Сказки и их роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Лота Алексеевна Иванова

Сказки - это удивительный мир для ребенка.
Сказка является необходимым этапом развития детей, этапом который формирует запас жизненной прочности.
Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, начинают быстрее говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребенка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а также его творческие способности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_i_ih_rol_v_vospitanii.docx29.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сказки и их роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Иванова Лота Алексеевна,

Преподаватель ДШИ им.В. С. Серовой, г.  Чудово

              Со сказкой человек знакомится в самом начале своего жизненного пути, и она сопутствует его на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Сказки ребенок воспринимает от старших – их рассказывают, или читают в книгах. Благодаря сказке малыш учится правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается интеллектуально. Сказки любят и дети, и взрослые, т.к. они обладают простым, понятным для ребенка языком. Поэтому сначала слушая, а потом и читая книгу, развивается детское воображение.

            В произведениях сказочными героями могут быть и животные, и люди и звери. Так малыш знакомится с образом жизни, характером того или иного персонажа (Колобок, Теремок, Репка и др.). Прочитав сказку, он узнает о существовании добра и зла, верности и предательства, глупости и смекалки. Так же правильно выбранная сказка, помогает родителям справиться в кризисных ситуациях. Во всех сказках есть мораль, через которую можно помочь ребенку выйти из сложной ситуации. Поэтому так важно после прочтения, обсуждать произведение и поступки героя. Ведь положительные персонажи наделены самыми лучшими сторонами: трудолюбие, смекалка, доброта, честность, красота.

              Часто в сказках просматривается близкая связь человека и природы. Деревья и животные, умеющие разговаривать, приходят на помощь главным героям, а иногда сама природа нуждается в поддержке. Это воспитывает любовь, бережное отношение к животному и растительному миру. Так передается замысел дружбы людей  с природой. Читая сказки малышам, мы воспитываем нравственные качества человека: умение сопереживать, понимать собеседника. Кроха сравнивает себя с главным героем, переживает ситуации, проявляет смелость, находчивость, милосердие.

           «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — так писал великий русский писатель А.С. Пушкин, и неспроста. Сказка не навязчиво учит слушателя правильному поведению в той  или иной ситуации. Без нравоучений и наставлений в голове у малыша складывается верный выход из положения. В дошкольном возрасте формируется характер, преобладает значение сказки в воспитании ребенка. Чтение правильно выбранной книги поможет сблизиться родителям с детьми, а так же помочь ребенку признавать свои поступки, отделять реальность от вымысла, увидеть отрицательный результат лжи. Чтобы дошкольник понимал серьезность обмана, стоит читать ему сказки о воспитанных детях, честных героях, о том, как ложь пагубно повлияла на персонажа.

             С помощью сказок у детей развивается фантазия, творческое мышление. Во время чтения дошкольник учится бережному отношению с книгой, это одна из форм воспитания детей. Пересказывая текст, рассказчик переставляет слова, меняет выражения, вставляет комментарии.

              В русских сказках главный герой знакомит маленького слушателя с такими чувствами как любовь к родине, верность в дружбе, твердость слова, смелость, трудолюбие. Дошкольник понимает что, «без труда, не вытащишь и рыбку из пруда», чтобы добиться положительного результата, нужно потрудиться, а то, что даровано, можно с легкостью потерять. Это воспитывает такие сильные стороны характера как настойчивость, трудолюбие, выдержка. 

                 Сказки — богатый источник пословиц и поговорок. Многие отрывки становятся «крылатыми выражениями» и сопутствуют на протяжении нашей жизни.

                Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  образное мышление;  

  активную речь;

 внимание;

 умение связно выразить мысль;

 творческие способности и фантазию;

 все виды памяти;

 умение правильно использовать мимику.

                Реплики персонажей тренируют голос, артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

                Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога и педагога, или внимательного, любящего родителя.

               Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

           Часто малышей знакомят с русскими народными сказками, используя изобразительную деятельность. Рисовать можно не только карандашами и красками, приветствуется нетрадиционные методы рисования (пальчиками, отпечатки листьев, пластилином и прочее). Изученный материал лучше усваивается, если его изобразить на листе бумаги или картона.

          Возрастными особенностями большинства дошколят является неумение общаться со сверстниками, нежелание делиться игрушками, помогать в трудной ситуации другу, предрасположенность к агрессии. Малыши еще не умеют сопереживать, поддерживать друг друга. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Задача взрослых воспитывать ребенка так, чтобы он не стал равнодушным к окружающему его миру.

          Сказочные произведения — полезная основа для воспитания нравственных качеств человека. Она показывает близость человека и природы, какие бывают отношения и эмоции у людей, как отличить добро и зло. Учит ребенка мыслить, принимать решения, развивает фантазию.

           Не стоит недооценивать роль сказки в  развитии и воспитании ребенка. Так же стоит сказать о том, что выбор того или иного произведения должен опираться на возраст дошкольника. Малышам до трех лет интересно слушать про животных, они еще не понимают взаимоотношений людей. Дети от трех до пяти любят слушать короткие рассказы о приключениях. Дошколята постарше с удовольствием слушают истории подлиннее, о прекрасных  принцессах и благородных рыцарях.

            Сказка сеет веру  в победу добра над злом. Маленький читатель видит, что после череды испытаний герой вознаграждается радостью, счастьем. Это позволяет понять, что в жизни можно добиться успехов только благодаря стараниям и помощи близких. Так зарождаются сострадание, гуманность, душевность. Чем раньше сказка появляется в жизни человека, тем больше шансов укрепить в сердце доброту, справедливость, честность.

           Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно.  Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

              В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки регулярно, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки, развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д. Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этапом в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности.         

              Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей. Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

               Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Например, колобок, съеденный лисой, или униженная Золушка, или выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей: нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п. И важно понимать, что сказку нужно непросто рассказывать ребенку, а постоянно комментировать то, о чем рассказываете. Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности.