Народно-инструментальное творчество как фактор формирования духовно-нравственных ценностей детей и молодежи

Трофимова Наталья Анатольевна

Актуальность проблемы.

Компоненты, функции,  исторические факторы, этапы развития

Просветительство, как движущая сила народно-инструментального творчества.

Необходимые задачи в формировании ценностей у детей и молодежи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Народно-инструментальное творчество как фактор  формирования духовно-нравственных ценностей  детей и молодежи

        Народно-инструментальное творчество приобретает особую значимость в современном обществе благодаря тому, что широко охватывает такие спектры, как  исполнительская и  композиторская деятельности,  педагогика и  научно-методическая сфера.

        Современное общество нуждается в  народно-инструментальном творчестве, которое отвечало бы запросам массово-бытовой национальной культуры и одновременно высоким достижениям профессионально-академической культуры, что является фактором укрепления духовного стержня в детях и молодежи.

        Что же такое народно-инструментальное творчество, каковы  исторические предпосылки в его развитии,  какие функции оно выполняет,   какие задачи ставит в формировании духовно-нравственных ценностей  детей и молодежи? Рассмотрим подробнее.

        В различных книгах и статьях  народные инструменты определяются как инструменты, «созданные народом»,  такие, которые «изготавливаются в народе». Согласно этому, их классифицируют как «исконные» и «привнесенные». С этой позиции мы можем говорить об этническом компоненте в народно-инструментальном творчестве.

        Однако, в основу этнического определения в качестве народного стоит положить не исконность прототипа, не фактор создания народом, а критерий традиционности в той или иной национальной среде для выражения распространенной в ней на протяжении ряда поколений музыки.                         

        Ибо домры и гитары имеют истоки происхождения в древних танбуре, уде, а гармоника была известна уже пять тысяч  лет тому назад в Древнем Китае под названием «Шэн».

        То есть будет правильнее сказать с  позиции этнической, что народный инструмент — это инструмет, который предназначен для выражения музыки, которая звучит в определенной национальной среде.

        Другое понятие «народный» является не менее важной, чем этническая. Эта составляющая -  социальная и связана она с понятием «народ» как «социум».

        Энциклопедический музыкальный словарь» так и определяет народные инструменты как инструменты, «распространенные в народной музыкальной практике». С этой позиции мы можем говорить о народно-инструментальном творчестве как о социальном. Баян, аккордеон, домра, балалайка и гитара транспортабельны, стойки к температурным перепадам, легки в исполнении бытовой музыки с обязательным элементом ипровизации, что дает им большую возможность своего распространения в обществе.

        Таким образом, народные инструменты   имеют в основе своей компоненты,  выделяющие их на фоне классического инструментария.  Все это позволяет говорить о народных инструментах, как инструментах национально- социальных.

        Развитие народно-инструментального творчества в России имеет три основные особенности, которые связаны  с историей общей музыкальной культурой  России.

        Первая особенность — продолжительное господство крепостного права. Законодательно оно было лишь ликвидировано в 1861 году. Это означало, что наиболее многочисленный слой общества составляли крепостные, то есть люди уже закрепощенные по определению. Помещик обычно не нуждался в развитии их духовной культуры (хотя порой и держал крепостные театры). В этом видится одна из важнейших причин того, что уровень общей грамотности подавляющего большинства народа России был крайне низким.

        Вторая особенность — опора православия лишь на хоровое искусство и недостаточное внимание к искусству инструментальному.

        Задумаемся над неразработанным вопросом: почему жители многих западноевропейских стран создают сотни симфонических оркестров, камерно-инструментальных ансамблей? Почему для простого горожанина или человека, занимающегося сельским трудом в Германии, престижно пойти на концерт камерной музыки?

        Массовая культура общества любой страны во многом определяется и его религиозно-общественными объединениями, конфессиями.         Различные направления христианства — католицизм, лютеранство, с одной стороны, и с православие — с другой, совершенно по-разному относились к музыкальному инструментализму.

        Православие не приняло инструментализма в Храм. Так как голос человека рассматривался как самодостаточный для вознесения молитвы. Особое внимание к человеческому голосу обусловлило высокое развитие церковной певческой культуры России. Как мы помним высокие образцы православной музыки  создавались в XVIII веке Д.С. Бортнянским, в XIX веке П.Г.Чесноковым, в конце XIX — начало XX века П.И.Чайковским и С.В.Рахманиновым.

        В советские годы данная проблема стала еще более острой и из-за третьей особенности развития народно-инструментального творчества в  России, теперь уже после 1917 года. Наиболее просвещенные слои населения, до революции бывшие привилегированными (дворянское воспитание и образование, например, всегда отличалось высоким уровнем), а также смело и неордирдинарно мыслящая часть интеллигенции — теперь стала рассматриваться как элемент враждебный, чуждый. Они стали резко противопоставляться народу.

