Использование игровых технологий в вокальном обучении младших школьников.

Кобычева Ольга Васильевна

На занятии распевание  занимает от 10 до 15 минут, при этом не хочется видеть лицо даже одного ребёнка, настроившего себя на то, что распевку надо «пережить». В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на его духовный мир. Как решить ряд важных образовательных (овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия) и развивающих (развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы) задач, сохранив положительный настрой учащихся от начала и до окончания занятия.

Данная работа направлена на  организацию учебно-игровой  деятельности. А также, поможет создать творческую  атмосферу на занятии. 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Использование игровых технологий в вокальном обучении младших школьников.

Автор работы:

Кобычева Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

Корсаков

2019

Содержание

Введение  ______________________________________________ 3

Глава I

  1. Теоретические основы игровой деятельности детей__________ 4
  2. Понятие и суть термина  «игровые технологии»_____________4
  3. Игровые методики_____________________________________4
  4. Критерии  музыкального  развития младшего школьника    ___6
  5. Воображение -  основа наглядно-образного мышления

младших школьников__________________________________ 7

  1. Особенности развития голосового аппарата

младших школьников__________________________________ 8

  1. Принципы выбора вокальных упражнений и распевок,

 их роль в формировании вокально – певческих навыков____   9

Глава II

Применение игровых технологий на занятиях по вокалу

 у младших школьников__________________________________  12

Выводы________________________________________________ 23

Список использованной литературы________________________  24

Интернет-ресурсы_______________________________________  25

Приложения____________________________________________ 26

Введение

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».

 В. А. Сухомлинский

         Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, занимаясь с детьми младшего школьного возраста вокалом,  заметила то, что большей  части  из них не нравится пение учебно-тренировочных упражнений. И не раз слышала фразу «А, можно сразу песни петь, без распевки». Но.… На этих самых «нелюбимых» упражнениях отрабатываются те моменты, которые просто необходимы для исполнения песенного материала. На занятии распевание  занимает от 10 до 15 минут, при этом не хочется видеть лицо даже одного ребёнка, настроившего себя на то, что распевку надо «пережить». В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на его духовный мир. Как решить ряд важных образовательных (овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия) и развивающих (развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы) задач, сохранив положительный настрой учащихся от начала и до окончания занятия.

       Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства. Методическая направленность данной работы базируется на идеях Карла Орфа, Виктора Емельянова, О. В. Кацер и др.

Правильно организованная учебно-игровая деятельность создаёт творческую  атмосферу,  вносит радость в совместную работу педагога и учащихся, создаёт творческий настрой, что оказывает положительное влияние на музыкальное развитие ребенка.

      Новизна работы заключается в подборе и применении игрового  музыкального материала  для решения образовательных и развивающих задач  в обучении детей младшего школьного возраста пению, а  также  сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения.

      Цель работы:  формирование  устойчивого интереса  и мотивации  к вокальным занятиям через использование приёмов различных игровых технологий.

      В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
  • определить принципы подбора вокальных упражнений;
  • выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков;
  • подобрать  игровой музыкальный материал, который будет выполнять задачи  учебно-тренировочных упражнений и будет интересен детям.

Глава I

  1. Теоретические основы игровой деятельности детей.

       Д.Б. Эльконин говорил о том, что игра,   наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

      Музыкально - игровая развивающая среда как средство развития, содействует обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.

       Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. Игра развивает эмпатию, сочувствие к другим, эмоциональность и выразительность. В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формированием положительной самооценки. Специфическая игровая установка, когда ребёнок одновременно верит и не верит в серьёзность происходящего. Двуплановость обуславливает развивающий эффект игры. Согласно Фрейду, игра служит прекрасным методом психотерапии. Игровое мироощущение, как правило, радостно - приподнятое и альтруистическое. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения. Отличительной чертой современности является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей эффективности.

1.2   Понятие и суть термина  «игровые технологии».

        Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников и младших школьников. Психолого – педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова и других исследователей.

 Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

       Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, главными из которых являются:

1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

2. радость творчества, испытываемая каждым ребёнком;

3. интерес окружающих к замыслам учащегося, дружеское обсуждение результатов его певческой деятельности;

4. уважение результатов работы юного исполнителя.

  1.      Игровые методики.

  «Игровая методика по обучению детей пению» Ольги Валерьевны Кацер.  Главная мысль в этой методической разработке: ребенок абсолютно всему может научиться в игровой форме.  О. Кацер опирается на труды таких  педагогов-хормейстеров  как К.Орф, З.Кодаи, Г.Струве.

     Игровая методика обучения детей пению реализуется в три этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

  1. артикуляционная гимнастикакоторая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию;
  2. игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; 
  3. развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира;
  4. речевые зарядки.  В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание;
  5. упражнения на свободу жестикуляции и мимики.

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

   1.  формирование и развитие певческой интонации;

   2.  песенное творчество;

   3.  работа над разучиванием песенного материала.

Третий этап - адаптация песни к повседневной жизни.

      В.В.Емельянов «Фонопедический метод развития голоса». В его методической разработке приведены два варианта выполнения всех упражнений: абстрактный и конкретный. В работе с младшими детьми используется именно конкретный вариант, потому что его всегда можно облечь в игровую форму, поставить перед ребенком конкретную задачу.

