Проект "Подростковый смешанный хор"

Колясина Наталья Александровна

Проект реализуемый в Центре творческого развития и гуманитарного образования детей "На Васильевском"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podrostkovyy_smeshannyy_hor.docx30.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект по теме

«Подростковый смешанный хор»

Автор-  разработчик  Колясина Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

Центра Творческого Развития и Гуманитарного Образования

«На Васильевском»

В основе  проекта – описание процесса формирования смешанного подросткового хора  из воспитанников отдельных хоров, выращенных на базе Центра Творческого Развития и Гуманитарного Образования  «На Васильевском». Создание смешанного хора  - отражает качественно  новый    этап развития хорового отделения Центра,  связанного с реализацией накопленного отделением опыта и  его потенциал.

Проект адресован педагогам – хормейстерам, работающим в учреждениях дополнительного образования, центрах творческого развития, а также в общеобразовательных школах.

Хор – это вокально-организованный исполнительский коллектив, основу которого составляет ансамбль интонационно, динамически и темброво слитных групп, обладающих художественно-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения.

 Смешанный хор формируется из  двух однородных хоров  – женского и мужского, где женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские -  партии теноров и басов.

В Центре Творческого Развития и Гуманитарного образования «На Васильевском» существует многолетняя традиция подготовки хоровых коллективов.   В течение 9 лет   на базе Центра были созданы и успешно функционируют   различные однородные хоровые коллективы – хоры мальчиков («Д0-МИ-СОЛЬ»,  младшая и средняя группы, камерный хор «Визант»),   хор девочек «АМЕЛИЯ»,    который состоит из младшей, средней,   старшей групп. Образовательная программа, по которой занимаются  хоровые   коллективы  рассчитана на 7 лет обучения.

В  хоровые коллективы   Центра принимаются без ограничений и условий  все дети, которые пришли либо сами, либо были  приведены родителями. Предварительное прослушивание при поступлении носит диагностический характер, также как и беседа с родителями. В них  выясняются интересы и некоторые личностные  особенности ребенка  (робость,  неуверенность в себе), его занятость в школе, состояние здоровья, т.е. моменты, которые позволяют работать с воспитанником   целенаправленно и эффективно. Так,   обучение  в хоровых  коллективах становится доступным для   детей  с разным уровнем развития голосовых и слуховых данных.

Формирование групп производится по возрастному принципу.

Первый этап (подготовительная группа). Возраст детей 6 – 7 лет.

Второй этап (младшая  группа). Возраст детей 8 – 9  лет.

Третий этап (средняя группа) Возраст детей 10 – 11  лет.

Четвёртый этап (старшая группа - концертный хор). Возраст детей 12-15лет.

В хоровом отделении допускается дополнительный набор  детей на второй и последующие года обучения на основании собеседования с родителями и прослушивания для определения высоты голоса – соответственно, хоровой партии, в которой будет петь вновь пришедший ребенок.

Наши  коллективы активно участвуют в хоровой жизни города, выступают на  многих  площадках Санкт-Петербурга: Академическая Капелла им. М.И.Глинки, Культурно-просветительский Свято - Духовской центр в Александро-Невской Лавре; Дом Молодежи Василеостровского  района;   Евангелическо-Лютеранский Собор  св. Петра и Павла; Концертный зал Государственного Педагогического Университета и  др.  в качестве приглашённых хоров.

С 2012 года наши воспитанники  участвуют в новом  городском проекте  -  «Вокально-хоровом абонементе»  по теме  «Композиторы классики  -  детскими голосами». Проект реализуется руководителями хоровых коллективов Леонтьевой С.В.  и Твороговой Н.А.  В основе проекта –  организация  выступления на одной площадке нескольких хоровых коллективов города с исполнением    одних и тех же  произведений.  Проект эффективен как вариант стимулирования роста профессионализма исполнения  и развития  общей и музыкальной культуры    детей, подростков и их родителей.

Более того, в  практике концертной деятельности хоровых коллективов сложилась традиция  выездов в другие города России (Выборг, Архангельск, Смоленск, Великий Новгород) для расширения  и обмена хоровым опытом с хоровыми коллективами  этих городов. Помимо этого, раз в два года организуются заграничные выезды для участия в хоровых конкурсах и фестивалях (Венгрия, Австрия, Чехия).

        Прогресс  в работе  хоровых коллективов Центра «На Васильевском» оказывается столь значительным, что   дальнейшее   развитие хорового отделения связывается с неким качественно новым шагом в  его  деятельности. Анализ и обсуждение проблемы показали, что  наиболее целесообразным является  создание смешанного  подросткового  хора, который ранее  не существовал на базе Центра.