        Вот почему  обществу стало нужно народно-инструментальное творчество, которое отвечало бы запросам массовой, бытовой-национальной культуры и одновременно высоким достижениям профессионально-академической культуры.

        Одновременное и взаимосвязанное функционирование в массовом быту и в профессионально-академическом искусстве  имеет особую значимость для общества,  усиливает социальную составляющую народных инструментов.

        Но чтобы инструмент, как средство выражения музыки исполнителем, стал посредником в движении от бытового к академическому музыкальному искусству, должна существовать многоступенчатая лестница (пирамида), включающая в себя несколько ступеней:

        I ступень:  установка на обучение с помощью различных учебных изданий (начиная с самоучителей).

        Покупая самоучитель и последовательно двигаясь по нему от урока к уроку, музыкант, начиная от игры простейших мелодий, со временем начинает осваивать несложные пьесы музыкальной классики.

        На этой же ступени стоит учеба под руководством педагога в стенах учебного заведения. Помня известное древнегреческое изречение о том, что «ученик-  это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь», необходимо постоянно активизировать интерес детей и молодежи к данному виду творчества. В этой связи необходимо сосредоточиться на  качестве музыкального обучения.

        II ступенью служит исполнительский рост в игре на народных инструментах.  Психофизиологи давно доказали, что чем больше органов чувств участвует в обучении чему-либо, тем это обучение продуктивно.  Когда в постижении музыкального произведения участвует не только слух, но также и собственные мускулы, моторика в целом, визуальные и тактильные ощущения — музыкальное воспитание становится несравненно действеннее. Если неискушенный в музыкальной классике учащийся с помощью игры на инструменте войдет  в эмоциональный мир исполняемого произведения, к примеру, поначалу миниатюрной пьесы П.И.Чайковского или В.Моцарта — у него возникнет желание входить в этот мир и в дальнейшем.  Только тогда появляется основание, что он не выключит радио при восприятии и более сложного моцартовского произведения, станет приобретать записи музыкальной классики, посещать концерты классической музыки и.т.д.

         III ступень репертуар. Важен подбор выскокохудожественного, но вместе с тем доступного для восприятия репертуара. Коммуникативные навыки исполнителя, заключающегося в умении ввести слушателя в поначалу сложный для него мир образов увлекательным вступительным словом, беседой и.т.п., найти путь эмоционального контакта со слушателем — все это чрезвычайно усиливает музыкально-просветительское воздействие музыканта  на социум.

        В этой связи стоит говорить о композиторском творчестве, которое занимает IV ступень лестницы.

        Существенный расцвет народно-исполнительского творчества приходится на первое послевоенное десятилетие, когда на авансцену музыкальной жизни выходят профессиональные композиторы. Их сочинения оказались необычайно органичными в  такой плоскости. Они помогли с особой полнотой выявить мастерство лучших солистов-инструменталистов, ансамблистов и оркестрантов.

        Таким образом, композиторское творчество усилило, подчеркнуло и встало на вершину всего процесса становления профессионального народного творчества. Народные инструменты имеют особую значимость в обществе благодаря тому, что позволяют активно заполнять все ступеньки изученной нами обьемной лестницы от явлений массового музыкального быта и музыкального образования вплоть до высочайших шедевров композиторской мысли.

        Чтобы лестница была прочной, каждая из ступеней должна, конечно,  базироваться на высоких художественных достижениях.  

        Стоит отметить, что на протяжении движений вверх по лестницам пронизывающим фактором скрепления каждой ступени является просветительство -  движущая сила народного творчества.

        На каждой ступени лестницы нужна широкая пропаганда, агитация исполнительской, педагогической, композиторской деятельности.

        Таким образом, из всего вышеизложенного выделяются основные функции народно-инструментального творчества:

1. Воспитательная (коммуникация, дисциплина ума и сердца);

2. Обучающе-развивающая (знания, умения и навыки);

3.Музыкально-эстетическая (художественый вкус);

4. Просветительская (лекции-концерты, конкурсы).

        

        В настоящее время народно-инструментальное творчество полностью реализует задачи формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей. Для этого проделан немалый отрезок времени, чтобы создать базу, которая сможет и далее способствовать формированию личности.

        А что же предшествовало этому благодатному времени?

        Рассмотрим основные вехи развития народно-инструментального искусства в России:

        I этап: Дореволюционный. Середина 1880 — начало 1917

        II этап: 1917-1941

        III этап: 1941-1945 (Великая Отечественная Война)

        IV этап: Послевоенное десятилетие 1945-1955

        V этап: Конец 50-х -начало 90-х

        VI этап: Начало 90-х -2020

        Дореволюционный этап связан с именами таких просветителей как Н.И.Белобородов и В.В.Андреев,  заложившими основы народно-инструментального творчества.        

        Н.Белобородов и В.Андреев  стали важными подвижниками в осуществлении просветительских задач российского общества, связанных с приобщением широких масс к активному усвоению как высокохудожественных образцов народной песенности, так и богатства классического музыкального наследия.

        

        1917-1941 годы. Происходит дальнейшее развитие народно-инструментального искусства. Небывалое влечение масс к игре на народных инструментах.

        Именно гармоника в первую очередь была призвана решать важнейшие задачи интенсивного развития массовой духовной культуры в стране.

        Шла развернутая агитационная и культурно-просветительская работа.         Только в одном Ленинграде в 1928 году насчитывалось свыше 150 народных оркестров.

        Полноценно решалась задача ликвидации базграмотности. Которая  коснулась и всемерного освоения нотной грамоты.        

                

        1941-1945 годы — Основное назначение: использование инструментов для проведения досуга. 

        Тем не менее, в годы блокады в Ленинграде в 1943 году создается баянный оркестр под управлением Павла Ивановича Смирнова, существующего и по сей день.

        

        1945-1955 годы — первое послевоенное десятилетие выявило столь же горячую, как и в предыдущие годы, любовь к народным инструментам миллионов людей, возвратившихся к мирной жизни.        

        В методических и нотных сборниках представлены многочиленные образцы отечественной музыки.

        Развиваются системы начального, среднего и высшего музыкального образования.

        1948 год — первый в России факультет народных инструментов музыкального вуза — РАМ им.Гнесиных.

        По своим социальным функциям исполнительство на народных инструментах выходит на передний план. Происходит выдвижение народно-национального начала.

        

        1950 —1990 годы

        Разворачивается концертная деятельность различных ансамблей народных инструментов. С приходом к художественному руководству Государственным русским народным оркестром имени Н.П.Осипова Виктора Павловича Дубровского — наблюдается интенсивный подъем художественного мастерства коллектива.

        Небывалый подъем получает оркестр народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения, который возглавляет и по сей день В.И.Федосеев.

        Энергичные организаторы не только сумели привлечь к данному инстументальному составу плеяду новых талантливых композиторов, но и добиться значительного повышения исполнительского мастерства возглавляемых ими оркестров.

        Заметный рост профессионально-академических тенденций наблюдается в искусстве игры на балалайке, домре и гитаре.

        Наиболее показательные изменения наблюдаются в развитии баянного исполнительства.

        1951 год — создание готово-выборного многотембрового баяна. Это был образец инструентария, динамически гибкий, способный к самой разнообразной филировке и акцентности звука, со своей звукокрасочной палитрой.

        Оригинальным шагом через десятилетие, в 1964 году стало появление у баяниста А.В.Беляева электронного баяна. Инструмент предоставил исполнителю широчайший тембровый спектр, огромный динамический потенциал. Начинается интенсивный процесс перехода к обучению игре на таком баяне детей и молодежи.

        С середины 1970 годов в сферу академического концертного искусства начинает входить аккордеон. Получая уже в 60-е годы еще большую массовать, нежели баян, в любительстве, в начальном звене музыкального обучения, аккордеон наравне с баяном все чаще включается в процесс профессионального учебного процесса, особенно в училищах и вузах.

        Показателем значительного подъема исполнительства на народных инструментах могут служить также методические издания, адресованные обучающимся на народных инструментах.

        Обучение теперь прочно опирается на накопленный многовековой опыт фортепианной, скрипичной, виолончельной и иных методик.

        Среди таких изданий стоит выделить «Искусство игры на баяне», «Об искусстве баянной транскрипции» Ф.Р.Липса,  «Школа игры на трехструнной домре»  А.Я.Александрова,  и В.С.Чунина.

        В любом самоучителе или школе игры на балалайке, баяне, домре, гитаре значительную часть репертуара занимают обработки фольклорных мелодий, лучшие образцы популярной современной песенности и.т.д. Все это позволяет народным инструментам заполнять многочисленные ступеньки лестницы от массово-бытового к индивидуально-художественному сознанию и вместе с тем входить в русло лучших достижений академической культуры.

        1990-по настоящее время

        1991 год — время распада Советского Союза. Вместе с ним распалась и определенная идеология — система представлений об устройстве общества. Во время существования СССР культура и искусство являлись важнейшей частью идеологии государства.

        С 1992 года заметно свертывается система государственной организации концертного исполнительства.

        Однако наряду с этими негативными процессами новая эпоха дала простор деятельным, инициативным людям, занимающим в художественной сфере творчески активную позицию в жизни.

        Внимание предпринимателей стало обращаться к популяризации коммерческих развлекательной продукции, к созданию десятков оркестров, различные конкурсы, редакции журналов, фабричное производство.