       Игры Е.Трифоновой по системе В.Емельянова направлены на  развитие качественных показателей голоса (чистота интонации в верхнем и нижнем регистре, увеличение объема и тембральности голоса, расширение диапазона, активизация артикуляционного и дикционного аппарата).
     
Сборники Железновых. Эта методика направлена на  формирование  чувства ритма, а добавление в нее различных мануальных действий (движение руками, похлопывание по коленкам, какой-то поверхности) ведет к развитию мелкой моторики, а значит и к интеллектуальному развитию и формированию речевого аппарата. 

        Мейлюнене Рэгина Антано «Музыкальные игры в обучении детей нулевого класса дмш» Методическая работа, лауреат Республиканского конкурса методических работ преподавателей ДМШ и ДШИ 2006 года.

    Из рецензий: «Предложенные игры помогают педагогу учить детей правильно интонировать, анализировать форму музыкального построения, соотносить масштабы её составляющих, гибко реагировать на смену метрической пульсации. Через элементарные навыки импровизации (мелодической, ритмической) ребенок в условиях игры активизирует творческое воображение, знакомится с жанрами, осваивает фортепианную клавиатуру. Предлагаемые Р.А. Мейлюнене разнообразные игровые формы позволяют в условиях групповых занятий многократно, но не утомительно закреплять необходимые для обучения навыки». Рецензент: Н.П. Хилько, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

  Огороднов Д.Е. методика КОмплексного Воспитания ЧЕловека Гуманного, методика «КОВЧЕГ».

      Данная методика своей главной, принципиальной задачей ставит, прежде всего,  бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра и на этой основе — комплексное развитие всех музыкальных и всех творческих способностей человека и оздоровление его.

      Автору методики удалось соединить вокальное воспитание,  как с речевым, так и с общемузыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе (согласно законам музыкальной формы, метроритма, лада). В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

      Познакомившись с данными методическими разработками, можно сделать вывод: технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.

  1.   Критерии  музыкального развития младшего школьника.

      Ю.Б. Алиев полагает, что к основным критериям музыкального развития младших школьников относятся:

- уровень развития художественных предпочтений;

- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

- информированность в области художественной культуры общества.

     Аналогичные критерии выдвигает Л.В. Школяр: уровень общей осведомленности о музыке; наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений; мотивация обращения ребенка к той или иной музыке.

     Л.В. Школяр связывает выделенные критерии с компонентами музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие. Автор считает, что самое важное – выяснить: что ребенок ждет от музыки, чего ищет в ней. А это связано со сферой духовных накоплений личности. В связи с этим Школяр предлагает детям задания на воображаемые ситуации: «Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок-концерт года, что бы хотел ею рассказать детям?», «Какую музыку ты выберешь, чтобы послушать в кругу семьи?» и т.п.

      С духовным постижением музыкального искусства Л.В. Школяр связывает и критерии музыкальной грамотности:

- степень внутренней открытости школьника для постижения незнакомой музыки;

-  наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку;

- степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;

- степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении с опорой на закономерности музыкального искусства.

     Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

- эмоциональность;

- степень осознанности замысла;

- изобразительность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

- художественность воплощения замысла;

- привлечение имеющегося музыкального опыта.

1.5 Воображение -  основа наглядно-образного мышления младших       школьников

        Музыкальное воспитание - это целенаправленное воспитание личности, путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического вкуса. Учащиеся успешно усваивают различные виды музыкальной деятельности, если учитываются их индивидуальные особенности, возрастные возможности. Воображение является основой наглядно-образного мышления младших школьников. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Воображение – особая форма человеческой психики, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Воображение младшего школьника оценивается по степени развитости: эмоциональной отзывчивости на прослушиваемую музыку, четкости двигательной реакции на ритмические образы, быстроте эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество связано со всеми свойствами личности, и не исчерпывается какой – либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: музыкальном, литературном, художественном, и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями. Младшим школьникам свойственна конкретность детского воображения, образы которого различаются по модальности: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные.

       Благодаря познавательной функции воображения, младшие школьники лучше узнают окружающий мир. Познавательное воображение формируется, при помощи отделения предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает: краткие пояснения, применение различных наглядных приемов, показ иллюстраций, вычленение отдельных эпизодов из пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ. Выразительное исполнение музыкальных произведений - это простота, точность. Недопустимы различного вида упрощения и искажения. Краткое пояснение должно быть ярким, образным, направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять лишними разговорами. Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях, эмоционально окрашивается в зависимости от характера музыкального образа.

  1.   Особенности развития голосового аппарата младших школьников.

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка.

Для голосов детей младшего школьного возраста характерно преимущественно фальцетное голосообразование, так как вокальная мышца еще не сформировалась (это произойдет к 11-12 годам). Но нельзя исключать и встречающееся природное грудное и микстовое звучание. Размер гортани детей этой возрастной группы в 2-2,5 раза меньше и положение гортани выше, чем у взрослого человека. Хрящи гортани гибкие, мягкие, поэтому детская гортань эластична и весьма подвижна. Голосовые связки короткие, узкие и тонкие. Дыхательная мускулатура развита слабо, объем легких невелик, характерен ключичный тип дыхания. Звуковысотный диапазон в основном не превышает пределов первой октавы (5-6 лет: ре-ля; 7-8 лет: до, ре-си, до), динамический диапазон также невелик (до mf), фонационный выдох короткий, тембр небогат красками, но это компенсируется звонкостью и полетностью, поскольку для детей характерно высокое голосовое звучание голоса.

