Методическая разработка на тему «Что необходимо знать концертмейстеру класса хореографии о последовательности движений на уроках Классического танца»

 Данная методическая разработка создана на основе опыта работы, адресована концертмейстерам танцевальных коллективов, работающим с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл концертмейстеру танцкласса30.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


                                               Методическая разработка на тему

«Что необходимо знать концертмейстеру класса хореографии о последовательности движений на уроках Классического танца»

                     Разработал концертмейстер студии классического танца «Сильфида»

                                     ЦТР и ГО «На Васильевском» г. Санкт-Петербурга

 Данная методическая разработка создана на основе опыта работы, адресована концертмейстерам танцевальных коллективов, работающим с детьми младшего школьного возраста.

Содержание:

Введение. Система обучения в хореографической студии.

Основная часть

- Теоретические основы.

-Экзерсис у палки.

-Экзерсис на середине зала.

-Allegro

-Танцевальная комбинация.

Введение

 В основе обучения Классическому танцу, лежит система движений классического танца А.Я. Вагановой, в адаптированном варианте, учитывающем органические физические данные большинства детей. Для поддержания благополучной психологической обстановки в классе пианисту важно подбирать музыку бодрого характера, мажорного склада. «Не думай о том, что ты упадешь, и ты не упадешь» советовал детям и взрослым Г.С. Андерсен. Многие учащиеся не имеют выдающихся данных. Педагог и концертмейстер работают в тандеме и добиваются от учащихся правильности исполнения, эмоциональной выразительности в движениях.

Для учащихся младших классов, программа классического танца предусматривает на начальном этапе обучения основам классического танца небольшой по объёму материал, в силу их мышления. Постепенно элементы классического танца насыщаются конкретным содержанием и получают разнообразную в музыкальных темпах и художественных образах реализацию. Основной задачей в первом - третьем классах школы искусств является освоение азбуки классического танца. Развиваются физические данные такие как выворотность, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, лёгкий высокий прыжок, четкая координация движений, ритмичность, музыкальность. Всё это - элементы, необходимые для дальнейшего развития техники танца. Наряду с этим, передо музыкантом стоит задача привития основных навыков слушать музыку и передавать в движении её образное содержание. Уроки прививают ученику навык самостоятельной работы. По мере того, как учащиеся овладевают "мышечной памятью" и у них появляется ощущение внешней линии и формы исполняемого движения.


Теоретические основы.

   Экзерсис у палки.

Plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело ученика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому целесообразно начинать урок с plie. Музыкальное сопровождение движения должно звучать в медленном темпе, обладать плавностью и текучестью, иметь красивую, в младших классах предпочтительно песенную мелодию. Хорошо подходит, к примеру «Красный сарафан» Варламова, «Жаворонок» Глинки.

Battements tendus, это движение, тренирующие и вырабатывающие силу ног. Здесь активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Музыка в умеренном темпе в двухдольном размере должна иметь четкую ритмическую структуру, энергичные акценты в сильную долю. Концертмейстеру важно подчеркивать музыкальные акценты для формирования у юных танцоров ощущения метричности и квадратности формы. Подходят польки с ритмом сочетающим чередование восьмых и шестнадцатых нот.

Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза. Характер сопровождения меняется, становится более легким, стаккатным. Появляются скерцозные нотки. Жанр приближен к галопу.

Ronds de jambe par terre. это движение развивает и укрепляет тазобедренный сустава и выворотности ног. По характеру это танцевальное движение очень равномерное и плавное. Музыкально оно хорошо поддерживается отрывками в вальсовом движении, также подойдет мазурка. В этом упражнении также очень хорошо должна быть слышна сильная доля. На начальных уроках пианисту необходимо её специально выделять.

Battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе. К battements fondus Это упражнение развивает и укрепляет суставы и связки бедра, колена, способствует развитию выворотности и вырабатывает плавность и эластичность движения. Выбор музыканта должен остановиться на медленной двухдольной музыке нежного, «тающего» характера. Возможно также движение на шесть восьмых, т.к. оно передает легкость и плавность упражнения.

Frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато). Подойдет музыка, начинающаяся из-за такта, с пунктирным ритмом в двухдольном размере в умеренном темпе. Такой характер сопровождения подчеркнем энергичный «удар» и фиксацию ноги в вытянутом положении.

Ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность. Поскольку это движение ноги по кругу, то опять незаменимым окажется вальс, желательно в высоком регистре с парящей мелодией.

Petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части. Музыкально это упражнение поддерживается полькой в характере пиччикато.

В младших классах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне. Выбор падает на медленную романтическую музыку с аккомпаниментом «арфы» и с выразительной виртуозной мелодией.

Grands battements jete (большие батманы), это упражнение для развития танцевального шага. Бросок ноги подчеркнет музыка двухдольная с элементами народного венгерского, украинского умеренного танца с сильными акцентами в начале такта. Или это может быть бравурный быстрый вальс с широкими скачками в мелодии.


  Экзерсис на середине зала.

 Особой частью урока классического танца является прыжки (allegro). Его главная задача – овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Агриппина Яковлевна Ваганова подчёркивала совершенно особое значение этой части урока: «В нём заложена танцевальная наука, вся её сложность и залог будущего совершенства.

И в заключении танцевальная комбинация. Танцевальность и исполнительское мастерство обучающегося должны развиваться на занятиях параллельно с овладением танцевальной техникой. Работать над пластикой движения отдельно от техники также невозможно. Но на первом этапе изучения того или иного движения внимание обучающихся, следует направить на его техническую передачу. Спустя время каждое движение получит соответствующую пластично – музыкальную форму – то есть танцевальность.

 Пожелаю успехов и творчества помощникам педагога-хореографа в деле привития учащимся танцевальной культуры и хореографических умений!