ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БАЛАЛАЙКА» (3 года обучения) г. Тольятти 2020

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Балалайка" (3 года обучения) направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. г. Тольятти 2020г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. М. А. БАЛАКИРЕВА

Г. О. ТОЛЬЯТТИ

«РАССМОТРЕНО»                  «СОГЛАСОВАНО»                  «УТВЕРЖДАЮ»  

                                                                                                       директор
на заседании                          заместитель директора                                                                                                              Методического совета                  по УР                                        ______________

Протокол №        _                                                        приказ №______                                                                                                      

От________________                 __________________           От____________        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БАЛАЛАЙКА»

(3 года обучения)

составитель -  преподаватель Кормишина Тамара Васильевна

2020 г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Цели и задачи учебного предмета

- Срок реализации учебного предмета

- Возраст обучающихся, на которых расчитана программа

- Сведения о затратах учебного времени

- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных занятий

- Сведения о продолжительности занятий

- Методы обучения

- Описание материально- технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно- тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, критерии оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Примерные списки произведений

- Методическая литература

- Учебная литература

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

        Программа учебного предмета «Балалайка» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.  

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на балалайке, формирование практических умений и навыков игры на балалайке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства, а также определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий, способствующих освоению ими образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

  • ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте –  балалайке;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • обеспечение доступности дополнительного образования, социализация детей с ОВЗ, формирование навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по образовательным вопросам.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Балалайка» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третьи годы обучения составляет 34 недель в год.

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа

Возраст детей, приступающих к освоению программы – 6,5 – 9 лет.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

204

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

204

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

408

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Балалайка» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов.  Из них: 204 часов – аудиторные занятия, 204 часов – самостоятельная работа, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Сведения о продолжительности занятий

Занятия предусмотрены 2 раза в неделю по 1 учебному часу (40 минут).

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на балалайке, симфонической музыки и другие);

- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв. м.) для индивидуальных занятий с наличием музыкальных инструментов в исправном состоянии, пультом для нот, стульями различной высоты, подставкой для ног, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

I полугодие

  1. Календарные

сроки

  1. Темы и содержание  занятий

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке (правильная, удобная посадка, удержание инструмента, постановка рук, координация движений обеих рук).

Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим пальцем правой руки. Изучение нотной грамоты (ноты первой октавы, длительности, паузы, размер). Изучение грифа инструмента (лады, расположение нот на грифе, понятие тон, полутон).  Изучение детских песен, русских народных песен со словами и игрой на инструменте на открытых струнах. Упражнения для пальцев левой руки с 1го по 4й пальцы через открытую струну с V лада. Хроматические упражнения с 1го по 4й пальцы с V лада. Изучение пьес с применением 1го, 2го пальца левой руки с названием нот, со счетом вслух и пением слов. Штрих non legato.    

2 четверть

  1. Изучение позиций на инструменте. Знаки альтерации. Лады мажор и минор. Определение на слух лада музыкального произведения. Упражнение для большого пальца левой руки через открытую струну по хроматизму. Освоение ауфтакта. Слуховой контроль в игре с концертмейстером. Изучение этюдов. Изучение пьес с применением всех пальцев левой руки. Освоение пьес на фольклорной основе и произведений современных композиторов. Чтение нот с листа. Работа над программой контрольного урока. Контрольный урок. Выступление на концерте для родителей.

II полугодие

  1. Календарные

сроки

  1. Темы и содержание  занятий

3 четверть

Приём игры: арпеджиато. Подбор и изучение пьес. Штрих legato. Понятие динамики. Использование динамики в пьесах. Чтение нот с листа. Построение мажорной и минорной гаммы. Изучение гаммы A-dur, a-moll. Игра в ансамбле с концертмейстером.

4 четверть

Прослушивание и просмотр аудио-видео- записей музыкальных произведений. Развитие координации обеих рук. Развитие начальных навыков смены позиций. Выбор и изучение пьес для академического концерта (на фольклорной основе, произведения современных композиторов). Упражнения и этюды на пройденные приёмы игры. Навыки сценического выступления. Академический концерт. Выступление на концерте для родителей.

2 год обучения

  I полугодие

  1. Календарные

сроки

  1. Темы и содержание  занятий

1 четверть

Изучение приёма игры бряцание. Упражнения на бряцание. Повторение строения мажорной, минорной гаммы. Изучение гаммы E-dur.  Чтение нот с листа. Знакомство с музыкальной терминологией. Хроматические гаммы с 1го по 4й пальцы на первой струне от нот си- бемоль, си. Работа над этюдами приёмом бряцание. Технический зачет.