К 9-10 годам голосовой аппарат развивается и крепнет, формируется микстовое звучание, расширяется динамический и звуковысотный диапазоны, удлиняется фонационный выдох, обогащается тембр, начинается разделение высокие и низкие голоса (высокие голоса: девочки- сопрано, мальчики- дисканты; низкие голоса- альты). Диапазоны высоких голосов примерно до-ре, ми, низких (ля), си-до. Достаточно четко проявляется грудной, смешанный (микст) и головной регистры. Своего расцвета детские голоса достигают, в основном, в период с 9 лет и до мутации.

     По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается сильнее и компактнее.

Если  певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть звуки от ля малой октавы до ре (и даже выше). Однако «звучащая зона» их голоса значительно меньше: она расположена, в среднем, между ми и си (иногда до). Эта зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для воспроизведения; она-то и должна в основном использоваться при обучении пению. Называется эта зона рабочим диапазоном голоса.

1.7 Принципы выбора вокальных упражнений и распевок, их роль в формировании вокально – певческих навыков.

Упражнения следует подбирать таким образом, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам, работа над ними должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к  пению.

Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п., словом, должны помогать певцам овладеть техническими приемами выразительного исполнения. Есть упражнения, которые носят комплексный характер, то есть развивают различные навыки одновременно.

Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешению задач вокального обучения: учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работе голосообразующего аппарата.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения.

В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.

В системе вокальных упражнений предполагается такое расположение учебного материала, при котором ученику приходится преодолевать постепенно возрастающие трудности.

Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Четвертое условие- разнообразие заданий, переключение внимания учащихся в процессе упражнений с одного задания на другое, охват целого комплекса заданий.

Пятое условие системы вокально упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.

В процессе выработки у школьников вокальных навыков весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений, можно разделить на два вида.

1. Специальные упражнения. Система их способствует выработке певческих навыков, помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной задаче.

2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают преодолеть конкретные трудности в той или иной песне. Упражнения этого вида, в отличие от первого, не могут быть в такой же мере систематизированы. Однако и данный вид упражнений строиться на определенной принципиальной основе. Так, известно, что песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками. Однако, нередко встречаются песни, в которых имеются отдельные трудности, свойственные лишь данной песне и не преодолимые еще в процессе предварительной работы над усвоением навыков.

Система вокальных упражнений строиться на основе следующих положений вокальной педагогики:

- в процессе упражнений необходимо выработать у учащихся навык бесшумного и глубокого вдоха с расширением при вдохе области пояса, а также навык постепенного экономного выдоха с сохранением вдыхательного положения грудной клетки. Не следует набирать чрезмерно большое количество воздуха. Правильная организация певческого дыхания требует взаимосвязи отдельных частей голосового аппарата. Поэтому не следует увлекаться длительными изолированными дыхательными упражнениями (без пения);

- начинать вокальные упражнения следует с естественно звучащих нот диапазона учащихся, идя постепенно по линии расширения зоны естественного, свободного (примарного) звучания, воспитывать светлое, звонкое звучание в хоре;

- в вокально – тренировочных упражнениях необходимо учитывать, что в певческой дикции главное заключается не в произношении гласных в их орфоэпическом виде, а в сохранении правильного певческого тона, звучанию которого подчинено произношение гласных. Для этого необходима нейтрализация (выравнивание, округление) произношения гласных в пении, что, в свою очередь, часто требует сохранения чистоты звучания безударной гласной.

Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:

а) установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокально-технического задания.

б) сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысление содержания, задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения упражнения.

в) личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, а также демонстрации фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующими пояснениями.

г) связь вокальных упражнений  с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений.

д) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений при помощи разнообразия упражнений и методических приемов.

е) сочетание в процессе вокально-тренировочных упражнений коллективного пения всем ансамблем, а также  с индивидуальным опросом  учащихся.

ж) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации.

Система специальных вокальных упражнений предполагает следующий объем и порядок расположения учебных задач: вначале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре. Далее вокально-хоровые навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются в пении на два голоса, и на три голоса.

Вывод:

Руководитель должен иметь запас вокальных упражнений, пополнять его новыми интересными примерами (из конкретных произведений, заимствовать у коллег, черпать из публикующейся методической литературы, сочинять собственные упражнения-задания). Упражнения должны использоваться  в определенном порядке, предполагая постепенность и разносторонность развития голоса и вокальной техники певцов.

Глава II

Применение игровых технологий на занятиях по вокалу у младших школьников.

      Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- корпус держать прямо, без напряжения, а плечи слегка оттянуть назад;

- сидеть на краешке стула, без напряжения, также опираясь на ноги;

- при положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание.

Детям напоминается в стихотворной форме.

