«Крупная форма. Вариации и рондо»

Данная работа представляет собой конспект лекции  для дистанционного занятия по фортепиано.  В материале лекции  рассматриваются особенности строения форм рондо и вариаций, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает  раскрыть тему занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_variatsii_i_rondo.docx16.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            «Крупная форма. Вариации и рондо»

 Сегодня речь пойдёт о крупной форме. Что это такое? Это большие по протяжённости произведения, с определённым замыслом, с контрастными образами, с несколькими темами, то меняющимися до неузнаваемости, то возвращающимися  к прежнему обличию. На первый взгляд, всё сложно, непонятно, длинно и скучно. На самом деле работа над крупной формой может быть очень даже увлекательной, если разобраться в «содержании». Можно сравнить произведения крупной формы с рассказом или другим литературным произведением, в котором есть разные герои. У каждого – свой характер, свой образ, но все они связаны задуманной автором сюжетной линией.

В фортепианной музыке к произведениям крупной формы относят сонаты, сонатины, вариации, рондо. Их принято играть  на зачётах и экзаменах, так как их исполнение показывает мастерство выступающего и уровень музыкального мышления. Как правило, со всеми ребятами мы проходим произведения крупной формы. С одними – эскизно, с другими – подробно. Поэтому не лишним будет вспомнить принципы построения этих произведений.

 Вначале  обратимся к наиболее понятной форме – вариациям. Их можно уже играть  в первый год обучения. Вариации – это музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений. Вариации произошли от народной музыки.  Можно представить, как народный умелец-музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, звуча  по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями; видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появлялись  вариации на песенные и плясовые темы.  

Предлагаю вашему вниманию два видео:

1.Видеоматериал на тему «Вариации», содержащий небольшое пояснение и три  музыкальных примера, темы которых  прекрасно знакомы многим: тема новогодней песенки «Ёлочка», тема известного каприса Н. Паганини и тема детской французской песенки, ставшей основой  вариаций В. Моцарта. Предлагаю задание – при прослушивании вариаций Паганини посчитать их количество, а при прослушивании вариаций Моцарта отмечать ухом начало каждой новой вариации (всего их 12) и определять, что именно видоизменилось. Кстати, заметьте, насколько красивые и блестящие вариации сочинил гениальный В. Моцарт на довольно простую и незамысловатую детскую песенку. Вдобавок - творческое задание для домашней работы: попробовать сочинить свои вариации, взяв в качестве темы мелодию «Ёлочки» из сборника «В музыку с радостью». Можно пользоваться подсказками из видео.

 https://www.youtube.com/watch?v=e1GD0zpIf3M

2. В следующем  видео – музыкальные вариации на тему «Ёлочка» от ансамбля солистов «Эрмитаж».

 https://www.youtube.com/watch?v=9yXHm7WpjgI&feature=emb_logo

Теперь поговорим о рондо. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева.   Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.

Предлагаю посмотреть интересную видео-презентацию. В ней приводятся примеры использования формы рондо не только в музыке, но также в искусстве и литературе. В качестве музыкальных примеров  даны:

 - последняя часть концерта французского композитора Франсуа Куперена

- оперная ария «Рондо Фарлафа» из оперы М. Глинка «Руслан и Людмила»

- марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева

Музыка всех трёх произведений  – жизнеутверждающая, позитивная, а «Рондо Фарлафа» наверняка вызовет у вас улыбку, особенно если вспомнить его образ, взятый из сказки А. Пушкина. При прослушивании музыки – небольшое задание: посчитать количество рефренов в 1-м примере и «узнавать» рефрены во 2-м и 3-м примерах.

Музыкальные формы. Рондо. - YouTube

Очень часто форма рондо используется для создания образов шутливого, юмористического  характера. В таком стиле написаны известные произведения «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта и «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена. Предлагаю вам их послушать. Моцарта – в оркестровом варианте, а Бетховена – в фортепианном оригинале, который исполняет Евгений Кисин – пианист-виртуоз, музыкальный вундеркинд 80-х годов двадцатого столетия. Слушайте «Рондо» и заряжайтесь энергией на весь день!

Моцарт Рондо в турецком стиле - YouTube

 Бетховен. Рондо каприччио "Ярость по поводу утерянного гроша" соч. 129. Исп. Евгений... - Яндекс.Видео (yandex.ru)