. Эмо не любят, когда на них обращают внимание, не хотят общаться с посторонними, не дают интервью и не отвечают на вопросы. Настораживает эмоциональная неустойчивость эмо, которую можно объяснить следующими причинами: Искусственное, напускное поведение «смех - слезы». Тогда здесь имеет место доля артистизма. Нагнетание подобного поведения принятием алкоголя и наркотиков. Из сказанного можно сделать вывод, что как внешний вид (эффект новогодней елки), так и неадекватное поведение отличают эмо от среднестатистического подростка (эмо для этого и создали свою субкультуру). С моей точки зрения, психически здоровый человек способен сдерживать свои эмоции, не будет плакать или смеяться по поводу и без повода. Есть даже пословица: «Смех без причины - признак дурачины». Настораживает факт, что среди подросткового суицида больший процент приходится на представителей эмо.

Эмоциональным человек может быть только от природы. С одной стороны эмоциональный человек - сверхчувствительный (до слез) к чужому несчастью, в какой-то степени слабый: не умеет переживать неприятности. С другой стороны - это человек с повышенным чувством юмора, видит смешное там, где не видят другие. Вряд ли всех эмо можно отнести к тем или другим категориям людей.Нельзя сказать, что эмо-культура имеет принципиальное отличие от других неформальных объединений.

Течение гранж

На страницах «Ачинской газеты» я увидела юношу с грустным лицом. Это Tremer (он же Андрей). Он относит себя к неформальному движению гранж. Оно было особенно популярным в 90-х годах. Гранж основал солист группы «Нирвана» Курт Кобейн. «Гранж» переводится как «мусор, что-то грязное». Это течение - слияние идеологии хиппи и панков. В его основе лежит пацифистский анархизм. Мир во всем мире, отсутствие законов, порядка, принудительной государственной организации, ничем не ограниченная свобода личности - вот что может сделать людей абсолютно счастливыми. Что касается одежды, представители гранж предпочитают темные, серые тона, американский стиль (джинсы, футболка) - сочетание желтого с розовым, то, что не модно. К курению Андрей относится положительно, получает от этого эстетическое удовольствие. Наркотики он отвергает. Tremer верит, что все не случайно. Даже можно предположить, что будущее уже произошло, и все давно предрешено. Нельзя противиться судьбе, тогда все в жизни будет хорошо. Надо плыть по течению, не становиться поперек, не сбиваться. По мнению Tremerа, неформальные движения подразумевают внутреннюю свободу человека. Неформал думает по-другому, действует по-другому. Неформал не должен говорить, что он не такой, как все. О нем это должны говорить окружающие. Жизнь воспринимается им иначе, не так, как обычно. Его волнует другое - полет мысли, глобальные темы, протест системе… Суть в сознании, работе фантазии. Для неформалов характерно придумывать что-то свое. Из вероисповеданий представителям гранж нравятся буддизм и нирвана - превосходная степень блаженства. Христианство они не понимают. В подростковом возрасте всегда хочется выделиться. У кого-то это стихает годам к двадцати, у кого-то нет. Но как бы там ни было, если ты слушаешь определенную музыку, ведешь определенный образ жизни, ты к этому, естественно, привыкаешь. Та же рок-музыка очень отличается от стандартной, попсовой, клубной… Лично я неформал по жизни. Я не верю в любовь. Есть похоть, привязанность и одержимость. Мне не хочется ни жены, ни детей, ни домашнего быта. Я не вижу смысла просто ходить на работу, возвращаться домой и ложиться на диван. Я боюсь к этому прийти. Это все обыденно, скучно. Мне больше подходит духовное одиночество». По моему мнению, гранж подавляет положительные эмоции подростков, инициативу, настраивает на депрессивное состояние, что может привести к расстройству психики, не способствует всестороннему развитию личности.

Рокеры

Некоторые неформальные организации появились в результате объединения подростков и молодежи по отношению к разным видам музыки. К ним относятся рокеры, рэперы, металлисты. Рокеры предпочитают тяжелый рок. Эта субкультура существует в разных странах и нашем городе. Безудержные фанаты тяжелого рока не признают других видов музыки. Внешний вид рокеров: размалеванные в черные тона лица, цепи на желательно рваных джинсах, пирсинги, серьги и множество аксессуаров из металла. Бросается в глаза небрежность внешнего вида. Многие рокеры в качестве допинга употребляют наркотики. Одни рокеры просто слушают музыку, другие владеют музыкальными инструментами. В нашем городе рок-музыканты организовали рок-группы «Варенье», «балабасы», «Two Rivers», «симаргл». Конечно, слушать рок не возбраняется, тем более что в этом направлении есть достойная музыка. Для этого не обязательно быть рокером. Подросткам стоит задуматься, как субкультура рокеров с филологическими погрешностями, малой интеллектуальностью и безнравственными шоу может повлиять на их развитие. Для справки: в некоторых языках (например, индейцев апачи) вообще нет бранных слов. Учёными медиками достоверно установлено, что тембр рок- музыки отрицательно влияет на нервную систему, сердечную мышцу и клетки головного мозга человека вообще и подростка особенно.

Другие неформальные организации

В городах существуют другие субкультуры: альтернатива, хиппи, скинхеды, киберы, но они не многочисленны и принципиально не отличаются друг от друга. Я не нашли объяснение понятия «субкультура» в энциклопедиях и справочниках. По моему мнению, субкультура- это организация подростков и молодёжи, которая по внешнему виду и внутреннему содержанию противостоит традиционно существующим в обществе обычаям, порядкам, законам. Существуют также неформальные организации, одни из которых связаны со спортом (паркуристы, экстремальные велоспортсмены, скейтбордисты и т д). Другие связаны с музыкой и танцами (рэперы, хип- хоповцы, брейкеры). Они не стоят вне общества, а хорошо вписываются в социум. Я считаю, что это не субкультуры, а скорее хобби или увлечение или даже профессиональное занятие.

Выводы

В беседе я постаралась исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются на улицах городов. При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Как указывалось, это- тенденция подросткового возраста, это нормально. В рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.

С субъективной точки зрения авторов негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование модификаций тела: порезы, проколы, бугры, рубцы и т.д.; татуировки на теле; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами, но ни в одной субкультуре это не возбраняется); ни одна субкультура не способствует всестороннему развитию личности подростка.