Ольга Мельникова
«Правила пения сидя и стоя»

Певческая установка сидя.

Хором петь начать хотим,

За установкой проследим.

Чтобы нам красиво петь.

Нужно правильно сидеть,

Спину надо не сгибать.

Прямо голову держать

Руки пусть лежат свободно

На коленях, как удобно.

Ноги ровно у ребят

На полу всегда стоят.

Певческая установка стоя.

Хором петь начать хотим,

За установкой проследим.

Стоя петь мы начинаем,

Установку проверяем.

Сразу плечи расправляем

Спину ровно выпрямляем.

Голову не задираем

Руки вниз мы опускаем

Ноги ровно у ребят

На полу всегда стоят.

Упражнение «Сели, встали» (его использую и как физкультминутку)

На занятии используются и здоровьесберегающие технологии.

Как беречь свой голос.

 Как беречь свой слух.

Правило «Ладошки».

       Прошу детей хлопнуть очень сильно в свои ладоши. После хлопка, детям задаю следующий вопрос: «Как ваши ладошки сейчас себя чувствуют?». Дети отвечают, что они болят, колются, им неприятно… дальше следует рассказ о том, что в у человека тоже есть такие ладошки в горле и зовутся они голосовыми связками. Если кричать, то голосовые связки чувствуют то, что чувствовали ваши настоящие ладошки, когда громко хлопали.

Правило «Барабан»

     На занятии детям показывается барабан или картинка барабана. Когда по барабану стучать правильно, не со всей силы, то и барабан цел и ушкам приятно. Но стоит только ударить сильно, и барабан становится дырявым. Такие неприятности могут случиться с барабанными перепонками, которые находятся у человека в ушах.

Самый главный враг человека: громкий звук.

Продолжаем занятие с артикуляционной и мимической гимнастик.

     Артикуляционно-фонематическая распевка «Путешествие», которая включает в себя мимическую и артикуляционную гимнастики.

       Мимика способствует качеству выразительности исполнения, артикуляция – дикции, звукообразованию.

Дети становятся по кругу.

 Просыпаемся, поднимаемся.  Пение с закрытым ртом на сонорный звук «м» - «мычание» осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа.  Пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

Едем на легковой машине. Упражнение «бырчание», оно трудоёмко по технике дыхания, а нём «разогреваются» губы и мышцы лица, отвечающие за артикуляцию и дикцию.

Сели на грузовую машину. Распевание на звуке «р» - «рычание»  включает в работу средний регистр, «разогревает» язык, на этот звук требуется больше расхода дыхания.

Пересаживаемся на «самолёт», со звуком «у» раскрываем руки в стороны с  движением по кругу. Приземлились,  встреча с друзьями.

 «привет» - дети обнимаются

«поцелуйчики»- изображают поцелуй в щёчку 

«угощение»

Говорят, ты острый, перец,
что, и вправду ты как нож?
Ну, не веришь, так не веришь…
Надкуси, тогда поймёшь!


дети «пробуют» сначала перец, а далее по предложенному тексту

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Что за "ЛИ"?
Что за "МОН"?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут "
ЛИМОН",
Сразу станет кисло.

В летний зной я в тень присел,
Там
мороженое съел.
Кушал его осторожно,
Так, как простудиться можно.

Очень семечки люблю! 

Их мешок себе куплю!

 А потом семь дней подряд
Стоматолог будет рад, 

Потому что до субботы
будет занят он работой.

     С дороги устали, дружно «позевали» и пошли спать.

         Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у него в дальнейшем,  заниматься артикуляционной гимнастикой в системе. Исполнение упражнений, связанных с работой губ, языка и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. Ребенок должен видеть, что язык делает.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

         «Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

 «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения  между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

 «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю  губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

        «Лошадка»: Пощелкайте         языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

         «Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

        «Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

 

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

     

     Упражнения выполняются количество раз, кратное 8.  Мы делаем по 16 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

       Для артикуляции и дыхания берём стих про «горох» В. Кудлачева:

За селом у двух дорог,
Ох-ох-ох.
Баба сеяла горох,
Ох-ох-ох.
Лук взошел, а не горох,
Ох-ох-ох.
Да еще чертополох,
Ох-ох-ох.
Баба руки развела,
Ох-ох-ох.
Видно память подвела,
Ох-ох-ох.

       Перед пением следующих упражнений нужно обратить внимание на то, как ребенок дышит во время пения. Для маленьких детей характерен ключичный тип дыхания, поэтому на первых занятиях достаточно попросить детей не поднимать плечи во время вдоха и стараться производить его бесшумно.