2 четверть

Изучение приёма игры бряцание двойными нотами. Разучивание упражнений. Применение большого пальца левой руки в двойных нотах. Слуховой контроль качественного прижатия струн большим пальцем левой руки. Штрих staccato. Выбор и разучивание пьес зарубежных и современных композиторов, обработок русских народных песен. Академический концерт. Выступление на концерте для родителей.

II полугодие

  1. Календарные

сроки

  1. Темы и содержание  занятий

3 четверть

Изучение гитарного приёма. Упражнения на гитарный приём. Гамма F-dur, T53. Работа над этюдами, чтение нот с листа. Изучение музыкальной терминологии. Использование средств выразительности: оттенки, штрих, агогика. Подбор по слуху. Хроматические гаммы с 1го по 4й пальцы на второй струне от нот фа, фа-диез.

4 четверть

 Штрих legato. Упражнения на изученные приёмы игры. Выбор и разучивание пьес зарубежных, русских композиторов, обработок танцев и русских народных песен, произведений современных композиторов. Работа с концертмейстером. Слуховой контроль над качеством исполнения. Академический концерт. Выступление на концерте для родителей.

3 год обучения

 I полугодие

  1. Календарные

сроки

  1. Темы и содержание  занятий

1 четверть

 Изучение двухоктавных гамм E-dur, e-moll, T53, арпеджио главных ступеней лада. Закрепление приёмов игры: пиццикато большим пальцем, бряцание, гитарный приём. Изучение пиццикато левой рукой (сдёргивание) и вибрато.  Упражнения на различные ритмические группировки. Чтение нот с листа. Изучение музыкальной терминологии. Хроматические гаммы с 1го по 3й пальцы на первой и второй струне. Работа над этюдами. Работа над пьесами лирического характера. Штрих legato. Контрольный урок.

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами и ритмическими вариантами). Хроматические гаммы. Выбор и работа над произведениями на различные приёмы игры. Использование основных средств выразительности при изучении музыкального произведения: выбор темпа, уточнение штрихов, оттенков, агогики. Прослушивание экзаменационной программы.

II полугодие

  1. Календарные

сроки

  1. Темы и содержание  занятий

3 четверть

Приёмы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, глиссандо, тремоло. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Основы аккордовой техники. Натуральные флажолеты. Прослушивание экзаменационной программы.

4 четверть

Подготовка к итоговой аттестации. Работа над техническими трудностями в пьесах,  агогикой, темпом, фразировкой, динамикой. Репетиции в зале с концертмейстером. Прослушивание экзаменационной программы. Экзамен.

Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к итоговой аттестации.  Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

1 год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Знакомство с основными музыкальными терминами.

Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато.

В течение первого года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля мажор, ля минор; упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).

Рекомендуемые упражнения и этюды

1. Хроматическое упражнение на первой струне.

2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую струну.

3. Гамма Ля мажор, ля минор.

4. Н. Бакланова.  Два этюда.

5. Н.Чайкин Этюд.

  1. В. Чижевский Этюд
  2. А. Зверев Этюд
  3. В. Страхов Этюд
  4. М. Шевченко Этюд
  5. М. Белавин Этюд
  6. Ю. Иванов Этюд

Примерные исполнительские программы

1 вариант

1. Р.н.п. «Во поле береза стояла», обр. И. Сенина

2. В. Попонов Наигрыш

3.  Л. Книппер «Полюшко- поле»

2 вариант

  1. Л. В. Бетховен «Прекрасный цветок»
  2. Р.н.п. «Вдоль по улице в конец», обр. Б. Феоктистова
  3.  Аз. Иванов Полька

3 вариант

  1.  Р.н.п. «Во саду ли в огороде», вариации А. Илюхина
  2. И. Гуммель Экосез
  3.  А. Спадавеккиа «Добрый жук»

2 год обучения

Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный прием.

Освоение техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы Фа мажор, Ми мажор, Т53; упражнения; этюды (3-4); пьесы (10-12).  Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Репертуар должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов.

