Особенности работы пианиста-концертмейстера в младших классах детской музыкальной школы.

Волкова (Коврикова) Екатерина Петровна

Концертмейстер – как много зависит от него во время концерта и на уроке, на конкурсном прослушивании и репетиции. С его помощью ученик получает первые представления  об исполняемом произведении, его художественном содержании, ритмических особенностях, звуковой палитре. Статья раскрывает особенности тонкой работы концертмейстера с  начинающими музыкантами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020.docx18.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Волкова Екатерина Петровна

Концертмейстер

МАУДО г. Нижневартовска

 «Детская школа искусств №1»

Особенности работы пианиста-концертмейстера в младших классах

детской музыкальной школы

Аннотация: Концертмейстер – как много зависит от него во время концерта и на уроке, на конкурсном прослушивании и репетиции. С его помощью ученик получает первые представления  об исполняемом произведении, его художественном содержании, ритмических особенностях, звуковой палитре. Статья раскрывает особенности тонкой работы концертмейстера с  начинающими музыкантами.

Ключевые слова: концертмейстер, темп, ритм, пульс, пауза, звук, crescendo, accelerando,  ritenuto, diminuendo.

«Современный пианист,

посвятивший себя концертмейстерской деятельности, является одновременно и ведущим и ведомым, и педагогом-наставником, и покорным исполнителем воли своего солиста, а в целом его другом и соратником».

                                             Е.Шендерович

Детская музыкальная школа это особый вид дополнительного образования: наряду с общеэстетическим развитием, она готовит и будущих музыкантов, являясь начальной ступенью профессионального образования. Именно в этой связи современные предпрофессиональные общеобразовательные программы предписывают ориентировать максимально возможное количество учащихся на получение профессии музыканта.

Как правило, занятия музыкой в нашей стране начинаются с детства. «Чем раньше, тем лучше!» – бытует общее мнение. Поэтому работа концертмейстера в начальных классах различных инструментов (скрипка, виолончель, флейта, домра, балалайка) особенно важна и имеет свои особенности. Во-первых – необходимо установить доверительные отношения с педагогом. Взаимное уважение, доверие, взаимовыручка, совместное решение всех задач и проблем, как творческих, так и организационных, единые требования к ученикам, неустанный поиск – все это позволяет сделать работу педагога и концертмейстера истинно значимой, полезной и нужной. Часто концертмейстер, исполняя роль посредника между ребенком и преподавателем, помогает преподавателю, разъясняя ученикам требования педагога, помогая понять проблему и найти пути ее решения.  Концертмейстер – амортизатор, помощник, советчик, мастер контакта. Особые доверительные отношения ученика и концертмейстера помогают им на сцене, когда ребенок чувствует поддержку своего аккомпаниатора. Именно по этому, дети как-то особенно любят своих концертмейстеров, ведь им приходится вместе выходить на сцену и переживать волнующие минуты выступлений.

При первом знакомстве концертмейстера и начинающего солиста  возникают вопросы: Как концертмейстер должен   аккомпанировать начинающему музыканту? С чего начинать работу в ансамбле с совсем юным начинающим музыкантом? Необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Дети очень непоседливы, быстро устают от занятий, любят играть, наивны, доверчивы.  Многолетняя практика и изучение научных исследовательских работ практикующих пианистов-концертмейстеров  показывают, что необходимо разнообразить формы и методы работы, устраивать отдых после проигрывания пьес, меняя виды деятельности. Дети младшего возраста играют достаточно «малым» по силе звуком, поэтому концертмейстер должен играть не очень громко, мягко выводя на первый план солиста-малыша, его «нужно вести за собой», помогая своей игрой, подсказывая как исполнять произведение. Вести нужно потому, что у детей начинающих обучаться музыке, еще нет исполнительской воли, они не знают исполнительской задачи. При этом ученику будет казаться, что он главный, и он солирует.  Обязательно начинать нужно с совместной игры, это воспитывает дисциплину. Приступая к разучиванию произведения, важно проиграть с педагогом-предметником перед учеником пьесу от начала и до конца, что бы ознакомится с ней. В течение последующих нескольких уроков проигрывать пьесу ребенку, что бы у него сохранялся звуковой художественный образ произведения. Можно сначала пропеть вместе с обучающимся его сольную партию, если позволяют вокальные и тесситурные возможности. Затем пропеть еще раз, но уже играя партию аккомпанемента. Для удобства,  можно начинать с небольших  законченных фрагментов мелодии.

Так же очень важна работа над ритмом. Соблюдение ритма обучающимся начальных классов дается с трудом, необходимо в этом им помочь.  Показывая изменения ритма, концертмейстер может пропеть нотные строки, попросить ученика прохлопать  данный фрагмент. В любом произведении существуют паузы, они позволяют выдерживать ритм.  Необходимо обсудить с ребенком, для чего нужны паузы?  Очень часто он этого не понимает. А ведь паузы даются для переключения внимания, изменения характера и настроения музыки. Они как будто говорят: «Внимание! Насторожись и слушай!». Соблюдению ритма так же способствует дирижирование.  Предложите ученику продирижировать, пусть он почувствует ритм на уровне жеста.

Необходимо помнить и о важности пульса – он более живой и гибкий, позволяет исполнителю легче дышать. Пульс должен обнаружить концертмейстер, сказать о нем и его обеспечить. Педагог отвечает за технологию исполнения. Концертмейстер же должен задать верный темп (характер пьесы), динамику (форму произведения). Ему необходимо исполнить точную и правильную фразу.

Далее начинается работа над звуком, заключающаяся в его разнообразии и уместности. Нельзя играть одним звуком все произведение. У него (у звука), в одной и той же  пьесе,  может быть много эпитетов – сочный, приглушенный, острый, стеклянный, сладкий, вязкий и т.д. Все эти характеристики звука нужно и необходимо употреблять и проговаривать с учеником. Очень помогает в работе над звуком пропевание  голосом партии солиста, играя при этом на рояле. Концертмейстеру, когда он аккомпанирует необходимо пропевать мелодию солиста внутри себя. Только в этом случае ученику можно передать ощущение внутренней гармонии, развить у него воображение, воспитать исполнительскую волю.

Ученик не должен бояться темпа. Предложите ему исполнить одно и тоже произведение сначала намного быстрее, затем в два раза медленнее. Тогда он сможет почувствовать длину звука, его напряжение и энергетику. Концертмейстер должен помочь почувствовать звуковое напряжение. Необходимо правильно направлять ученика и четко формулировать мыль: «Если crescendo, то это не значит accelerando (ускоряя) и наоборот, diminuendo не значит ritenuto (замедлить). Н.Е. Перельману принадлежит очень верное изречение: « Малоспособный ученик боится темпа, способный подчиняется ему, а талантливый распоряжается им». Если уметь распоряжаться темпом, то появляется внутренняя свобода, уверенность в себе. Концертмейстеру необходимо создать для ученика, цель. Сама пьеса это произведение искусства, но и исполнение – это тоже искусство, и зависит оно от того, насколько ребенок правильно мыслит, насколько он эмоционально развит. Научить его этому, добиться этого и есть задача концертмейстера. С каждым ребенком концертмейстер проходит трудный, но увлекательный путь становления музыканта, направляя и помогая. Он всегда рядом со своими учениками, контролирует их, двигается и развивается вместе с ними.