       Ребёнок обязан спеть предлагаемую цепочку звуков от начала до конца на одном дыхании, и закончить последний звук раньше, чем он снимает его с дыхания. В случае если у него дыхание иссякает, он может получить поддержку брюшного пресса. Динамика звука также осуществляются брюшным прессом, а не мышцами гортани. Для того чтобы дети наглядно поняли, от чего зависит плавность и равномерность дыхания, полезно обратить их внимание на водяную струю, спокойствие которой зависит от ровности русла, по которому она протекает. Если на дне ручья нет камушков, струя движется плавно, но стоит ей столкнуться, хоть с одним препятствием, как в ней моментально происходит завихрение, меняющее её прежнее спокойное протекание. Каждый ребёнок может проделать у себя дома ещё более наглядный опыт при помощи водопроводного крана. Для этого надо предложить сначала повернуть кран круто, что вызовет сильный напор струи и массу брызг. Это докажет что, сила напряжения намного превысила силу сопротивления, и её необходимо отрегулировать подкручиванием крана до тех пор, пока вода не побежит спокойной непрерывной струёй. На таком наглядном примере дети смогут  понять, чего от них хотят, а главное, что плавность дыхания, к которой стремятся все певцы, зависит не от количества вбираемого воздуха, а от регулировки, которая вырабатывается временем и очень постепенно. Именно эта регулировка, т.е. выдыхание с умением предвидеть, как распределить дыхание, как использовать его силу, и есть самое трудное в вопросе дыхания, в котором опять главную роль берут на себя внимание и музыкальный слух, как педагога, так и ученика.

       «Длинная и короткая дистанции». Работа над цепным дыханием.  При негромком пении, дети долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

 Прогулки «по лесу»

«комарик»

- сначала «з» на выдохе, на одном дыхании, затем «Я зузу». После пропевания цепочки руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.

«муха»

- звук «ж» на выдохе, на одном дыхании, затем «Я жужу». После пропевания цепочки руки медленно сводятся, и в конце муха  прихлопывается.  

«я пою»

- поётся плавно, в умеренном темпе

          Пение гаммы. Различные звуки в пределах диапазона голоса можно петь отдельно, в отрыве друг от друга, без систематической связи много раз. Но от этого не будет выравниваться их звучание, даже если мы поставим себе это целью. Когда же мы отдельные звуки расставим поступенно, превратим их в гамму или её элементы и будем их петь связно, т.е. специально организуем, повторение всех звуков, то оно уже станет способствовать выравниванию звучания во всём диапазоне. Этого нельзя достичь при помощи пения только расположенных поступенно звуков. Такой вид упражнений не может обеспечить формирование навыка однородного звучания во всём диапазоне.        

        На первом году, а зачастую и на втором гамма поётся на штрихе «стаккато». Во-первых «острые» звуки легче интонируются, во-вторых,  закрепляется правильное дыхание. Можно варьировать штрихи. Первых тетрахорд петь на легато, второй -  на стаккато. Для того, чтобы дети запомнили «мелодию» гаммы, названия нот гаммы заменяю словами.

  «я гуляю во дворе, вижу домик на горе. Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь - тук тук тук!».

Хотя из наблюдения видно,  что детям больше нравится петь нотами.

        Пение интервалов одно из самых любимых упражнений у детей. Оно называется «Зоопарк»

- прима – ленивец

- секунда – черепаха

- терция – цапля

- кварта – лягушка

- квинта – заяц

- секста – лошадь

- септима – рысь, тигр, гепард

- октава – кукушка

Сначала детям даю чистые и большие интервалы, затем малые.

         В своей практике я столкнулась с той трудностью, что из-за частых смен преподавателей в процессе моей учёбы, менялись методики и требования. Разница была по дыханию, формированию звуков, работе диапазона. Но в итоге всё вернулось к основам  академического вокала.

         Работа над формированием гласных одна из самых трудоёмких. В старших группах это пропевание гласных на одном звуке, с контролем на зеркало. При пении гласных «а-э-о-ы» следует следить за тем, чтобы положение ротового аппарата визуально практически не изменялось. Более сложное сочетание со звуками «и, у».  

       Детям младшего возраста предлагаются упражнения с геометрическими фигурами. Как правило,  они не даются на определённом звуке. В старших группах это уже полноценное упражнение на глиссандо от заданных звуков.

Упражнение «я рисую»

       В пении голос может «стоять» на месте, как показывает горизонтальная линия (______), а может «подниматься» и «спускаться», как показывает линия-горка.

 (            ). Если палец движется по линии без повышений и понижений, голос тоже должен звучать одинаково, монотонно, без повышений и понижений, на одной высоте:

___________________________

И-и-и-и-и…….

 

    Если палец «поднимается» в горку, голос тоже должен утончаться, повышаться. Используем интонацию «удивления» на гласном звуке  «О». Когда палец «спускается» с горки, и голос должен с изменённого, с интонацией «разочарования» на гласном звуке У вернуться к изначальному:

                   Рисуем геометрические фигуры голосом:

Чего нужно добиваться: умения изменять высоту голоса и петь на одной высоте соответственно рисунку-схеме.

Упражнение на управление голосом. Выполнять это задание надо:  монотонно, однообразно петь, ведя пальцем по горизонтальной линии. Это не сложно.

_______

И-и-и….

Упражнение «слоги». 