Примерные исполнительские программы

1 вариант

  1. И.С. Бах Менует
  2. Д. Кабалевский «Клоуны»
  3. Б. Феоктистов Плясовой наигрыш

2 вариант

 1. Д. Циполи Менуэт

 2. В. Шаинский «Песенка крокодила Гены»

 3. Р.н.п. «У ворот, ворот», обр. Б. Трояновского

3 вариант

1. Л. Бетховен Экосез

2. А. Варламов «Красный сарафан»

3. Русская плясовая «Камаринская»

По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.  Учащийся:

- играет разнохарактерные мелодии,

- знаком с позиционной игрой,

- владеет приемом пиццикато, бряцание,

  • знает основные музыкальные термины.

3 год обучения

Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.  Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения.

 Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется двойное пиццикато, большая, малая, обратная дроби, тремоло. Дополнительно: пиццикато пальцами левой руки, глиссандо, натуральные флажолеты. Основы аккордовой техники.  

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Желательно включение в репертуар произведений В. Андреева, Б. Трояновского, А. Шалова.  Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерные итоговые исполнительские программы

1 вариант

  1. К. М. Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
  2. Б. Дварионас Прелюдия
  3. Р.н.п. «Я на горку шла», обр. И. Балмашова

2 вариант

  1. П. Чайковский Камаринская
  2. В. Андреев Вальс «Грезы»
  3. Р.н.п. «Утушка луговая», обр. П. Куликова

3 вариант

1. В.А. Моцарт Вальс

2. П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

3. Р.н.п. «Коробейники», обр. И. Сенина

4 вариант

  1. В.А. Моцарт Паспье
  2.  Ю. Шишаков Ноктюрн
  3. укр. н.п. «Ехал казак за Дунай», обр. А. Шалова

5 вариант

1. Л. Бетховен Экосез

2. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

3. Р.н.п. «Ай, все кумушки домой», обр. Б. Трояновского

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация учащихся,
  • итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Формами

промежуточного контроля являются технический зачет, академический концерт, прослушивание выпускников. Академический концерт проводится в течение учебного года и предполагает публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от технических зачетов и академических концертов. Академические концерты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии.

Переводной академический концерт проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной академический концерт проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

           По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.  

При проведении итоговой аттестации применяется форма итогового академического концерта. Содержанием итогового академического концерта является исполнение сольной программы (3 произведения).

График аттестации

Год обучения

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь –

Промежуточная аттестация - Контрольный урок

Май

промежуточная аттестация – переводной академический концерт (3 произведения)

2

Октябрь

Промежуточная аттестация –

технический зачет (гаммы, термины, чтение с листа)

Декабрь

промежуточная аттестация - академический концерт (2 произведения)

Февраль

Промежуточная аттестация –

технический зачет (гаммы, термины, чтение с листа)

Май

промежуточная аттестация – переводной академический концерт (2 приозведения+этюд)

3

Октябрь

Текущий контроль – контрольный урок (гаммы, термины, чтение с листа).

Декабрь

промежуточная аттестация – прослушивание выпускников (2 произведения наизусть)

Март

Промежуточная аттестация –

прослушивание выпускников

(3 произведения наизусть)

Апрель

Промежуточная аттестация –

прослушивание выпускников (3 произведения наизусть)

Май

итоговая аттестация – выпускной академический концерт (3 произведения)

 

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». «неудовлетворительно».

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

 программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения.

я

3

(«удовлетворительно»)

 программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2

(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в музыкально-исполнительской деятельности; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

        Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

Учитывая, что настоящая программа подразумевает обучение учащихся с ОВЗ, преподавателю необходимо использовать в своей работе особые педагогические технологии, такие как:

  • здоровье сберегающие технологии (смена видов учебной деятельности – письменный или устный опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, просмотр, прослушивание и т. д., физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, смена поз учащегося, чередование позы - правильная посадка ученика и т. д.
  • дифференцированные технологии (разработка нескольких вариантов в проверочных тестах, заданий, вопросов (от «простых» к более «сложным»), выбор использования устных или письменных ответов, пение на уроках с сопровождением аккордеона, с преподавателем или коллективно, индивидуальный подход к домашнему заданию и т.д.
  • технология обучения в сотрудничестве (на уроках учащиеся общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке, развивается коммуникативность - учащийся раскрывается, становится раскованным, активизируется коллективная деятельность - каждый принимает участие в самоуправлении, появляется уверенность, повышается ответственность за результат коллективной работы);
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (после развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы - это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью учащегося и с такой её функцией как способность к ассоциациям).

  1. VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1 год обучения

Хрестоматия балалаечника 1-3 класс. Составитель В. Глейхман, М., «Музыка» 1983г.