        Если до 90х годов всего 4 профессиональных народных оркестров в России, то с 1991 по 2000 годы — создано более 50-ти народных оркестров. А к настоящему времени насчитывается около 80-ти.

        Среди наиболее крупных и значительных коллективов, исполнительское искусство которых достигло высочайшего уровня, стоит выделить Оркестр им.В.В.Андреева (г.Санкт-Петербург),  Нижегородский, Красноярский, Череповецкий, Челябинский оркестры народных инструментов.

        В ансамблевой области с конца 1980г и до настояшего времени получает широкую известность Терем-квартет, в последние годы «Стиль пяти», ансамбль «Калинка» из Ростова-на-Дону.

        Заметным явлением в области искусства игры на балалайке  в 2000-е годы стала деятельность Горбачева Андрея Александровича.         Музыкант яркого темперамента и цельного мышления, А.А.Горбачев расширил репертуар балалаечников.

        Широкую известность также получает ленинградский балалаечник Е.Желинский, «красноярская» Вера Макарова.

        На передовые рубежи выходит домровое исполнительство. А.Цыганков, Т.Вольская, Н.Шкребко, Е.Волчков, Е.Мочалова.

        К 2000-м годам обнаруживается расцвет отечественного гитарного искусства и связано с такими именами как Д.Илларионов, А.Дервоед.

        С начала 2000 годов продолжается активное развитие баянного исполнительства, и связано оно с такими именами: А.Гайнуллин, Ю.Медяник, С.Шмельков, В.Бондаренко.

        Большое признание в аккордеонном мире получает М.Власова, В.Орлов, А.Поелуев, С.Осокин , Н.Власов.

        Все названные исполнители достигли таких вершин своего академического мастерства,  которое позволяет ставить их вровень с искусством лучших музыкантов тех специальностей, которые давно призваны «классическими».

        Начало 2000 годов отмечено значительным выдвижением баяна, аккордеона и балалайки в качестве представителей эстрадного напраления. Это позволяет активнее приобщать к этим инструментам широкие слои молодежи. Так, большую популярность получили П.Дранга, С.Войтенко, А.Архиповский.

        Инициатива  наиболее творчески ищущих музыкантов способствовала также массовому производству высококачественных инструментов. В Воронеже - «Акко», в Москве  - «Юпитер».

        В сфере научной мысли также появляются новые открытия в виде изданий таких журналов, как «Народник», «Гитара-ревю», «Мир нот».

        Среди композиторов, пишущих для оркестров в Санкт-Петербурге особую значимость приобретают В.Биберган, Е.Петров, Е.Желинский, К.Шаханов.

        

        К настоящему времени накоплены композиторские достижения, позволяющие исполнителям пополнять свой репертуар, который помогает в развитии  интеллекта и формировании духовных ценностей.

        Таким образом, современный мир народно-инструментального творчества необычайно богат.

        Музыкальные инструменты сконструированы по новейшим технологиям, что позволяет расширять  арсенал исполнительских возможностей,  обогащать репертуар.

        Конкурсы и состязания организованы по всей стране и во всем мире, что  создает для детей и молодежи огромные возможности реализовать свои таланты и  формировать в себе качества, помогающие в бытовой жизни.

        Исполнительская культура музыкантов - «народников» достигла такого высочашего мастерства, что ставит ее в один ряд с исполнителями мирового музыкального искусства.

Научно-методическая литература в данной области также накопила в себе целый пласт открытий, которые помогают педагогам и учащимся постигать  всеобъемлющий мир музыки.

        Система музыкального образования сформирована и позволяет получать широкий профессиональный спектр знаний, умений и навыков.

Становится очевидным, что пропагандировать, популяризовать народное исполнительство с его прекрасными инструментами – вот цель  каждого педагога в данной области.         Формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи происходит благодаря  получению знаний в области истории народных инструментов, чтением научно-методической литературы, сольной и коллективной деятельности, посещению концертов народной и академической музыки, и безусловно, участие родителей, как  регуляторов всего этого процесса.

        Такая цепочка всех взаимосвязанных элементов способна повлиять на ребенка и воспитать в нем такие качества, как: патриотизм, рассудительность,  доброту, милосердие, послушание, терпение, ответственность, готовность к преодолению трудностей.

        Все это позволяет утверждать об актуальности существования народно-инструментального творчества, говорить о важности и необходимости его полной реализации в современном обществе.

На сегодняшний день народно-инструментельное творчество достигает наивысшего расцвета, о каком можно было только мечтать во времена  его зарождения. Это особое явление нашей жизни, которое несет в себе основной лейтмотив: «Сейте разумное, доброе, вечное».

Педагог дополнительного образования

ГБНОУ ДУМ Спб

Трофимова Наталья Анатольевна