     Порядок слогов взят из методики Виктора Емельянова. Слоги произносятся разными штрихами: легато, нон легато, стаккато под музыкальное сопровождение. Это упражнение предполагает решение нескольких задач:

-управляет определенной атакой звука;

- активизирует краевое смыкание голосовых складок на стаккато;

- звукообразование на стаккато так же тренирует и артикуляцию того или иного гласного;

- дает понятие о пении активном звуком

        Согласные звуки значительно активизируют работу артикуляционных органов ротовой полости. Поэтому во всех случаях вялой работы этих органов упражнения лучше начинать сразу с сочетания гласных звуков с согласными

Ри…у…э…о       Ли…у…э…о    Пи…у…э…о

При..у...э…о      Ди…у…э…о     Ти…у…э…о

Ми…у…э…о      Ни…у…э…о    Ви…у…э…о

Фи...у...э…о        Щи..у…э…о    Би…у…э…о

Зи…у…э…о     Си…у…э…о    Ци…у…э…о

Жи...у...э…о     Ши..у…э…о    Чи…у…э…о

        На первоначальном этапе слоги проговариваются, далее слоги поются.

         Упражнение «смех». Сначала выполняется на одном звуке. Сначала поётся на гласном а. Затем можно петь на о, у. При исполнении используется стаккато. Ритм исполнения:

  1. I I I I
  2.  П П I
  3. III III I

    При выборе гласного исходит также и из общего звучания голоса ребёнка. Если голос звучит глухо, затемнено, глубоко, то рационально применять упражнения на звонкие гласные «и», «е», способствующие близкому звучанию. И, наоборот, если голос звучит слишком близко, открыто и плоско, то следует начинать с глухих гласных «о», «у» или округлённого «а». Необходимо учитывать и различные призвуки, тембровые особенности голоса. При горловом призвуке, «зажатом» голосообразовании гласный «и» ещё более усугубит эти качества, а гласные «а», «о», «у», помогут убрать их. При носовом призвуке показаны упражнения на гласные «о» и особенно «у». Иногда пение упражнений начинают с гласного «а», т.е. его делают основным гласным, на котором при помощи упражнений вырабатывают основные вокальные качества звучания.

     Применение гласного «а» наиболее рационально в том случае, если голос ученика не имеет резких недостатков. В этих случаях гласный «а» оказывается как бы «примарным» гласным, наиболее удобным для пения.

     После того, как избранный первоначально гласный обретает нужные качества, переходят к другим гласным, постепенно на них осваивая вокальное звучание, распространяя звучание, выработанное на первом гласном. Это делают путём присоединения их к первому вокально оформленному гласному.

       Иногда в начальные упражнения, помимо основного, включают и другие гласные. Обычно это делается для того, чтобы с их помощью добиться нужного звучания основного гласного. Но чтобы его звучание было более ярким и близким, к нему присоединяют гласный «и» (поют «и-а») или, если этот гласный необходимо округлить то, «о» (поют «о-а») и т.д.

      Начинать упражнение можно на одном гласном звуке, без согласного или в сочетании с различными согласными, всегда произносимыми перед гласными. Умелое сочетание согласных с гласными позволяет влиять на качество звучания гласных и значит на общее звучание голоса.

Упражнение «вьюга»

Упражнение выполняется на звуках длинного арпеджио. Начинается с до первой октавы.

- уточняет интонацию;

-фермата на последнем звуке  позволяет выстроить унисон;

- формирует навык удерживать тон на одной высоте одинаковым по силе голосом или различными нюансами, что тренирует певческое дыхание.

        Упражнение выполняется через гласную «ю»,переходящем в  «у».

Применение йотированных гласных способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых связок в момент атаки.

Гласный «у» - самый глубокий и “тёмный” гласный, поэтому не применяется при углубленном и глухом общем фоне звучания. При произношении этого звука больше, чем на всех других гласных поднимется мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная труба. “У” активизирует голосовые связки, значительно стимулирует работу губ. Этот гласный показан при работе с детскими голосам. Во - первых активизирует мягкое нёбо, его вялость. Во - вторых активизирует работу голосовых связок и губ. В -  третьих помогает избавиться от плоского, чрезмерно близкого звучания. Широко применяется при вокально-хоровой работе, так как хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом.

В работе над дикцией очень полезны скороговорки. Они растормаживают артикуляционный аппарат, активизируют внимание и являются игровым приемом.

Перед разучиванием скороговорок, детям рассказывается о древнегреческом ораторе и политическом деятеле Демосфене, который, как известно, от природы обладал ужасной дикцией, слишком тихим голосом и рядом физических недостатков. Первое его публичное выступление было освистано, однако Демосфен не сдался и с помощью тренировок сумел добиться того, что стал величайшим оратором своего времени.

Дети с удовольствием учат и говорят скороговорки.  Например «мама мам молока бы нам, мёд медведь в лесу нашёл, мало мёда, много пчёл». Сначала упражнение выполняется в унисон, далее оно поётся каноном, на три голоса. Скороговорка «от топота копыт пыль по полю летит» не поётся каноном, но усложняется тем, что в каждом голосе партия уже не звучит на одном звуке.

  Изменение темпа анализирует скорость речи как зачастую игнорируемую характеристику личности, а также показывает, какое важное влияние способен оказывать меняющийся темп речи. Двумя очевидными крайностями здесь является речь настолько быстрая, что слушатель не успевает за говорящим (а при нечёткой дикции и непонимающем), и речь настолько медленная, что слушатель томится, не в силах дождаться её конца. Работа над скороговоркой своего рода «постепенный переход» из одной крайности в другую.