Отсюда  цель   проекта состоит в раскрытии  процесса формирования смешанного хора,  описания  начального этапа его деятельности.

Задачи:  

- совершенствовать художественно-исполнительскую культуру хорового коллектива;

-   укреплять   интерес к классической, народной,  современной  музыке;

-  знакомить  воспитанников с музыкальным хоровым репертуаром для смешанного хора;

- развивать   у подростков систему ценностей,   связанных      не только с  музыкой  (вокально-хоровое развитие),   стимулировать их   эстетические, духовно-нравственные,  коммуникативные качества и проявления при  взаимодействии  как  в хоровом коллективе, так  и вне   его;  

- воспитывать дисциплинированность, личную ответственность за общий результат хоровой деятельности.

- вырабатывать способность держать в репертуаре хора большой объем концертных произведений;

- сформировать готовность к  активной  концертной, музыкально-просветительской деятельности  через участие в   хоровых конкурсах,  фестивалях,   абонементах.

Детальная разработка проекта   формирования подросткового смешанного хора предполагает продумывание нескольких позиций. Прежде всего – определение возрастных групп детей, которые станут основой нового хорового коллектива.

При формировании смешанного хора целесообразно ориентироваться на определенный возраст -  девочки от 12 лет, мальчики от 13-14 лет,   что  связано   с характером звучания голосов. Процесс полового созревания все еще продолжается, голоса претерпевают  изменения переходного  периода, но, впоследствии,  к 17-18 годам,  голоса девочек приобретают более полное звучание, а голоса мальчиков, снизившись за время мутации  примерно  на   октаву,   приобретают   полутораоктавный   диапазон  натурального  грудного звучания,  сохраняя  одновременно  фальцетные  возможности  для верхнего участка     диапазона.

Формирование смешанного хора подростков предполагает их готовность,  определяемую  стандартом программы «Хоровое пение».  Готовность предусматривает  наличие и сформированность:

- вокально-певческих навыков – чистое интонирование, певческая дикция, артикуляция и дыхание, аккордовое пение и полифоническое многоголосие, чтение с листа;

- исполнение трехголосных произведений и произведений a capella;

- владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

- уверенное пение  в простых, сложных, сложно  -    составных размерах;

-знание о метроритмических особенностях в разножанровых музыкальных произведениях;

- исполнение произведений на языке оригинала (немецкий, английский, итальянский и т.д);

- освоение культуры исполнения духовной и классической музыки.

Таким образом,  в состав подросткового смешанного хора  входят  воспитанники  и выпускники Камерного хора «Визант» (мужские голоса) и хорового коллектива «Амелия» (женские голоса).

Такой состав смешанного хора  не  случаен. Он  объясняется не только голосами (мужской, женский), возрастом, вокально-хоровой подготовкой, полученной за время обучения в  этих  хорах, но и личностными особенностями участников.

Подростки,  входящие и занимающиеся во  вновь созданном хоровом коллективе,  имеют вполне  определенные представления о характере взаимоотношений внутри коллектива (общение между собой, общение с руководителем). Они уже понимают,  что  необходимым условием эффективности любой коллективной деятельности являются:   поведенческая дисциплина  (отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя);   исполнительская дисциплина  (собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить).  

Предполагается, что участники смешанного хорового коллектива обладают  искренней заинтересованностью  в занятиях, высокой творческой активностью, способностью подчинять личное общественному.   Они способны проявить   исключительную  работоспособность,  в высшей степени чутко воспринимают дирижерскую концепцию.

В работе с хоровым коллективом, отвечающим сформулированным требованиям,  уверенно  можно использовать материал высокой степени сложности. Приобретенный за предыдущие годы исполнительский опыт, позволяет им адекватно воспринимать и соответственно передавать эмоциональное содержание музыки.

Сформированность  смешанного хора на основе    названных ориентиров  позволяет обсуждать  вопрос репертуарной политики.   Смешанный     подростковый хор, созданный из воспитанников определенных    возрастных групп и готовности,  как по хоровым умениям, так и по личностным особенностям,    позволяет существенно расширить границы репертуара, выйти за пределы произведений массовой культуры.

В основе педагогического подхода к    «репертуарной политике» -  приоритет  в  отборе     произведений, совпадающих по музыкально-образному строю с индивидуально-творческим складом личности   подростков.

В репертуар включаются    прекрасные и глубокие  сочинения русской духовной музыки;  творения композиторов эпохи возрождения;  обработки песен, как    русских,    так и других народов;  хоровое творчество современных отечественных и зарубежных композиторов. Основу хорового репертуара подросткового смешанного хора составляют произведения а capella, так как  именно в пении a capella   ярко и полно  проявляется специфика хорового звучания, его красота и неповторимость.

