Методическая разработка на тему: Роль концертмейстера в классе духовых инструментов , на занятиях по флейте в гимназии 271

Лучшева Александра Александровна

Роль концертмейстера при работе с духовиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_konts.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

имени П.И. Федулова

Методическая разработка         на тему:

Роль концертмейстера в классе духовых инструментов , на занятиях по флейте в гимназии 271

Подготовила: Лучшева А.А.

 концертмейстер

Санкт-Петербург 2020

План методической разработки

1. Роль концертмейстера в учебно-методическом процессе

 2. Особенности и специфика  работы концертмейстера  в ансамбле, и в   классе духовых инструментов (флейта)

 Цель методической разработки

Провести анализ специфики работы концертмейстера в   классе флейты

1. Роль концертмейстера в учебно-методическом процессе

Концертмейстер должен обладать  рядом  важных профессиональных , а также  психологических  качеств.

Так к примеру , внимание концертмейстера – это внимание совершенно особенное .Его  нужно  распространять  не только на свою игру , но и относить к солисту – главному действующему лицу. Также острой необходимостью является огромная слуховая работа.

Контроль над слухом постоянно занят  звуковым балансом  (этот баланс представляет основу  ансамблевого музицирования ),

Такая особенная и кропотливая работа  требует огромной концентрации, а также больших физических затрат, творческой энергии и душевных сил, а также  достаточно устойчивую психику.

Быстрота  и критичность мышления, а также хорошая  реакция также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Если солист на концерте или экзамене вдруг перепутал музыкальный текст, он не переставая играть, должен  вовремя «подхватить» солиста и благополучно довести исполнение произведения до конца.

Хороший и опытный аккомпаниатор всегда может снять сценическое  волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением.

 Лучшее средство для этого – музицирование, совместное исполнение  музыкальных произведений : особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое  и настрой, а также доброжелательность  передается от концертмейстера к солисту  и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а вслед за ней и мышечную свободу.

 Устойчивая психика и самообладание – качества, которые также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо неполадок нужно твердо помнить, что он не имеет права ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки, как и выражать свою досаду по поводу  ошибок мимикой или жестом.

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами, носят педагогический характер, поскольку они заключаются , в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона работы концертмейстера требует от него ряда специфических навыков и знаний из области исполнительских искусств, а также знания психологии и педагогики

2. Особенности и специфика  работы концертмейстера  в ансамбле, и в   классе духовых инструментов (флейта)

Аккомпанирование солистам – инструменталистам (духовикам) имеет свою особенную специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения слышать мельчайшие нюансы партии солиста, понимания как, где и  зачем берется дыхание , он должен   соизмерять  звучность фортепиано с возможностями флейты или любого другого инструмента ,а также  квалификации самого исполнителя.

При аккомпанементе духовым инструментам  аккомпаниатор  должен учитывать возможности дыхательного аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Яркость  и тембральная насыщенность фортепианного звучания в ансамбле с трубой или тромбоном, к примеру,  может быть больше, чем при аккомпанементе гобою или флейте.

При инструментальном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховой контроль  пианиста, так как подвижность, например, деревянных духовых инструментов значительно превышает подвижность человеческого голоса.

Для предварительного ознакомления  с  инструментальным произведением , наиболее подходящим путем является первоначальное проигрывание партии солирующего голоса в сопровождении упрощенной фактуры партии аккомпанемента. Одна из специфических сторон игры в ансамбле фортепиано с духовыми инструментами, как и с вокалистами – состоит в том, что концертмейстер в своей партии обязан учитывать моменты дыхания. Здесь концертмейстер должен в буквальном смысле «сливаться» с солистом, быть с ним единым целым.

Концертмейстеру следует знать особенности  и тонкости сольных партий для различных инструментов – обозначения флажолетов, различных штрихов и т.п., альтовый и теноровый ключи. Известно, что взятие дыхания определяется строением фразы и зависит от логики ее развития. Но часто на практике встречаются особо протяженные музыкальные построения, сыграть которые на одном дыхании ученик не в состоянии. В таких случаях возникает необходимость прерывания дыхания на полуфразе, на что концертмейстер обязан как бы «вздохнуть» одновременно  с солистом.

Заметим, что одна из сторон концертмейстерского мастерства как раз  определяется тем, насколько свободно и легко «дышится» солисту-ученику , не задыхается ли он во время исполнения произведения.

Основная задача концертмейстера в классе заключается в том, чтобы совместно с преподавателем помочь учащемуся овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Обычно работа юного флейтиста над произведением складывается из следующих этапов : разбор, фрагментарное исполнение, исполнение подряд от начала и до конца (репетиционное), которое предшествует концертному. Концертмейстер может  и должен  обязательно включиться в эту работу еще на стадии разбора.

Так, если ученик на стадии разучивания пьесы теряет контроль над интонацией, пианист может подыграть звуки мелодии, как это делается при работе с вокалистами. Он помогает учащемуся справиться с непонятным для него ритмом, проигрывая  на фортепиано  партию солиста.

Иногда ученики не додерживают или сокращают длинные ноты во время пауз у фортепиано. В таких случаях полезно бывает заполнить паузу аккордами.  Временное и вынужденное  видоизменение фактуры аккомпанемента часто помогает ученику быстрее освоить свою партию, а также относится к определенной степени мастерства пианиста .

Если учащийся находится на ранней стадии овладения произведением, то концертмейстеру вовсе не обязательно играть свою партию в полном объеме, он может ограничиться основными  ее элементами: басами, гармониями.

 Несколько слов необходимо  сказать об огромном выразительном значении паузы. Недооценка его – весьма грубая ошибка среди начинающих музыкантов. Нередко случается, что пауза воспринимается учащимися как прерывание музыки, а не увеличенное расстояние между предшествующим и последующим звуками, наполненное музыкальным смыслом и глубоким  содержанием. Досадную остановку для некоторых учеников представляют также и ферматы, поэтому их нередко выполняют сугубо. Только путем непрерывного вслушивания, «вживания» в исполняемую музыку можно прочувствовать все эти важные моменты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Володина С.Н. О роли образных ассоциаций в воспитании музыкантов. Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.

2. Володина С.Н. Особенности аккомпанемента с листа и развитие навыков чтения с листа при обучении начинающих концертмейстеров. Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.

 3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музыка, 1961 г.

4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе. №2, 2001 г.

 5. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста концертмейстера. Музыка в школе. №4, 2001 г.