  Скороговорки являются отличным инструментом, помогающим повысить интонирование и четкость. Но кроме них есть еще и профессиональные сочетания звуков. Такими сочетаниями являются ЛРА, ЛРО, ЛРИ, ЛРУ, ЗЖДРА, ЗДЖРИ, ЗДЖРО, ЗДЖРУ. Плюс таких звукосочетаний в том, что они лишены смысла, мы просто механически их произносим. А вот в скороговорках мы порою путаемся, цепляясь за их смысл.

 Для детей младшего школьного возраста стали любимыми упражнения – фиксипелки мультяшных героев – Фиксиков. «Фиксипелки - Помогатор», «Фиксипелки - часики».  Детям они хорошо знакомы, практически отдельно слова учить не приходиться, но если встаёт такая необходимость, то слова их запоминаются очень быстро. Дети с удовольствием поют их. На них мы работаем над дикцией, артикуляцией, динамическими оттенками. (приложение 1.)

   Упражнение «Ферма» взято из детской передачи «Улица Сезам».

     - у тёти Маши ферма есть

     - олео ле у

     - и есть на ферме 15 поросят

     - олео ле у

     Далее берётся правильный по технике вдох и начинается счёт до 15-ти с чётким проговариванием звуков на одном дыхании.

     Первая часть упражнения отрабатывает кантиленность, плавность дыхания, формирование правильного вдоха. Счётная часть-артикуляцию, более глубокое дыхание, умение его распределять до конца счёта.

      Упражнение «поутру».  Из  вокально-хоровой  работы в  детском саду

 О. Картушиной хорошо подходит для распевания детей с 5 лет и до… Так как работа над кантиленой проводится всегда и навык её закрепляется на протяжении всего времени занятия вокалом.

           Упражнение «Курочки и петушки».

На слоге «ко» движение по мажорным трезвучиям вверх и вниз. Упражнение на мягкую атаку звука, активизацию дыхания, работы верхнего нёба, оно «собирает звук».

           Упражнение «рен дэ ко рэ ву». Красиво звучащее на минорном трезвучии оно позволяет почувствовать детей «оперными певцами», учит фокусировать звук, придаёт тембру голоса более глубокое, грудное звучание.                     Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

        Цель ритмодекламации -  развитие  поэтического слуха, чувства слова, воображения. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

      Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. (Приложение 2.)

     «Музыкальные бусы». При повторении песни используется пение по «цепочке». Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение каждого ребёнка. Можно использовать другой вариант уже на новом материале. Учим песню по индивидуальным строчкам. Каждый ребёнок запоминает свою строчку, в результате получается «звучащий» куплет.

        Упражнение «Пузырь». Начинается с высокого звука. «Надувайся, наш пузырь, надувайся…». Когда мы начинаем выдувать мыльный пузырь, он маленький, легкий. Он пытается высоко взлететь…Голос, когда мы начинаем это упражнение, тоже должен быть лёгким и высоким. Дальше мы хотим чтобы наш пузырь стал большим. При этом он становится немного тяжелее, его уже тянет вниз. Также и с нашим голосом во время исполнения строчек: «да не лопни, смотри, да не лопни, смотри, да не лопни… Хлоп!».

      «Капризное радио». ( Ж. Металлиди ).

       Цель – развивать внутренний слух и чёткую артикуляцию. Описание: дети поют хорошо выученную песню. Когда радио включено – все её поют, когда выключено – песня исполняется про себя. Вначале “включение” и «выключение» соответствует фразам песни. Далее задание усложняется: радио может «включиться» и «выключиться» в любой момент.

        Игровой приём на развитие чистого интонирования «Чебурашка». Описание: ребёнок ставит ладошки на «ребро»  к внешней стороне ушей. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение. (Использовали Струве и Огороднов  в работе с хором).

     «Подскажи» на развитие внимания. (Мейлюнене Р. А.)
Описание: педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда ученик «подскажет» слово, которое он «забыл».

 «Попугай» на развитие памяти. (Мейлюнене Р. А.)  Ученик пропевает музыкальные фразы песни вслед за исполнением педагога.

      «Птички и рыбки». В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагается детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией. Для начала все  дети  поют  «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

        «Теремок». К теремку приходят разные звери.  При смене тембра,  высоты звука, штриха можно изобразить разных зверей, птиц.

         Цель этого упражнения: не только исследовать возможности своего голоса, но и научиться ими пользоваться.

         

Выводы

        Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

        Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «мост игры».  Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

       В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. 

В процессе применения игровых технологий на вокальных занятиях у младших школьников  позволит:        

       - Закрепить необходимые вокально – певческие навыки;

       - Сконцентрировать творческое внимание;

       - Пробудить эмоциональную сферу и  творческую фантазию.

     

Список  литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 1968.