Р.н.п. «Не летай, соловей», обр. Г. Киркора

Детская песенка «Котик»

Детская песенка «Дроздок»

Л. Бекман «Елочка»

Т. Захарьина Колыбельная

Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Составитель В. Щербак, М., «Музыка» 2003г.

Бел.н.п. «Перепёлочка», обр. А. Комаровского

Т. Захарьина Маленький вальс

Е. Тиличеева «Кукушка»

Ан. Александров «Гуси- гусенята»

Румынский народный танец «Жок», обр. А. Корнса- Ионеску

Укр. н.п. «Барашеньки- крутороженьки», обр. В. Глейхмана

Детская песенка «Дождик», обр. Б. Милича

Д. Васильев- Буглай «Осенняя песенка»

В. Витлин «Кошечка»

Т. Корганов «Гамма- вальс»

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке», изд. 2-е, М., «Музыка» 1991г.

Р.н.п. «По малину в сад пойдём», обр. А. Филиппенко

Л. Бетховен «Прекрасный цветок»

А. Филиппенко «Весёлый музыкант»

Ан. Александров Пьеса на тему чешской детской песни «Мак»

Ан. Александров Пьеса на тему немецкой детской песни «Верхом на палочке»

М. Кочурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

Р.н.п. «Козлик», обр. А. Лысаковского

А. Спадавеккиа «Добрый жук»

Л. Книппер «Полюшко- поле»

Р.н.п. «Как по морю, морю синему», обр. М. Балакирева

Р.н.п. «Уж как во поле калинушка стоит», ред. П. Чайковского

Н. Бакланова Этюд ля минор

«Этюды для балалайки», составитель А.В. Зверев, М., «Музыка» 1986г.

А. Зверев Этюд ля мажор

В. Чижевский Этюд ля мажор

Ю. Иванов Этюд ля минор

М. Белавин Этюд ля мажор

В. Страхов Этюд соль мажор

М. Шевченко Этюд ля мажор

2 год обучения

Примерный список произведений

 Хрестоматия балалаечника 1-3 класс. Составитель В. Глейхман, М., «Музыка» 1983г.

Р.н.п. «Как пошли наши подружки», обр. Т. Захарьиной

Р.н.п. «Вдоль по улице в конец», обр. Б. Феоктистова

Р.н.п. «Возле речки, возле моста», обр. М. Филина

Р. Шуман Песенка

Аз. Иванов Полька

Б. Феоктистов Плясовой наигрыш

Д. Кабалевский Полька

Д. Кабалевский «Рассказ героя»

М. Магиденко Плясовая

А. Гречанинов «На зелёном лугу»

Р. Шуман «Марш солдатиков»

Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Составитель В. Щербак, М., «Музыка» 2003г.

«Ладушки», обр. Н. Аладова

Г. Горелова «Верхом на ослике»

Р.н.п. «Во поле берёза стояла», обр. А. Вьетана

Нем.н.п. «Пять цыплят», обр. Ан. Александрова

Р.н.п. «Во саду ли в огороде», вариации А. Илюхина

Р.н.п. «Из-под дуба, из-под вяза», обр. П. Чекалова

А. Филипппенко «Скакалочка»

Б. Кравченко «Ярмарка»

М. Красев «Мяч»

Бел. н.п. «Перепёлочка», обр. Ю. Слонова

Ж.Б. Люлли Песенка

В. Попонов Наигрыш

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке», изд. 2-е, М., «Музыка» 1991г.

А. Дирванаускас Литовский народный танец

М. Иорданский «Песенка про чибиса»

М. Глинка «Гуде вiтер вельми в полi...”

И. С. Бах Менует

Р. Шуман Марш

Укр.н.п. «Журавель»

И. Гуммель Экосез

М. Мельников Этюд ля мажор

О. Нечаева Этюд ля мажор

«Этюды для балалайки», составитель А.В. Зверев, М., «Музыка» 1986г.

М. Белавин Этюд ля мажор

А. Зверев Этюд ля мажор

Д. Сморгонская Этюд ля мажор

А. Шалов Этюд ми минор

3 год обучения

Примерный список произведений

Хрестоматия балалаечника 1-3 класс. Составитель В. Глейхман, М., «Музыка», 1983г.

