Открытое занятие "Золотой очаг народного творчества"

Раднабазарова Цыцыгма Одоновна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oz_zolotoy_ochag_narodnogo_tvorchestva.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Сердце отдаю детям-2019»

III конкурс - Открытое занятие «Введение в образовательную программу»

детского объединения «Бурятский фольклор»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗОЛОТОЙ ОЧАГ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Педагог: Раднабазарова Ц.О.

Дата проведения: 22 января 2019 года.

Место проведения: Агинский ДДТ

Участники: Учащиеся 4 класса Агинской средней общеобразовательной школы №2

Возраст: 9-10 лет.

Год обучения: 1-й год

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.

ЦЕЛЬ: расширить представления учащихся о народном творчестве.

        

ЗАДАЧИ:

Обучающие – вовлечь детей в мир народного творчества через увлекательно путешествие, ознакомить их с народной игрой «малгай нюулган».

Развивающие -  способствовать развитию интереса к творчеству, внимательности, наблюдательности.

Воспитательные:  -  воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к обычаям и традициям бурятского народа.

Материально-техническое обеспечение: столы, стулья, компьютер, интерактивная доска, видеозапись песни фольклорного ансамбля «Этигэл», раздаточный материал – слова песни «Малгай нюулган», тексты пословиц, конверты с заданиями по традиционной культуре бурят.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ.

I. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

- Приветствие педагога. (1сл – Осн.фон)

- Введение в образовательный материал

Багша: - Амар мэндэ, үхибүүд! (Здравствуйте, дети.) Сегодня вы находитесь в гостях на необычном занятии. Но начнем мы его с массажа.

  • Чтоб голова - толгой хорошо работала
  • Чтоб глаза - нюдэн хорошо видели
  • Чтоб уши – шэхэн хорошо слышали
  • Чтобы мы все хорошо работали.

Багша: - Хорошо, молодцы! Ребята, вы готовы со мной работать? (ответы детей) Я приглашаю Вас погреться возле золотого очага бурятского народного творчества. Присаживайтесь.

- Сегодня мы познакомимся с бурятским фольклором. Слово «фольклор», наверное, вам неизвестно. Это слово нерусское и не бурятское. Его придумал один английский ученый в 19 веке. В переводе на русский язык оно означает «народная мудрость», «народное знание».

На бурятском «арадай сэсэн»,  «арадай аман зохеол». Раньше когда на люди не умели писать он передавался из уст в уста. И пришел к нам фольклор из деревни.

- Буряты с давних времен почитали свои традиции, обычаи. Что же представляет собой фольклор бурят? Фольклор имеет много жанровых разновидностей (слайды)

- Ребята, а сейчас, мы с вами отправимся в необычное путешествие в мир бурятского фольклора

И в этом нам поможет волшебный сундучок-шэдитэ ханза

ШЭДИТЭ ХАНЗА НЭЭГДЭБЭ                     (Волшебный сундук открывается,

ФОЛЬКЛОРТАЙ ТАНИЛСУУЛАХАнь.        В мир фольклора мы отправляемся)

II. ОПЕРАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ – ХYГЖЭМЭЙ ФОЛЬКЛОР – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

 Здесь мы познакомимся с народной песней.

Дл вас - ВИДЕОРОЛИК –

Посмотрите, это поют народные исполнители, на видео участники фольклорного ансамбля «Этигэл» исполняют «Нэрьелгын дуун» - Песню «Нэрьеэна», которую раньше пели только агинские буряты.

Посмотрите, как они поют, встав тесно плечом друг к другу, слегка покачиваясь из стороны в сторону. Их руки находятся за спинами.

У народных песен нет авторов - ведь в старину их никто специально не сочинял. Песни рождались во время труда и отдыха. Песня передавалась из поколения в поколение, сопровождали человека от рождения до смерти. Народных песен очень-очень много.

Давайте мы с вами попробуем  спеть песню нэрьеэна: (встаем в полукруг)

Нэрьелгын дуун: Хун шубуун ерэнэл, яанал hөө-hээ  (на фортепиано)

Хударын нюруу харанал, яанал hөө-hээ

Хаанаhаа сааза ерэнэл, яанал hөө-hээ

Хайратай хүндэ буунал, яанал hөө-hээ



2-СТАНЦИЯ – АРАДАЙ АМАН ЗОХЕОЛ - УСТНОЕ НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.  

БАГША: - Богат и многообразен бурятский язык. Бурятский народ всегда ценил умение красиво говорить, употреблять в речи меткие выражения. Сейчас мы с вами познакомимся с бурятскими пословицами - оньhон угэнууд. Послушайте, их внимательно, и расскажите, о чем говорится в пословице.

Педагог читает пословицы.

Һураhан – далай, hурагуй балай. (Ученье – свет, неученье – тьма)

Ажал гээшэ – жаргал. (Где труд, там и счастье.)

Вывод: 1 пословица - Почему ученье – свет, а неученье - тьма. Когда человек учится, он узнает  много нового и это все ему пригодится в жизни. А если он не будет учиться, то будет блуждать как в темноте.

2 пословица – Когда человек трудится – он сыт и доволен, а когда нет – он голоден, и злой. Когда мы помогаем маме, мы делаем ее счастливой и от этого, радуемся сами.

3-СТАНЦИЯ – ЗАНШАЛТА СОЕЛ, БАЙДАЛ (ТРАДИЦИОННЫЙ БЫТ, КУЛЬТУРА)

На этой станции мы познакомимся с традиционным бытом, культурой бурятского народа. А для этого нам всем нужно собрать картинки-пазлы.

1 рисунок – Традиционная одежда бурят – Дэгэл, малгай, гутал. (на слайд)

2 рисунок – Традиционное жилище бурят – Һэеы гэр.

3 рисунок – Традиционная пища бурят – Молоко, буузы

Дети собирают картины, педагог поясняет. В конце все картинки отражены на слайде.

4-ДЭХИ СТАНЦИ – АРАДАЙ НААДАНУУД (НАРОДНЫЕ ИГРЫ)

Как и у каждого народа у бурят было много игр. А какие бурятские игры вы знаете?

Мы с вами поиграем в игру «Прятание шапки»

Все садимся в круг, я буду прятать за вашими спинами шапку. Сидим прямо, руки ставим перед собой, и голову не поворачиваем. Подсказывать и говорить у кого за спиной спрятали шапку нельзя! Когда я пройду за вашей спиной, можно руками пощупать есть ли шапка, не поворачиваться, если шапка у вас, вы берете ее и догоняете. Если человек не понял что шапка за ним, то спрятавший водящий должен продолжать делать вид, что прячет. Если шапку обнаружили, то должен убежать и если не догнал сесть на его место. Тогда водящим становится проигравший.

Багша: - Молодцы, ребята, но настало время возвращаться к фольклорному очагу.

ШЭДИТЭ ХАНЗА ХААГДАБА,                          Волшебный сундук закрывается,

ГУЛАМТАДАМНАЙ БУСААБА.                       К фольклорному огню возвращаемся.

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Багша: - Ребята, Сегодня на занятии мы встретились у золотого огня фольклорного творчества, совершили путешествие в мир фольклора.

-  Ребята, понравилось ли вам наше путешествие в мир бурятского фольклора? Что же нового вы  узнали на этом занятия? (ответы детей)

Багша: - Ребята, и за то, что Вы так хорошо поработали, я хочу поделиться с Вами горящими волшебными уголками от нашего золотого очага (педагог из-под очага вытаскивает в пиале дольки мандаринов, символизирующих угольки огня).

Дети берут мандаринки.

Багша: - Спасибо всем Вам, ребята, до свидания, баяртай!