  1.  Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей.-М.,1990.-448с.
  2.  Гугова И.В. Мастер-класс «Основы выразительного чтения». Дополнительное образование и воспитание.-2008.-10.-с.38-42
  3. Данилова Л.В. Теоретические основы и методика музыкально-эмоционального развития детей в хоровом коллективе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. - 202 с.
  4.  Детский музыкальный театр:программы,разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др.-Волгоград
  5.  Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М.:Музыка,1968.-675с.
  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 240 с.
  7.  Дорофеева И.А.Развитие индивидуальности учащегося в сфере                    музыкального образования: ретроспектива. Дополнительное образование.-       2007.-6.-с.30-32
  8.  Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
  9.  Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению //Санкт-Петербург: Издательство «Музыкальная палитра», 2008 – 56 с.
  10. Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие  - М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.
  11. Лащенко А.Л. Хоровая культура как предмет изучения: Дис. ... докт. искусствовед. Киев, 1990. - 287 с.
  12.  Мейлюнене Р. А, «Музыкальные игры в обучении детей нулевого класса ДМШ» Методическая работа, Кондопога 2007
  13.  Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
  14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996.
  15. Пилипко Н.В. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практич. психология учителю  -М.,: УЦ "Перспектива", 2002.
  16. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей /  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

  1. http://bel-canto.ru/solfedj.htm
  2. http://bel-canto.ru/krasota.htm
  3.  www.smolin.ru/actual/public/2007-03.14.htm
  4.  http://50rus.info/culture_art/вокал 
  5.  www.eraz.ru/colledge/spec/070103
  6.  www.greencape.lomonholding.ru/articles_16_486.htm.
  7.   http://strelnikova.ru
  8. http://www.mosoblpress.ru/38/18935
  9. http://www.rlib.yar.ru:8088/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe 

Приложение 1.

Текст песни «Фиксипелки - Помогатор»   

Телевизор,телевизор

Телевизор, те-те-те-те-телевизор

Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор

Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор

Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!

Холодильник!

Холодильник,холодильник

Холодильник, ха-ха-ха-ха-холодильник

Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник

Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник

Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!

Кофемолка!

Кофемолка,кофемолка

Кофемолка,ка-ка-ка-ка-кофемолка

Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка

Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка

Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!

Вентилятор!

Вентилятор,вентилятор

Вентилятор,ви-ви-ви-ви-вентилятор

Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор

Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор

Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!

Калькулятор?  Нет!Не...

Трансформатор!  Нет!Не...Да что Вы говорите такое?

Синтезатор?   Нет!Не...не угадали!

Экскаватор? Ну, вааще! Да нет же! Совсем не то!

Помогатор,помогатор

Помогатор,па-па-па-па-помогатор

Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор

Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!

Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор

Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри! Помогатор!!!


Текст песни «Фиксипелки - часики»  

Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики минуты берегут.
Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики лениться не дадут.
Тики-так, тики-так – 
Нам без часиков никак.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики минуты берегут.
Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так – 
Часики идут, часики идут,


Часики последнего не ждут.
Тики-так, тики-так – 
Нам без часиков никак.


Тики-так, тики-так – 
Нам без часиков никак.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики и там, часики и тут,
Часики идут, идут, идут.
Часики идут, идут, идут.
Часики идут, идут, идут.
Часики идут, идут, идут.

Приложение 2.

Жадный пес

Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам – 
Гам-гам-гам!
В. Квитка

   «Ванна – море                                          руки в сторону

   Я – пароход                                              руки перед собой в «замок»

   Полный назад                                          шаг назад

   Полный вперёд                                        шаг вперёд

   Права руля                                                руки вправо

   Лево руля                                                  руки влево

   Мчусь я по морю руками бурля         вращают руками перед собой

   Я бы доплыть да Австралии смог          плавательные движения перед собой

  Жаль, что на кухне протёк потолок»      меняют высоту голоса  

                                                                                                     

 «Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался

(громко) Я завтра его оторву!!!


«Ехал странный пассажир

Вёз в кошёлке рыбий жир              выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит                 наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт                     наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром»        выделяют слово «жиром» (с отвращением)

Педагог                                                                                Дети

«Лес ночной – он полон звуков                                         х-х-х……

Кто-то «укал»                                                                      у-у-у……

Кто-то хрюкал                                                                     хрю-хрю…..

Кто мяукал                                                                           мяу…….

Кто-то топал                                                                        топают

Кто-то крыльями захлопал                                                 руками по телу

И кричал «Ау»                                                                     «А-ууууу…..»

И глазищами вращал                                                          штробас

Лес не спал                                                                          наперебой говорят

                                                                    всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо                                              говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал»

Снеговичок


Во дворе Снеговичок
Чешет варежкой бочок.
Загрустил Снеговичок,

Потерял свой сундучок

Что лежало в сундучке?
Расскажу сейчас, тебе

Бублик, зонтик, поварешки,

грузовик и две матрешки.
Много веток для метлы

Небывалой красоты.

Ну и главное!!! Обновка!
Была для носика - морковка!

Теперь стоит – стесняется,
Ладошкой прикрывается.


-ритмичные хлопки в ладошки
- чешем бока
грустное выражение лица, качаем головой
-ладошка возле лба, смотрим вдаль "ищем"
- пожимаем плечами, с поворотом
-три хлопка, затем ладошки вытягиваем вперед
(С каждым словом ускорение, и повышение голоса, интонационно как бы вверх)
«Колечко» из пальчиков; правая рука вверх, ладонь над головой; обе руки внизу ладони «ковшиком»; показать «руль» и т.д. по тексту
Показать нос, как у Буратино
- глазки опустили, носиком ноги "ковыряем" на полу "стесняемся", руки за спинку
- лицо закрыли - открыли.