П. Чайковский «Камаринская»

Д. Кабалевский Полька

Чешский народный танец «Аннушка», обр. К. Фортунатова

Р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь да славу», обр. И. Тамарина

Р.н.п. «Утушка луговая», обр. П. Куликова

Р.н.п. «Холсточек», обр. В. Артёмова

В. А. Моцарт «Майская песня»

К. Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Л. Бетховен Менует

Ю. Шишаков Ноктюрн

Д. Кабалевский Этюд ля минор

М. Марутаев Этюд ля мажор

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке», изд. 2-е, М., «Музыка», 1991г.

Ф. Шуберт Вальс

Д. Кабалевский «Клоуны»

В. А. Моцарт Вальс

В.А. Моцарт Паспье

Б. Дварионас Прелюдия

Словацкая н.п. «Спи, моя милая»

Р.н.п. «Как под яблонькой»

А. Жилинский Детская полька

Р.н.п. «Степь, да степь кругом», обр. Д. Голубева

Л. Бетховен Экосез

К.М. Вебер Вальс

Р.н.п. «Ай, все кумушки домой», обр. Б. Трояновского

В. Андреев «Грёзы»

Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Составитель В. Щербак, М., «Музыка» 2003г.

Г.Ф. Гендель Гавот с вариациями

Г. Горелова «Два весёлых сапожника»

Г. Горелова «Часы с кукушкой»

«Этюды для балалайки», составитель А.В. Зверев, М., «Музыка» 1986г.

А. Зверев Этюд ля мажор

А. Зверев Этюд ре мажор

М. Белавин Этюд ля мажор

А. Шалов Этюд фа- диез минор

В. Чижевский Этюд ля минор

М. Шевченко Этюд ре мажор

«Пьесы». 1-3 класс ДМШ, М., «Кифара» 1999г.

Д. Шостакович Марш

В. Косенко Старинный танец

Е. Дербенко «Дорога на Карачев»

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Балалайка

Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л., 1983

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979

Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., Советский композитор, 1989

Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., 1982

Иншаков И., А. Горбачёв «Упражнения и этюды для балалайки». Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных училищ и вузов. М., 1998

Иншаков И., А. Горбачёв «Гаммы и арпеджио для балалайки». Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных училищ и вузов. М., 1996

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М., 1991

Новожилов В., Петров В. Информационный бюллетень «Народник», номер 1-58. М., 1998-2007

Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. М., 1986

Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., 1962

Цветков В.  «Школа игры на балалайке». М.,  2000

Шалов А. Основы игры на балалайке. Л., 1970

  1. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Альбом начинающего балалаечника. Вып.7. М.,1978

Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1. Сост. П Манич. Киев,1972

Андреев В. Избранные произведения. М.,1983

Балалаечнику – любителю. Вып.2. М.,1979

Балалайка. 3 класс ДМШ. Сост. П. Манич. Киев,1982

Балалайка. 4 кл. ДМШ. Сост. П. Манич. Киев,1983

Дербенко Е. «Играй, балалайка!». Орёл, 2006

Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., Советский композитор, 1989

Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ. Сост. М.Грелавин. М.,1991

Играем вместе. Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано для учащихся ДМШ. Выпуск 1й. Сост. И. Сенин, Н. Бурдыкина. М., 2008

Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1983

Легкие пьесы. Вып.1. Сост. А. Дорожкин. М.,1959

Легкие пьесы. Вып. 2. Сост. А. Дорожкин. М.,1983

Легкие пьесы. Вып. 5. Сост. А. Дорожкин. М.,1964

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991        

Педагогический репертуар. Вып. 2. М.,1966

Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Сост. В.Глейхман. М.,1979

Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып 5. Сост. В. Глейхман,1982

Пьесы. Сост. А.Шалов. М.-Л.,1966

Пьесы для балалайки. 1-3 классы ДМШ. Сост. В.Глейхман. М.,1999

Репертуар балалаечника. Вып. 2. М.,1966

Репертуар балалаечника. Вып. 3. Сост. В.Ильяшевич. Киев,1984

Репертуар балалаечника. Вып.12. Сост. Н.Вязьмин. М.,1978

Репертуар балалаечника. Вып.18. М.,1983

Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып.1. Сост. В. Глейхман. М.,1976

Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Сост. В. Щербак. М.,1996

Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы ДМШ. Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М.,1963

Хрестоматия для балалайки. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М.,1965

Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ. Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М.,1965

Хрестоматия балалаечника 1-3 класс ДМШ. Сост. В. Глейхман, М., 1983

Цветков В.  «Школа игры на балалайке». М., 2000

Этюды для балалайки. Сост. А. Зверев, М., 1986

Юный балалаечник. Л.,1982