Одним из критериев формирования  репертуара является  его  соответствие   техническим и художественным возможностям коллектива, и,    безусловно, обладание  высокими художественными достоинствами.  

В   случае  смешанного хора  уже не обязательно соблюдать принцип постоянного повышения технической трудности  исполняемых произведений.  Важнее,  чтобы материал был содержателен, и содержание его представляло бы ценность для духовного и творческого развития коллектива и каждого из его участников.  

Формирование репертуара строится по принципу  программности,  в   основе которого  лежит подготовка целостной и единой,  как   по жанру, так  и по стилистике,  концертной программы.

Репетиционная политика:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических  часа, в форме   сводных репетиций, групповых занятий  с хоровыми партиями. Длительность репетиций может быть увеличена по мере укрепления голоса,    певческих навыков и накопления репертуара.  Перед концертами проводятся 2-3 дополнительные репетиции.

Оптимизация процесса  разучивания и   последующего успешного исполнения произведений на концертах связана с составлением  руководителем  хора     четкого  графика хоровых выступлений и    порядка разучивания произведений.    График необходим для информирования состава хора  о предстоящих  мероприятиях,  планирования    времени, достаточного  для  выучивания  предложенного  хорового репертуара.

Существование хора в определенном, достаточно напряженном  режиме и графике работы  может привести к возникновению проблем и сложностей.  Последние могут быть  связаны с   выпадением  некоторых подростков из  репетиционного процесса,  в связи с   занятостью в высших и специальных учебных заведениях.  Систематический пропуск репетиций может служить основанием для  отказа хористу в участии в выступлениях.

Контакты с родителями – очень важная составляющая как формирования, так и существования смешанного хора.  Традиционно работа с  родителями осуществляется на  собраниях, которые проводятся минимум два раза в год -  в начале и конце  учебного периода. Центральными на собраниях являются вопросы, связанные с планами работы на предстоящий год или     подведением   его итогов.  На собраниях неплохо освежить в памяти родителей сведения о  возрастных и психологических особенностях   подростков.  Здесь же иногда  происходит просмотр  фото и видео материалов хоровых выступлений.

Стратегия концертной деятельности   связана с:

- выбором  и согласованием мест  проведения мероприятий;

- выбором хорового конкурса, фестиваля, в котором целесообразно принять участие  (страна, город, уровень);

- определением  графика хоровых репетиций;

- выбором  и разучиванием хорового репертуара;

- определением  последовательности  представления  хоровых произведений в концерте;

-  осуществлением музыкально-просветительской деятельности в среде детей,     подростков и их родителей;

- работой  над музыкально-хоровыми проектами.

Ожидаемые   результаты.

Деятельность    смешанного подросткового хора – как качественно нового этапа в развитии хорового отделения Центра – позволяет проектировать  и надеяться на достижение следующих   основных   результатов:  

-приобретение  подростками, как субъектами,  индивидуально- нового  опыта хорового звучания (в составе смешанного хора);

- приобретение подростками способности принимать активное участие в различных  хоровых конкурсах,   соответствовать   высокому уровню предъявляемых на них требований;

- формирование    дисциплинированности  (отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя);  

- воспитание исполнительской дисциплины  (собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить);

- активное участие в проектной деятельности хорового коллектива (совместное с руководителем обсуждение  хорового репертуара, хоровых конкурсов);

 - преодоление возможных проблем и трудностей, связанных не только с вокально-певческими аспектами, но и с личностными проблемами (которые могут быть  вызваны  повышением требований к смешанному  хоровому  коллективу -   усиление  ответственности, способности подчинить личное общественному и др.);

- проявление позитивных  лидерских качеств, энтузиазма и способности  творческого  самовыражения;

- освоение   новых  компетенций, связанных с иной   концертной практикой:

  • увеличением  количества и объема исполняемых произведений;  
  • разнообразием  типов  концертных программ  (тематических и  монографических);
  • структурированием способов и методов подготовки к концертной деятельности:
  • сформированностью психологической  готовности   к хоровому выступлению (овладение механизмами самоконтроля и исполнительской воли);
  • пониманием концепции и  стилистики концертной программы;
  • необходимостью  удержания  стабильности репетиционного процесса;
  • активным участием в   творческих встречах  для обмена опытом;
  • ответственной подготовкой к  хоровому конкурсу или фестивалю, дающему новый импульс для   дальнейшего роста хорового коллектива.